Тест полочников Bowers & Wilkins Formation Duo: и в беспроводном мире найдется место хорошему звуку

ТEКСТ: Комментарии (35)
74.15 дБ
Тест полочников Bowers & Wilkins Formation Duo: и в беспроводном мире найдется место хорошему звуку

В этой паре полочной акустики объединились фирменное аудиофильское звучание с современными беспроводными и стриминговыми технологиями, проверенная передовая конструкция диффузоров и новое ячеистое построение мультирумной сети, связывающее компоненты Formation в единую экосистему.

Новую систему Formation от Bowers & Wilkins можно называть семейством, концепцией, сетью — и все определения будут верны. Любой компонент этой линейки рассматривается как часть единого мультирумного решения, способного объединить стерео- и «умные» колонки, беспроводной концентратор со встроенным АЦП/ЦАПом и домашний кинотеатр в составе саундбара, тыловых колонок и сабвуфера.

Все это может функционировать как в комплексе из шести элементов (на сегодняшний день), так и отдельно. На Stereo.ru уже выходила статья с подробным рассказом об истории создания этой системы и принципах ее работы — если еще не прочитали, советую.

Беспроводная активная полочная акустика Formation Duo отвечает в линейке за классический стереозвук. Отсутствие проводов вовсе не означает компромисс в качестве звучания, и производитель настаивает, чтобы потребитель воспринимал эту пару как подлинную Hi-Fi-систему.

Для передачи сигнала семейство Formation использует одну из самых совершенных на сегодняшний день сетей, и в каждой его акустической системе находится сразу по семь отдельных приемопередающих экранированных устройств. Четыре из них предназначены для общения колонок между собой в пределах комнаты (они работают в частотах 5 ГГц и выше, автоматически выбирая самый свободный диапазон), еще одна пара (2,4 ГГц) отвечает за связь с компонентами в остальных помещениях (мультирум) и связываются с внешним интернетом через роутер, и наконец, один модуль поддерживает связь через Bluetooth. Подключаться к роутеру колонки могут и через Ethernet, но это тот случай, когда преимуществ на слух вы в принципе не заметите.

Подключиться к интернету можно и через Ethernet-разъем, но ощутимых преимуществ это не дает

Радиомодули для внутрисетевого общения работают в частотном диапазоне 5 ГГц, связь с роутером идет на 2,4 ГГц. Среди компонентов, находящихся внутри комнаты, задержка радиосигнала составляет совершенно неразличимую на слух 1 микросекунду (1/1 000 000 с), у мультирумных устройств она равна 1 миллисекунде (1/1000 с).

Выход на роутер осуществляет только одно устройство, остальные общаются уже между собой — локальная сеть отличается повышенной скоростью, надежностью и устойчивостью, и «слабым звеном» здесь может стать только внешний интернет.

Твердый характер

От «воздушного» переходим к твердому земному. Корпуса колонок с отдельно расположенным (акустически развязанным) корпусом твитера и округлыми обводами напоминают по стилистике топовую «800-ю» серию Bowers & Wilkins. Но в данном случае разработчики выбрали закрытое акустическое оформление без фазоинвертора.

Материалом корпуса послужил прочный и жесткий композитный материал, который эффективно препятствует резонансам. Для этой же цели служит шов на боках и верхней задней части колонок, который оказывает антирезонансный эффект «разбитого колокола».

Расположенный в отдельном корпусе твиттер с карбоновым куполом позаимствован у «700-й» серии колонок Bowers & Wilkins

С топовой линейкой компании акустику Formation Duo роднят и динамики — в частности, доработанный для этих колонок 165-мм СЧ/НЧ-диффузор Continuum, знакомый нам по той же «800-й» серии. Твитер с 25-мм карбоновым куполом также успел себя зарекомендовать в колонках с «700-м» индексом. Заявленный диапазон частот впечатляет: 25–33 000 Гц, чем похвастаются не всякие напольники, а насколько это соответствует действительности — сейчас проверим с пристрастием.

Под эффектной решеткой скрывается СЧ/НЧ-диффузор, изготовленный по передовой фирменной технологии Continuum

Внутри каждой колонки находится 125-Вт усилитель класса D, и этого вполне достаточно, чтобы заполнить звуком комнату средних размеров. Руководство пользователя предлагает при желании добавить в систему 250-Вт сабвуфер Formation Bass с двумя 165-мм низкочастотниками, но, как показало прослушивание, такой трифоник понадобится совсем уж увлеченным басхэдам. Из дополнительных элементов лучше всего потратиться на стильные подставки, которые поставляются как с шипами, так и с резиновыми опорами.

