В 2014-м году у меня появился только-только вышедший на рынок планшетоноутбук Microsoft Surface Pro 3 — один из первых партий. В свое время эта модель переломила отношение технического сообщества к такому формату устройств — а мой экземпляр и вовсе работает до сих пор. В общем, кредит доверия к «железным» релизам Microsoft у меня был, поэтому, когда компания анонсировала наушники из линейки Surface, я сильно заинтересовалась.
Но первая версия все же была не очень: слабенькая батарейка, проблемы с подключением, отсутствие поддержки адекватных кодеков — и все это при необъяснимо высокой цене на уровне топовых беспроводных моделей. С релизом второй версии в этом году ситуация сильно поменялась: батарейка получше, кодеки есть, хоть и не все, ценник уменьшили на 50 долларов — в общем, провели работу над ошибками. Мои Surface Headphones 2 взяты по предзаказу в Европе — в Россию они, к сожалению, официально не поставляются.
В основе своей Surface Headphones 2 — аккуратные неброские наушники, у которых есть две фишки: многоступенчатая система шумоподавления и вращающиеся регуляторы громкости и шумоподавления. И обе фишки реализованы неплохо.
Когда вышли еще первые Surface Headphones, в сети встречались слухи, что разработкой наушников для Microsoft занималась Bang & Olufsen. На это в первую очередь намекал дизайн: минималистичная, но добротная отделка, круглые чашки, форма кронштейнов, с помощью которых они крепятся к оголовью, да и подтвержденное сотрудничество в создании аудиоустройств для Xbox тоже побуждало думать в этом направлении.
После анонса топовых B&O H95, тоже получивших вращающиеся регуляторы громкости и шумоподавления, обласканные обзорщиками Surface Headphones, уверенность в этих слухах только крепнет. Но подтверждения нет.
Вся разница — внутри
Второе поколение, в отличие от первого, вышло в двух вариантах расцветок: черной и серо-серебристой. Мой ноутбук — серебристый, поэтому и наушники под него взяли тоже серебристые, в цвет. В остальном же визуально Surface Headphones и Headphones 2 ничем не отличаются — все изменения у них внутри.
Отделка приятная: пластик мягкий, чуть шершавый, будто бы немного прорезиненный. Раздвигающийся механизм усилен полосой металла, он не хлипкий, в раздвинутом состоянии держится крепко. Форма оголовья напоминает букву Ω: кронштейны чашек крепятся к небольшим лапкам, смотрящим вбок. Возле лапок сияют зеркальные логотипы Microsoft — единственный опознавательный знак этих неброских наушников.
Подушечка на оголовье небольшая: внешне кажется, что ее вообще нет, но она аккуратно вписана между пластиковыми элементами и оформлена резиной в цвет внутренних панелей — чуть темнее, чем внешняя отделка.
Сами чашки большие, уютные, благодаря кронштейнам крутятся на 180° по горизонтали (в первом поколении не крутились), а по вертикали могут подстроиться под форму головы в пределах где-то 30°. Амбушюры как бы круглые, но по факту не совсем: внутренний вырез под ухо у них немного оквадрачен. В вырезе виден прикрытый формованной сетчатой тканью динамик, чуть смещенный вбок.
Сами амбушюры заполнены пеной с памятью, а снаружи оформлены искусственной кожей такого же оттенка, что и подушечка на оголовье. Конструкция амбушюров, к сожалению, несъемная — по крайней мере, заменить их, не разобрав чашку, нельзя.
Беспощадная геометрия и особый сорт юзабилити
После почти пяти лет работы в Stereo.ru и десятков прослушанных наушников я готова признать очень печальную вещь: круглые амбушюры на полноразмерных наушниках на самом деле геометрически несовместимы с моей головой.
Они не прилегают к ней в достаточной степени: и если в случае с Beyerdynamic Amiron Wireless это создало совершенно волшебное ощущение от звука, то с теми же DALI iO-6 это испортило все впечатление от работы системы шумоподавления, которая как раз зависит от качественного прилегания.
