Компания из японской префектуры Канагава решила собрать воедино фирменные традиции в создании качественных усилителей, современные запросы на воспроизведение с цифровых источников и стриминговых сервисов, а также возможность работать без посредников с проигрывателями винила. Посмотрим, что же из этого получилось.
Признаюсь, к бренду Marantz у меня особое отношение. Примерно четверть века назад CD-плеер с заветным логотипом стал моим первым импортным компонентом в стопке отечественной аппаратуры — к тому же, купленным на честные студенческие подработки. С тех пор фирменный звук вызывает у меня теплые чувства — в особенности, приятный музыкальный почерк усилителей. И потому к новому устройству Marantz PM7000N, способному работать как классический усилитель класса АВ и обладающему широкими сетевыми возможностями, я проявил неподдельный интерес.
В увесистую 10,8-килограммовую конструкцию усилителя свой вклад вносит массивный экранированный тороидальный трансформатор. Причем, чтобы снизить общий расход электроэнергии, разработчики решили отключать его из схемы питания в спящем режиме. Пока усилитель бездействует, в режиме ожидания находится импульсный источник (SMPS) — и как только усилитель приступает к работе, блок SMPS отключается и передает полномочия трансформатору.
Как и ряд других фирменных усилителей, PM7000N работает с технологией токовой обратной связи, которая характеризуется ограниченным импедансом и, соответственно, малым фазовым сдвигом. В числе прочего, это как раз и обеспечивает характерный чистый звук. В усилении традиционно используются фирменные «гипер-динамичные» модули (Hyper-Dynamic Amplifier Modules — HDAM) на дискретных элементах, которые в интерпретации умельцев компании действительно показали себя динамичнее и детальнее интегральных ОУ. В данном случае применяется поколение HDAM-SA3.
В режиме сетевого плеера записи высокого разрешения обрабатывает ЦАП AK4490, который поддерживает файлы до 24 бит/192 кГц, также DSD 2.8 МГц и 5.6 МГц.
Может быть, вам знакомо чувство, когда стремление к удобству и компактности голосует за интегрированное устройство, а теория возражает, что комплект из отдельных специализированных аппаратов справится с этим лучше — еще и потому, что различные электронные блоки не мешают друг другу помехами и наводками. И даже повсеместное экранирование цифровых схем не решает проблему полностью.
Создатели PM7000N тоже не первый год живут на свете и предвидели эти муки потенциальных пользователей, а потому оснастили усилитель сразу несколькими способами нейтрализации «лишних деталей». Прежде всего, это три отдельных режима Pure Modes, которые дают возможность отключить сетевые сервисы, блоки USB-A, Wi-Fi и/или Bluetooth. Как говорится, пока один работает, другие — не мешайте. Особенно это актуально при воспроизведении аналоговых источников — хотя бы того же винила. Ну и для истинных пуристов предусмотрена функция Marantz Source Direct, отключающая темброблок.
Трудностей не боимся
Демонстрировать работу PM7000N доверили напольным трехполосным колонкам Dynaudio Evoke 50 — и выбор был не случайным. Эта весьма качественная акустика требовательна к усилителям и не совсем проста в «раскачке», так что есть возможность допросить новичка с пристрастием. Однако меня заверили, что PM7000N в этом сетапе ведет себя даже бодрее модели PM8006 и без проблем раскрывает возможности динамиков.
Собственно, в этом и заключается еще один посыл разработчиков: универсальность нового усилителя должна проявляться не только в широком наборе источников и путей подключения, но и в способности работать с большим списком акустики сопоставимого класса. Тем самым, по их мнению, потенциальные покупатели освобождаются от мук тщательного подбора компонентов — в большинстве случаев результат будет более чем хороший. Словом, «пост-ишиватовская» концепция включает в себя сохранение фирменного почерка с нарастанием мощи и расширением возможностей. Кстати, если вам понадобится построить систему трифоник, то у PM7000N имеется отдельный выход на активный сабвуфер.
