Мой опыт: комната — это «компонент», влияющий на выбор и предпочтения • Stereo.ru
Вопрос Tess 48 2

Мой опыт: комната — это «компонент», влияющий на выбор и предпочтения

Не так давно я организовал вынужденный эксперимент, одна и та же система побывала за неделю в трёх разных комнатах с разной геометрией и разным покрытием.

Сказать, что система из одних и тех же компонентов звучала по разному — это не сказать ничего.

Один только поворот АС к соседней стене на 90 градусов меняет восприятие. Пол из паркета, ламината или ковролина вносят своё сумасшедшее влияние на окраску и АЧХ.

Переотражения от геометрии стен играют бóльшую роль, чем скрупулезный подбор компонентов, которым так усердно интересуются в 90% вопросов на форуме.

Система "не звучит" в комнате, в которую переезжала и поехала дальше. Пока я сам не услышал , не мог бы такого предугадать.

В последней комнате не устраивает звук винила, грешу на ламинат :).

Очень хорошо вспомнились горячие дискуссии про аналог vs. цифра, которые замыкают оставшиеся 10% форумных баталий. Ну вот, друзья/товарищи!! один слушатель, одни вкусы, один опыт, одна система, и такие разные результаты на выходе...

Хотел тут поделиться и упредить вопросы: «25 метров, слушаю всё кроме рэпа, подскажите усилитель....»

Ответы

Max_Payne

Верно написали, комната всегда вносит в звучание АС "свои" изменения. Это зависит от размеров, формы и наполненности интерьера комнаты. Для компенсации и частичной настройки звучания АС в комнате, в современной аппаратуре и применяют системы коррекции звучания. В основном это относится к многоканальным ресиверам. Но последнее время даже на стерео усилители стали ее ставить. Хоть некоторая категория граждан и воротит нос от такого вмешательства в аудиосигнал, всяких DSP с алгоритмами коррекции звучания АС, (от влияния комнатной обстановки), считаю данное средство единственным способом, которое позволяет слушать музыку в более-менее комфортных и одинаковых условиях.







Classic

Давно известный факт. Что там комната- купленная ваза, поставленная в КДП, может всё испортить! Аппарат мало слушать при выборе- очень желательно слушать его дома!

Угадайте, через сколько тем появится- "Посоветуйте компонент, послушать нет возможности!"?

Iammm @Classic

А если и правда, послушать нет возможности?) ну нет её, физически... вот и остается- создавать темы и рисковать/ пробовать.

Adenotom

Если Вы живете ы многоквартивном доме, могу себе представить, как живущие в смежных помещениях соседи, в соответствии с Вашими перемещениями, изменяли свою дислокацию из комнаты в комнату)....

А с какой целью Вы изменяли угол положения акустики на 90 градусов? И почему именно на 90? Почему не на 70-120 и т.п..?

Kireco

Спасибо, прекрасная заметка, возможно что-то могущая сказать не только тем, кто только что начинает свой путь в аудио, но и тем, кто считат себя уже опытным аудиофилом .

И очень часто, когда я читаю, что не играет или просто плохая та или иная акустика, про которую я знаю совсем другое, я понимаю, что, возможно, это и проблемы КДП. Но знаю по себе, как чаще всего бессмысленны советы что-то поменять в этом случае, когда чаще всего техника ставится в уже сложившееся жилое пространство, которое специально переделывать под "прихоть" одного из членов семьи, никто не будет.

george @Kireco

Поддержу ваш пост.. Я ведь не зря выбрал гитару,если без шуток.. Мне что тягать за собой электропиано ?? Так он большой и тяжелый !!! Я выбрал гитару,как инструмент на котором я играл примерно с1967 года и до 83 года. Дал себе зарок,если родится сын,то брошу.. Выполнил.. А в качестве теста сойдет.. Вообще глупо выбирать технику,без учета своей комнаты-это самое основное,что я хотел донести.. У меня есть и опыт озвучки и на открытом воздухе. В 1971г в городе Мукачево мы давали концерт и это был не стадион,а народ сидел на ГОРЕ !!. Было примерно 30 тысяч ,по тем временам ОГО !!Тогда я понял,что замкнутая комната и "воздух"-совсем разное.. Мне тогда было всего 20 лет..

mexkb
Переотражения от геометрии стен играют бóльшую роль, чем скрупулезный подбор компонентов, которым так усердно интересуются в 90% вопросов на форуме.

Поняв это давным-давно увлекся акустической обработкой помещений. Перестал рассматривать технику, дойдя до уровня, выше которого ее апгрейд не целесообразен в моем помещении (не способен качественно проявить себя). На текущий момент по стоимости моя акустическая обработка примерно равна технике и в будущем при построении новых систем я вряд ли смещу акцент в сторону последней.

