Кто успеет захватить выставку в последний день — напоминаем: комната отдыха, где тусуется редакция — 901. Приходите, когда устанете.

Тем же, кто не смог по каким-либо причинам посетить выставку, рекомендуем прочесть наши репортажи: первый и второй.

А собственно сейчас вы читаете третью, заключительную часть наших репортажей, где мы собрали еще немного самой интересной техники с выставки.

Интересная многоканальная система была собрана в 806 комнате. На фоне классических полочников и напольников Klipsch она несколько терялась в комнате, привлекая явно меньше внимания, а зря — это единственная система на выставке, где можно было оценить качество звука в играх. Но интересна она не этим. Центральное место в ней занял скромного вида саундбар Klipsch Reference Cinema 600 (третье место в линейке), рассчитанный на стыковку с 55-дюймовыми телевизорами. В комплекте он идет лишь со штатным сабвуфером, а тылы к нему докупаются как опция. Необычного в нем — подключение.

Соединение с телевизором стандартное: через HDMI ARC или по оптике — тут все обычно. А вот тыловые колонки с беспроводным соединением подключаются с помощью специального донгла, для которого на правом торце саундбара есть специальное окно (естественно, прикрытое декоративной крышкой). Сигнал на тылы при этом передается по специальному каналу на частоте 5,8 ГГц, чтобы не было помех от Wi-Fi. Звучит такой комплект на удивление живо, несмотря на скромные размеры. Только попросите поставить не гонки, а дивную игру Ori and the Will of the Wisps — в ней просто фантастический саундтрек.

В комнате 701 нашлось немало компонентов с удачным сочетанием цены и качества, например, бюджетные двухполосные полочники Arslab Stereo One. Конструкция достаточно традиционна — корпус из МДФ с внутренними распорками, фазоинвертор сзади, шелковый купол твитера и бумажный СЧ/НЧ-диффузор. При этом звук вполне взрослый, детальный и приятный.

Родственные полочные двухполосники Old School Monitor при схожих габаритах изготовлены с применением более качественных компонентов, наделены нейтральным классическим обликом и звучат куда выразительнее — особенно хорошо проработаны средние частоты. Но и стоят они в три раза дороже.

В одной ценовой категории с «мониторами» выступает недавно представленный на рынке проигрыватель винила Pro-Ject X2. Начнем с того, что он очень стильный — с массивным опорным диском из полупрозрачного акрила, карбоновым тонармом и строгим шасси, отделанным лаком или шпоном. Аппарат совместим с картриджами различными уровня качества и может дополнительно оснащаться автоматическим подъемником тонарма (по умолчанию, управление ручное). 

Говорим «сабвуфер» — подразумеваем REL. Кто так считает, тому дорога в комнату 711, где представлена новая серия T/x. В линейке пока три разнокалиберные модели — все они оснащаются динамиками по технологии FibreAlloy, подвесами с увеличенным ходом, стальным шасси и пятислойным покрытием. За усиление отвечают модули АВ-класса.

Напольные двухполосные колонки Sonus faber Maxima Amator Heritage (тест), выставленные в комнате 506, можно даже не включать (шутка) — и они и без того являют собой произведение искусства. Корпус благородных классических линий выполнен из массива (!) ореха. Мало кто из производителей рискует связываться с капризной цельной древесиной, но итальянцам удалось найти сочетание оптимальных методов сушки дерева с созданием жесткой внутренней структуры кабинета, который разделен на три математически выверенных отсека.

Твиттер заимствован из топовой линейки Reference и оснащен фирменной технологией Damped Apex Dome. Основной диффузор изготовлен из высушенной особым образом целлюлозы. Специально разработанный кроссовер Interactive Fusion Filtering обеспечивает максимально естественное слияние рабочих диапазонов. А звучание действительно незаурядное — объемное, насыщенное и богатое микронюансами. Безусловно, рекомендуем к прослушиванию.

Недавно мы рассказали о первой акустике, получившей сертификат THX Dominus — американских напольных колонках PerListen Audio S7t. Вкратце, домашняя акустика с таким сертификатом по звуковому впечатлению должна максимально приближаться к настоящим кинотеатрам, и дело не только в мощности, но и в достоверности вместе с мизерными искажениями.

