Винтажные цифровые источники. Достойны ли они внимания сегодня? Изучаем, слушаем и оцениваем потенциал раннего поколения CD-проигрывателей Philips.
Многим из моих публикаций предшествует сканирование форумной аудиобормотухи. Это чем-то похоже на вращение ручки настройки коротковолнового радиоприемника. Вдруг среди свиста и помех вас что-то цепляет — какие-то любопытные ритмы из далекого мира.
Моя позиция по оптическим носителям, кажется, известна всем — для меня это давно пройденный этап. По сравнению с файлами я не вижу никакой магии в компакт-дисках. Ни черной, ни белой. Кроме разве что неочевидного считывания данных на оптическом носителе.
Но раз за разом натыкаясь на «радиостанции» любителей старых сидишников Philips, в конце концов, потерял покой и я. Да что же там в них такого особенного?!
Выглядят компоненты Philips действительно непохоже на остальной хайфай. Зачастую слишком простецки, учитывая, что внутри при этом может стоять технически изящный транспорт CDM со стеклянной оптикой Rodenstock. Кто занимался фотографией или хотя бы бывал в центрах офтальмологической диагностики, знает, что такое Rodenstock, и понимает уровень качества этой фирмы.
В отличие от японских трехлучевых систем с линейным перемещением, транспорты Philips CDM с нулевой до девятой серии были однолучевыми с маятниковым механизмом, где каретка с лазером двигалась по дуге. Большинство тех японских плееров из ранних 80-х давно уже врезало дуба и не читает даже фирменные диски. В отличие от старых CD-драйвов Philips, чья репутация такая же железная, как и они сами.
Чего только не рассказывают про сидюки Philips. Для кого-то они «мутные», на другой же стороне — свидетели «самого человечного ЦАПа» TDA1541 и поклонники «самого музыкального» TDA1540 на 14 бит. Вот с него, пожалуй, и начнем.
Как уже было сказано, Philips TDA1540 с индексом D (т.е. в керамическом исполнении) устанавливались в 1983–84 годах в первом CD-поколении. Причем не только у Philips, но и в массе других плееров, выпускавшихся под марками Grundig, Marantz, Loewe, Bang & Olufsen, Meridian и др.
Более того: как правило, внутри упомянутых аппаратов стояли готовые секции какой-то одной из моделей Philips — транспорт CDM0, сервосистема, начинка и т.д. Отличалась лишь внешняя скорлупка. А иногда и совсем не отличалась, как у Marantz CD63 или Grundig CD30 — полных клонов модели Philips CD100 за вычетом краски.
Конечно, с точки зрения современных форматов, разрешение 14 бит у TDA1540 — это курам на смех. Причем при утверждении стандарта CD именно на такой разрядности изначально настаивали в Эйндховене. Ведь все их исследования показали, что этого будет достаточно, чтобы обыграть виниловую пластинку и кассету. В техническом плане монотонность R2R-матрицы TDA1540 была образцовой. Что это значит?
Здесь будет нелишним отметить, что данный параметр изготовления ЦАПа интересует только специалистов. В мультибитных конвертерах аналоговый сигнал суммируется из значений тока, проходящего через лесенку резисторов, каждый из которых соответствует одному биту. Причем номинал каждого резистора должен ровно в два раза отличаться от соседа (потому так оно и называется — R-2R), чтобы точно соответствовать всем алгоритмам цифрового кодирования аудио.
Для 14 и 16 бит это будет 16 384 и 65 536 значений, соответственно. Для 24 бит — даже страшно представить. Как считаете, легко это все будет изготовить и разместить на маленьком пятачке, и главное — выдержать номиналы всех разрядов ЦАПа для стереоканалов?
Для подгонки значений резисторов использовались лазеры — вообще, в серийном производстве R2R-матрицы оказались весьма муторным и дорогостоящим делом. У многих конкурентов TDA1540 впоследствии были заявлены «нормальные» 16 бит, но их фактическая монотонность оказывалась на уровне 15 бит, а то и меньше. С самыми младшими разрядами такие ЦАПы просто путались в показаниях.
