О двух многоканальных ресиверах Denon начального уровня с поддержкой Dolby Atmos мы рассказывали не так давно, на этот же раз речь пойдет об их старших братьях. Пара наших сегодняшних испытуемых вооружена не только продвинутыми декодерами окружающего звучания, но и дополнительными усилительными каналами, собранными на элементах более высокого класса и обеспеченными весьма внушительным энергетическим ресурсом. Одним словом, переходим в более тяжелую весовую категорию.
Важное слово на букву «H»
В отличие от менее продвинутых собратьев, названия 11-канального аппарата AVR-X6300H и 9-канального AVR-X4300H оканчиваются индексом «H», означающим полную поддержку фирменного мультирум-семейства Denon Heos. В тонкостях этой быстро набирающей популярность беспроводной экосистемы мы уже подробно разбирались и даже тестировали отдельные ее компоненты.
Если в двух словах, то сейчас под маркой Heos выпускается коллекция интеллектуальных беспроводных акустических систем разных габаритов и мощности, а также предусилитель и стереофонические усилители — обычный и мультизонный. Все эти компоненты объединяются в единую систему посредством Wi-Fi, управляются с мобильных гаджетов и позволяют любому технически неподготовленному меломану самостоятельно организовать в квартире или даже целом особняке распределенное музыкальное окружение.
Все бы хорошо, но до самого недавнего времени кинотеатральные возможности Heos ограничивались комплектом из саундбара и сабвуфера. Этой парочки более чем достаточно, чтобы дополнить телевизор качественным звуком в спальне или детской, но для серьезной многоканальной инсталляции, конечно, требуется техника посерьезнее. Вот тут-то на сцене и появляются герои нашего сегодняшнего повествования.
Включение в линейку беспроводной мультирумной акустики пары по-настоящему мощных ресиверов, вооруженных радикально продвинутыми многоканальными декодерами — шаг крайне удачный. Отдельно существовавшие галактики лайфстайл-мультирума и серьезного кинотеатрального звука наконец-то объединились в единую звуковую вселенную, простирающуюся на все жизненное пространство современной семьи.
Впрочем, если быть совсем точным, один неохваченный островок все же остается. Я имею в виду сферу высококачественного двухканального Hi-Fi, занять место в которой по силам далеко не каждому ресиверу. Смогут ли наши испытуемые охватить и ее — покажут ходовые испытания. Но сначала перейдем к не менее интересной описательной части.
Разъемов много не бывает
Поскольку оба ресивера — родные братья, во многом схожие по функционалу, речь у нас пойдет главным образом о несколько более продвинутом AVR-X6300H. Ну а на специфических отличиях его ближайшего родственника AVR-X4300H я буду заострять внимание по мере необходимости.
Чисто формально лидером ресиверной линейки Denon по-прежнему остается прошлогодняя 9-канальная модель AVR-X7200WA, но по оснащению с «шесть тысяч трехсотым» соперничать ей уже не приходится. Помимо системы Heos, наш герой вооружен одиннадцатью каналами усиления, собранными на дискретных элементах. Каждый из них развивает мощность 140 Вт (с THD 0,05%, в диапазоне 20 Гц – 20 кГц, при нагрузке 8 Ом и 2-канальном включении).
В отличие от младших моделей с индексами 1300 и 2300, передняя панель у 6300 (как и у 4300) — металлическая, а фронтальная коммутация скрыта откидывающейся крышкой. За ней расположены кнопки мультизонной коммутации и средства навигации по основному меню, кроме того — порты HDMI, USB 2.0, выход на наушники и вход калибровочного микрофона. Каким-то чудом обнаружился тут и реликт давно минувших дней — три тюльпана для подключения аналогового видео и звука. На задней панели тоже нашлось место раритетам — двум входам и выходу компонентного видео, но, как говорится, много не мало.
Вообще коллекцию портов данного ресивера я смело могу назвать абсолютно исчерпывающей для своего класса. Здесь, конечно, нет балансных звуковых портов, но построение на них домашнего кинотеатра — совсем другая история. Зато в наличии полноценный многоканальный выход с предусилителя, фоновход для вертушек с ММ-картриджами и фирменный порт Denon Link HD — по нему транслируются тактовые импульсы для подавления джиттера в ходе передачи цифровых аудиопотоков через HDMI.
Кстати, самих входов HDMI, включая фронтальный, насчитывается 8 штук, и все они поддерживают спецификацию 2.0а, то есть способны принимать видеосигналы 4К с формулой цветового кодирования 4:4:4, в цветовом пространстве BT.2020, на кадровой частоте 60 Гц и с поддержкой HDR. Одним словом, полный комплект самых продвинутых спецификаций для домашнего видео, который только можно представить на данный момент.
Еще раз повторюсь, что все порты равноправны в своей мегапродвинутости. Это важно, поскольку у ресиверов других брендов частенько лишь некоторые разъемы поддерживают самые прогрессивные форматы. Выходов HDMI у наших испытуемых по три, и, как нетрудно догадаться, один из них предназначен для отправки видеосигнала в соседнюю комнату.