)

Kireco @mexkb

Совершенно с Вами согласен. У большинства (да что там говорить, и у меня тоже) техника раскрывается хорошо если на процентов 60-70. И именно из-за тех или иных проблем (от площади до оформления) КДП. А потом люди, продав одну акустику (хорошую) и потеряв на продаже процентов 30 минимум от стоимости, и купив другую, еще дороже, мрачно ходят вокруг, потому что "все равно не так играет"... Увы, в тех условиях, что большинство из нас ее слушают, и не заиграет...

Есть два ключевых момент: качество записей и помещение. При их соблюдении, многократно проверено мной, система общей стоимостью в 5-6 тыс. у.е. будет играть так, что 95% "прожженых аудиофилов" лучше будет и не надо.

mexkb @rammster
Какие бас-ловушки себе поставили?

Приветствую, вот такие. Ключевыми проблемами выбора типа бас-ловушки стали невозможность разместить резонансные в нужном месте (т.е. там, где это было правильным оказалось занято) и сложность изготовления (гараж-мастерская в связи с переездом дальних родственников давно занят их скрабом, а дома с габаритными изделиями работать не вариант). В итоге наделал резистивных, навтыкал в разные места в помещении, провел массу замеров при разном размещении, сделал анализ полученных результатов, выбрал лучшее размещение и... устал от всего этого. На балконе лежит обрамление для них из неплохого ЛДСП с толстой кромкой, которое заказывал на фабрике (на самом деле обшитая каменная вата только внутренней частью должна быть), но руки никак не дойдут дорисовать сборочный чертеж и завершить начатое, равно как и написать об этом статью, все материалы по технике дела для которой были подготовлены.

Какова эффективность?

Ну вот график пустой комнаты (красная) против трех ловушек (синяя) на фронтальной стене. До 110-120 Гц эффекта фактически нет, но дальше в диапазоне от 120 Гц бас-ловушки великолепно (локально до 8-12 дБ, если про 145 и 170 Гц говорить) срезают пики и поднимают провалы, фактически "усредняя" АЧХ. Резонансной бас-ловушкой мне удавалось спилить 2-3 дБ на горбу 70 Гц при фронтальном размещении, но я решил, что на фоне такого профита по всей АЧХ от резистивных микрокоррекция в более низком диапазоне мне не интересна.

artemf

Спасибо за опыт!

Получается, что единственный верный способ понять, как звучит компонент - поставить его у себя дома. Даже прослушивание в салоне не дает никакой гарантии, что дома он будет звучать так же.

В Москве салон (иногда) может привезти компонент(ы) попробовать дома, но в регионах такой услуги нет. Вот и остается тем, кто в регионах, писать "подскажите усилитель". Поэтому полагаю, таких вопросов меньше не станет, только больше. Ведь других вариантов нет!

mexkb @artemf

На самом деле прослушивание в салоне дает достаточно информации, нужно просто уметь правильно разделять качества звука, связанные с базовыми свойствами техники и непосредственным помещением. Если Denon с Dali, например, в принципе не способны воспроизвести ураганный бас, то никакое помещение им в этом не поможет.

george @mexkb

Не смешите меня.. Я опираюсь на свой слух. Понятно,что я мало понимаю в схемотехнике.,но в звуке я точно понимаю.. Вы к примеру сможете настроить пиано без каммертона ?? Мне тут схемы до одного места.. Мог бы больше написать,но меня вы не поймете. Вы технарь ,я музыкант-этим все сказано..

mexkb @george
Вы к примеру сможете настроить пиано без каммертона ??

У меня брат больше как-то на пиано специализировался, а я с гитары как начал, так на ней и остановился. Когда активно играл была у меня Admira Malaga, очень понравился звук у этого производителя, долго по салонам ходил-выбирал. Случилось в жизни так, что пришлось продать ее - взамен потом взял простенькую "затычку", чтобы былО. Иногда беру и разминаю мозги, накидываю на произведения из былых времен необычное оформление так, что порой изменяю до неузнаваемости сам мотив, остается только некая изначальная идея - мне очень нравится как получается, но никогда не записываю, а повторить потом уже не могу, это экспромт живущий только здесь и сейчас. "Tears in The Rain" Joe Satriani всегда интересно получается, у меня пальцы длинные - могу сыграть там, где вы не дотянетесь. А бывает по "Синей лирике №3" Дубового Гаайъя пройдусь, только не в сентиментальных тонах, а в настроении кричащего отчаяния с тревожными паузами, появляется драйв и задор, а печаль остается - красиво.