Достаточный минимум

Акустике Formation Duo не нужны источник сигнала и усилитель — достаточно связать ее со стриминговым сервисом посредством мобильного устройства или компьютера, или же с аналоговым устройством через входящий в линейку хаб-концентратор с АЦП/ЦАПом — Formation Audio.

На тесте я пользовался сервисом Tidal с помощью демонстрационного iPhone, который связался с колонками через интерфейс AirPlay2. Общее управление системой происходило посредством фирменной программы Bowers Home. Поначалу я хотел задействовать собственный смартфон на Android, но оказалось, что напрямую использовать с ним Tidal (а также Deezer и Qobuz) можно будет только в следующей версии прошивки для Formation, которая выйдет в первом квартале текущего года — а пока что надо использовать посредника в виде плеера Roon. Чтобы не терять время, я остановился на яблочном устройстве. Как вариант, можно было выбрать сервис Spotify Connect, но для чистоты эксперимента нам нужен был более качественный источник.

Благодаря мобильному приложения Bowers Home физические кнопки управления так и не понадобились

Кстати, у экосистемы Formation в ближайшей перспективе ожидается и другое важное программное обновление, после которого она сможет работать с цифровым потоком 24 бит/192 кГц вместо актуального сегодня 24 бит/96 кГц.

Красиво или натурально?

Отечественная группа «Моральный кодекс» всегда отличалась качественными аранжировками и записью, а значит — хорошо подходит для проверки сбалансированности звучания вокала и инструментов. В композиции «Ночной каприз» акустика отлично прорисовала характерный голос Сергея Мазаева, наглядно распределила инструменты на сцене, которые звучали на удивление натурально и, я бы сказал, «аналогово».

Следующим треком я поставил джазовую «Highway to Hell». Нет, я не оговорился — речь идет об изящном и чуть ироничном джаз-кавере от французского коллектива Pink Turtle (пользуясь случаем, рекомендую). Прежде всего, я наконец-то услышал здесь отчетливый полновесный контрабас, который от меня прятали другие полочники, за что в очередной раз спасибо фирменной технологии Continuum. Рояль звучал вполне естественно, а не как «цифровая копия». Сцена широкая — можно было представить, как поющий солист стоит в центре перед микрофоном, а бэк-вокал находится от него чуть сзади справа.

Но это относится к обычному качеству потокового сигнала. А вот на записях Tidal в MQA уже можно различить нюансы подачи. Например, отлично записанный альбом «French Fries + Champagne» нео-свинговой группы Hot Sardines сейчас показался нарочито приукрашенным в сравнении с недавно прослушанным качественным аналоговым сетапом: пусть сцена была подчеркнуто широкой, вокал Elizabeth Bougerol — проникновенным и мягким (здесь даже излишне), инструменты — прорисованными и насыщенными, однако при этом не покидало ощущение некой искусственности. Но если не знать, с чем сравнить, поводов для придирок не будет.

Стильные стойки можно установить как на шипы, так и на резиновые ножки

Камерную классику в исполнении The Royal Festival Orchestra под управлением Уильяма Боулса (William Bowles) колонки передали очень эффектно и ярко. Но все же «Временам года» Антонио Вивальди здесь чуть не хватило ощущения натуральности инструментов — словно встроенный DSP решил продемонстрировать нам собственную трактовку барочных духовых и струнных.

То же самое можно сказать и о Вивальди в исполнении скрипачки Рейчел Бартон Пайн (Rachel Barton Pine) и ансамбля Ars Antiqua: ее виола д'амур и аутентичные той эпохе инструменты звучали чересчур «современно» без характерного старинного флера — однако красиво.

Способность Formation Duo справляться с тяжелой рок-музыкой проверяем на «Metal Militia» от Metallica. И в кои-то веки при прослушивании этого жанра на полочной акустике низкие частоты пришлось… убавлять. Вначале комната отозвалась массивным гулом, поэтому мне пришлось углубится в приложение Bowers Home и чуть сдвинуть влево виртуальный ползунок настройки низов.