Колонки подключили к усилителю толстым и увесистым акустическим кабелем Transparent Ultra SC с «банановыми» разъемами (стоящим в два с лишним раза дороже самого предмета тестирования) при помощи массивных латунных клемм Marantz SPKT-1+, которые для лучшего контакта щедро покрыты серебряным напылением.
SACD/CD-плеер Marantz SA-KI Ruby от Кена Ишиваты (с подписью мастера) был подключен к PM7000N кабелем Transparent Ultra RCA — и снова не удержусь сказать, что цена шнура на сей раз почти равна стоимости усилителя.
Этим же кабелем подсоединили и проигрыватель пластинок TEAC TN-4D. На фоне буйного праздника цифровых технологий разработчики не забыли адептов старого доброго винила, снабдив PM7000N встроенным фонокорректором. Особенностью этого блока стало наличие полевых транзисторов (FET) во входном каскаде, что упростило схему за счет отказа от разделительных транзисторов и улучшило соотношение сигнал-шум. И все это великолепие питалось через сетевой фильтр PS Audio Dectet Power Center.
Кабина управления
Marantz PM7000N стал первым в линейке компании усилителем с расширенными сетевыми функциями, который оснащен технологией HEOS от бренда Denon (родственного по D&M Holdings). Через нее осуществляется беспроводное управление усилителем и подключенными к нему устройствами. Прежде всего, это дает возможность избавиться от россыпи пультов и делает процесс удобнее и нагляднее.
Скачать из магазина мобильных приложений управляющую программу HEOS, зарегистрироваться в ней и подключиться к местной сети Wi-Fi (устройство работает в диапазонах 2,4 ГГц/5 ГГц) было делом буквально нескольких минут, и сейчас я вижу в меню сам усилитель Marantz PM7000N, а также весь список возможных действий и настроек. HEOS сама подгружает картинки-«марочки» для проигрываемых альбомов. Также информация о треке дублируется на большом и хорошо читаемом дисплее усилителя.
В меню настроек HEOS я нашел виртуальный переключатель Pure Direct и опробовал эту функцию с разными источниками, начав с USB-флешки. Признаться, эффект получился, скорее, эзотерический — то есть мне показалось, что при включении данного режима звук становится самую малость четче и детальнее. А было ли это на самом деле или сработало самовнушение — утверждать не берусь.
Еще одно наблюдение: при включении Pure Direct заметной разницы между воспроизведением с USB-входа, CD-плеера и проигрывателя винила (вход Phono) также не было. Можно предположить, что гипотетические помехи были ниже возможностей акустики или моего порога слуха (а то и всего вместе).
Накануне теста я простудился и охрип и потому начал беспокоиться, смогу ли управлять усилителем с помощью голосовых сервисов Google Assistant, Apple Siri и даже Amazon Alexa. Но уж простите, такого желания даже не возникло. Не орать же мне, в самом деле, сквозь громкую музыку, требуя изменить громкость, поставить трек на паузу или включить следующую композицию, когда это можно сделать легким касанием пальца. Просто знайте, что если вы вдруг замешиваете тесто или мотаете пряжу, то можете управлять устройством и без рук.
Также я не стал испытывать подключение через AirPlay 2 и Bluetooth. Все совместимые устройства замечательно подсоединяются, но слушать файлы в низком разрешении с таким серьезным сетапом — все равно что охотиться на вальдшнепов с зенитной установкой «Шилка». Однако если, паче чаяния, возникнет такая потребность, то PM7000N предоставит вам ее в лучшем виде.
Сеть или диски?
Для меня немаловажно, что усилитель читает цифровые потоки от стриминговых сервисов — в частности, популярных Tidal (сам я пока остановился только на нем), Deezer, Spotify, Amazon Music и ряд других. Подобные сервисы дают мне возможность познакомиться с исполнителем или альбомом перед покупкой или просто заполнить фон музыкой в достаточно хорошем качестве.