С Surface Headphones 2 ситуация аналогичная: амбушюры не прилегают к ушам, челюсти, щекам, черепу и прочим кускам моей головы в должной степени — под ухом со стороны мочки всегда остается щель, и даже хитрая форма амбушюров не помогает от нее избавиться. Если вдруг удается хорошо их посадить — при повороте головы они все равно сдвигаются, от чего меняется работа шумоподавления, добавляя в звучание забавные эффекты. С каждым шагом автобусы то слышно, то не слышно, то слышно, то не слышно... В общем, психоделично.
Есть вариант решения этой проблемы — немножко раскрыть оголовье и натянуть наушники не на макушку, а ближе к затылку. В такой позиции все сидит нормально, пассивная шумоизоляция отличная, система шумоподавления перестает шалить — но метод требует привыкания.
Несмотря на это, сидят наушники на голове удобно. Они относительно тяжеловаты, весят почти 300 граммов, но макушка от них начинает ныть где-то часа через три-четыре — а это довольно долго. Амбушюры прижимаются к пирсингу в ушах очень аккуратно, плотная искусственная кожа на них пока еще ни разу не поцарапалась от резких движений.
Шумодав работает несколько необычно, но логику в его настройке можно понять, если учесть, в какой момент наушники появились на рынке: они вышли в самый разгар пандемии, когда люди активно свыкались с работой из дома и закупались наушниками, позволяющими отгородиться от домочадцев и сосредоточиться на своих задачах — установленный в Surface Headphones 2 шумодав эффективнее всего гасит именно голоса.
Если те же Sony WH-1000XM3, как и большинство традиционных наушников с шумоподавлением, активнее уничтожают низкочастотный шум, то Surface Headphones 2 — лучшее средство против галдящих в трамвае или в квартире детей. Конечно, басовитый гул они тоже гасят, но с Sony в этом аспекте не сравнятся, а вот разговоры и вопли действительно становятся намного незаметнее. При этом ехать в метро, не слушая музыку и лишь включив шумоподавление, довольно комфортно — даже в старых вагонах. Но, конечно, из-за проблем с посадкой для достижения этого эффекта приходится повозиться.
Я не очень понимаю, зачем нужна система шумоподавления с несколькими уровнями шумодава. Крутить крутилку приятно, это прекрасное ощущение, которое добавляет в процесс взаимодействия с современными беспроводными наушниками некий олдскульный аспект, но по факту при ежедневном использовании колесо находится только в двух положениях: максимальный уровень шумоподавления и режим усиления окружающих звуков, позволяющий не пропустить важные объявления. Впрочем, словосочетание «13 уровней шумоподавления» в рекламных буклетах смотрится солидно — тут не поспоришь.
Кстати, отклик на прокручивание колеса регулировки — практически мгновенный. Колесо, управляющее шумодавом, находится на левой чашке, а на правой в таком же виде реализован регулятор громкости — и это, как мне кажется, лучший регулятор громкости, который можно внедрить в наушники.
Чаще всего я встречалась с двумя вариантами: кнопки и сенсорная панель. У кнопок есть один важный минус: они механические и со временем могут начать западать, особенно если кнопки громкости также дублируют функции переключения треков при долгом нажатии. У сенсоров минус другой: свайпы вверх-вниз иногда считываются неточно — и вместо регулировки громкости наушники переключают треки в плейлисте.
Конечно, есть и другая реализация сенсорного регулятора громкости: в тех же Bang & Olufsen, например, пальцем нужно вести по кругу по периметру чашки, как раз эмулируя движение колеса громкости — но и здесь от неверно распознанных нажатий избавиться, к сожалению, до конца не удается.
Проблема колесных регуляторов может быть та же, что и у кнопок — это механика. И, если верить разборам, зубчатые колеса в Surface Headphones пластиковые (в первом поколении уж точно), так что со временем зубцы скорее всего начнут стираться.
