Итак, продолжаем исследовательскую работу по Philips TDA — пора подводить первые сравнительные выводы.

Выпуск CD-проигрывателей на самом чипе Philips TDA1540 продолжался вплоть до второй половины 80-х годов, пока ему на смену не пришла новинка — Philips TDA1541. Аппараты на TDA1541 будут рассмотрены в следующем материале, а сегодня мы начнем с пятерки самых ярких моделей на TDA1540.

Еще раз поясним, что вменяемые некоторыми глупцами в вину 14 бит матрицы TDA1540 не являются проблемой для точного воспроизведения компакт-диска. Нойзшейпинг и передискретизация до 176,4 кГц цифрового фильтра SAA7030 в итоге позволяли отчетливо воспроизводить сигналы по уровню минус 90 дБ — т.е. на уровне младшего бита из шестнадцати. Это умеет делать любой из представленных аппаратов данного обзора.

Собственно, TDA1540 всегда шел в связке с этим фильтром. Различия заключались в компоновке остальной схемы плеера, а иногда и другой версии самого TDA1540. Начнем с самого первого — выполненного на керамических TDA1540D.

Philips CD100: самый первый

Один из двух самых первых CD-проигрывателей на планете выглядит в духе ожиданий будущего 70–80-х. Угловатый металлизированный силуэт с откидывающейся вверх крышкой из оргстекла — прямо как DeLorean DMC-12. Компактное изделие выглядит очень обаятельно, а у тех, кто выставляет экземпляры Philips CD100 на продажу, попросту нет сердца.

Формфактор Philips CD100 получился заметно меньше стандартного Hi-Fi-компонента. А высота плеера чуть выше спичечного коробка подчеркивала радикальный отход от большого винилового стиля в сторону миди-формата музыкальных центров. При этом литой скелет Philips из алюминия в итоге тянул на приличные пять килограмм в сборе.

Пластмассовое буйство в компонентах Philips началось буквально через четыре года, а пока — любуемся на full metal jacket той эпохи, когда нужно было произвести впечатление новым направлением в аудио. В CD100 тоже нашлось применение полистиролу, но пока еще скромно — в виде решетки на дне аппарата. Если ее снять, мы увидим плотную упаковку начинки, разделенной на три секции: транспорт CDM0, источник питания и плата электроники в дополнительном экране с перфорацией. Его ставили на первом поколении Philips: CD100, CD200, CD202, CD300, CD303 и одной модели второго поколения CD101. Начиная с CD104, CD204 и CD304, этого экрана уже не было. Экономика должна быть экономной.

Первые серии Philips CD100 поставлялись с несъемным кабелем RCA, но позже начали ставить и гнезда. В некоторых экземплярах CD100 можно увидеть платы покрытые белой маской. Но чаще всего ее не было и плееры Philips на много лет вперед хорошо узнавались по рыжему цвету (и запаху!) гетинакса. Не секрет, что заметный нагрев компонентов был обусловлен приличным потреблением тока аналоговой сервосистемой Philips CDM, к которой приходилось ставить радиаторы и устраивать вентиляцию на верхней крышке.

Собственно, потому эти мощные однолучевые транспорты до сих пор и живы — в отличие от разных Hitachi и Toshiba, которые появились позже, да сдохли раньше. Но за долгую жизнь Philips приходиться кое-чем расплачиваться.

В то время как у конкурента-первенца Sony CDP-101 уже был пульт ДУ, в плане эргономики Philips CD100 недалеко ушел от винилового проигрывателя с тангенциальным приводом. Времени воспроизведения вообще нет.

Вместо индикации треков — шкала-линейка светодиодов, которые поджигаются при неторопливом движении каретки транспорта. Прямой доступ к первым 15 трекам еще можно указать через кнопку Select — а дальше надо выстукивать морзянку наугад.

Конечно, сложно делать общие выводы на базе практики с конкретными возрастными аппаратами, но самый низкий уровень шума (сигнал/шум -100 дБ), наилучшее разделение каналов и отсутствие наводок питания 50 Гц оказались именно у CD100.

Также порадовал и уровень гармоник, которые расположились ниже 100 дБ при подаче сигнала 1 кГц. Возможно, благодаря минимуму подсветки и индикации. По сравнению с CDM-1 транспорт типа CDM-0 читает CD-R тестового диска менее уверенно — поэтому провести технические тесты в полной мере не удалось. Но с нормальными дисками проблем не было.

