Мои изыскания на тему Hi-Fi в последнее время все чаще сопровождаются характерным металлическим призвуком. Нет, не из-за современного почерка ЦАПов. Это скребет ложка по дну кастрюли с компетенциями. Собственно, сказать уже практически нечего. Чего еще может желать душа? Что еще можно напридумывать о злоключениях аудиопотока, когда работают прозрачнейшие конвертер или транспорт с возможностью DSP-коррекции? Приходится если не прощаться, то выступать все реже, причем на исторические темы. Но все же напоследок стоит взглянуть трезво на фундаментальную основу домашних игрищ с аудиофилией.

Посмотрите видео недавней «Академии винила», где аудитория внемлет лекции об ультразвуковых способностях МС-картриджей. Спору нет, вот спектрограммы и формально сказанное является правдой, но лектор не договорил главного. Много лет назад я уже в примерах показывал, что все эти супер-обертона в реальности вообще никогда не были записаны на пластинку. Все, что мы видим свыше 30 кГц, является следствием самодеятельности контура звукоснимателя с подвижной катушкой.

Но аудитория не желает признать факт технологических ограничений и продолжает ловить жар-птицу вместо того, чтоб сберечь время для других приятных хлопот – влюбляться, заниматься творчеством, спортом и т.п. Особенность аудиофилов еще и в том, что они, в общем-то, и не взыскуют первородных звуковых волн, хотя на словах, конечно, всю жизнь только за это и воюют. Коммерческих изданий в виде непосредственного акустического слепка, т.е. прямых записей как на диктофоне, без редактирования и эффектов – выпущено единицы. Даже в классической музыке звук микшируется из множества микрофонов в стереодорожку. Остальная продукция, в том числе и на всяких системообразующих «дак-сайтах» – плод студийных ревербераторов и куртуазных игр с фазой. Поэтому граждане немного потопчутся на краю всех этих ультраформатов HD-разрядности, а затем откатываются от них назад, хватая что ни попадя в надежде внести разнообразие. То деревянные картриджи, то винтажный литцендрат, то подставки, то кассеты!

В звукорежиссуре существует понятие шкалы Dry/Wet, где Dry – это входящий сигнал, «сухой микс», который «мокнет» по мере усиления обработки. В принципе, все эти бесконечные нагромождения компонентов, ламп, монструозных проводов с бешеной индуктивностью – продиктованы лишь желанием контроля хоть над чем-то в своей жизни. Сначала заполучить редкую пластинку, затем раскрасить фонограмму подобием студийных эффекторов, но теперь уже на стороне хозяина музыкальной консервы. Заканчиваем созерцать старушечьи скарбы из заботливо выложенных конвертов, катушек, диджипаков и кассеток, поговорим о главном домашнем эффекторе более предметно.

Четная гармоника родимая. Ее, как видим, ценят не только в гитарных комбиках, но и в домашних системах, хоть и не всегда отдают себе в этом отчет. Четная гармоника отстоит от базового сигнала на октаву и придает аккорду плотность. В случае доминирования вторая гармоника будет маскировать всякую гадость – нечетные искажения более высоких порядков, которые даже при малых величинах создают противные на слух диссонансы. Многие современные источники в десятки, а то сотни раз по уровню искажений превосходят старые компоненты. Но ноли после запятой зачастую достигались за счет нейтрализации большой второй гармоники, делавшей паспортные цифры не очень красивыми. А потом начинаются разговоры о старом-добром саунде... Как будем недорого добывать четную гармонику, если источник упорно фонит третьей?

Вообще толковые ламповые усилители мощности – дорогое удовольствие из-за необходимости качественного трансформатора, да и в обслуживании не все так просто. Если что-то проще и дешевле, то когда-то Musical Fidelity предлагала в своей X-серии «бочонков» ламповый буфер X-10D. Сегодня, если нет желания связываться с китайскими лампадками Али-бабы, у которых решетки гнутся как пластиковые, то можно ограничиться предом Schiit Freya. Эта модель дает возможность выбора между транзисторным и ламповым каскадом. Правда, здесь тоже имеется недостаток – ламповая секция всегда остается под напряжением и греется при любом варианте использования. Однако не стоит отождествлять четную гармонику с одними лишь ламповыми агрегатами. Ее можно найти где угодно – на упомянутых МС-картриджах, и даже среди всякого дешевого старья вроде дискменов или мини-дисков. Ну, или среди кассетных дек.

