Первая модернизация винилового сетапа

ТEКСТ: Комментарии (26)
79.96 дБ
Первая модернизация винилового сетапа

Около года назад я вернулся к винилу. У меня был архив пластинок — около 500 штук в состоянии M и NM. Этот архив послужил начальным толчком. Первый виниловый сетап был таким: проигрыватель Pro-Ject X1, звукосниматель Ortofon 2M Blue, фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин). Все было прекрасно: я наслаждался музыкой, и звук вполне меня устраивал — до тех пор, пока я не занялся тестированием фонокорректоров начального уровня...

Предпосылки

Собственно, этот тест показал — есть куда расти. Замена фонокорректора — самый очевидный путь повышения качества звука. Начальный уровень корректора в ценовом диапазоне около 20 000 рублей (здесь и далее цены — на момент написания статьи) я собирался заменить на фонокорректор среднего ценового диапазона стоимостью около 60 000 рублей. Я даже составил шорт-лист корректоров, подходящих по стоимости, из которого собирался выбрать самого достойного претендента. Вот этот список:

Lehmann Audio Black Cube — 57 409 рублей;

iFi Audio Micro iPhono 2 — 63 714 рублей;

Musical Fidelity MX VYNL — 58 872 рублей;

Vincent PHO-701 — 63 900 рублей.

Оставался открытым вопрос: надо ли оставаться на ММ-звукоснимателе или переходить на МС? Ответ на этот вопрос дали коллеги по Stereo.ru. По их мнению,переход на иной качественный звук обеспечит не только замена фонокорректора, но и переход на MC-звукосниматель. Оставаться в рамках ММ-звукоснимателя — пусть даже и более дорогого (например, Ortofon 2M Black) — они посчитали лишним шагом.

Две предпосылки: собственный опыт, полученный в результате тестирования фонокорректоров, и мнение коллег о переходе на МС-звукосниматель — убедили меня вместе с заменой фонокорректора перейти на MC-звукосниматель.

Выбор компонент

Два человека повлияли на выбор конкретных компонент модернизации винилового сетапа. @Gorbatov указал на то, что среди фонокорректоров среднего ценового диапазона следует обратить внимание на вторичный рынок и конкретно — на фонокорректор Luxman E-200. А также что MC-звукосниматель начального уровня Ortofon Quintet Red очень прилично звучит для своей цены.

Luxman E-200 в прекрасном состоянии (как косметическом, так и функциональном) был приобретен на вторичном рынке за 66 000 рублей (включая пересылку из другого региона).

Новый звукосниматель Ortofon Quintet Red обошелся в 23 500 рублей в известном сетевом магазине (тут свою роль сыграли скидки за былые «заслуги»). Если учесть, что за заменяемые компоненты (звукосниматель Ortofon 2M Blue и фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин) я выручил 28 000 рублей (продажа), то общая стоимость перехода на новый уровень составила 61 500 рублей.

Коллега @NewArtVinyl указал в комментариях к моей статье, посвященной тестированию фонокорректоров начального уровня, что межблочные кабели, которые я использовал в своем виниловом сетапе — не выдерживают критики.

В результате, стоковый фонокабель Pro-Ject Connect It, прилагавшийся к проигрывателю Pro-Ject X1 был заменен на фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010R, который обошелся в 21 850 рублей.

Межблочный ноунейм-кабель, соединявший фонокорректор с усилителем, был заменен на кабель DH Labs с коннекторами WBT-0144. Стоимость такого кабеля — 10 000 рублей.

Таким образом, общие вложения в модернизацию составили 93 350 рублей. Это сопоставимо с вложениями в мой первый виниловый сетап.

