Эта статья родилась из желания иметь всеобъемлющий источник всей необходимой информации, касающейся различных форм игл для картриджей, их различий и общих свойств. Хотя большую часть информации, приведенной ниже, можно найти и в других источниках (в конце концов, всем этим технологиям уже десятки лет), она разбросана по всему интернету. Поэтому я решил собрать все, что мне известно, и все, что нашел, в одну всеобъемлющую статью, охватывающую все основы.

Помимо моих собственных накопленных знаний, источниками послужили сайты производителей картриджей, страницы Wiki и несколько форумов. Особенно стоит отметить форумы VinylEngine и Lencoheaven.

Ниже будут подробно рассмотрены все известные формы игл. Кроме того, я объясню, что такое площадь контакта, составные алмазные иглы и цельные (nude), а также разницу между круглым и квадратным хвостовиком.

Распространенные формы игл

• Коническая/сферическая (Conical/Spherical)

• Эллиптическая (Elliptical)

• Линейный контакт (Line Contact/Linear Contact/Special Line Contact/Fine Line)

• Shibata

• MicroRidge / MicroLine

• Jico SAS

Экзотические варианты

Есть несколько экзотических вариантов, предназначенных для настоящих ценителей, которые я включу для полноты картины, но с которыми у меня пока нет личного опыта и которые я пока не буду обсуждать.

• Ван ден Хул (A.J. Van den Hul)

• Фриц Гигер (Fritz Gyger)

• Paratrace  

Формы игл

Коническая/сферическая

Поперечное сечение конической/сферической иглы представляет собой идеальный круг, как показано ниже. 

Самая простая форма иглы, легко сделать и недорого стоит. Хотя такая форма может дать очень интересные и субъективно музыкальные результаты, часто с удивительно мощными басами, она работает не очень точно. Сферический наконечник касается только середины стенок канавки пластинки, а большая площадь контакта не позволяет ему детально проработать тонкие модуляции внутри стенок, что приводит к снижению точности звучания.

Если не принимать во внимание более низкое разрешение и «плюющиеся» свистящие звуки, новые пластинки все равно будут звучать относительно хорошо, но вот старые и более изношенные играют с такой иглой не лучшим образом.

Статистически конические иглы отслеживают меньшую площадь поверхности стенок канавки, поэтому теоретически они могут улавливать меньше повреждений пластинки (если только они не проходят по области с большим износом или повреждениями) и меньше звуковых всплесков от дефектов или шума от грязи или других посторонних предметов в канавке. Но фактор износа гораздо выше — как для пластинки, так и для иглы.

Denon DL103 — пожалуй, самый известный картридж с такой формой иглы, и его популярность показывает, что не все меломаны ищут максимально детальный звук.

Эллиптический

В поперечном сечении эллиптическая игла представляет собой эллипс, то есть сплюснутый круг, созданный путем придания конической формы и затем сошлифовывания части спереди и сзади, как показано на рисунке ниже.

Эллиптическая игла, изобретенная в 1970 году и запатентованная компанией Grado, в своей самой простой форме представляет собой конический вариант со сошлифованными передней и задней сторонами для создания немного более узких контактных поверхностей по бокам. Лучшие эллиптические иглы (например, Hyper-Elliptical) изготавливаются с более высокой точностью и часто приближаются к форме игл, сделанных по принципу линейного контакта.

Любая эллиптическая игла имеет два разных радиуса: по бокам расстояние от крайних точек больше (а радиус окружности — меньше), а спереди и сзади расстояние меньше (а радиус окружности — больше). Больший передний радиус располагается в центре канавки, как у конической иглы, а меньший боковой радиус имеет более узкий контакт со стенками канавки. Хотя это относительно простой способ, он позволяет добиться значительно более точного отслеживания, чем при использовании иглы конической формы. Особенно «специальные эллиптические» типы могут привести к замечательным результатам.