Чтобы Tidal допустил меня к честно оплаченному контенту, пришлось представиться программе HEOS «турецкоподданным». Увы, предложенный интерфейс значительно уступает в удобстве «родной» программе Tidal — надо делать множество пошаговых перемещений вперед-назад, посекундно неловко открывая ненужные пункты меню. Есть повод представителям фирмы лишний раз пнуть разработчиков софта.
Но к самой подаче стриминг-контента претензий нет. Я уже успел обнаружить, что звучание Tidal сильно зависит от аппаратуры, и близкий к идеалу вариант встретился лишь раз, когда один только сетевой плеер стоил раза в полтора больше всего сегодняшнего сетапа.
Сейчас же PM7000N отработал молодцом. Сложная композиция Queen образца 1974 года «Fairy Feller’s Master-Stroke», навеянная одноименной картиной художника Ричарда Дадда (которую он написал в лондонской психушке «Бедлам») — столь же сумасшедшая и, в придачу, изначально неважно записанная. Не всякая аппаратура разберется в этой ранней полифонии от Фредди. Но в этот раз, даже взяв песню с сетевого сервиса, усилитель разложил эту кучу звуков на внятную сцену и разборчивые голоса с инструментами. В итоге, получилось пусть и не самое идеальное исполнение, но все же его можно было слушать с удовольствием, а не болью.
А если запустить с Tidal исполнителей, которые трепетно относятся к качеству записи — например, Dire Straits — то картина выйдет и вовсе умиротворяющая. Композиция «Money for Nothing» прозвучала рафинированно четко и гладко — не придраться.
Проигрывать собственные хайрезы можно с внешнего сервера с помощью Wi-Fi-роутера и той же системы управления HEOS. Но я поступил проще — просто вставил USB-флешку в разъем на задней стенке усилителя, а HEOS тут же увидела ее и предложила воспроизвести контент по папкам, исполнителям или альбомам.
Ну раз заявили, что усилитель способен контролировать сложные колонки, то держитесь — я нарочно подготовил несколько «неудобных» композиций, с которыми у ряда сетапов случались сложности. Начну с виниловой оцифровки композиции «Rock! Rock! (Till You Drop)» Def Leppard, которая нередко звучит чуть размазано. Но сейчас голос Джо Эллиотта наконец-то прорезался из-за гитар, а ударная установка долбила отчетливо и твердо, словно вколачивая гвозди. Вполне достойная и разборчивая подача. Может, здесь неплохо было бы добавить толику прежней «ишиватовской» красочности, ведь нынешняя интерпретация получилась более нейтральной, но это вопрос дискуссионный.
В массивной и густой композиции «Uprising» Muse прорисовались низы, и в кои-то веки они не сбились в кашу, а вокал Мэттью Беллами словно отделился и воспарил над ними. Интересная трактовка — с моей точки зрения, она, безусловно, принимается. Перед прослушиванием я настороженно отнесся к решению применить в усилителе ЦАП AK4490, который в ряде устройств казался мне излишне ярким и резковатым. Но известная поговорка «важен не ЦАП, а обвязка» справедлива, и разработчикам удалось заставить звучать чип от Asahi Kasei в унисон с фирменной гладкой мелодичностью.
Теперь пора послушать тяжелую мешанину из гитар, ударных и пульсирующей электроники в «Radio» Rammstein. Усилитель в паре с колонками очистил композицию от грохота, разделил инструменты и отчетливо обозначил вокал. Контроль акустики не вызвал нареканий, а низкие частоты, ощутимо колеблющие массивное кресло подо мной, стали вполне обузданными и усмиренными.
А теперь я кое в чем сознаюсь. Из уважаемой мною группы Yello я крайне редко включаю в тесты композицию «Oh Yeah», которая на низах часто срывается в хрип, а то и вовсе неприличные звуки — зачем же расстраивать владельцев аппаратуры. В этот раз усилитель с акустикой отработали на грани: снизу ничего не захрипело, в остальном диапазоне и вовсе звучало более чем прилично. Не скажу, что испытал аудиофильский восторг, но слушать можно — и даже с удовольствием.