За натуральный звук здесь отвечают четыре диффузора из легчайшего и малоинерционного карбонового композита TeXtreme. Твиттеров здесь целых три: один бериллиевый и пара из упомянутого углеволокна. Предполагается, что колонки могут использоваться в помещениях объемом до 185 кубометров. Конечно, комната 906 явно поменьше…

Здесь же мы послушали маленькие и изящные полочные двухполосники Scansonic HD M10 и понаблюдать как остальные посетители недоуменно вертят головами — действительно ли такой объемный звук исходит от этих малышей. Сочетание ленточного твиттера и 4-дюймового стекловолоконного диффузора и дает столь необычный эффект. В комнате присутствуют и старшие напольники из М-серии.

Из линейки усилителей в этом помещении наш интерес вызвал британский аппарат Exposure 2510 Integrated, который за лаконичным дизайном прячет традиционную начинку без новомодных ЦАПов и беспроводных модулей, словом, ничего лишнего, кроме честной беспристрастной подачи, и такая позиция найдет своих адептов.

Не забыты и сторонники портатива — для них приготовлены усилители для наушников серии SPL Phonitor. Знакомство можно начать с самой доступной модели SE, которая опционально предлагается с ЦАПом на чипе АК4490.

Экспозиция немецкого бренда T+A не поскупилась на свежие модели. После нашего теста микросистемы Caruso 2020 многие пожелали послушать ее лично — и время еще есть! Только мы не виноваты, если вам потом захочется избавиться от громоздкой аудиосистемы в пользу этого «кубика».

Рядом расположился очень похожий внешне аппарат — это проигрыватель ресивер T+A Caruso R. У него много общего с собратом: дизайн, 7-дюймовый дисплей, сетевые и периферийные возможности. Но вместо встроенной акустики как у «2020-го» (кстати, превосходной) собственный усилитель номинальной мощностью 2 х 100 Вт (4 Ом) работает на внешние колонки, и тут у вас появляется возможность выбора под свой вкус.

Предпочитаете наушники? А мы как раз наткнулись на любопытный комплект из новой магнитопланарной модели T+A Solitaire P и усилителя T+A HA 200. Фактически, это попытка компании занять место в сегменте премиального портатива. Наушники открытого типа имеют овальный излучатель 110 х 80 мм, соседствующий с премиально обработанными материалами: алюминием, сталью, алькантарой. Частотный диапазон: 5 - 54 000 Гц, импеданс: 80 Ом, искажения: менее <0,015 % при уровне 100 дБ.

Усилитель HA 200 работает в классе А по схеме двойное моно и располагает встроенным ЦАПом с необычно высокими характеристиками, например, возможностью обработки сигнала DSD 1024 (49,2 MHz). Предусмотрены аналоговые RCA и XLR входы, балансный и небалансный выходы, а также подключение цифровых источников через USB Audio Input, AES-EBU, BNC, Coax, TOS-Link.

В семействе усилителей появилась новая модель T+A PA 1100 E, которая отличатся приличной мощностью 2 х 250 Вт (4 Ом), продвинутым ЦАПом PCM 384 / DSD 256 и широкими возможностями коммутации, включая прием аудиосигнала по HDMI и достойным фонокорректором (эти две функции опциональны).

Здесь же есть возможность познакомиться с флагманской напольной акустикой AE520 от английского бренда Acoustic Energy. В каждой колонке расположено по шесть динамиков: пара среднечастотников, три басовика и твитер — все изготовлены из углеродного волокна. В традициях этой линейки, звук получился очень быстрым, точным и детальным. А еще эти колонки просто здорово выглядят.

Послушать эти колонки можно с парочкой британцев: интегральным усилителем с ЦАП Voyage i20 и DAC-CD-проигрывателем Voyage CD. Усилитель с импульсным источником питания выдает по 240 Вт на канал при 4 Ом, его аналоговый предусилитель имеет десять цифровых и аналоговых входов, а «оконечник» работает в классе G и способен справиться с достаточно «трудной» акустикой. В Voyage CD использован аналогичный чип AK4493EQ, а также транспорт от австрийского партнера Stream Unlimited. 

Инженеры Audeze, кажется, кому-то оптом продали свои души — потому что в крохотных внутриканальных закрытых планарах Euclid, которые выставляются в зале Portable, они смогли воссоздать звучание с характером огромных LCD-2. Этого очень сложно добиться с точки зрения физики, и да, такого же массивного баса, как в здоровенных ушах, во внутриканальных нет — но середина и верх абсолютно идентичны полноразмерным моделям. Наконец-то Audeze выпустили по-настоящему подходящие для портативных источников наушники — такие, которые и в транспорте можно слушать, никому не мешая, и шею при этом тренировать не надо.

