Этим материалом мы продолжаем наш рассказ о реализации чипа Philips TDA1541.
Так вышло, что в 1987-м самые навороченные CD-проигрыватели на TDA1541 делали уже не Philips. Но если такое чудо техники, как Sony DAS-R1, сейчас найти сложно, то для нашего теста удалось подыскать достойного младшего братца CDP-337ESD, который был выпущен в том же году и продавался по цене в 89 800 иен.
![](https://img.stereo.ru/v2/90/0d5ebae-2e9f-4f0f-86c0-b22ffd91eb02.jpg)
Деревянные щечки и музыкальный календарь на 20 кнопок в плеерах Sony могут показаться анахронизмом, хотя на самом деле это удобная штука. И то, что находится снаружи и внутри, мало кого оставит равнодушным. Не прошло и нескольких лет после анонса компакт-диска, как в лице CDP-337ESD мы видим весьма продвинутый агрегат, который способен утереть нос и современным CD-моделям.
Театр начинается с вешалки, а CD-плеер — с пульта ДУ. Японские разработчики знают, как порадовать людей, а не загадывать ребусы на абстрактное мышление, как это случается с меню европейских производителей. Наиболее часто используемая группа операций — play, перемотка и т.д. — снабжена металлизированной подложкой на пульте RM-D650. Такие мелочи всегда очень греют душу.
![](https://img.stereo.ru/v2/ab/b85b258-4280-4a37-bcfa-c89f4c823feb.jpg)
Весь спектр функционала CDP-337ESD избыточен — все эти сканирования по индексам, паузы для кассеты и программирование на миллион треков. Но главное, что на пульте имеется кнопка извлечения CD-лотка, чтобы каждый раз не тревожить органы передней панели. Полезная клавиша Eject и очевидное решение, которое очень долго, вплоть до устройств 90/00-х годов не приходило в голову специалистам по эргономике Philips.
И Sony, и Philips в своих приводах использовали одинаковый считывающий лазер Sharp LT022MC — вот только Philips не применял дифракционную решетку. В прошлых материалах я нахваливал транспорты CDM0/CDM1, но это не означает, что остальные в это время гусей пасли.
Конструктивно Sony KSS-190A (бывший BU-1) из литого алюминия с бесщеточным двигателем, плавающей подвеской и линейным передвижением пикапа на магнитных рельсах впечатляет своей монументальностью и четкой реакцией.
![](https://img.stereo.ru/v2/de/ea7c981-d61f-4c79-b61f-5adf3c30f628.jpg)
Именно KSS-190A и была установлена в том самом CDP-R1 и еще ряде плееров Accuphase. Скорость считывания у KSS-190A практически мгновенная.
Начало и окончание работы сопровождается кратким глухим звуком, будто негромко стукнули костяшками пальцев по поверхности — и все. Больше никаких признаков работы CD-привода не заметно: никакого шелеста, стрекота, кряхтения — просто молчок.
![](https://img.stereo.ru/v2/c6/64afce1-25da-45d9-85ab-2520dabf2973.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v2/cb/bc21d7d-9e89-4536-a224-2ed06b1c47bc.jpg)
Общий вес аппарата в 12,5 кг обусловлен беспрецедентными усилиями по защите CDP-337ESD от вибраций. Пластмассу здесь можно заметить разве что на заглушке оптического выхода. В рамно-балочной конструкции корпуса на дне и сверху используются двойная стальная пластина и слой войлока, а также резина.
Двойная подвеска с эластичным гелем, фирменное антимагнитное шасси из искусственного мрамора Gibraltar, армированного стекловолокном. В отличие от громыхающих колымаг Philips, здесь все — от органов управления до привода KSS-190A — выглядит опрятно и работает максимально деликатно и бесшумно. Даже щель для лотка страхуется резиновым экраном, чтобы исключить акустическую проницаемость между комнатой и внутренностями плеера.
![](https://img.stereo.ru/v2/59/99aabc9-cc7d-426d-8a7a-58ab70c47ab2.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v2/9e/efa65e4-6953-4057-b17c-43ed0e4c7f96.jpg)
Подобная хлопотливость и даже расточительность в механике CD-проигрывателей в XXI веке уже не встречалась. И это касается не только конторок High End, которым в принципе не по зубам те обрабатывающие станки, что могут себе позволить концерны аудиоэлектроники. Но и сама Sony в дальнейшем на своих топовых плеерах серии ES вела себя гораздо скромнее, чем это было в 80-х.
