Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: увлекался человек хорошим звуком, систему строил, фонотеку собирал, а потом вдруг и забросил все. Ушел в полное отрицание, обзавелся музыкальным центром или системой с моноширокополосником. И ладно бы тихо сменил идею, нет, начал нападать на бывших коллег по увлечению. Попробуем разобраться, почему так происходит, и если вдруг произошло, то что делать.

Уткнутся в потолок

Первый вопрос, на который надо себе честно ответить: а что же было причиной увлечения? В моем понимании, нормальный ответ — интерес как таковой и любовь к музыке.

Бывает, что человек аудиофил и ничего больше. Т.е. обладает сложной дорогой системой, но очень скромной фонотекой, или когда компоненты находятся в процессе пайки и апгрейдов по 10 месяцев в году. Интерес здесь не в музыке. И не в познании музыки при помощи техники и техники при помощи музыки.

Нет, интерес или в обладании чем-то статусным (от красивой игрушки до «круче, чем у соседа»), или просто в пайке как в процессе (ведь далеко не все любители паять объективно тянут на уровень самостоятельных разработчиков), или еще в чем-то. Но этот интерес конечен и имеет свой потолок.


Как минимум, почти любой человек может упереться лбом в свой доход, который не позволит развиваться по принципу «дороже, еще дороже» или менять железки так часто, как хотелось бы. И что остается? Или тихо-мирно переключиться на что-то другое, или менять мотивы.

Я видел самые разные случаи и ситуации, но с большим трудом могу представить человека, который целиком и полностью замкнулся в своих музыкальных интересах и крутит лишь несколько десятков давно купленных альбомов. Это бывает редко. Практически бесконечным источником аудиофильского вдохновения может быть только музыка, а все остальное рано или поздно закончится.

Перегореть

Следующая, весьма частая проблема, когда человек постоянно перетрясает свою систему из-за потребности во внимании и признании. Почитайте аудиофильские форумы. Специалистов, хорошо и глубоко разбирающихся в теме и понимающих, что им и зачем нужно, немного, и в постоянных переменах они не пребывают.


Ищущих признания больше, и они ярче, заметнее. Однако любая яркость рано или поздно заканчивается выгоранием, и причину таких потребностей лучше разбирать не в плоскости хобби, а в психологическом контексте, возможно, с помощью специалиста совсем не по аудиочасти, а по человеческой психологии.

Засомневаться

Еще одна проблема — неуверенность. Неуверенных много. Бывает, разбирается человек хорошо, достиг чего-то, а тут друг-знакомый пришел, поругал (пусть даже заочно, на форуме), и всё, беда, суета, менять-продавать всю систему. Стоит себя спросить: есть уверенность, что друг разбирается в вопросе? Ведь разбирался бы, совет бы дал дельный, но ненавязчивый. А вдруг и критика-то от зависти идет, нельзя же безоговорочно всем в рот заглядывать и чужое на себя примерять. Наконец, помните, что идеальное недостижимо, а свое-любимое у всех разное.

У ценителя рэгги и блюза на виниле одно, у поклонника электроники в цифровом виде совсем другое. Так что и свое в качестве совета предлагать надо осторожно, и чужое принимать вдумчиво, с критикой. И всегда лучше выработать свой взгляд, собственное понимание и не забывать, что это понимание хоть понемногу, но должно эволюционировать.

Продаться

Профессиональная усталость тоже встречается, только причины разные — ведь и в профессию, как-то связанную со звуком, приходят по разным мотивам. Книг и статей о психологии в бизнесе написано несчетное количество, мнения бывают разные, однако, по моим наблюдениям, успешнее в долгосрочной перспективе те, кто и звуком-музыкой увлечен, и покупателя видит не только как потенциальный «кошелек на ножках». Другими словами, те, кто любит свое дело и хорошо относится к единомышленникам.