Результат

Если описать одним словом — система стала звучать более натурально. То, что ранее не было важно — приобрело значение. Например, я убрал пробково-резиновый слипмат — и звучание стало более открытым. Попробовал ставить клэмп — и система отреагировала некоторой «зажатостью» звука. До модернизации система была более «грубой», менее чувствительной. Там подобные манипуляции никак не меняли характер звучания. Тем не менее я попытаюсь описать и звучание:

— повысилась точность и тонкость звучания. Начинаешь понимать, что дело не в яркости высоких или выпирающей середине (даже чуть-чуть), а в общем балансе, где каждый звук не доминирует, а создает звуковую картину, очень близкую к натуральной. Резюме: повысилась естественность звучания;

— появился бас на тех записях, где его было откровенно мало;

— замена безымянного межблочного кабеля на DH Labs с WBT-коннекторами подтвердило простую истину: в тракте не бывает второстепенных компонентов. Новый кабель прекратил чуть выпячивать верха, верхняя середина тоже успокоилась — тональный баланс звучания выровнялся и приобрел более натуральное звучание;

— фонокабель Pro-Ject Connect It, идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1, вполне соответствует уровню проигрывателя, однако замена этого компонента на Ortofon 6NX-TSW 1010R показала: рост качества возможен. Улучшилась разрешающая способность, добавился «воздух», а еще выровнялся общий баланс звучания;

Что, напротив, вызвало дискомфорт? Для прослушивания на той же громкости, что и с ММ-головой, регулятор громкости надо увеличивать примерно на 1 час. Скажем, если ранее пластинка комфортно звучала при положении регулятора громкости на 10 часов, то теперь — на 11. Это говорит о том, что выходное напряжение фонокорректора Luxman E-200 меньше, чем у моего предыдущего фонокорректора PS Audio PS II MK5 (от К. Бабина).

Настройка обновленного винилового тракта заняла больше месяца. Около 40 часов заняла приработка иглы нового звукоснимателя. Поскольку я заменил два кабеля (фонокабель и межблочный), это заняло в сумме 15 дней. Кабели я менял не одновременно, а последовательно. Сделано это было для того, чтобы оценить степень влияния каждого кабеля на звук тракта.

Финальная настройка звукоснимателя производилась на слух после замены всех компонентов. Был уточнен прижимной вес иглы. Сейчас он равен 2,2 г. При рекомендованной производителем прижимной силе в 2,3 г. звучание показалось мне чуть жестковатым.

При внесении нового компонента в тракт я придерживался простого правила: никуда не спешить и оценивать звучание тракта с этим компонентом только после того, как я перестаю замечать изменение в звуке. То есть звучание всего тракта не менялось на протяжении нескольких прослушиваний. На это уходило от 5 дней и более.

Повторюсь: при замене того или иного компонента тракта первоначальное звучание никогда не совпадало с устаканившимся звуком. И еще: если происходит апгрейд какого-либо кабеля, новый претендент должен доказать свое преимущество. То есть тракт с новым кабелем должен звучать лучше. «Лучше» для меня — синоним слова «натуральнее».

Был ли ВАУ-эффект? Был. Как зазвучала старенькая мелодиевская пластинка в состоянии VG — «Времена года» А. Вивальди в исполнении Камерного оркестра Латвийской государственной филармонии п/у Т. Лифшица (С10-05143-44) — такого я не слышал. Масштаб сцены, как по фронту, так и в глубину, и звучание оркестра — потрясли!

Послесловие

Задачи первого винилового сетапа были:

— понять: винил — твое или это случайность;

— научиться настраивать голову;

— слушать музыку.

На все эти вопросы были получены положительные ответы. Более того, слушание музыки стало для меня ежедневным занятием. Иногда я пропускаю музыку — и чувствую, что гармонии внутри стало меньше.

Модернизация имеющегося сетапа преследовала следующие цели:

— улучшение звучание виниловой системы путем замены фонокорректора. Проделана определенная практическая работа;

— переход на МС-голову. Наверное, я не вернусь на ММ. Можно поразмышлять на эту тему, но не хочется. Это мой выбор, я никому ничего не хочу навязывать;

— устранение «детской болезни» недооценки кабельной обвязки. Треть затрат модернизации ушло на новые кабели: фонокабель и межблочник.