Уровень собственных шумов проигрывателя Philips CD100

Музыка на Philips CD100 возникает и льется легко и приятно. Это главное звуковое достоинство CD-проигрывателя, которое сложно формализовать, опираясь лишь на данные измерений. Я далек от мысли, что эта особенность TDA1540 как-то специально оговаривалась некими секретными протоколами Philips, чтобы обеспечить отличный от конкурентов саунд. Судя по всему, разработчики хотели не столько потрясти слушателя неким новым «цифровым звуком», сколько представить уменьшенную альтернативу LP-проигрывателя. Так оно и вышло.

Скорее всего, звуковой баланс в новых цифровых источниках с TDA1540 ориентировался на аналоговые Hi-Fi-источники. Слушатели тех лет сопоставляли CD100 со своими виниловыми сетапами и выносили благосклонный вердикт: «Маленький, не трещит в паузах, не пилится диск, а играет практически также». Можно было понять энтузиазм Караяна и других деятелей искусства, которым показали первые образцы цифровых плееров Philips. И я их тоже понимаю.

Philips CD202: самый музыкальный

Данный аппарат и его особенности были достаточно подробно разобраны в этом материале. Модель CD202 можно отнести к наиболее совершенным устройствам группы Philips первого поколения. Упаковка, экранирование и добротность конструкции исключительная. В тестируемом экземпляре используются декодеры Sony: демодулятор CX7933, интерполятор CX7934 и коррекция ошибок CX7935. Как показала практика, кажется, что именно такое сочетание обеспечивает источнику с SAA7030 /TDA1540D идеальный баланс прозрачности и музыкальности.

Забавно, что измерения фазы CD202 вообще-то указывают на небольшой глюк из-за японского наследства в виде сдвига между левым и правым каналом на величину одного семпла. Привет от Sony CDP-101, в котором использовался такой же набор чипсета с такой же проблемой.

По временной шкале сдвиг составляет 22,676 микросекунд. Хотя особого криминала в этом нет. В студиях звукозаписи для стереоэффектов используют задержки в миллисекундах, т.е. в тысячу раз больше. Но в любом случае, у Philips CD100 с родными декодерами этого сдвига нет. Может быть, в этом причина волшебного звука CD202? В части серийных партий плееров Philips CD300/303 и клонов на их базе (Marantz, Grundig, Loewe, Magnavox, Sylvania и др.) также ставили подарочный набор декодеров Sony .

Фазовая ошибка между каналами в устройствах Philips серии 200/300 с декодерами Sony составляет один семпл или 22,676 микросекунды

Я сравнивал звучание «трехсотой» серии с обеими вариантами декодеров. Аппарат с японской начинкой играл капельку интенсивнее на ВЧ, но на очарование фирменной подачи этот факт особо никак не повлиял. Можно смело рекомендовать 300-ю модель к приобретению в качестве «окончательного CD-проигрывателя». Они достаточно часто встречаются на вторичном рынке и пользуются любовью коллекционеров.

Меня лишь смущает выезжающим на свет божий CD-привод. Все вместе с зеленой подсветкой внутри это, конечно, смотрится эффектно. Но я бы предпочел, чтобы всех этих колес, пассиков и рельс не было, а транспортный узел оставался неподвижным и никуда не шастал. Так что мой выбор — это модели с верхней загрузкой.

Модель CD200 в этом плане тоже хороша, но она, как и CD100 и CD300, шла без индикатора времени воспроизведения трека. Так что, с учетом вышесказанного, наиболее предпочтительным выбором выглядит именно CD202.

CD-проигрыватели Philips первого поколения можно слушать хоть целый день. И то там, то сям отрываешься от работы и удивляешься, как легко и певуче возникает и локализуется вокал, как естественно воспринимается короткое эхо от ударной установки. И что приятно — эта мягкость сочетается с жидкой, как ртуть, звонкостью в нужных местах.

Я по-прежнему не понимаю и не принимаю разговоров о «мутности и вялости» первых Philips. Здесь ВЧ изящнее многих High-End-аппаратов — ближе к МС-картриджам и впечатлениям от живого исполнения. Это проявляется в виде «узнавания» тембра, ощущения воздушной связи между исполнителем и инструментами, а не просто звукового полотна, на котором булавками приколоты элементы композиции, как на доске с фотографиями улик и подозреваемых.

Philips CD104: самый недорогой

Этому бюджетному и симпатичному аппарату второго поколения CD-плееров Philips тоже была посвящена целая статья. В ней же можно почитать обо всем хорошем, связанном с CD104, а сейчас пора сравнить эту модель с предшественниками.