Сразу возникло ощущение, что этот «темброблок» влияет на частоты не только количественно, но и структурно — басы стали собраннее, суше и быстрее. Колонки не выдают ощутимые физические толчки в грудь, которые многие принимают за подлинные низы, зато басы мягко заполняют всю просторную комнату (точнее, небольшой конференц-зал) и словно обволакивают тебя со всех сторон. Но, конечно, тут я еще поддался психологическому wow-эффекту, поскольку просто не ожидал такой басовой атаки от небольших с виду колонок.

Мелодичный пауэр-метал от финской группы Stratovarius подтвердил, что полочники не боятся быстрых тяжелых жанров. Композицию «Hunting High and Low» они отыграли свободно, но уж чересчур непринужденно, и здесь бы мне хотелось побольше забойного драйва. Но мы же имеем дело с цифрой — и при желании можно без труда скорректировать звук программно.

И все-таки цифры иногда бывает много. Взять хотя бы песню «Thunderstruck» АС/DC, которая с Tidal в интерпретации Formation Duo звучит бодро, хлестко и очень забойно. Вокал слышен отчетливо, гитары выпиливают зажигательно, низов достаточно, но… это все не похоже на впечатление от этой же композиции, услышанной недавно на полностью аналоговом сетапе, где заметно шире был динамический диапазон, а также больше и лучше прорисована сцена. Впрочем, как я уже отметил, если бы в моей голове не было примера для сравнения, то подачу материала от этих полочников я бы счел вполне достойной.

Цифровое аналоговому — не помеха

Кстати, об аналоговых источниках. Пусть передачу звучания винила по воздуху многие слушатели (и я, в том числе) считают попранием основ мироздания, мы все-таки попробуем подключить проигрыватель Teac TN-300 с ММ-картриджем Audio Technica ATN95EL и встроенным фонокорректором к беспроводному концентратору Formation Audio. Но сосредоточимся больше на комфортной работе и удобстве интерфейса.

Переключиться на проигрыватель через Bowers Home стало буквально делом нескольких секунд. На алюминиевом диске вертушки расположился альбом Евгения Маргулиса «Туда – сюда!» Помните, я в начале упоминал о миллисекундной задержке передачи сигнала внутри комнаты? Так вот эффект от связки проигрывателя, хаба и колонок получился воистину «механическим». Едва игла касается поверхности пластинки, как совершенно без какой-либо задержки в колонках возникает звук — и это впечатляет.

На слух звучание пластинки практически не отличить от Tidal. Можно пофантазировать на тему, как бы это воспринималось с вертушкой классом повыше и ожидаемой скоро передачей сигнала 24 бит/192 кГц. Думается, качественный АЦП Formation Audio, преобразующий аналоговый поток в цифру 32 бит/192 кГц, позволил бы почувствовать разницу. Зато сам факт, что новая система не заставит отправить на свалку вашу коллекцию пластинок, кассет и бобин, вселяет определенный оптимизм.

Вывод

Прежде всего, не надо рассматривать Formation Duo наравне с классическими стереосистемами. Тут перед нами современный альтернативный подход к получению, передаче и демонстрации звукового сигнала, где во главу угла ставятся гибкость, удобство и широкие возможности коммуникации компонентов. И часть денег вы платите именно за это. Колонки самодостаточны и не нуждаются в отдельном усилителе и источнике. Добро пожаловать в новый беспроводной цифровой мир!

Шов на композитном корпусе служит для нейтрализации резонанса с помощью эффекта «разбитого колокола»

Но у колонок осталась и традиционная черта акустики Bowers & Wilkins — это звук. Насыщенный, мощный, детальный. Formation Duo без труда справятся практически с любым музыкальным материалом, а если что-то в звучании вам окажется не по душе, это можно скорректировать опять же цифровым способом — и результат может оказаться не хуже, чем у иной сопоставимой аналоговой системы. Отнеситесь к этому философски — да, традиции ломаются, но у нас появляется больше выбора.

Достоинства: насыщенный, детальный звук, уверенное воспроизведение низких частот. Высокая универсальность при работе с разными музыкальными жанрами. Широкие возможности использования стриминговых сервисов, допускается включение в систему любых цифровых и аналоговых источников (с помощью хаба Formation Audio).

Недостатки: встроенный процессор часто делает звук «универсально-красивым» и порой хочется его изменить — благо, такая возможность отчасти есть.