Линейный контакт

Поперечное сечение иглы, сделанной по принципу линейного контакта, можно представить, как эллипс, доведенный до предела: с прямыми передними и задними (а не круглыми) краями, обеспечивающими более плотный контакт с канавкой, как показано ниже. 

Такая форма иглы может рассматриваться в качестве более поздней вариации иглы Stereohedron (с четырьмя срезанными гранями, этакий двойной эллипс), первоначально запатентованной Пикерингом в 1973 году.

Запатентованная в 1978 году в Японии изобретателем Дзюнсиро Огура игла с линейным контактом имеет форму, которая обеспечивает максимальное вертикальное касание со стенками канавки при небольшом контакте спереди и сзади. Такие иглы почти всегда изготовлены из чистого алмаза.

По сравнению с коническими иглами (которые из-за своей округлой формы касаются стенок канавки только в одном вертикальном участке и, следовательно, легче изнашивают их на этой глубине), с иглами Line Contact слегка изношенные пластинки (изношенные в результате использования с коническими или эллиптическими иглами) звучат почти первозданно. Это происходит потому, что большее вертикальное пятно контакта теперь обеспечивает взаимодействие с ранее нетронутыми частями стенки канавки.

Такие вариации, как Linear Contact, Special Line Contact, Special Line и Fine Line — все они представляют собой дальнейшие усовершенствования этого принципа. Как правило, изменяется форма самой иглы, а нее ее хвостовика, и/или ширина зоны контакта.

Варианты с самой узкой площадью контакта, такие как Fine Line от Ortofon, Line Contact от Audio-Technica и более распространенный Special Line Contact, достигают наиболее точных результатов с наилучшей высокочастотной составляющей и наименьшими искажениями. Все варианты объединяет то, что кончик иглы изнашивается более равномерно, что приводит к увеличению срока его службы.

В целом, чем точнее форма иглы, тем, очевидно, лучше улавливаются высокие частоты, но также тем лучше улавливаются небольшие дефекты прессования или очень короткие всплески шума. По сравнению с простыми формами игл, линейно-контактные и более продвинутые требуют более чистых и качественных пластинок для воспроизведения в основном без шума.

Но я считаю, что небольшой шум при воспроизведении, возникающий то тут, то там, не мешает наслаждаться музыкой, а если и мешает, то обычно это исправляется машинкой для чистки пластинок.

Shibata 

Поперечное сечение иглы Shibata, в основном, представляет собой эллиптическую форму с дополнительно спиленными на одном конце стенками для создания гибридной асимметричной формы, как показано ниже.

Изобретенная г-ном Шибатой, запатентованная и переданная японской компании Victor Company (JVC) в 1973 году, форма Shibata является частью семейства Line Contact и изначально была разработана для точного отслеживания высокочастотной информации (до 45 кГц) на квадрофонических пластинках без их износа.

Игла Shibata имеет два радиуса, подобно эллиптической игле. Однако Shibata имеет более сложную асимметричную форму конца иглы, который вырезан для создания линейного контакта, но в то же время обеспечивает большую площадь соприкосновения.

Благодаря лучшему контакту со стенками канавки улучшаются отслеживание и «вытаскивание» информации из нее, что приводит к лучшему, чем раньше, воспроизведению высоких частот, а благодаря увеличению общей площади контакта значительно снижается давление на единицу площади, что снижает износ как пластинки, так и иглы.

Игла Shibata может обеспечить практически идеальное воспроизведение пластинки, проигрываемой ранее с коническим наконечником. Это объясняется тем, что форма Shibata (как и более сложные формы рассмотренные ниже, а также, в разной степени, форма Line Contact) взаимодействует с участками стенок канавки, которые не были затронуты иглами более простых форм.

 

MicroRidge/MicroLine/Microlinear

Поперечное сечение MicroRidge очень сложное, но, вероятно, лучше всего описывается как мини-форма отвертки Philips, как показано на рисунке ниже.