И еще один интересный момент. У аппаратов 6300/4300 каждый из двух сабвуферных выходов подключен к независимому каналу предусиления, так что сурраунд-процессор в состоянии оперировать характеристиками звучания каждого из сабов по отдельности.
Больше каналов — сильнее гроза
Как и все остальные представители новой линейки Denon, AVR-X6300H способен декодировать прогрессивные объектно-ориентированные форматы Dolby Atmos и DTS:X. Кстати, давно обещанное обновление ресиверных прошивок с полноценной поддержкой DTS:X уже доступно в сети, поэтому сегодня данный формат наконец-то возможно реально оценить на практике. Другое дело, что кинорелизов с дорожками в DTS:X пока совсем немного. Сумеет ли формат, не обладающий принципиальными отличиями от Dolby Atmos, удержаться на рынке рядом с настолько мощным конкурентом? Время покажет. По крайней мере обладатели ресиверов Denon к его приходу теперь подготовлены.
Между прочим, кое-какую пользу от DTS:X можно получить уже сейчас. Алгоритм DTS Neural:X, служащий для апконверсии саундтреков прошлого поколения, на удивление неплохо справляется с обработкой диалогов, не давая им утонуть в хитросплетениях многоканального микса.
Внушительное число каналов усиления позволяет построить на базе AVR-X6300H бескомпромиссную домашнюю инсталляцию по формуле 7.1.4. Тут стоит отметить, что четыре верхних канала в «одомашненом» Atmos — не просто попытка индустрии развести киноманов на покупку лишней пары колонок. Даже в комнате далеко не дворцовых габаритов увеличение числа верхних спикеров ведет к значительному улучшению эшелонирования объемной сцены и появлению дополнительной акустической динамики.
Вот вам простой пример: на экране надвигающаяся гроза. Вдали уже мерцают молнии, а впереди на землю только начинают капать первые капли. Озвучить подобную сцену всего одной парой верхних спикеров будет очень затруднительно.
Для тех же, кого совсем не пугает бескомпромиссное подчинение домашней обстановки идеям многоканального звука, Denon приберег отдельный сюрприз — поддержку формата Auro 3D. В отличие от вышеописанных объектно-ориентированных форматов, декодирование этого стандарта на более простых моделях Denon невозможно в принципе. Но и для AVR-X6300H прошивку с поддержкой Auro-3D придется покупать отдельно за полторы сотни евро. Впрочем, потенциального заказчика зала, оформленного тремя ярусами акустики в расчете на данный формат, данная сумма точно не остановит.
Звуки музыки и пространства фильмов
Рассказ о практической части испытания начну именно с музыки, поскольку исполнительские способности AVR-X6300H приятно удивили. Конечно не в том смысле, что многоканальное воспроизведение было слабее, а в том, что ресиверу, как оказалось, вполне по силам полностью взять на себя функции хай-файного усилителя добротного среднего уровня. Что, в общем-то, не удивительно, имея в виду использование в выходных каскадах фирменных заказных высокоамперных транзисторов DHCT и систему 24-битной цифровой фильтрации AL24 Processing Plus. Кстати, за декодирование и постобработку цифровых потоков тут отвечает связка из четырех сигнальных процессоров SHARC производства Analog Devices, чья суммарная вычислительная мощность достигает 10 Гигафлопс.
В тестовом сетапе на фронтальных каналах была установлена весьма неординарная флагманская акустика Heco Dreiklang, уже успевшая побывать у нас на тестировании. Горизонтальные сурраунд-каналы логичным образом подключили к Heco Direkt, а верхние — к смонтированным на потолке Canton Plus X.3. Таким образом удалось построить действительно интересную систему, сохранив единство немецкой акустической школы. Сразу оговорюсь, что модель AVR-X4300H испытывалась на «чистом» Canton: с могучими Reference 3 K на фронтах и Reference 50 по центру. Источники в обоих случаях — проигрыватель Blu-ray Denon DBT-3313 и локальный файловый сервер.
У меня в памяти еще живы воспоминания от прослушивания 7.1-канальной модели AVR-X2300W, порадовавшей внушительными пространственными характеристиками, но оставлявшей ощущение легкой подсушенности на высоких частотах. Так вот, у нашей сегодняшней парочки объем и детализация музыкальной сцены производят большее впечатление, в то время как никакие шероховатости в верхнем диапазоне уже не напрягают слух. Более того, и духовые, и струнные во всем своем многообразии — от контрабаса до флейты-пикколо — звучат на удивление детально, с безупречной тембральной точностью.
Разумеется, чудес не бывает, и по микродинамическому разрешению нашей системе трудно соперничать со стереокомпонентами более высокого класса вроде усилителя Denon PMA-2500NE. Однако не многие многоканальные моноблоки способны оставить ощущение живого, энергичного и при этом безусловно породистого саунда.