Аналогичная история и с Shure Aonic 50, только в другую сторону: полноразмерные беспроводные лопухи, к тому же и оснащенные шумодавом, звучат очень похоже на внутриканальные мониторы, которыми славится бренд. Звук ясный, подробный, точный и живой — и амбушюры очень уютные, да и сами наушники удивительно легкие и комфортно сидят на голове. Отдельный плюс — это поддержка кодека LDAC, имеющего наибольшую пропускную способность среди современных Bluetooth-кодеков. 

Юбилейные Bang & Olufsen H95 по уюту могут с ними сравниться и даже в чем-то обогнать. Звук у них, если вспоминать предыдущие полноразмерные модели наушников, кажется менее лайфстайловым — более аккуратным, мелодичным, сбалансированным. Поворотные регуляторы на чашках — отличный вариант управления громкостью и уровнем шумодава. Но к тому, что регуляторы находятся за дужками, нужно привыкать. А шумоподавление работает очень даже хорошо: в полностью забитом зале Portable даже просто стоять в этих наушниках, не слушая музыку, было очень приятно. Они тщательно, но мягко глушили фоновый шум, и не в последнюю очередь благодаря овальной форме чашек и амбушюров.

Для расширения кругозора любителям наушников попросту необходимо послушать Raal Requisite — это совершенно уникальные наушники. В открытых карбоново-металлических чашках, выглядящих излишне недружелюбно, установлены огромные ленточные излучатели, и по звуку эта конструкция очень близка к студийной и околостудийной акустике, использующей ленточные твитеры. Надевать их на голову страшно: внешняя часть чашек изобилует различными ребрами и прочими элементами, которые могут за что угодно зацепиться. Но на этот риск стоит пойти.

Система на базе сияющих Burmester Phase 3 из 706-й комнаты, кстати, звучит очень приятно: радостно, игриво, но при этом без излишнего упрощения и упора на присущую ретро-звуку вялость. И этот характер изумительно сочетается с тем, как система выглядит. Очень цельная вещь вышла, четкая по концепции и ее реализации.

Полочники Elac Carina, стоящие в 703-й комнате, как оказалось, способны по длинноходности подвеса СЧ/НЧ-драйвера соперничать с сабвуферами. При нас на них включили лютый псай-транс от Ghost Rider, который крошки-полочники отрабатывали с невероятной четкостью, без каких-либо искажений, но динамик у них скакал так, что казалось, будто бы сама колонка скоро за ним отправится — и это при том, что раскачивал их ламповый Octave. И то, что акустика смогла добиться такой амплитуды без хрипа и скрипа — заслуга как реализации фирменного фазоинвертора, так и конструкции динамиков. 

А вот этажом ниже в монобрендовой системе стоят напольники Technics — в 602-й комнате. Внимание многих посетителей привлекает помятый динамик, но по ощущениям, на звуке это досадное происшествие не сказалось. Оценить систему стоит тем, кто забыл, что Technics вообще-то еще и колонки делает. Причем делает так же, как и 10, и 20 лет назад — звук абсолютно узнаваемый. Забегайте, пока их до конца не доломали.

Случился и праздник для любителей Heco: в 512-й комнате можно послушать флагманские La Diva. Напольники очень солидно выглядят и удивительно достойно себя ведут в таком небольшом помещении, не пытаясь из него всеми силами вырваться, но при этом старательно отрабатывая все, что им предлагают играть. Звук по-хорошему массивный, но совершенно не душный.

В комнате 501 — экспозиция дистрибьютора Инфорком. Можно познакомиться заново с интересной французской акустикой Apertura — тут есть и модель постарше Onira, и крошечные, но очень харизматичные напольники Sensa. Класс моделей совсем разный, а интересны и те и другие. Здесь же — усиление Bryston, очень-очень много вертушек Rega, часть из которых можно послушать, а часть посмотреть.

Ну и приличный набор наушников Stax с разными усилителями, включая самый старший. Иначе говоря — очень высокая концентрация вкусного аудио на единицу площади.

Обязательно послушайте в 913-й комнате новую акустику Reezoldini Odeon L3. Весьма внушительная конструкция, хотя и не такая крупная, как старшая версия. Сильный звук во всех смыслах. И отличный выбор источников — можно включить стриминг, файлы, приличный винил или ленту на 38-й скорости.

Система компании Gong-AV, комната 914. Здесь есть очень дорогая техника, например, цифровой источник MSB, огромная акустика PBN. Но удивляют не только цены и габариты. Тут спокойно ставят самую сложную музыку, и можем сказать, такой уровень воспроизведения большого хора или чего-то сложного симфонического, найти совсем непросто. И самые тяжелые жанры ставят, и суровых норвежцев включают, и все неизменно на высочайшем уровне отыгрывает. Отменная работа проделана, здесь именно система, а не набор дорогих компонентов.