Но Sony в итоге все-таки продавили 16-битную систему для спецификаций Red Book. Деваться голландцам было некуда. Без Sony в одиночку они бы не потянули весь проект. Но поскольку производственные линии Philips закладывались под TDA1540, то проигрыватели на этом чипе выпускались еще несколько лет. Пока им на смену в 1985 году не пришла следующая модель TDA1541 на 16 бит.
Первое поколение CD-плееров Philips сегодня смотрится довольно непривычно. Коммерческий образец модели CD100 был представлен на рубеже 1982–83 годов и напоминал компактный магнитофон с верхней загрузкой кассеты. Сегодня бы его сравнили со смесью Playstation и DeLorean из «Назад в будущее». В начале 80-х только прощупывалась компоновка источника лазерных дисков — никто еще не знал, какой вариант приглянется пользователю.
Какое-то время ряд японских производителей во главе с Hitachi выпускал экзотику с вертикальными CD-драйвами, которая родилась под впечатлением от прототипа CD-плеера Goronta, представленного Sony в 1981 году. Был такой прототип и у Philips. Выглядело это все, конечно, очень круто, но в серию не пошло. В итоге закрепилась концепция модели Sony CDP 101, которой наряду с Philips CD100 принадлежат лавры первых CD-плееров на коммерческом рынке.
По нынешним меркам Sony CDP 101 выглядит совершенно тривиально: черный ящик, флуоресцентный дисплей с циферками, пульт ДУ. Но главное — выдвижной лоток, который в итоге больше всего приглянулся народу. Вскоре таковыми лотками обзавелись все плееры от мала до велика. Но при этом у первенца Sony почему-то нет культового статуса и секты поклонников ранних Philips.
Помимо банальной внешности, у Sony CDP 101 была еще одна беда. Несмотря на то, что японцы снабдили CDP 101 современным ЦАПом на 16 бит, этот чип CX20017 не мог обрабатывать стереосигнал одновременно! Поэтому он конвертировал сначала данные одного, затем другого канала, порождая небольшую фазовую ошибку.
А вот Philips TDA1540, будучи по своей конструкции моноконвертером, всегда работали в паре. Недостача разрешения двух младших разрядов компенсировалась невиданной тогда четырехкратной (до 176 кГц) передискретизацией силами цифрового фильтра SAA7030. И, между прочим, 14-битными данные становились только непосредственно перед TDA1540. Смотрите, какая цепочка из чипов работала до него:
SAA7010 — демодулятор считанного сигнала с компакт-диска, клок-генератор с частотой 4,2336 МГц (т.е. 44,1 кГц х 96);
SAA7020 — блок обнаружения и исправления ошибок с RAM-памятью. Данные принимаются фреймами 32 х 8 бит и преобразовываются в 16 бит. Неисправимые ошибки сопровождаются соответствующим флагом и передаются на интерполятор;
SAA7000 — интерполятор; единичные ошибки интерполируются соседними значениями, более существенные ошибки мьютируются (т.е. заглушаются);
SAA7030 — цифровой фильтр с 4-кратным оверсеплингом с 44,1 до 176,4 кГц. Это позволило после конвертации отказаться от аналогового фильтра высокого порядка. А кроме того с помощью нойз-шейпинга (необходимого для таких случаев) разрядность сигнала понижается с 16 до 14 бит для соответствия с приемной шиной TDA1540.
Вслед за проигрывателем CD100, в 1983 году Philips быстро наводнил номенклатуру моделями с аналогичной начинкой, но в нескольких форм-факторах. Разделим их на три группы:
В обзоре столь трепетной темы нельзя делать выводы на основе только лишь одного экземпляра. Как минимум, нужно проверить хотя бы пару плееров, чтобы попытаться отделить закономерности от артефактов, связанных с провенансом конкретного устройства. В результате через меня прошло три модели первого поколения Philips: CD202, CD300 и CD303. И в этой связи я хотел бы отметить и поблагодарить за помощь читателя @achugunkin, принявшего участие в финансировании закупок техники.