Но в отличие от кнопок колеса максимально приближают процесс использования наушников к работе с классической аудиотехникой — и за это ощущение можно им простить потенциальную недолговечность. Посмотрим через два года — кнопка увеличения громкости на моих KEF Space One Wireless начала периодически западать именно спустя это время. Пожалуй, единственное, что меня не устраивает в регуляторе громкости — это количество шагов регулировки при работе с Android. Хотелось бы побольше и поточнее.
Сенсорные панели, тем не менее, в Surface Headphones 2 есть — они занимают центральную часть чашек и используются для переключения треков, остановки воспроизведения, ответа на звонки и вызова голосовых помощников. Обе чашки на нажатия реагируют абсолютно одинаково — пользоваться можно и левой панелью, и правой.
Переключение треков реализовано не свайпами влево-вправо, а двойными и тройными касаниями, и иногда наушники распознают только первое касание и ставят воспроизведение на паузу. Это раздражает — а вот со свайпами вероятность неверного распознавания, мне кажется, была бы ниже.
Помимо колес регулировки и сенсорных панелей, на наушниках есть и две кнопки. Обе они расположены на торце правой чашки: одна из них отключает микрофон, другая же просто включает наушники.
Интересный момент: в большинстве наушников кнопку включения нужно зажимать, а в Microsoft решили ограничиться для включения/выключения одним коротким нажатием (но зажимать кнопку нужно для запуска режима сопряжения). Сразу после нажатия Кортана говорит, сколько заряда осталось (в часах, не в процентах) и к какому устройству подключены наушники — причем название устройства голосовой помощник читает полностью, каким бы странным оно ни было.
Из удобных функций также есть автоматическое определение снятия наушников. В снятом варианте Surface Headphones 2 самостоятельно останавливают воспроизведение, отключают шумодав, экономя батарею, и не реагируют на прикосновения к сенсорной панели, а спустя какое-то время и вовсе выключаются. С учетом того, что батарея у них далеко не самая солидная — часов на 20 хватает в лучшем случае — это полезно. При надевании шумодав спустя секунду включается и буквально через мгновение вновь запускается воспроизведение.
Было бы хорошо, если бы в фирменном приложении можно было отключить автоотключение. В нынешней версии приложение позволяет лишь выключить сенсорную панель. Настроек в принципе немного: можно выбрать используемый кодек (максимум — aptX), отключить голос Кортаны, выбрать один из четырех вариантов работы системы шумоподавления (шумопропускание, низкий, средний или высокий уровень шумодава), посмотреть, на сколько часов осталось заряда батареи и на каком уровне громкости играют наушники.
Есть и пятиполосный эквалайзер с четырьмя предустановленными пресетами: классика, джаз, поп и рок. Целый раздел в приложении посвящен видеообзорам функций наушников — там наглядно показано, как их включать и как ими пользоваться.
Главный минус приложения — оно постоянно висит в строке уведомлений и мешается. Смахнуть его при подключенных наушниках нельзя, и приложение об этом честно предупреждает. Можно, конечно, в принципе отключить уведомления от приложения через настройки Android, но то, что приходится этим заниматься, удивляет.
Еще одна полезная функция: возможность одновременного подключения наушников к двум источникам — например, к ноутбуку и телефону. У меня есть наушники с такой функцией, Beyerdynamic Amiron Wireless, и штука действительно удобная — только начинает беспощадно заикаться, когда отходишь с наушниками слишком далеко от одного из источников, несмотря на то, что второй источник, с которого музыка и играет, у тебя в кармашке.
У Surface Headphones 2 работа функции реализована абсолютно так же, как у Amiron Wireless: если играет, например, музыка с компьютера, при звонке музыка играть перестанет и сигнал переключится на телефон (но на паузу воспроизведение не поставится). Переключение при этом происходит мгновенно, безо всяких лагов и задержек. Список устройств, к которым подключены наушники, можно посмотреть в приложении.