Официальный сайт: Bowers & Wilkins Formation Duo

Цена: 299 990 рублей

Паспортные данные

Количество полос: 2

Акустическое оформление: закрытое

Динамики: ВЧ — 1 х 25 мм, карбоновый купол, СЧ/НЧ — 1 х 165 мм, Continuum

Диапазон частот: 25–33 000 Гц

Мощность усилителя: 2 х 125 Вт

Bluetooth: v4.1, Class 2, aptX HD, AAC, SBC

Работа с AirPlay 2: iPhone, iPad, iPod touch с iOS 11.4 и выше, Apple TV 4K или Apple TV (4th Generation) с tv OS 11.4 и выше, Mac или PC с iTunes 12.8 и выше.

Размеры (ШхВхГ): 19,7х39,5х 30,5 см

Масса: 10,6 кг (одна колонка)

74.15 дБ +

Комментарии

#

Наверно в тему, если автор не обидится. Интересно сравнить впечатления :)

Спасибо за Розовую Черепаху!

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Надо же )) Ещё не видел.

- 50 дБ +
#

Первая мысль при взгляде на фото - "какие симпатичные чайники"

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @inej #

В реальности, кстати, всё гораздо симпатичнее. Это если фото размерами к обстановке не привязано. А в интерьере очень неплохо. Техногики будут в восторге.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Как найти себя и стать техногиком:


- 56.02 дБ +
#

Диапазон частот: 25–33 000 Гц

25гц при - 24db? ))

- 50 дБ +
#

Блин я сначала подумал что за электрочайники )))

*upd 😂😂😂 а, не я один ))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Плюсую за чайники 😀

- 50 дБ +
#

Транслировать звук с винила на беспроводную акустику-так себе идея-то...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @OlegFieldfare #

Угу, примерно как flac на cd переписывать ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Не, винил по блютусу - гораздо более богатая идея

- 50 дБ +
#
Транслировать звук с винила на беспроводную акустику-так себе идея-то...

"...потому что могут" (с) Вряд ли специально кому-то надо, но если вдруг приспичит, то аналоговые источники подключаются.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Ну в общем да, наличие возможности всегда лучше чем присутствие невозможности ;))

- 53.01 дБ +
#

за триста штук могли бы корпус и не из пластмассы сделать,

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

А это и не пластмасса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

а из чего? Судя по фото пластмасса и есть, на мдф не похоже,и точно не дерево,а судя по изгибам и стыкам ,самый настоящий пластик, я вообще весьма хорошо отношусь к компании B&W , но все же в эту стоимость можно было бы использовать нечто поинтереснее чем пластик,

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

пластмасса тоже разная бывает, не думаю что она та же что и из которой чайники делают )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

понятно что и пластик разный бывает ,какой нибудь пвх или еще какой нибудь,не в этом суть, но за три штуки баксов и пластмассовый корпус? это то же самое ,что купить пластмассовые часы за триста штук, с акриловым царапающимся стеклом, кто то может сказать что вон телевизоры или утюги или те же чайники из пластика и ничего , но для колонок все же пластик не лучшее решение на мой взгляд ,особенно в такую цену, вы бы хотели что б ваши колонки были пластмассовыми? думаю и скрипач будет не очень рад если ему предложат пластмассовую скрипку ,ну и так далее

- 40 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Владимир, а ничего что шаттлы состояли на 60 процентов из композитных материалов, коих вы тут в пластмассы определили? И ничего, что B&W Nautilus тоже пластмассовый (по вашему) корпус имеют? И ничего, что некоторые "пластмассы" стоят раз в пять дороже стали?

Это не как укол, а опять "указание" на вашу слабость - осуждать не разбираясь в предмете.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Да пусть хоть эти шатлы были бы из соломы склеенной навозом,при чем тут это вообще? Я своего мнения никому не навязываю, но пластмассовые колонки мне не очень нравятся,как и пластмассовая посуда , еще раз повторю к изделиям B&W отношусь очень хорошо, но к вещам из пластмассы нет,и по возможности если есть альтернатива,выбираю вещи из других материалов,

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Там нет пластика в привычном смысле. Какой то составной компаунд из древесного волокна и чего-то типа смолы или полимера, которые все это связывают. Скорее всего по технологии это прессуется и полимеризуется или запекается в форме, потом шлифуется и красится. Весьма не дешевая скорее всего технология. И материалы такие получаются куда более ровными по характеристикам. Плюс форма - обычными способами такое было бы сложно, дорого и не факт, что получилось бы хорошо. А тут корпус из двух деталей по сути состоит, не считая отдельного корпуса твитера и основания.