Хотя я не буду приводить подробную информацию об экзотических формах игл, стоит отметить, что ван ден Хул из Нидерландов стал пионером в использовании передового компьютерного анализа для разработки «иглы ван Ден Хула», запатентованной в 1978 году и созданной с помощью лазерного станка. В аннотации к патенту говорится: «Поверхность иглы имеет V-образную форму и закругленный кончик. Две сошлифованные секции симметричны и имеют выпуклую форму для оптимального воспроизведения». Сочная деталь: Ван ден Хул утверждает, что в Namiki позже использовали его конструкцию, не выплатив компенсаций.

Как бы то ни было, именно дизайн ван ден Хула вдохновил на создание форм, о которых я расскажу далее.

Запатентованный японской компанией Namiki в 1983 году MicroRidge — это очень сложная форма, которая стала возможной только благодаря использованию технологий лазерной резки. Наконечник иглы MicroRidge почти в точности повторяет форму резца, которым изготавливается оригинальный мастер-диск на заводе по прессованию винила.

Внешне форма наконечника похожа на иглу Line Contact, но если присмотреться и приблизить самый кончик иглы, то можно заметить крошечные выступы размером всего в несколько микрон, которые являются единственной точкой контакта.

Игла MicroRidge имеет форму, обеспечивающую максимально узкую горизонтальную зону контакта. Радиус вертикальной зоны контакта может отличаться в зависимости от бренда, но в целом иглы MicroRidge имеют такую же большую вертикальную зону контакта, как и иглы Line Contact. Форма MicroRidge также изнашивается более равномерно, что значительно продлевает срок службы пластинки и иглы.

Иглы MicroRidge обеспечивают более точное отслеживание, чем все вышеперечисленные варианты, с еще более детальным извлечением высоких частот и при этом с искажениями значительно ниже, чем даже у Shibata или Fine Line. Я еще не использовал ни один из экзотических вариантов, таких как Van den Hul, Gyger или Paratrace, но из тех, что я использовал, MicroRidge, безусловно, является моим фаворитом.

Однако картриджи с такой формой иглы требуют очень тщательной настройки. В конце концов, закругленный кончик легче совместить с канавкой, чем V-образный.

Некоторые слушатели могут воспринять более чистый и более точный бас как относительно более тонкий. Иногда это действительно так (на ум приходит AT150mlx), но это также относительный и субъективный вопрос. На самом же деле, скорее всего, более простая форма иглы, с которой сравнивают Line Contact, попросту отличается более раздутым басом.

Кроме того, низкий бас может быть результатом неправильной настройки. Чем меньше площадь контакта, тем важнее, чтобы игла располагалась в канавке под точным углом SRA/VTA и, что еще более важно, с идеальным азимутом. Особенно последний аспект может быть более сложным для настройки и требовать больше терпения, чем при использовании более простых конструкций игл.

Разновидностями этой конструкции являются Audio-Technica MicroLine, Shure MicroRidge, Dynavector и JICO SAS. По словам Бебе Тонто (Bebé Tonto), который глубоко изучил характеристики и опубликовал свои выводы на форуме VinylEngine, размеры малого/большого радиуса и площадь опоры у Audio-Technica MicroLine точно такие же, как у иглы SAS от Jico (Namiki), что позволяет ему предположить, что это абсолютно одинаковые иглы, произведенные Namiki. Более того, иглы SAS нельзя приобрести ни для одного из существующих картриджей Audio-Technica, что еще больше указывает на потенциальный конфликт интересов.

 

Jico SAS

Как и форма MicroRidge, поперечное сечение иглы SAS очень сложное и, вероятно, лучше всего описывается как мини-Philips, как показано на рисунке ниже.

SAS — это вариация на тему иглы MicroRidge, созданная и продаваемая японской компанией Jico. Есть те, кто подозревает, что на самом деле эта игла поставляется компанией Namiki (раздел «MicroRidge» выше). Интересно, что под микроскопом эта форма напоминает отвертку Philips, но, разумеется, значительно меньшего размера. Невооруженным глазом невозможно разглядеть архитектурное чудо, которым является SAS.