Силовая схема CDP-337ESD построена на независимом питании 11 систем, чтобы развести помехи сервопривода и аналоговых цепей. Естественно, начинка содержит респектабельные комплектующие: например, Elna Duorex 35V/6800μF и Nichikon Muse, расположенные на прочной эпоксидной плате. Но самое главное, почему мы здесь сегодня собрались — конечно, Philips TDA1541A.
![](https://img.stereo.ru/v2/67/7abed27-2bec-4f39-bfae-57c6a911ae0b.jpg)
В CDP-337ESD установлены два таких чипов, но, в отличие от TDA1540, каждый из них работает как стерео конвертер. Собственно, поэтому на лотке Sony с некоторым лукавством и начертано «4 х DAC», т.е. четыре линии цифро-аналогового преобразования.
Таким образом, наша пара TDA1541 не берет на себя левый и правый каналы, а работает параллельно — каждый со своим стереопотоком. А затем итоговый сигнал в шахматном порядке подается на сумматор и вычисляется для большей точности (производитель ее заявляет аж до 18 бит).
Индекс «А» в новых TDA1541, появившихся в 1988 году, указывал на возможность применения 8-кратной передискретизации на 352,8 кГц (что и было сделано цифровым фильтром Sony CXD1144) — в отличие от старого TDA1541, допускавшего только 4-кратную процедуру на частоте 176,4 кГц.
CXD1144 представляет собой трехступенчатый КИХ-фильтр с характеристикой пульсации ±0,00001 дБ и затуханием 120 дБ. Это сейчас все стали фанатами NOS, а в 1980-х на любителей этого дела посмотрели бы как на неграмотных.
Собственно, самые первые плееры Sony, включая портативный D-50, и работали без передискретизации, вместо которой приходилось ставить очень жесткий аналоговый лоупасс-фильтр, портивший звук. Сейчас что-то подобное городят себе NOS-апологеты, которые боятся повредить динамики ультразвуковой составляющей. История ходит по кругу. А цифровые фильтры с передискретизацией первыми появились у Philips.
И это простое решение, позволявшее в конце цепи использовать более нежный аналоговый фильтр, в 80-х взяли на вооружение остальные аудиопроизводители. Способность цифровой обработки сигнала на высоких оборотах очень ценилась, да и сейчас уважается фирмой Chord.
После всех преобразований сигнал поступает на аналоговый фильтр 3-го порядка и далее — на операционный усилитель JRC 5532D для линейного выхода. Для выхода на наушники используется отдельный ОУ JRC 4556D.
Также регулирование уровня наушников будет продублировано на еще одной паре RCA-выходов, помеченных как Variable. Всем этим можно управлять с пульта ДУ, а сам плеер подключить напрямую к активным АС либо усилителю мощности.
На задней панели установлены и цифровые выходы (оптика и коаксиал), которые можно отключать. Однако, признаюсь, я не уделил им внимания, так как в первую очередь меня интересовали звуковые возможности TDA1541A, установленных в CDP-337ESD.
Все, кто прежде находил звучание TDA1541 слишком мягким, будут посрамлены саундом CDP-337ESD. В принципе, это то, на что рассчитывают и стремятся новодельные цифровые источники, да у них это редко получается — оставаться в гармонии. В соответствующей обвязке под присмотром Sony, CD-проигрыватель 1987 года выпуска звучит прямо как «Sabre здорового человека», а не «Sabre курильщика».
CDP-337ESD демонстрирует беспрецедентную прорисованность каждой музыкальной линии при богатой тембральной фактуре. И ни одна деталь не ускользнет: возникает ощущение прочерченности тонким резцом и видимости игольных ушек в музыке. Продолжая лексикон аллегорий, звук выходит такой же, как работа механизмов Sony — одновременно и быстрый, и точный, и мягкий. Железная рука в бархатной перчатке.
