Видимо, удел любителей качественного звука — постоянное совершенствование своей системы. Где каждый новый шаг — приближение к идеалу. Однако бывают на этом пути неожиданности. Об одном таком случае я и хочу рассказать.

Мой виниловый сетап до недавнего времени был такой:

вертушка — Pro-Ject X1;

голова — Ortofon Quintet Red;

фонокорректор — Luxman E-200;

фонокабель — Ortofon 1010R.

Я наслаждался звучанием и в ближайший год ничего не собирался менять. А пока — неторопливо обдумывал следующий шаг с учетом того, что узким местом в сетапе была голова. А замена головы неизбежно «тянула» за собой и замену вертушки. Достаточно логичным решением следующей модернизации сетапа было такое (отдельное спасибо за поддержку такого решения — @Gorbatov):

голова — Ortofon Quintet Black S;

вертушка — Pro-Ject Xtension 9 Evolution.

Кредит

Однажды — дело было близко к полуночи — какой-то бес шепнул мне проверить один момент: а можно ли без денег, в полночь купить, скажем, новую голову? Я залез на сайт известного сетевого магазина, выбрал в корзину Черный Квинтет и в качестве оплаты выбрал «0-0-6». Эти цифры означали следующее: первоначальный взнос — 0; переплата – 0; рассрочка — 6 месяцев.

Я заполнил совсем простую анкету (ФИО, e-mail, номер мобильного телефона) и нажал «Enter». Через 5 минут (а время было около полуночи) на мой мобильный позвонил сотрудник известного банка. Представившись, он уточнил, действительно ли я заполнил анкету и хочу приобрести в таком-то магазине такой-то товар. Я подтвердил.

Далее последовала беседа минут на 7, в ходе которой мне были заданы вопросы касательно моих доходов. После разговора, еще через 3 минуты на мобильный пришло сообщение, что мой запрос на покупку одобрен. А еще через 2 минуты мне позвонил на мобильный телефон тот же сотрудник. Мне повторили условия покупки: действительно, я мог забрать свой Черный Квинтет завтра, рассрочка платежа — 6 месяцев, ежемесячный платеж, начиная со следующего месяца был равен ровно 1/6 от стоимости покупки. Никаких переплат.

Если я согласен на эти условия, мне надлежало завтра после 10-00 с паспортом подойти в ближайшее отделение банка (благо оно располагалось в 800 метрах от моего дома) — подписать договор с банком. После чего банк переведет в магазин сумму, равную стоимости Ortofon Quintet Black S — и я могу забирать новую голову. Так и случилось. И вот я стал обладателем новой головы для своего винилового сетапа.

Суровый экзамен

Дальше — информация для тех, кто впервые покупает новые головы для винилового проигрывателя.

Сказать, что новая голова Ortofon Quintet Black S сразу никак не играет — ничего не сказать. Звук зажатый, плоский, совсем не такой, как должно. Будьте к этому готовы. Первый звук, отдаленно напоминающий звучание новой головы, появился через 10 часов использования. Примерно через 20 часов прогрева звук стал вполне сбалансированным. Окончательное звучание новой головы установилось через 30 часов использования.

Что сказать о звучании Ortofon Quintet Black S? Звук стал еще точнее. Но будьте готовы к тому, что усилятся различия в звучании вашей коллекции. Предыдущая голова — Ortofon Quintet Red — играла с некоторой долей уравниловки: хорошо записанный винил не сильно выделялся на фоне средней записи. А плохие записи не были столь провальные. Сейчас же, с черным картриджем каждую пластинку ждал суровый экзамен — и посредственные записи просто не хотелось слушать. Зато действительно качественный винил зазвучал существенно лучше.

Что еще бросается в уши? Тишина в начальных канавках пластинки. Такое чувство, что новый картридж тише подает тишину.

Неожиданно (а я с некоторым волнением ожидал худшего) спокойно новая голова встретила пластинки в состоянии VG. Ждал худшего. Конечно, царапины слышны. Но не критично.

Прижим я по аналогии с Quintet Red выставил 2,2 грамма. И ошибся. Правильный звук, собранный, не размазня появился при прижиме в 2,3 гр. Дальнейшее увеличение силы прижима не повлияло на характер звука.

Заточка и длина тонарма

А теперь о самом главном. Дело в том, что острая заточка Ortofon Quintet Black S предполагает весьма точную настройку. Но я был к этому готов. К чему я не был готов, так это к тому, что точная настройка на тонарме длиной 8,6 дюймов (а такой тонарм установлен на проигрывателе Pro-Ject X1) возможна только в узком диапазоне. Далее угловая погрешность сводила точность установки на нет.

Мысленно разбейте пластинку на три равные зоны: первая зона — от начала записи, вторая зона — середина, третья зона — ближе к яблоку. Можно настроить голову только так, чтобы звучала (имеется в виду тот звук, который может выдать эта голова) только одна зона. Остальные зоны тоже звучат. Но не так, как должно. Уходит та «бритвенная» подача звука. Сразу вспомнились слова Виктора: «на 9-дюймовых тонармах я предпочитаю головы с менее острой заточкой» (цитирую по памяти).

Тем не менее купленная, можно сказать, неожиданно Ortofon Quintet Black S неожиданно (для меня!) поставила вопрос о соответствии 9-дюймовых тонармов головам с острой заточкой — в Ortofon Quintet Black S заточка «шибата». Я начинаю думать, что мой предварительный план с заменой Pro-Ject X1 на Pro-Ject Xtension 9 Evolution с его 9-дюймовым тонармом — ошибочен. А следует рассматривать для Ortofon Quintet Black S проигрыватель с 12-дюймовым тонармом, дабы снизить угловую погрешность.

Такое вот наблюдение...