Поэтому отвечая на ваш искомый вопрос по настройке - гитару я настраиваю "на лету" с первого прохода. Если задаться целью, думаю, что справился бы и с пиано. У меня несколько высших, не только техническое - спасибо, что поинтересовались, Георгий )))

george @mexkb

Я рад и видимо ошибся.. У меня пальцы,как для пианиста коротковаты,но есть в результате многолетних усилий растяжка на 180 градусов. Легко перекрываю больше октавы,а так много использую октавную технику.. А мелкая техника ?? Могу строчить как из пулемета..Насчет настройки пиано.. Тут не все так просто,как с гитарой. Есть октавы,где на одну ноту стоят 3 струны ! Можно их настроить в унисон и по приборам будет все идеально,но на самом деле звук будет "гавно".. Я как то ехал с Киева в одном купе с одним проф. Настройщиком роялей,это уже несколько поколений.. Накатили и разговорились.. Он ехал к Кобзону настраивать его Стэнвэй. Платил много,но знал за что.. Это искусство уже.. Я немного в теме,больше не скажу.. Но эти ноты не настраивают в унисон,а в совокупности они дают "нужный" звук..

artemf @mexkb

Если пользователю нужен именно ураганный бас - то согласен, в салоне будет понятно, есть он или нет.

Но тема, поднятая автором, тоньше. Вопрос в том, что один и тот же сетап в некоторых его комнатах "не звучит", а в других "звучит". И если какой-то сетап "звучит" в салоне, это не значит, что он так же будет "звучать" дома.

Tess @mexkb
Если X с Y, например, в принципе не способны воспроизвести ураганный бас, то никакое помещение им в этом не поможет.

На моём сетапе в зависимости от комнаты и места прослушивания кол-во баса было сокрушительно разным, от «ватно аморфного» до «гудения на конкретных частотах».

Сам не ожидал. Казалось бы ток одинаковый, динамик воздух толкает и я сижу в обоих случаях напротив.
Ан-нет, не возьмусь теперь судить о способности тракта ДАЖЕ по части баса.

mexkb @Tess

А я ничего о количестве баса как раз не говорил, я говорил за макро динамику в НЧ диапазоне (количество это в основном как раз АЧХ/RT в конкретном помещении). Если усилитель высокоточный и отлично "контролирует" АС, а те в свою очередь физически способны воспроизвести требуемое и готовы ему для этого "отдаться" - это будет слышно в любом помещении. Не важно, будет ли при этом достоверен тональный баланс и не утонут ли послезвучия - атака всегда будет на месте и оценить ее характеристики (крутизну фронта, например) не составит труда. Тем более, если мы говорим о сравнительном прослушивании (имею в виду как разные виды техники, так и оценку разных инструментов в материале по одному критерию).

george @mexkb

Может хватит !! ГОВОРИТЬ про послезучия.. Вы хоть в теме?? Вас читают профессиональные музыканты... И думают,да,мы вообще не умеем играть..

mexkb @mexkb

Мне интересно, когда в музыке есть несколько настроений одновременно. Чтобы музыка передавала сложную гамму эмоций, которая возникает у нас при просмотре кино, глядя на образ конкретного персонажа. Он может быть одновременно неприятен нам в силу своих поступков, но при этом мы будем испытывать жалость к нему из-за судьбы, которая привела его к этому. При всем при этом он может быть остроумен и мы на фоне неприятия помешанного с жалостью будем воспринимать его как находчивого индивида. Можете привести примеры музыкальных произведений, которые на всем своем протяжении способны аналогичным образом преподносить слушателю одновременно разные эмоции, влияющие на восприятие?

Tess @mexkb
Можете привести примеры музыкальных произведений,


Половину пути к эмоциональному наполнению нужно пройти слушателю. Как в диалектике стиха, так и в музыке может родиться в мозгу *образ только у «подготовленного».

Сколько я ни смотрю на японские иероглифы, ничего не рождается, ну не умею я не умею...

Не хочу, что бы это всё напоминало сказку о «голом короле», лаконичный ответ:

«Красота в глазах смотрящего»,


Вот вам обложки, музыки из которой я «черпаю» а дна не видно



mexkb @mexkb

Это конечно же был провокационный вопрос к Георгию, но за ответ спасибо - частично уже ознакомился с предложенным материалом, продолжу на днях. По поводу пути, который должен пройти "слушатель" и красоты в глазах смотрящего - полностью согласен. Тем не менее эффект в любом случае достигается определенными приемами "говорящего", иначе нельзя было бы констатировать связь между прослушиваемым и воспринимаемым. И мастерство проведения таких приемов неизбежно влияет на глубину/масштаб восприятия, как по мне.

george @Tess

Вы как и я профи,со слухом у нас нормально,тут разница пожалуй в музыке.. Я очень люблю классическую музыку,но только слушать.. По нотам видимо лет с 30 не играю. Что не удивительно.Я прежде всего джаз/блюз музыкант. Я когда играю,даже не знаю,какую ноту я возьму потом.. Импровиз..