Если бы это был конкурс по соотношению качество/цена, CD104 одержал убедительную победу. Но нас интересуют не относительные, а абсолютные показатели. И здесь надо признать, что устройство все-таки чуть-чуть уступает двум предыдущим аппаратам первого поколения Philips, давая не такой утонченный почерк на верхних частотах.

Сложно сказать, почему так. Ведь по измерениям это довольно схожие аппараты, да и главные элементы остаются прежними. TDA1540P в пластиковом исполнении были с худшими допусками, чем TDA1540D на керамике? Усиленная сервосистема CDM-1 улучшила читаемость дисков одновременно с потерей в музыкальности относительно более капризного CDM-0?

Но вся эта критика звука в отношении CD104 возможна лишь в лобовом сравнении с предшественниками. Будучи включенным сам по себе, маленький Philips CD104 заставит подняться не одну бровь.

Meridian 207PRO: самый экзотический

Если силуэт первого CD-плеера Meridian MCD напоминал перелицованный Philips CD101, то модель 207PRO, неся в себе отдельные узлы второго поколения Philips (CDM-1 и SAA7030/TDA1540P), является серьезной заявкой на оригинальный High-End-плеер в двухблочном исполнении.

Выглядит комплект Meridian 207PRO очень дерзко — два вытянутых в глубину, прочерченных продольными линиями бруса со стеклянным передком и узкими клавишами. Из первого блока выезжает транспорт Philips CDM-1 — правда, со звуком игрушечной машинки. Второй блок занимается выводом звука на усилитель. Вы вольны поставить их рядом либо друг на друга.

Хотя Sony еще в 1984 году представила внешний ЦАП в лице модели DAS 702, официально ни одного автономного конвертера на Philips TDA1540 так и не было выпущено. У этого чипа даже не было предусмотрено протокола SPDIF-соединения.

Представленный двухблочный Meridian 207PRO был выпущен достаточно поздно, в 1986 году и не имеет привычных нам цифровых входов/выходов на блоках транспорта и электроники. За все отвечает короткий жесткий кабель с «гребенками» формата LPT, которые вы можете помнить по матричным принтерам и другой компьютерной периферии. Вот через эти 25 пинов и бегут — и цифровой сигнал, и электричество для питания блока конвертации digital в audio.

Но не забывайте, что Meridian — это британский продукт, а значит — будет парад абсурдного юмора и издевательств в духе сериалов Monty Python и Mighty Boosh. И Meridian не подвел! Кнопка питания в угоду экзотическому дизайну вынесена на заднюю панель блока транспорта, что доставит много радости при попытке размещения 207PRO в закрытой тумбе. Таких сюрпризов в режиме «облом после восхищения» будет еще немало. Но повторюсь: сама модель выглядит очень лакомо для понимающих в индустриальной эстетике.

Плеер имеет уникальную индикацию ошибок С1/С2 формата Red Book, но куда более нужная информация о текущем времени трека недоступна. Вы можете узнать только номер трека и общее время воспроизведения диска — причем не одновременно, а по очереди, через клавишу.

Второе поколение Philips в лице 304-й модели, узлы которого послужили основой для 207PRO, позволяло использовать пульт ДУ. Как видите, у Meridian он огромный и представляет собой еще один дизайнерский брус в Баухаус-стиле. Впечатляет, но будет проще управляться любым безродным пультом Philips/Marantz на общих кодах управления. Впрочем, кнопки eject вы не найдете ни на одном из них. Sad, but true.

Таков пульт дистанционного управления Meridian 209

Meridian 207PRO обладает регулируемым выходом и внешними аналоговыми входами. То есть к блоку конвертера можно подключать не только усилитель мощности, но и другие источники — вплоть до установки платы фирменного ММ-фонокорректора. К счастью, никакой оцифровки входящего потока, как потом делали дураки из PS Audio, у Meridian не наблюдается.

Другое дело, что к настоящему времени этот функционал уже должным образом не работал — за исключением линейного выхода, как у всех обычных CD-плееров. А при попытке разобраться в причине 99,9% работников сервиса в ужасе закроют 207PRO обратно — настолько у Meridian запутанная и сложная логика трассировки и управления на ключах с резисторами. В этом плане изделия Philips ремонтировать проще. Топология как на ладони: заменил высохший конденсатор в блоке питания — и заработало.

Несмотря на вышеуказанные трудности, при подключении становится понятно, что Meridian 207PRO умеет выдать звук очень высокого уровня. При лобовом сравнении с первых нот кажется, что с родственником CD104 будто бы нет разницы. Вроде бы тот же щедрый тембр акустической гитары, но затем все-таки убеждаешься, что у Meridian более нежно и «правильно» вытянуты и вырисованы очертания, а слушать на CD104 уже не очень хочется. Без сомнения, 207-й является более аудиофильским источником. Но лучшим ли среди остальной техники на TDA1540?