Знаете, бывают моменты, когда наконец-то впервые удается полностью расслышать какую-то композицию — причем это не всегда зависит от цены и класса аппаратуры, а больше от «резонанса» с твоим собственным восприятием. Песня «Тоска» питерской группы «Краденое солнце» заново показала детально прорисованные инструменты, округлые артикулированные звуки бас-гитары и над ними — щемящий голос Jeff'a (Евгения Анисимова). И это на сегодняшний день лучшая интерпретация, совпавшая с моим видением того, как она должна звучать.
А теперь послушаем как воспринимаются хайрезы в обработке фирменного CD-плеера с SACD-дисков. «Toccata & Fuge» J.S.Bach в исполнении Cameron Carpenter показала способность сетапа отчетливо звучать в широчайшем динамическом диапазоне. Мощный голос органа проходит сквозь тебя как рентген, и чувствуются его мельчайшие нюансы и обертоны.
Джазовые композиции «Take four» и «Caravan» с диска «Alexey Kurochkin «Among Friends» (Butman Music) продемонстрировали необычайно живую, детальную и натуральную подачу инструментов, а заодно и то, что устройство PM7000N — это, прежде всего, хороший усилитель, а все его функции цифрового проигрывателя пусть и выглядят очень достойно, но все же вторичны и уступают настоящему мастеру в лице Marantz SA-KI Ruby из другой ценовой и музыкальной категории.
Проигрыватель винила TEAC TN-4D с ММ-картриджем Sumiko Oyster при использовании встроенного в PM7000N фонокорректора также не смог переиграть CD-плеер — тоже разные весовые (ценовые) категории. Хотя звучание, в целом, не вызвало нареканий. Диск скрипача David Garrett (он же немец David Christian Bongartz), известного способностью превратить в сладкую попсу любое классическое произведение, играл бодро и чисто. Но, думается, усилитель имеет достаточный потенциал, чтобы должным образом заставить звучать проигрыватель более высокого класса и с внешним фонокорректором.
Вывод
Бренд Marantz старается идти в ногу со временем, но не забывает и о традициях. Усилитель PM7000N сохранил фирменный звуковой почерк, за который продукцию компании ценят приверженцы. При этом он стал чуть нейтральнее и ровнее, а также увереннее при работе с широким списком акустики. Расширенные возможности при воспроизведении популярных цифровых форматов и контента стриминговых сервисов помогут обойтись без дополнительных блоков аппаратуры. И такая уверенная эволюция представляется закономерной и — самое главное — удачно воплощенной.
Красивое фирменное Hi-Fi-звучание, уверенный контроль даже требовательной акустики, широкие возможности работы с цифровыми и сетевыми форматами, а также аналоговыми источниками, высокая универсальность в одном корпусе.
Запутанное меню HEOS, неудобное расположение USB-разъема на задней панели.
118 900 рублей
Число каналов: 2
Входы: Phono MM, 2 х оптический, коаксиальный, USB-A, Recorder
Выходы: акустические Marantz SPKT-1+, сабвуфер (pre-out), наушники, шина дистанционного управления
Беспроводная связь: Wi-Fi 2,4 ГГц/5 ГГц, Bluetooth
Стриминг: до DSD5.6, AirPlay2, Spotify Connect, Deezer, Tidal, Napster, Soundcloud
Голосовые сервисы: Alexa, Google Assistant, Siri
Поддерживаемые форматы: FLAC 192/24, WAV 192/24, ALAC 192/24, MP3, WMA, AAC
Мощность: 60 Вт (8 Ом), 80 Вт (4 Ом)
Частотный диапазон: 5–100 000 Гц (±3 дБ)
Гармонические искажения: 0,02% (8 Ом, 20–20 000 Гц)
Демпинг-фактор: >100 (8 Ом, 20–20 000 Гц)
Отношение сигнал-шум: 115 дБ
Габариты: 440x125x379 мм (без антенн)
Вес: 10,8 кг