На этом месте обзор должен был свернуть на некую легендарную модель, влюбленным шепотом перечисляя все компадерные шумодавы и регулировки подмагничивания, но нет. Как-то сложно себе представить – зачем сегодня нужен кассетник, что с ним делать? Допустим, у слушателя тысяча альбомов музыки неважно в чем – файлы, сидишки или пластинки. Это что, надо теперь что-то переписывать в реальном времени, делать сборники, да? Приглашение к подобной деятельности звучит как издевательство, особенно когда часы жизни тикают и человек уже очевидно перевалил за половину своей жизни. Поэтому я предлагаю радикальный выход. Нет, не убиться с размаху о Hi-Fi-стойку.

Чтобы слушать и радоваться своей второй гармонике, кассеты вообще не понадобятся. Точнее кассета может и понадобится, если дека двухголовая, а вот лента точно нет. Магнитофон вообще может быть со спиленными головками и задубевшим тонвалом. Это даже лучше – тем дешевле вам достанется домашний Hi-Fi-эффектор. Просто подключите деку между своим источником и усилителем, включите запись на паузу и наслаждайтесь новым звуком, обогащенным винтажными потрохами и веселыми огоньками в такт музыке. Чтобы не быть голословным, продемонстрирую это на примере деки 6100 полумифической марки NAD.

В 90-е годы бренд презентовался как британский Hi-Fi, затем как канадский, но вообще генеалогия компонентов NAD весьма фрагментарна. Упомянутая модель кассетного магнитофона была выпущена в Японии в самом конце 70-х и была еще не очень похожа на тот формат NAD, который все знают. Позже в 1988-м магнитофон с тем же номером 6100 собирался на заводах тайванской Fulet/Proton, но уже с классической пластиковой панелью. За давностью лет не так важно, была ли та серая мордочка NAD с зеленой кнопкой приветом дизайну Braun, либо просто утилитарной экономией. Однако несомненно, что бывший президент Acoustic Research, американец Мартин Бориш, основав в Лондоне штаб-квартиру NAD, первым сделал шаг к виртуальным Hi-Fi-брендам, умело размещавшим заказы у OEM-производителей.

Внутри нашей 6100-й модели стоит привод Sankyo, который знаком нам по декам Nakamichi. Сендастовые головки Canon тоже применялись в солидных аппаратах вроде Revox или Tandberg. Вам, кстати, ничего не мешает попробовать именно эти аппараты – они, без сомнения, украсят интерьер.

АЧХ сквозного тракта кассетного магнитофона NAD 6100

Будучи пропущенным через тракт NAD 6100, отношение сигнал/шум падает до -82 дБ, но это по-прежнему достаточно для прослушивания музыки на аудиосистеме. Люди слушают 14-битные CD-плееры Philips первого поколения и до сих пор радуются. Частотка сквозного канала 6100 вполне годится и для хайрез фонограмм – чуть-чуть приподымаясь от 3 до 20 кГц с целью компенсации возможного спада на ленте, АЧХ спокойно снижается на 30 кГц и далее.

Гармонические искажения на 1 кГц через сквозной тракт кассетного магнитофона NAD 6100

Подросли искажения до 0,075%, но это в основном за счет второй гармоники, которая теперь достигает –66 дБ, это уже вполне различимый на слух уровень. В реальной жизни мы слушаем не 1 кГц, а сложный мультитональный сигнал, где гармоник будет гораздо больше. Вот их и послушаем.

Для этого возьмем заведомо малоинтересный для аудиофилии источник с высоким джиттером вроде Airport Express и пошлем на него с Tidal по AirPlay какую-нибудь композицию. Например, что-нибудь каноническое вроде Dire Straits. Далее по пути включим NAD 6100 на запись/паузу и снимем внешним рекордером с его выходов аналоговый сигнал, не прибегая к собственно записи на магнитную ленту. Результат в разрешении 24 бит / 384 кГц можно скачать здесь и сравнить с оригиналом, который использует Tidal. Столь высокое разрешение выбрано неслучайно, чтобы исключить влияние любых фильтров в цепи АЦП и максимально приблизиться к оригиналу.

Ну что же, эксперимент определенно удался, равно как и мои предположения. AirPort Express и электролиты кассетника в общем бюджете одной сотни долларов сумели сделать именно то, что так ищут адепты аналогового откровения. Ушла жесткость и пришла душа. Иными словами, «сухой» микс Brothers In the Arms стал «мокрым». Сравнивайте оригинал и обработку и не забывайте, что в любом случае реальный сигнал после подобного Hi-Fi-эффектора прозвучит еще лучше, чем сама запись данного примера. И никакой детонации и прочей мороки с сервисным обслуживанием. А теперь шагом марш на физкультуру!