Еще эта функция конфликтует с Deezer: если приложение стоит и на телефоне, и на компьютере, а наушники подключены к обоим устройствам, запуск воспроизведения с телефона также запускает воспроизведение музыки на компьютере — в итоге, друг с другом одновременно борются два аудиопотока, что приводит к жутким подтормаживаниям и артефактам, потому что пропускная способность Bluetooth на это не рассчитана. Проблема решается отключением одного из приложений. Но здесь наушники не виноваты: поведение у Surface Headphones 2 и у Amiron Wireless в такой ситуации идентичное — так что тут, видимо, причина в разработчиках Deezer.
В общем, с точки зрения использования наушники получились неоднозначными: в каких-то моментах они изумительны, в иных вызывают вопросы. Впрочем, это типичная история для Microsoft. Радует то, что гипотетически те же настройки наушников и работу сенсорной панели можно изменить с помощью обновления ПО — только не факт, что разработчики захотят этим заниматься. Вот в Sony захотели и добавили с обновлением в полностью беспроводные WF-1000XM3 возможность выбора функций, которые активируются нажатием на сенсорные панели — в том числе предложили и регулировку громкости, хотя изначально ее не было.
Я часто упоминаю здесь Sony потому, что WH-1000XM3 и WF-1000XM3 стали неким стандартом среди наушников с шумоподавлением (и они у меня есть), да и с выходом обновленной модели случилась забавная ситуация. Как раз после релиза Surface Headphones 2 в США и после первых обзоров, восхищавшихся реализацией системы одновременного подключения наушников к двум источникам, в сеть утекла информация о том, что у WH-1000XM4 тоже будет такая функция. Конечно, утечка произошла совершенно случайно. Правда, если верить обзорщикам, на данном этапе эта функция в Sony работает так себе, но это уже совсем другая история.
На каждый день
Управление, посадка и прочее — это важные вещи, но не стоит забывать и о звуке. Главное — от режима работы системы шумоподавления характер звучания не меняется.
А характер у этих наушников... простой. В нем нет излишней лайфстайловости, нет детальности, вытаскивающей из звука мельчайшие нотки, но при этом совсем скучным его назвать нельзя. Он в правильной степени живой — напоминает нечто среднее между двумя режимами звучания KEF Space One Wireless, только без фирменных фишек.
Особенность KEF в том, что по факту это двое наушников в одном корпусе: с отключенным шумодавом они играют очень, как ни странно, «кефово» — с богатой серединой, с неимоверным количеством воздуха и пронзительным вокалом, а вот в режиме шумоподавления превращаются в ярых басовитых тусовщиков, при этом не теряющих четкости и изящества, но переносящих все звучание в закрытое помещение.
И Surface Headphones 2 в плане звука находятся где-то между двумя этими режимами, но отличаются в первую очередь тем, что в звуке нет холености и подробности, присущей KEF в обоих вариантах.
Скорее, характер звучания можно назвать теплым и комфортным. Сцену наушники создают достаточно крупную, масштабную, не закрывают ее в коробочке, но и не уносят на бесконечные просторы степей Казахстана. Бас приподнят очень аккуратно, мягко, как раз настолько, чтобы добавить в звучание драйва и жизни и не задушить всю мелодию совсем уж пухлыми низами.
Может, ему несколько недостает собранности, хотя со скоростью у него все в порядке — что электронщину, что мат-рок наушники воспроизводят достаточно четко, не собирая отдельные звуки басовой секции в единый поток грязи, но все же оставляя между ударами небольшие хвостики послезвучий.
В середине наушники играют пустовато — этот диапазон несколько приструнен, в нем маловато изящества и наполненности. На минималистичных композициях вроде записей Rodrigo y Gabriela это не так заметно: щипки струн отрабатываются четко, а кроме них там ничего и нет. А вот в более заполненных звуком мелодиях простота середины ощущается сильнее, особенно на фоне достаточно фактурных низа и верхов. Голоса играют практически вровень с гитарами и фортепиано, особо сильно не выделяясь, и середина подается будто бы стеной.