До сих пор мой опыт знакомства с формой SAS от Jico ограничивался сменной иглой T4P для картриджа Technics MM, установленного в проигрывателях SL7 и SL10. Хотя сразу стало ясно, что SAS отслеживает звук значительно точнее, чем другие иглы, которые я пробовал, я понял, что ее высокая точность также привела к более сухому и бережному звучанию, которое вызвало у меня меньше ощущения драйва.

В то время я также использовал лучшую эллиптическую иглу, которую мне удалось найти — ее тоже выпустила Jico. И в сравнении последняя обеспечивала более мощные басы и более полный, сочный звук. Высокие частоты у иглы Jico Elliptical были лучше, чем у всех других эллиптических игл, но SAS явно выигрывал у нее в этом отношении, особенно на слегка потертых пластинках.

Как бы ни были удивительно хороши проигрыватели SL7 и SL10 (а они действительно намного лучше, чем многие о них думают), они остаются скорее Hi-Fi, а не High End моделями. Так что приведенные выше выводы далеко не полны.

Мне еще предстоит провести сравнение с SME-картриджем Jico, но я подозреваю, что оно приведет к таким же результатам, как и с иглами MicroRidge.

Площадь контакта

Как правило, чем длиннее вертикальная (сверху вниз) контактная поверхность, тем лучше. Это иллюстрируют два изображения выше. Хотя на правом изображении показана форма наконечника Line Contact, то же самое справедливо и для более продвинутых форм, таких как MicroRidge и SAS, а также, в меньшей степени, для эллиптических форм. Ниже приведена фотография конического наконечника и иглы Shibata в реальной канавке, сделанная под микроскопом.

Вертикальная поверхность стенки канавки — это только одна из двух контактных зон. Существует также аспект передне-задней контактной площадки (иллюстрация ниже). Как правило, чем меньше площадь контакта между передней и задней поверхностями, тем точнее игла способна извлекать информацию из канавок, особенно на высоких частотах.

Хотя существуют и другие важные параметры, эти два — основные отличительные признаки среди различных форм игл. Подробнее об этих двух аспектах и многом другом вы можете прочитать ниже в соответствующих разделах, посвященных формам игл.

Составной или цельный

В иглах со склейкой алмазный наконечник приклеивается к хвостовику из другого материала (обычно стали), который сам устанавливается в иглодержателе. Несмотря на то, что иглы с вклеенными наконечниками экономят много алмазного материала и, следовательно, менее дороги в производстве, такая конструкция имеет большую общую массу, что может негативно сказаться на переходных характеристиках.

Цельные иглы, полностью изготовленные из алмазного материала, стоят дороже, чем склеенные, а их меньшая масса позволяет отслеживать звук более точно. Как правило, склеенные иглы применяются только в бюджетных моделях, а цельные — Nude — это практически стандарт для высококачественных игл.

До 1977 года алмазные наконечники игл изготавливались из настоящих природных алмазов. После этого появился промышленный алмаз. Изготовленный в лаборатории и химически идентичный по структуре, искусственный алмаз, тем не менее, говорят, немного менее долговечен, чем настоящий.

Круглый хвостовик против квадратного

Хвостовик иглы — это вертикальная часть, которая соединяет наконечник иглы с круглым отверстием в иглодержателе. Круглый хвостовик — самый простой, и он чаще всего используется в картриджах начального и среднего уровня. Круглый хвостовик сложнее точно совместить с иглодержателем, и это может привести к смещению кончика иглы. Эту особенность необходимо учитывать при регулировке картриджа в шелле. Точно установленный картридж не гарантирует того, что иглодержатель или игла располагаются соответствующим образом.

Наконечники с квадратным хвостовиком стоят дороже, чем с круглым, но они обеспечивают точное выравнивание в случае, когда устанавливаются в вырезанный лазером квадрат в иглодержателе. Кроме того, квадратная форма способна снизить массу.