...Я далек от мысли, что мой нынешний виниловый сетап совершенен. Но то, что сделан очередной шаг в сторону точного звучания — для меня очевидно...

Благодарности

Порталу Stereo.ru — за возможность обмениваться опытом с коллегами, знакомиться с новинками в области звука;

Коллеге @Gorbatov — за корректное общение, точные акценты и безупречные советы по вопросам использования тех или иных компонентов винилового тракта;

Коллеге @NewArtVinyl — за острый взгляд, позволяющий выявить нюансы, существенно влияющие на звук, большой практический опыт и точные советы;

Компании «Профиль-Аудио» — за создание усилителя PAS-240, модель 6, которым я пользуюсь. Меняются источники звука, но усилитель всегда справляется с задачей точного воспроизведения. А также за доброжелательность в подборе компонентов к усилителю;

Александру Серашову, акустикой которого (ASP Loudspeakers Optimus Classic SB II) я пользуюсь — за отлично проделанную работу и доброжелательное общение.


P.S. Пользуясь случаем: поздравляю всех коллег с наступающими новогодними праздниками! Всем хорошей музыки и равновесия!

79.96 дБ +

Комментарии

#

спасибо за статью! плюсанул!

- 50 дБ +
#

С Новым виниловым Годом )) Разумно все написано - поздравляю с почином ))

- 60 дБ +
#

Спасибо, практически пошаговая инструкция по апгрейду

- 53.01 дБ +
#

С Новым годом! Шнур Ortofon 6NX-TSW 1010R очень хорошее соотношение цены и качества для головок с ценой до 100 тыс., Серебряный этой же фирмы вообще гениально. Его уже лучше использовать с головами до 300 тыс. и с проигрывателем другого класса.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Или не использовать вовсе. Кабель со своими особенностями. Да и снят он с производства.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Кабель со своими особенностями. Да и снят он с производства.

Да нет, не снят. В аудиомании наверное куплен

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #
Серебряный этой же фирмы вообще гениально. Его уже лучше использовать с головами до 300 тыс. и с проигрывателем другого класса.

Использую его с ММ-головой АТ-440млб и с фоником Graham Slee и тоже положительно оцениваю его влияние (специально проводил тест с 6 шнурами одной ценовой категории)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Roman-RF #
Серебряный этой же фирмы вообще гениально. Его уже лучше использовать с головами до 300 тыс. и с проигрывателем другого класса.

Извиняюсь....у меня не ортофон, конечно, а серебряный про-джект

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью. Очень интересно было почитать.

С Новым годом и новым сетапом!

- 50 дБ +
#

Очень логичный путь пройден, и как я могу соотносить со своими наблюдениями - выводы точны и последовательны, решения подобраны корректные.

Отдельно, и совершенно правильно уделено внимание тому, что система это именно система, а не просто набор компонентов, а созвучность компонентов, зачастую, важнее цифр.

- 60 дБ +
#

хорошая статья об эволюции конкретной системы!)

Побольше бы таких от непосредственных владельцев! Очень полезно и познавательно, особенно для новичков.

Я вот сейчас в своей системе наконец то решил уделить внимание питанию, приобрёл стабилизатор volter 2000, в пути силовой кабель Fujikura 3 х 5,5 и коннекторы (пока китайские реплики oyaide, но хорошие - медные типа с платиновым покрытием, больно их хвалят, решил попробовать, тем более что то серьезное сейчас не по карману из за других приоритетов).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Можно взять самые младшие Oyaide 029. У меня в некоторых местах именно такие используются и совсем не по причине экономии.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

думаю обязательно попробую, но для интереса взял пока китайские, которые тоже весьма нахваливают, даже здесь несколько раз натыкался на лестные отзывы от достаточно серьезных участников...)