В рамках концепции и идеи в целом - очень грамотное решение. И оно играет. И я даже уже знаю людей, которые имея хорошие комнаты прослушивания с отличной акустикой и прочим подумывают о вот этой линейке в качестве дополнения, например для гостиной, чтобы был там приличный звук, но хозяйской технику и фонотеку никто не трогал.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А мне Rogers DB101 вспомнился, они тогда писали что применение ABC пластика гарантирует неисчислимые ништяки. Townsend ещё был

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

благодарю за развернутый ответ, ибо глядя на фото ничего кроме как пластмасса в голову не пришло, но хорошо что ошибся, я ведь не для того пишу что б как кое кто лишь бы поперек высказаться, а просто выказал удивление что за такую сумму и вдруг пластмасса , хорошо что это не так

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Корпуса знаменитых вертушек Technics-1200\1210 тоже из композита.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

и cтикep poвнеe пpиклeить

- 50 дБ +
#

я конечно могу ошибаться в том из чего они сделаны , но глядя на фото кроме пластика ничего в голову не приходит, если это не так ,то стоило бы указать из чего именно сделан корпус

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Материалом корпуса послужил прочный и жесткий композитный материал, который эффективно препятствует резонансам. Для этой же цели служит шов на боках и верхней задней части колонок, который оказывает антирезонансный эффект «разбитого колокола».

1. Композит(скорее всего какой нибудь углепластик) дёшев не был, может сейчас какие-то разновидности подешевели, а в этом случаем скорее всего новая разновидность(более прочный и устойчив к ударам например) и не думаю что из какого нибудь HDF с отделкой шпоном, в производстве будет дешевле, ну и 2. вы же знаете какие цены в России по сравнению с Европой )

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Ближе всего такие материалы к применяемым в быту изделиям из искусственного камня - раковины, столешницы. Это всякие отверждаемые смолы смешанные с плотными неорганическими наполнителями. Шов на боках - это совмещение технологически приятного с эксплуатационно полезным. Приятно, что можно отливать корпус из композита половинками, иначе была бы нужна очень сложная форма на монолитный корпус, а разрыв полезен по причине создания тупика резонансам.

- 53.01 дБ +
#

у меня опять назрел в пятый раз риторический вопрос

то есть, для того, чтобы подключить "беспроводные колонки" нужно при ремонтных работах заложить в плинтус или в место установки акустики электрическую розетку? или тянуть к ней провод удлинителем от ближайшей розетки за углом? или это рассчитано на домохозяйства, в которых розетки по всему периметру через метр? не был ни в одном таком доме

ПОнимаю, что, например, рядом с телевизором не составляет труда найти розетки. Но, в этом случае, никакого труда не составит там же разместить и усилитель с сетевыми функциями. При этом проводов будет МЕНЬШЕ.

Технология ради технологии? потому что можем?

- 42.22 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Меня тоже всегда удивляет эта маркетинговая фраза "беспроводные" по отношению к стационарным колонкам. А вообще такая технология имеет место для дополнительной пары акустики в спальне или на кухне например, когда основной сетап стоит в гостинной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @inej #

"Беспроводные" далеко не всегда подразумевают "портативные". Отсутствие проводов здесь вовсе не для того, чтобы акустику было удобно переносить или чтобы они не путались под ногами. Здесь производителю было важно интегрировать колонки в фирменную мультиячеистую сеть Formation со своим алгоритмом связи и управления, а также возможностью расширения. Но об этом есть целая отдельная статья. Как было сказано, это совсем другая экосистема, отличающаяся от традиционного подхода. Кому-то она нужна, кому-то нет. Просьба просто прочитать об этом подробнее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leonid_P #

Да все это понятно про технологии. Непонятно почему называют "беспроводные". Беспроводная передача данных-да. Но как минимум провод питания нужен, а лучше еще и ethernet. Провод есть-значит не беспроводные.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @inej #

Это просто традиция и не более. Чтобы разграничить способ передачи данных. Ну вот такой термин ввели, мы и пользуемся.

- 50 дБ +
#

Цена на это пластиковое нечто завышена примерно в 4-5 раз!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Paul55 #

Чтобы так говорить нужно приводить конкретные примеры. Что с аналогичным функционалом можно купить в 4-5 раз дешевле. Конкретные названия пожалуйста.

Иначе подобные заявления не более чем пустышка.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.