Обратите внимание, что, хотя квадратные хвостовики обеспечивают потенциально более точное выравнивание, все равно возможны незначительные отклонения всех параметров иглы от образца к образцу, даже среди картриджей одной марки и одного типа. Так что даже при использовании игл с квадратным хвостовиком рекомендуется использовать тестовую пластинку и измерительное программное обеспечение для точной настройки.

Долговечность

Как долго служит игла? К сожалению, на этот вопрос нет однозначного ответа. Nagaoka заявляет, что их эллиптические иглы работают 150–200 часов до появления повреждений в канавках. Ortofon утверждает, что их доступные по цене диджейские картриджи с составными иглами достигают срока службы около 600–1 000 часов, в то время как срок службы Hi-Fi картриджей с полностью алмазными иглами при надлежащем уходе и обслуживании значительно превышает 2 000 часов. При этом некоторые экзотические бренды называют еще более высокие цифры.

Ortofon также упоминает, что еще одна особенность, которую следует учитывать, заключается в том, что любой алмазный наконечник начинает демонстрировать физические изменения примерно через 1 000 часов. Это может привести к ощутимым результатам.

Приятель-аудиотехник с более чем 40-летним аналоговым стажем говорит мне, что он получил 1 500–1 800 часов от картриджа Ortofon A90 MC с легендарной иглой Replicant 100 и 2 500–3 000 часов от Lyra Kleos с линейным контактом переменного радиуса, и добавляет, что по словам Allaerts, их иглы работают 5 000 часов. Конечно, все зависит от использования и множества других переменных.

Различные формы, материалы и размеры игл, а также площадь контакта, выравнивание и прижимная сила — все это сильно влияет на долговечность, и важно отметить, что данные производители указывают конкретные условия эксплуатации. В целом, однако, линейно-контактные и более сложные формы, как правило, служат значительно дольше, чем эллиптические и более простые формы.

Интересный аспект, о котором следует помнить: иглы могут служить очень долго, но в какой-то момент перед максимальным сроком службы они начнут разрушать стенки канавки. Как это предотвратить?

Можно проверить иглу с помощью микроскопа, но вам нужно знать, на что обращать внимание (подсказка: это не острота кончика), или же вы можете очень внимательно прислушаться. Если переходные процессы смягчаются и вам приходится увеличивать громкость, чтобы создать искусственное ощущение динамики, возможно, пришло время обновить иглу.

Майкл Фремер (Michael Fremer) упоминает следующее на форуме Vinylengine (любезно предоставлено участником atomlow):

«Я думаю, что вы можете спокойно слушать и иглой — любой иглой — в течении, как минимум, 1 000 часов при двух условиях: вы держите ее в чистоте, удаляя пыль со всех сторон хотя бы кисточкой, и раз в несколько дней хотя бы пользуетесь жидким или гелеобразным очистителем, если производитель рекомендует его. Современные (более совершенные) иглы изнашиваются за счет смягчения граней или краев. Другими словами, точеные профили игл становятся более округлыми. То есть изношенные наконечники не портят пластинки. Поэтому, хотя звук может несколько смягчаться и ухудшаться (в результате износа иглы), я не считаю, что это приводит к износу пластинок или их порче».

Подведем итог: если вы хотите добиться максимальной долговечности от вашей иглы, то всегда следите за тем, чтобы она была настроена на правильную прижимную силу (поскольку неправильно настроенная игла приведет к повреждению, даже если она прижим, наоборот, слабый), чистите ее после каждой стороны пластинки, не позволяйте ей слишком долго находиться в конечной канавке (там алмазная пыль будет натирать иглу) и следите за чистотой ваших пластинок. Также важно помнить, что более дорогие формы игл, начиная с Line Contact и выше, действительно окупаются за счет меньшего износа канавок. Это связано с тем, что их большая поверхность контакта распределяет давление на стенки канавки по вертикали.

Оригинал: Christiaan Punter, Phono Cartridge Stylus Shapes