Этим материалом мы продолжаем наш рассказ о реализации чипа Philips TDA1541.
Так вышло, что в 1987-м самые навороченные CD-проигрыватели на TDA1541 делали уже не Philips. Но если такое чудо техники, как Sony DAS-R1, сейчас найти сложно, то для нашего теста удалось подыскать достойного младшего братца CDP-337ESD, который был выпущен в том же году и продавался по цене в 89 800 иен.

Деревянные щечки и музыкальный календарь на 20 кнопок в плеерах Sony могут показаться анахронизмом, хотя на самом деле это удобная штука. И то, что находится снаружи и внутри, мало кого оставит равнодушным. Не прошло и нескольких лет после анонса компакт-диска, как в лице CDP-337ESD мы видим весьма продвинутый агрегат, который способен утереть нос и современным CD-моделям.
Театр начинается с вешалки, а CD-плеер — с пульта ДУ. Японские разработчики знают, как порадовать людей, а не загадывать ребусы на абстрактное мышление, как это случается с меню европейских производителей. Наиболее часто используемая группа операций — play, перемотка и т.д. — снабжена металлизированной подложкой на пульте RM-D650. Такие мелочи всегда очень греют душу.

Весь спектр функционала CDP-337ESD избыточен — все эти сканирования по индексам, паузы для кассеты и программирование на миллион треков. Но главное, что на пульте имеется кнопка извлечения CD-лотка, чтобы каждый раз не тревожить органы передней панели. Полезная клавиша Eject и очевидное решение, которое очень долго, вплоть до устройств 90/00-х годов не приходило в голову специалистам по эргономике Philips.
И Sony, и Philips в своих приводах использовали одинаковый считывающий лазер Sharp LT022MC — вот только Philips не применял дифракционную решетку. В прошлых материалах я нахваливал транспорты CDM0/CDM1, но это не означает, что остальные в это время гусей пасли.
Конструктивно Sony KSS-190A (бывший BU-1) из литого алюминия с бесщеточным двигателем, плавающей подвеской и линейным передвижением пикапа на магнитных рельсах впечатляет своей монументальностью и четкой реакцией.

Именно KSS-190A и была установлена в том самом CDP-R1 и еще ряде плееров Accuphase. Скорость считывания у KSS-190A практически мгновенная.
Начало и окончание работы сопровождается кратким глухим звуком, будто негромко стукнули костяшками пальцев по поверхности — и все. Больше никаких признаков работы CD-привода не заметно: никакого шелеста, стрекота, кряхтения — просто молчок.


Общий вес аппарата в 12,5 кг обусловлен беспрецедентными усилиями по защите CDP-337ESD от вибраций. Пластмассу здесь можно заметить разве что на заглушке оптического выхода. В рамно-балочной конструкции корпуса на дне и сверху используются двойная стальная пластина и слой войлока, а также резина.
Двойная подвеска с эластичным гелем, фирменное антимагнитное шасси из искусственного мрамора Gibraltar, армированного стекловолокном. В отличие от громыхающих колымаг Philips, здесь все — от органов управления до привода KSS-190A — выглядит опрятно и работает максимально деликатно и бесшумно. Даже щель для лотка страхуется резиновым экраном, чтобы исключить акустическую проницаемость между комнатой и внутренностями плеера.


Подобная хлопотливость и даже расточительность в механике CD-проигрывателей в XXI веке уже не встречалась. И это касается не только конторок High End, которым в принципе не по зубам те обрабатывающие станки, что могут себе позволить концерны аудиоэлектроники. Но и сама Sony в дальнейшем на своих топовых плеерах серии ES вела себя гораздо скромнее, чем это было в 80-х.
Силовая схема CDP-337ESD построена на независимом питании 11 систем, чтобы развести помехи сервопривода и аналоговых цепей. Естественно, начинка содержит респектабельные комплектующие: например, Elna Duorex 35V/6800μF и Nichikon Muse, расположенные на прочной эпоксидной плате. Но самое главное, почему мы здесь сегодня собрались — конечно, Philips TDA1541A.