На высоких нет воздуха, особенно если сравнивать с теми же KEF: пространства между отдельными деталями не так уж много, да и фон, на котором они кружатся, прозрачным не кажется. Surface Headphones 2 оставляют хрустальность в высокочастотных элементах, резкость и четкость — но вот подложка могла бы быть и почище. В этом, возможно, виноват кодек — наушники поддерживают только aptX. С aptX HD или тем же LDAC картина наверняка была бы яснее.
В общем, классическая V-образная настройка — только не столь ярко выраженная, как нынче модно, и со своими особенностями. При проводном подключении она становится еще более плоской — и более скучной, потому что провал на СЧ никуда не девается, а развлекуха на низах и на верхах сглаживается.
На самом деле, мне сложно говорить о звуке этих наушников, потому что в нем нет ничего захватывающего и поразительного. Он выделяется тем, что не выделяется. В Microsoft сделали ставку на комфорт, постаравшись угодить всем и сразу, и у них почти получилось — приструненная трендовая «вишечка», уходящая в теплоту, но не теряющая четкости, и вправду располагает к долгому прослушиванию без какой-либо усталости практически на любых жанрах. Такое прослушивание не побуждает к каким-то музыкальным открытиям и не отправляет в аудионирвану с первых нот — оно подходит именно что на каждый день.
Пусть никто не уйдет обиженным
У Microsoft хорошо получается делать продукты, которыми пользуется большинство. Кто-то от того, что не знаком с альтернативами, кто-то по собственному желанию и совершенно сознательно — но суть в том, что продукты подходят этому большинству для решения необходимых задач. И Surface Headphones 2 получились тоже таким продуктом для всех.
У них универсально-приятное звучание, комфортная посадка, совершенно ничем не привлекающий внимание дизайн. У них удобно реализована одна часть элементов управления и спорно — другая, но кто же не без греха в этом аспекте. У них необычно настроенный шумодав, который, к сожалению, сильно зависит от посадки.
По большому счету, все мои претензии к наушникам, кроме батареи, решаются обновлением ПО. Если бы таким образом можно было добавить поддержку кодеков aptX HD или LDAC, было бы совсем хорошо, но тут я уже хочу слишком многого (хотя, судя по всему, даже в первом поколении был установлен чип, поддерживающий aptX HD, так что теоретически реализовать это можно).
И, если честно, даже в этом виде Surface Headphones 2 для меня все равно стали неплохими наушниками на каждый день. Меня устраивает, как они играют музыку, я победила проблемы с посадкой, так что и шумодав меня теперь радует. Крутить крутилки — это вообще отдельный сорт удовольствия: пожалуй, именно эта штука в наушниках вызывает больше всего эмоций.
У Microsoft получилась отличная рабочая лошадка. С фишечкой, конечно и со своими особенностями, с которыми нужно мириться или бороться, но в первую очередь — справляющаяся с поставленными перед ней задачами так, чтобы большинству пользователей было удобно. А те, кому неудобно, ищут пути решения — или вовсе выбирают что-то другое.
Типичный Microsoft.
Комфортная посадка, поворотные регуляторы громкости и шумоподавления, своеобразная настройка системы шумоподавления, цена за рубежом, универсальное звучание, подключение к нескольким источникам.
Не продаются в России, шумодав требует плотного прилегания амбушюров к голове, что сработает не со всеми головами, звук в своей универсальности может показаться невыразительным, батарея маловата.
249 долларов США/2 999 шведских крон
Тип наушников: полноразмерные беспроводные
Динамики: 40 мм Free Edge
Диапазон воспроизводимых частот: 20 Гц — 20 кГц и при проводном, и при беспроводном подключении
Версия Bluetooth: Bluetooth 5.0
Поддерживаемые кодеки: SBC, aptX
Время работы аккумулятора: до 20 часов прослушивания музыки при полностью включенном шумоподавлении
Время зарядки: примерно 2 часа, разъем USB-C, 500 мАч
Особенности: активное шумоподавление, одновременное подключение к двум беспроводным источникам, поддержка голосовых помощников
Комплектация: кабель USB-C 1,5 м, кабель 3,5 мм 1,2 м, жесткий кейс
Масса: 289 г