В исполнении могучих Heco Dreiklang с 38-сантиметровыми НЧ-драйверами, басы звучали плотно и членораздельно, хотя на особенно низких и амплитудных атаках легкая просадка в динамике все же ощущалась. Но опять же, не будем забывать, что перед нами многоканальный ресивер, и его энергетический потенциал не может сравниться с мощником, у которого один трансформатор запросто может весить под 20 кг. Кстати, возможность использования «лишних» каналов для подключения основной стереопары по байампингу, здесь, как и в других ресиверах Denon нового поколения, никто не отменял.
На AVR-X4300H прогонялись по большей части сурраунд-деморолики, повторюсь еще раз — позиционирование звуковых образов в пространстве, динамика, точность их перемещения и общая атмосферность акустического окружения оставили самое позитивное ощущение. И да, треки Dolby Atmos в исполнении нашей парочки зачастую производят впечатление даже более эффектное, чем в больших коммерческих залах вне VIP-зоны.
В этом, кстати, большая заслуга системы автокалибровки Audyssey, которая у обоих испытуемых реализована в трех ипостасях: MultiEQ XT32 — продвинутый анализ акустического пространства по нескольким точкам, Dynamic Volume/Dynamic EQ — управление динамическим диапазоном и точная настройка частотной характеристики, и Low Frequency Containment — расширенная настройка низкочастотного диапазона. Последний пункт — прерогатива старших моделей, начиная как раз с AVR-X4300H, и надо сказать, что его эффект не грех испытать и на музыкальных треках, особенно если нет желания устраивать в комнате масштабную перестановку для борьбы со стоячими волнами.
В данном обзоре я сознательно не стал вдаваться в детальное описание весьма обширных возможностей беспроводной коммутации ресиверов, их встроенного мультимедийного плеера и функционала Heos. Вся эта информация самым подробным образом изложена в тестах ресивера Denon AVR-X2300W, колонки Heos 5 HS2 и описании принципов работы Heos.
Не просто поддерживают множество форматов объемного звука, но реально способны построить высококлассное трехмерное акустическое пространство. Эффективная система автокалибровки, в числе прочего способная подровнять тональный баланс и облагородить звучание басов. Если не аудиофильское, то уж точно меломанское звучание музыки.
Аналоговые «тюльпаны» спереди и компонентные видеопорты сзади, на мой взгляд, только занимают место и путаются под руками. Переключение с одного источника видео на другой иногда происходит с паузой до 2-3 секунд. Калибровка требует полной тишины, внимательности и не менее 15 минут свободного времени.
Denon AVR-X6300H — 229 900 рублей, Denon AVR-X4300H — 124 990 рублей.
Denon AVR-X6300H
Вых. мощность: 11 х 140 Вт (20 Гц – 20 кГц, 8 Ом, 2 канала, THD 0,05%), 11 х 175 Вт (1 кГц, 6 Ом, 2 канала, THD 0,7%), 11 х 205 Вт (1 кГц, 6 Ом, 1 канал, THD 1%)
Потребляемаяя мощность: 750 Вт
Форматы многоканального звука: DTS HD Master Audio, DTS:X, DTS Neural:X, Dolby TrueHD, Dolby Atmos, Dolby Surround, Auro-3D (опционально)
Коммутация: HDMI (v.2.0a) 8 входов/3 выхода, 1 USB, композитный 4 входа/2 выхода, компонентный 2 входа, 1 выход, аналоговый аудио 6 стереовходов, 1 Phono, цифровые аудиовходы 2 оптических/2 коаксиальных, 2 выхода на сабвуфер, аудио PreOut 7.1 RCA, 1 Ethernet, Denon Link HD, Trigger out
Беспроводные соединения: Wi-Fi 802.11a/b/g/n (2,4/5 ГГц), Bluetooth — профили A2DP и AVRCP, FM-радио 87,5–108,0 МГц
Размеры (без антенн): 434 х 339 х 167 мм
Масса: 14,5 кг
Denon AVR-X4300H
Вых. мощность: 9 х 125 Вт (20 Гц – 20 кГц, 8 Ом, 2 канала, THD 0,05%), 9 х 165 Вт (1 кГц, 6 Ом, 2 канала, THD 0,7%), 9 х 200 Вт (1 кГц, 6 Ом, 1 канал, THD 1%)
Потребляемая мощность: 670 Вт
Форматы многоканального звука: DTS HD Master Audio, DTS:X, DTS Neural:X, Dolby TrueHD, Dolby Atmos, Dolby Surround, Auro-3D (опционально)
Коммутация: HDMI (v.2.0a) 8 входов/3 выхода, 1 USB, композитный 4 входа/1 выход, компонентный 2 входа/1 выход, аналоговый аудио 5 стереовходов, 1 Phono, цифровые аудиовходы 2 оптических/2 коаксиальных, 2 выхода на сабвуфер, аудио PreOut 7.1 RCA, 1 Ethernet, Denon Link HD, Trigger out
Беспроводные соединения: Wi-Fi 802.11a/b/g/n (2,4/5 ГГц), Bluetooth — профили A2DP и AVRCP, FM-радио 87,5–108,0 МГц
Размеры (без антенн): 434 х 339 х 167 мм
Масса: 13,5 кг