Tess @george
Я когда
играю,даже не знаю,какую ноту я возьму потом.. Импровиз..


Джордж, давайте новую ветку под эту тему. Я с удовольствием вам про музыку расскажу свои мысли.

george @george

Вы и начните. Я поддержу.Мы разные,но профи в своем деле.. Я больше клавишник и джазовый музыкант,Вы классик и похоже скрипач.Всегда с интересом читаю Ваши посты. Я имею примерно представ,ление об струнниках. У МЕНЯ ЖЕНА РУКОВОДИЛА ТАКИМ ТЕАТРОМ В Украине.. Вроде бы провинция,но в лучшие годы доходило и до 1 лимона жителей.. И чего уж скрывать,там было очень мощное музыкальное училище-это Кривой Рог.Там работали и мои родители.. Мама пела,а отец учил играть на выборном баяна. Володя Стецун выиграл кубок мира по баяну,недавно умер,а хотел посмотреть могилу моего отца .. Для меня это шок !!

Classic @artemf

В Воронеже один салон даёт на несколько дней послушать. Да и в простых магазинах никто не отменял "правило двух недель". Я так вернул усилитель, который не справился с моими АС.

artemf @Classic

Да, покупка и возврат, получается, являются единственными действенными мерами для подбора компонентов.

Интересно, насколько салоны идут на встречу в таких случаях? Я только в пульте видел акцию "возврат без проблем" - они хотя бы заявляют легкий возврат. А других я таких заявлений не видел.

george @artemf

Мне проще..Живу в Москве,да и меня немного знают. Могу и пригрозить,к примеру ссылкой на этот сайт. Могу и обосрать тут., Многие к этому чуствительны.. Одно знаю-слушать все нужно дома и в конкретной комнате

Classic @artemf

Фирмы по продаже массажных кресел вон даже кресла домой привозят чтоб клиент опробовал в приятной обстановке. Привоз, установка, увоз. За некоторую денюжку, правда, в случае непокупки. А цена такого товара вполне сопоставима с Hi-Fi. Всё зависит от желания продать. Не даром всяких бродячих торговцев ширпотребом учат- дайте потенциальному покупателю товар в руки! Психологически человек, подержав вещь в руках, вряд ли захочет с ней расстаться! )

Viktorovich

Комната важный компонент. И чем больше комната, тем важнее :) У меня гостиная сложной формы, с большими проёмами слева и справа (плюс 20 метров к 28-ми фактически), и в одном из углов огромный камин. Любая моя акустика (Dali Opticon 6, Tannoy Revolution DC 6T, Castle Knight 5) терялась. Хотелось или колонки придвинуть, или диван подтащить. Помучился какое-то время с сабвуфером – не понравилось. Решил купить что-то покрупнее. Слушал HECO Celan GT 702, Triangle ANTAL EZ, Dynaudio Focus 260 и Chario Pegasus. Пегасусы просто покорили. Может за счёт нестандартной величины твитера, но просто заливают звуком всю комнату. Причём звук очень детальный и одновременно комфортный, - просто аудиофильское счастье какое-то :) Прекрасно звучит рояль. Вокал замечательный, Том Вейтс как живой. Бас плотный, упругий, очень разборчивый. Контрабас Рона Картера – мурашки по коже. Slipknot, Korn, Limp Bizkit, - всё классно, мощно и драйвово. Поставил Нирвану "Nevermind" – жена говорит: "Оказывается, это можно слушать" :)

george @Viktorovich

У меня еще хуже. Вся техника стоит на подиуме,между 1 и 2 этажами своего дома,с одной стороны огромное окно(арочное), с выходом на балкон,с другой стороны есть расширение до 14м. Сам подиум квадрат=36,при высоте потолка в 5м! Есть и камин(подлец),но жена его любит,справится не могу.. У меня в горизонтальной плоскости стоят и висят 7 колонок Дали Айкон.на фронтах колонки Айкон 6. Это детский лепет.. Все решил с помощью мощного сабвуфера с головкой 12".

george

Уже писал и не раз.. У меня в загороднем доме 5 туалетов. Для чистоты эксперимента брал свою акустическую гитару Джибсон ,садился на толчок и брал ноты. Звук был разный.. А вы про колонки и всякие усилители !!

Adenotom @george

Хм.... На толчке можно воспроизводить весьма разнообразные звуки и без гитары..... Вот только не знаю хватит ли их для экспериментов на 5-ти толчках в разных туалетах))))

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.