В 805-й комнате стоит акустика Klipsch серии Heritage, ламповый усилитель и фонокорректор Manley, и винил в качестве источника. Очень олдскульно, но в целом — эта концепция не слушается как что-то винтажное, хотя корнями эта техника уходит на десятилетия в прошлое. Просто отличная концептуальная система, к которой можно и вполне себе современную цифру прибавить, и ничуть хуже не станет.

Комната 712 компании MMS. А что будет, если смешать очень-очень разные характеры в одной системе? Акустика KEF, Primare в качестве цифрового источника, а между ними — классическое ламповое усиление Manley. Получится гремучая смесь, не всегда предсказуемая, и очень необычная. А что это, система, или эксперимент — каждый может прийти и послушать.

В 613-й комнате систему собирала компания Gong Stereo. Сетап получился сам по себе концептуальный и с изюминкой — ЦАПом X-Factor. Российская разработка, и, пожалуй, самый дорогой цифровой источник, который когда-либо был сделан на нашем рынке — 50 000 евро за штуку. Технически грандиозная конструкция в виде двух блоков и со «всего лишь» 18-ю трансформаторами в блоке питания. Это в любом случае стоит услышать, а только потом пробовать давать какие-либо оценки. Впрочем, остальная система здесь заслуживает не меньшего внимания - например, усиление CH Precision в паре с акустикой PBN.

Комната компании Audio Deluxe. Система с акустикой Franco Serblin, усилением Vitus Audio, монструозным питанием Stromtank. Но самые необычные компоненты здесь — катушечный транспорт и усилитель Metaxas & SINS. В первом приближении это можно даже не слушать, хватит и визуального эффекта. Ну а дальше — как сложится — звук у системы в целом получился неординарным, спорным, необычным.

Забавно то, что усилитель от Metaxas на промо-фотографиях казался монументальным, монструозным, а на деле является достаточно компактным аппаратом чуть ли не половинного форм-фактора и чем-то неуловимо напоминает краба.

Wilson Audio — этот бренд в Москве встретишь редко, а жаль. Высокая культура звука, трепетное отношение (граничащее с религией) к фазе и чисто американский размах делают свое музыкальное дело. Советуем послушать, просто чтобы знать, как оно вообще бывает. В этой (503-й) комнате не боятся ставить тяжелые треки, где преимущества даже самой младшей модели Wilson Audio Sabrina отлично слышны.

Плотная волна звука, высокое давление — экспрессивно и эмоционально. То, что многие ищут в музыке. Однако для системы в комнате на выставке следует сделать скидку на перебор высоких частот, в паре с усилителем Dan D'Agostino Progression и кабелями Nordost возник вот такой неприятный эффект.

Кажется, что новички в Hi-Fi знают Meridian Audio только как изобретателя формата MQA, с которым вещает в высоком качестве стриминг Tidal (между прочим, патенты Meridian есть и в CD-формате). Однако это крупный производитель активных аудиосистем, со своей проприетарной коммутацией. Соединяются колонки LAN-кабелем, нужен специальный контроллер, но внутри каждой из них стоят аналоговые усилители.

Мы слушали средние напольники DSP5200 (совсем невысокие), которые играли так же, как Meridian играл и десять лет назад (вот уж удивительно для частично цифровых систем): очень сбалансированно, с масштабной и правильно выстроенной сценой, и с аккуратным отношение к высоким — они есть, но легкие и совсем не давят. В общем, предоставится случай — обязательно послушайте. На выставке это можно сделать в 502-й комнате.

А на восьмом этаже в комнатах 807 и 810 играют колонки PMC, причем играют очень по-разному. Сетап на базе небольших напольников twenty5 23i с родным усилением, который установлен в 810, удивительно аккуратный: даже жесткая электронщина на немаленькой громкости с вертушки Acoustic Signature звучит так, что ее можно поставить фоном и под нее работать. Это очень необычное свойство — комфортно подавать музыку, вроде бы стремящуюся сделать ушам больно.

В комнате 807 же стоят здоровенные fact fenestria, на которых во всю дурь запускают Yello, и дури у них — причем отлично контролируемой — хватит, кажется, еще на пять таких комнат. Здесь уже усиление и обработка цифры от Chord, и почерк — по-хорошему острый, силовой, огромный. Если хочется звука, который будет в себя погружать, переливаясь и упиваясь стереоэффектами — нужно зайти сюда.

Над текстом работали @Gorbatov@Leonid_P@krotovaaa@VideoPhil