Интересный вопрос — сравнение Meridian с классикой Philips: CD100 и CD202. Звук каждого из этих трех проигрывателей достоин похвалы и рекомендации. Ну и какой звук назвать более правильным? Записи эквализуют по-разному, а система у вас одна.

Сравнение характера АЧХ CD-плееров на высоких частотах

После некоторых колебаний я все же сохраняю пальму первенства за Philips CD202, который умеет, декодируя PCM-сигнал, отделять в музыке главное от второстепенного. Как мы убедились, АЧХ у Meridian имеет чуть более ранний спад на высоких частотах по сравнению с плеерами Philips, но с детальностью все в порядке. Речь о другом.

CD202 демонстрирует более «естественное» с точки зрения психоакустики прочтение цифровой фонограммы, когда слушателем отмечается связность фонограммы, плавность ее подачи и прочие тонкие интонации, но сибилянты при этом не перетягивают внимание.

Мне кажется, звуковой почерк машин CD200/300 был очень ценным качеством в устройствах на TDA1540, от которого в современных поколениях цифровых источников, к сожалению, отказались — в угоду абстрактным показателям спецификаций.

Эстония ЛП-001С: самый социалистический

И под занавес на сегодня — советский аппарат по мотивам Philips CD204. ЛП-001С официально был запущен аж в 1988 году на заводе Punane Ret в Таллине, когда на западном рынке продавались уже совсем другие CD-плееры с конвертерами на 16 и более бит.

Но несмотря на название, ЛП-001С был не первой моделью. Здесь можно посмотреть документальный фильм на эстонском языке о создании лазерных проигрывателей. В нем показан экспериментальный экземпляр ЛП-010С с верхней загрузкой. В суровом финише с нержавейкой на болтах выглядел он очень люто. Программа «Время» в 1987 году уделила новинке внимание:

Но в итоге в серию пошел более традиционный вариант с фронтальным лотком и транспортом CDM-2, как у Philips CD350.

К сожалению, ЛП-001С появился очень не вовремя. При внушительной цене в 800 рублей тираж «Эстоний» к окончанию выпуска в 1990 году не достиг и трех тысяч, а вот цена перевалила за тысячу.

Лазерный звук оказался довольно дорогим для населения с зарплатой 120–250 рублей и мечтой о VHS. Напомним, что горстка компакт-дисков «Мелодии» типа симфонии Родиона Щедрина или песен Юрия Антонова продавались по 20 рублей штука против 3 рублей 50 копеек за виниловую пластинку в куда более широком ассортименте.

В 1991 году по известным причинам производство на Punane Ret было остановлено, а эстафету перехватил Бердский завод со своей «Вегой ПКД-122С». Собственно, этой модели и достались сокровища «Горбушки» и других точек продажи так называемых «болгарских компакт-дисков». Но вернемся к нашей «Эстонии».

Забавно, что советские зодчие оказались в чем-то едины духовно с Meridian, расположив кнопку питания на задней панели ЛП-001С. И мало того — вынесли туда еще и регулировку громкости для наушников!

Однако сейчас «Эстония ЛП-001С» со своей незабвенной индикацией от настольных электронных часов представляет определенный интерес для коллекционеров. Если кто захочет приобрести такой аппарат — не забывайте о DIN-переходниках, которые предпочитали в советской аудиотехнике.

Помимо очевидной пары TDA1540P/SAA7030, внутри ЛП-001С находилась солянка из транспорта Philips CDM-2, советского блока питания, процессоров управления Intel (!) и выходных каскадов Tesla — чехословацкого предприятия, которое ранее уже наладило у себя выпуск плеера MC900 на базе Philips CD204. Вместо полагающихся для проигрывателей Philips операционных усилителей NE5532 в «Эстонии ЛП-001С» установлены MAC156.

Именно эти чехословацкие детали и прочая самодеятельность в обвесе позволили некоторым коллекционерам утверждать, что «Эстония» звучала лучше своего прародителя Philips.

В Эстонии ЛП-001С оказался повышенный уровень низкочастотного джиттера

Непосредственное сравнение с родственным CD104 не выявило определенного победителя в паре. У Эстонии ЛП-001С более интересно и насыщенно звучали акустические инструменты. Но при этом заметно страдало разрешение высоких частот. Судить, хорошо это или плохо, придется вам самим. Ну а мне остается готовить следующий пул техники на TDA1541.