К сожалению, в полной мере реализовать весь протокол измерений не удалось. Где-то картину испортили подсевшие конденсаторы, вызвав рост фона в канале. Показывать такое непотребство публике было лишено смысла. Подобный график не отражал бы реальный потенциал исправного плеера. Кроме того, транспорт CDM0 не на 100% корректно считывал данные с CD-R с тестовыми сигналами RMAA, привнося мелкие шорохи, искажавшие данные измерений.
Примечательно, что плееры 202 и 303 были официально оснащены индикацией ошибки на передней панели. Однако та абсолютно игнорировала возникающие артефакты считывания CD-R и не забила тревогу. Очевидно, что разработчики в то время понятия не имели о CD-R и настраивали алгоритм на какие-то физические повреждения отражающего слоя компакт-диска. Выпускались даже тестовые диски с заданными величинами дефектов, и я хотел себе купить один такой.
Но теперь пришел к выводу, что тестовые CD из 80-х не имеют смысла. Реальная практика эксплуатации компакт-дисков ставит перед приводом не абстрактные дырки в алюминиевом слое, а совсем другие задачи. И связаны они с иным коэффициентом отражающего слоя, меньшей величиной пита на 80-минутных CD-R и 10х и выше скоростях записи болванок, которые нынче уже невозможно снизить ни в софте, ни аппаратно.
Удалось также оценить величину джиттера на ранних Philips, в частности, на примере модели CD202. На дисплее показалось всего пару пиков в районе 7 и 14 кГц. Прекрасный результат для устройства из времен, когда про собственно джиттер еще даже не было написано ни одной статьи. Об этой проблеме заговорили только через несколько лет.
Вообще, все эти плееры на TDA1540 оказались настолько вещью в себе, что сегодня к ним весьма затруднительно подобрать режимы для работы в режиме отдельного транспорта либо ЦАПа.
В частности, у интерполятора SAA7000 нестандартные входы, поэтому поздние приводы сюда просто так не встанут. I²S и S/PDIF-протоколы здесь тоже еще не работают, поскольку стандарты оформились только в 1985–86 годах. Если вы, как любители NOS, что-то делаете в обход фильтра SAA7030, то нужно иметь в виду смещение двух битов c учетом их ранжирования на старшие MSB (Most significant) и младшие LSB (Least significant) разряды.
Отдельные фанаты с помощью программаторов и ПЛИС умудрились приладить в эти системы SPDIF, но мы сегодня в эти дебри лезть не будем и вернемся к нашим испытуемым в роли обычных плееров.
Визуальное впечатление ранние Philips производят самое благоприятное. Пластиковыми являются только крышки сверху CD-привода. Хотя несъемными RCA-колокольчиками из белого металла и сетевым кабелем «к настольной лампе» сегодня бы аудиофилы побрезговали. Ну что же, тогда в Эйндховене на такие аксессуары не обращали внимание. Зато у плееров сзади торчат радиаторы — прямо как у усилителя.
Я знаю, что 300-ю серию ценят больше из-за эффектно выезжающего транспорта и зеленоватой подсветки диска, что впоследствии породило легенды о компенсации переотражений лазерного луча и культ зеленого фломастера. Но мне больше по душе длинная, светящаяся как пароход, шкала красавца CD202 с верхней загрузкой и матовыми светло-серыми панелями.
Вообще, в ночи все три аппарата смотрятся весьма романтично. А кроме того, внутри они забиты платами с электроникой. Не все эти детали отвечают за звук, но я знаю: многим пользователем спокойнее на душе, когда в аппарате нет свободного места.
Культовые вещи обязательно должны быть немного неудобными, чтобы установить эмоциональный контакт с владельцем. Само считывание диска происходит не в момент загрузки носителя, а только после нажатия Play.
Поскольку пульт дистанционного управления у Philips появился только в следующем поколении — к вашим услугам большие клавиши на передней панели. И увы, судьба пиктограмм, нанесенных на кнопки, незавидна при длительной 30-летней эксплуатации.