И это не мертвая фактура подробностей. Чувствуется, что богатые детали в тракте дают богатый звук. К этой подаче нельзя остаться равнодушным — дешевая техника так не звучит. И не зазвучит, не рассчитывайте на это, любители китайских коробешек с красивыми измерениями и пустым звуком.
Породу CDP-337ESD слышно сразу, с первых аккордов — даже на выходе наушников, которые обычно ставят в плееры по остаточному принципу, но не в данном случае. Правда, измеренное выходное сопротивление на выходе составило 100 Ом при максимуме уровня 4,4 В без нагрузки. Впрочем, при подключении низкомной модели криминала или перекосов я не заметил. А для 300-Омных наушников здесь получатся вполне пригодные 65 мВт.
![](https://img.stereo.ru/v2/20/054962f-7c81-4915-8eec-9d89f0f17511.png)
АЧХ демонстрирует строгую прямую линию, отклоняясь на самом конце лишь на 0,1 дБ. Это тип отсечки Sharp при передискретизации 8х. А сам цифровой фильтр CXD1144, разумеется, работает по фазолинейному профилю — с симметричным «звоном» до и после импульса.
![](https://img.stereo.ru/v2/20/0db8000-acdf-4e9d-8374-a4a18899d207.png)
Спектр искажений чист, и при подаче тестового сигнала 1 кГц не генерирует гармоник в слышимом диапазоне. То есть они лежат ниже отметки –100 дБ. Конечно, это не означает, что на реальном музыкальном сигнале никогда не будет гармоник.
Но такая уж установилась процедура контроля THD — подавать 1 кГц и смотреть гармоники. Аналогичная картина была и на регулируемом выходе. То есть уменьшение уровня выполнялось в аналоговом домене, а не в цифровом, как у некоторых компонентов тех лет.
Таким образом, уровень искажений CDP-337ESD не зависел от снижения громкости сигнала. Лишь незначительно менялось отношение сигнал/шум, что совершенно ожидаемо. Так что регулируемый выход Sony можно смело подключать к внешнему усилителю мощности.
Также стоит отметить помехозащищенность схемы — в спектр аудио не пролезут 50 Гц наводки питания, которые практически всегда заметны при использовании небалансного подключения. Хорошая работа.
![](https://img.stereo.ru/v2/75/5e142eb-cb36-41c9-a739-2d2d296bae39.png)
При снятии измерений наблюдалась любопытная деталь. Можно заметить, что уровень шума «ухудшился» до -93 дБ, хотя общий динамический диапазон тракта остался «нормальным»: -98 дБ.
По всей вероятности, так работает система нойзшейпинга для лучшей различимости сигналов малого уровня. Действительно, ведь при таких значениях общий фон тракта совершенно не изменяется на слух даже в наушниках, где обычно легче заметить фон покоя. Но при этом ощущается контраст звуков — и паузы становятся «выразительными». Уж не знаю, благодаря этому трюку с нойзшейпингом или волшебству TDA1541. Хотя разумеется, никакого 18-битного разрешения (т.е. показателя выше 108 дБ) здесь нет в помине.
С перегруженным в ноль шумом TDA1541 поступает точно так же, как и все остальные конвертеры — отвечает ростом шумовой полки в ультразвуке. А вот измерить джиттер аппарата не удалось, потому что транспорт KSS-190A не смог корректно прочесть сигнал 11 025 кГц, записанный на CD-R.
Нельзя сказать, что устройство вообще не воспроизводит такие носители (хотя и не обязано). Ведь остальные тестовые треки на том же CD-R были считаны достаточно корректно, чтобы не повредить результатам измерений. Но определенные капризы у KSS-190A могут присутствовать — например, наблюдалось нежелание считывать оглавление (TOC) даже некоторых фирменных дисков. Бог его знает почему. Может, не нравятся современные 80-минутные CD-матрицы, которые давно не соответствуют старому Red Book. А может мешала система защиты от копирования, которой был снабжен один из этих CD.
И самый главный вопрос: как же выступила одна из высших реализаций TDA1541 в сравнении с плеерами Philips первого, второго и других поколений? Что предпочесть? И вот на этом месте я умолкаю, анонсируя грядущий обзор-сравнение различных устройств с чипами Philips TDA. Вот там и сравним-посмотрим.