В CDP-337ESD установлены два таких чипов, но, в отличие от TDA1540, каждый из них работает как стерео конвертер. Собственно, поэтому на лотке Sony с некоторым лукавством и начертано «4 х DAC», т.е. четыре линии цифро-аналогового преобразования.
Таким образом, наша пара TDA1541 не берет на себя левый и правый каналы, а работает параллельно — каждый со своим стереопотоком. А затем итоговый сигнал в шахматном порядке подается на сумматор и вычисляется для большей точности (производитель ее заявляет аж до 18 бит).
Индекс «А» в новых TDA1541, появившихся в 1988 году, указывал на возможность применения 8-кратной передискретизации на 352,8 кГц (что и было сделано цифровым фильтром Sony CXD1144) — в отличие от старого TDA1541, допускавшего только 4-кратную процедуру на частоте 176,4 кГц.
CXD1144 представляет собой трехступенчатый КИХ-фильтр с характеристикой пульсации ±0,00001 дБ и затуханием 120 дБ. Это сейчас все стали фанатами NOS, а в 1980-х на любителей этого дела посмотрели бы как на неграмотных.
Собственно, самые первые плееры Sony, включая портативный D-50, и работали без передискретизации, вместо которой приходилось ставить очень жесткий аналоговый лоупасс-фильтр, портивший звук. Сейчас что-то подобное городят себе NOS-апологеты, которые боятся повредить динамики ультразвуковой составляющей. История ходит по кругу. А цифровые фильтры с передискретизацией первыми появились у Philips.
И это простое решение, позволявшее в конце цепи использовать более нежный аналоговый фильтр, в 80-х взяли на вооружение остальные аудиопроизводители. Способность цифровой обработки сигнала на высоких оборотах очень ценилась, да и сейчас уважается фирмой Chord.
После всех преобразований сигнал поступает на аналоговый фильтр 3-го порядка и далее — на операционный усилитель JRC 5532D для линейного выхода. Для выхода на наушники используется отдельный ОУ JRC 4556D.
Также регулирование уровня наушников будет продублировано на еще одной паре RCA-выходов, помеченных как Variable. Всем этим можно управлять с пульта ДУ, а сам плеер подключить напрямую к активным АС либо усилителю мощности.
На задней панели установлены и цифровые выходы (оптика и коаксиал), которые можно отключать. Однако, признаюсь, я не уделил им внимания, так как в первую очередь меня интересовали звуковые возможности TDA1541A, установленных в CDP-337ESD.
Все, кто прежде находил звучание TDA1541 слишком мягким, будут посрамлены саундом CDP-337ESD. В принципе, это то, на что рассчитывают и стремятся новодельные цифровые источники, да у них это редко получается — оставаться в гармонии. В соответствующей обвязке под присмотром Sony, CD-проигрыватель 1987 года выпуска звучит прямо как «Sabre здорового человека», а не «Sabre курильщика».
CDP-337ESD демонстрирует беспрецедентную прорисованность каждой музыкальной линии при богатой тембральной фактуре. И ни одна деталь не ускользнет: возникает ощущение прочерченности тонким резцом и видимости игольных ушек в музыке. Продолжая лексикон аллегорий, звук выходит такой же, как работа механизмов Sony — одновременно и быстрый, и точный, и мягкий. Железная рука в бархатной перчатке.
И это не мертвая фактура подробностей. Чувствуется, что богатые детали в тракте дают богатый звук. К этой подаче нельзя остаться равнодушным — дешевая техника так не звучит. И не зазвучит, не рассчитывайте на это, любители китайских коробешек с красивыми измерениями и пустым звуком.
Породу CDP-337ESD слышно сразу, с первых аккордов — даже на выходе наушников, которые обычно ставят в плееры по остаточному принципу, но не в данном случае. Правда, измеренное выходное сопротивление на выходе составило 100 Ом при максимуме уровня 4,4 В без нагрузки. Впрочем, при подключении низкомной модели криминала или перекосов я не заметил. А для 300-Омных наушников здесь получатся вполне пригодные 65 мВт.

АЧХ демонстрирует строгую прямую линию, отклоняясь на самом конце лишь на 0,1 дБ. Это тип отсечки Sharp при передискретизации 8х. А сам цифровой фильтр CXD1144, разумеется, работает по фазолинейному профилю — с симметричным «звоном» до и после импульса.

Спектр искажений чист, и при подаче тестового сигнала 1 кГц не генерирует гармоник в слышимом диапазоне. То есть они лежат ниже отметки –100 дБ. Конечно, это не означает, что на реальном музыкальном сигнале никогда не будет гармоник.
Но такая уж установилась процедура контроля THD — подавать 1 кГц и смотреть гармоники. Аналогичная картина была и на регулируемом выходе. То есть уменьшение уровня выполнялось в аналоговом домене, а не в цифровом, как у некоторых компонентов тех лет.
Таким образом, уровень искажений CDP-337ESD не зависел от снижения громкости сигнала. Лишь незначительно менялось отношение сигнал/шум, что совершенно ожидаемо. Так что регулируемый выход Sony можно смело подключать к внешнему усилителю мощности.
Также стоит отметить помехозащищенность схемы — в спектр аудио не пролезут 50 Гц наводки питания, которые практически всегда заметны при использовании небалансного подключения. Хорошая работа.

При снятии измерений наблюдалась любопытная деталь. Можно заметить, что уровень шума «ухудшился» до -93 дБ, хотя общий динамический диапазон тракта остался «нормальным»: -98 дБ.
По всей вероятности, так работает система нойзшейпинга для лучшей различимости сигналов малого уровня. Действительно, ведь при таких значениях общий фон тракта совершенно не изменяется на слух даже в наушниках, где обычно легче заметить фон покоя. Но при этом ощущается контраст звуков — и паузы становятся «выразительными». Уж не знаю, благодаря этому трюку с нойзшейпингом или волшебству TDA1541. Хотя разумеется, никакого 18-битного разрешения (т.е. показателя выше 108 дБ) здесь нет в помине.
С перегруженным в ноль шумом TDA1541 поступает точно так же, как и все остальные конвертеры — отвечает ростом шумовой полки в ультразвуке. А вот измерить джиттер аппарата не удалось, потому что транспорт KSS-190A не смог корректно прочесть сигнал 11 025 кГц, записанный на CD-R.
Нельзя сказать, что устройство вообще не воспроизводит такие носители (хотя и не обязано). Ведь остальные тестовые треки на том же CD-R были считаны достаточно корректно, чтобы не повредить результатам измерений. Но определенные капризы у KSS-190A могут присутствовать — например, наблюдалось нежелание считывать оглавление (TOC) даже некоторых фирменных дисков. Бог его знает почему. Может, не нравятся современные 80-минутные CD-матрицы, которые давно не соответствуют старому Red Book. А может мешала система защиты от копирования, которой был снабжен один из этих CD.
И самый главный вопрос: как же выступила одна из высших реализаций TDA1541 в сравнении с плеерами Philips первого, второго и других поколений? Что предпочесть? И вот на этом месте я умолкаю, анонсируя грядущий обзор-сравнение различных устройств с чипами Philips TDA. Вот там и сравним-посмотрим.