Вам, кстати, спасибо за наводку на кабель.)

Жду такие -



- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #
... для интереса взял пока китайские, которые тоже весьма нахваливают...

На кривую дорожку вступаете...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

согласен, есть немного... но, как написал выше, фирму пока не готов купить, а мне надо их не 2 и не 3 пары даже (я решил во всей системе начать менять). Можно конечно потихоньку менять, видимо так и поступлю - как раз сравнительный тест в итоге получится: начну с китайских, по мере возможностей буду менять их на фирму и посмотрю насколько это того стоит.)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Я бы серьёзно прислушался к словам Виктора про Oyaide 029...

- 60 дБ +
#

Отличная статья! С удовольствием прочитал и задумался, хотя винил всё таки не моё (пока).


- 53.01 дБ +
#

Прежде всего интересует два вопроса. Какой усилитель и какие колонки?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @LenAlex #

Усилитель - PAS-240, модель 6

Акустика - ASP Loudspeakers Optimus Classic SB II

- 50 дБ +
#

Connect It - отличный кабель (из соображений конструктива и качества, а не бренда и аудиофилии). Про преимущество 200-го Люксмана над ФК от Бабина не сильно верится. 0,1 грамма в прижиме услышать, наверное, невозможно. Это самовнушение. Но, по словам автора, времени у него вагон, почему бы и не поэкспериментировать, я тоже это дело люблю. Усилитель хороший, мне показался на уровне хороших итальянских, а по звучанию похож на Эмотиву. В любом случае, если нравится, значит, все правильно. Я тоже иногда выбрасываю деньги на ветер (кто про что, а я всегда про кабели - иронизирую), просто потому, что нравится отделка, или название фирмы. Вот давеча купил Торенс третьим номером, потому что дешево отдавали, и отделка под мои дубовые стойки. :)))

- 50 дБ +
#

Более того, слушание музыки стало для меня ежедневным занятием. Иногда я пропускаю музыку — и чувствую, что гармонии внутри стало меньше.

Для меня, главные слова в этой статье!

- 50 дБ +
#

отличная статья, тоже плюсанул. Интересно было бы почитать ещё про апгрейд совсем начальных сетапов.

- 50 дБ +
#

Спасибо автору за то, что поделился опытом. Было бы интересно послушать записи до и после с разными компонентами а также первым сетапом и вторым.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Mishas #

Нереально. Из записывающей техники - только телефон...

- 50 дБ +
#

Два межблочных кабеля выши по цене дороже, чем звукосниматель. Фонокорректор вообще в 3 раза дороже. Не лучше ли было вложить все эти деньги в звукосниматель или акустику? По-моему самая простая истина в построении аудиотракта в том, что наибольшее влияние на звук оказывают начальное и конечное звено в цепи. Я не являюсь адептом секты "звучащих" межблочных (или упоси силовых) кабелей, но очевидно, что прирост в качестве звука от смены звукоснимателя или акустики будет слышно "невооруженным ухом".


- 50 дБ +
⇡ в ответ @uriy7w7 #

Я полагаю, что любой элемент тракта влияет на звучание. Я тоже не являюсь сектантом. Но я хорошо слышу влияние того или иного компонента, в том числе и кабелей (и силовых - увы!). Что касается вашего предложения: для того что бы установить голову ценой хотя бы в стоимость фонокорректора (например, Ortofon Quintet Black S) надо иметь соответствующий стол и тонарм. Бессмысленно ставить элемент тракта, который не раскроется при имеющейся конфигурации. Однако, соглашусь (частично) с Вами, что голова является узким местом. Я бы добавил: голова и проигрыватель. Что ж, наверное эти компоненты тракта и будут заменены в следующей модернизации. А поскольку, уже понятно, что мне понадобится две головы (сама коллекция винила подсказывает такое решение) - то следующая модернизация будет более дорогостоящей и не быстрой по времени...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.