Часть органов уделена программированию, но оно захватывает всего 15 треков и без пульта ДУ никакого энтузиазма не вызывает. Перебор треков на плеерах Philips возможен только вперед и закольцован, причем желание следует еще юридически подтвердить нажатием Play. Обратной перемотки нет, хотя внутри трека можно отмотать само воспроизведение назад — звук при этом приглушается. Но если нужен предыдущий трек — останавливайте воспроизведение и начинайте отсчет сначала. Тяжко будет, если издатель решил снабдить компакт-диск полусотней композиций.
На индикаторах 202 и 303 отображается либо время трека, либо абсолютная длительность воспроизведения. Вот такая западная логика — только вперед. Никаких остатков нет, это все восточные дела — оглядываться назад. Кто-то жаловался на медленную работу транспорта — мне так не показалось, все в порядке. И что же удалось выяснить из измерений там, где оказалось возможным?
Выходное напряжение линейного выхода составило классические 2 В. Имейте это в виду, когда сравниваете подобные аппараты с более поздними цифровыми источниками, где эта цифра всегда завышена и приводит к ложным выводам сравнения.
Амплитудно-частотная характеристика из-за присутствия цифрового фильтра SAA7030, начиная с 1 кГц, имеет характерные микроколебания вверх-вниз с суммарной амплитудой в 0,25 дБ. Характер крутизны фильтра относится к типу Sharp, а сам он относится к фазолинейной классике.
Благодаря грамотному нойз-шейпингу, измеренный уровень взвешенного шума аудиотракта составил 97 дБ. Соответственно, динамический диапазон системы превышает формальные 14 бит и вполне отвечает теоретическим возможностям компакт-диска. Собственно, на этом изначально и настаивала компания.
Взаимопроникновение каналов 85 дБ соответствует заявленным в паспорте. Гармонические искажения 0,00586% из-за возраста устройства оказались чуть-чуть выше паспортных.
Теперь о звуке. Немало пришлось почитать о мутности, вялости, съеденных послезвучиях, низком разрешении и прочей хуле на TDA1540. Быть может, у этих слушателей оказалось слишком много войлока в голове.
Сравнение звучания Philips с более поздним (1989) источником на 18-битных Burr-Brown PCM1701 склонило чашу весов в сторону Philips. При паритете всех мультибитных прелестей на фоне Philips у Sony TA-1000ESD оказалась более шипучая подача саунда. Лишь капельку — не более того.
Так что могу подтвердить слова поклонников «самого музыкального». Первое CD-поколение Philips звучит прекрасно: звонко, чисто, с богатым тембром и наполненностью музыкальной фактуры, которую не утомляешься слушать. Теперь еще раз о Sony — ведь она тоже частично оказалась причастна к внутренностям нашим CD-плееров.
Речь идет о чипсете из набора плеера Sony CDP-101: демодуляторе CX7933, интерполяторе CX7934 и коррекции ошибок CX7935, установленных в некоторые плееры Philips вместо фирменных декодеров серии SAA. Такие гибридные экземпляры действительно существовали в товарных количествах. Но по серийным номерам этот момент вычислить невозможно — разве что разобрать конкретный аппарат. У меня такой и оказался.
Позволю себе усомниться в сектантской легенде об особом звуке у таких проигрывателей Philips. Сказать, что с микросхемами Sony звучание TDA1540D приобретало иной характер, и зафиксировать эту разницу я не могу. Везде играло одинаково хорошо — в целом, я могу смело рекомендовать любую модель первой серии Philips не только коллекционерам винтажа, но и тем читателям, кто предпочитает слушать музыку на оптических носителях. Не переживайте, производитель сумел раскрыть потенциал CD непосредственно с момента основания формата.
Что было дальше? Во втором поколении плееров Philips (1984) транспорт сменился с CDM0 на CDM1. В нем стальную основу облегчили заменой на цинковый сплав, но качество считывания было улучшено. Цепочка с цифровым фильтром SAA7030 сохранялась, а сам чип TDA1540 обрел индекс P (пластиковое исполнение).
Затем, по мере вовлечения в тему CD все более широких покупательских кругов, делались пластиковыми не только корпусная отделка, но и узлы самих плееров Philips. Но это уже совсем другая история, к которой я обязательно постараюсь вернуться в следующих материалах.