Хочу поделиться опытом прослушивания и подбора оборудования для кино и музыки. Надеюсь это поможет таким же как я - не знающим, не понимающим в начале пути к современному Hi Fi.
Есть множество сфер имеющих субъективную оценку конечного результата и Hi Fi — не исключение. Прежде чем определиться с оборудованием? я переработал большое количество информации в сети, в том числе отзывы, форумы, и понял, что советы делу не помогут, если это не касается понимания технических вопросов, коммутаций.
Учитывая меломанский опыт приобретенный на стыке 80-90-хх годов я понимал, что хочу получить по звуку, но с тех пор прошло много времени и музыкой заниматься не было ни возможности, ни времени.
Из всех советов, которыми люди делятся можно выделить пару составляющих, на мой взгляд самых важных:
- рекомендуется то оборудование/связка, которым люди обладают или был опыт владения. В этом совершенно нет ничего плохого, но вмешиваются некоторые обстоятельства — представление о звуке (требовательность) у советующего и просящего совет вполне могут быть разными; акустическая подготовка помещения, его размеры, планировка и схема размещения оборудования;
- порой рекомендуется то, что сказал дядя Вася на каком-то форуме, а ему доверять можно, потому что его усилитель легко раскачал холодильник и он Поёт!
Данные советы крайне вредны, так как советующие пересказывают то, о чем объективного представления не имеют. Я говорю о большинстве, а не о советах бывалых. Это важно разделять и понимать.
Я подходил к выбору как новичок в современной Hi-Fi-технике и по сути таковым являюсь. Встретив 90% подобных описанным выше советов, я последовал оставшимся 10%:
- хватать зад в руки и отслушивать технику с салоне лично. Ибо, если дяде Васе звук Веги 300 это Hi End, то совершенно не значит, что зайдет тебе.
Прежде всего решил разделить сетапы для кино и музыки и начать с малого — с кино, а заодно послушать как звучит на нем музыка. Кино мне вполне нравится в стерео.
Потому (в т. ч. с помощью данного ресурса, помним — техническая сторона) определился с оборудованием — стереоресивер и способ коммутации. Также определил для себя бюджет. Консультант одного ресурса удаленно посоветовал мне с/р Denon и Monitor Audio Bronze на основе размеров комнаты и стилей музыки.
Записался на прослушивание в салон с описанием, что я хочу, и какой сетап требуется собрать. Консультант салона опроверг начисто мою связку и предложил другую — Onkyo TX-8270 + Dali Oberon 3 — обосновав и предложив самому убедиться в сравнении. Послушав с Onkyo и Monitor Audio, и Dali — выбор однозначно пал в пользу последних. Мonitor Audio звучали ну совсем уж никак. Связка Onkyo и Dali меня устроила по чистоте звука, сцене, детальности, басу.
Установив и скоммутировав дома оборудование сразу же услышал отличия в звуке. Первое, что пришло на ум — отличие комнаты и ее акустическая оснащенность, мебель, отличие в расположении АС. Стал думать, как можно бюджетно улучшить, не трогая комнату. Читая отзывы о кабелях у меня не было стереотипа, что это плацебо.
Посоветовался с консультантом который предложил мне рабочую связку оборудования и взял на прослушку сетевик. И да, кабель улучшил звучание, причем явно, но не решил проблем с музыкой.
С звуком кино было все очень хорошо, потому на этом поставил точку.
Далее было изучение характеристик оборудования, тестов для музыкального сетапа и размышлений, что делать с главным — с комнатой.
Также был определен бюджет для музыки и выбран главный компонент сетапа — АС. В максимальном бюджете для АС были Dali Opticon 6, на которых и остановился по предварительным отзывам.
Чтобы получить от них максимум требовался ЦАП и усилитель. По моей просьбе консультант включил в прослушку усилитель Onkyo A 9130, как наиболее близкий к моему ресиверу для сравнения характера изменений звучания.
На прослушке ЦАПом выступал (музыка с флешки) Cambridge Audio Azur 851N. Усилители Onkyo A 9130 (вне конкурса), Cambridge Audio Azur 851A и Roksan K3. Комната в салоне акустически идеальна, расположение АС по короткой стене на ширине примерно 2,2 м, на 1/3 по длине и диван на 2/3. Музыкальный материал подбирал от легкой мелодичной музыки с большим количеством разнообразных инструментов до быстрого не тяжелого рока и классической музыки в современной обработке, где важным являлись атака, масштаб, четкая расстановка инструментария на сцене. Сразу оговорюсь, ТХ-8270 отлично подает все кроме быстрой музыки.
Cambridge Audio Azur 851N + Onkyo A 9130 + Dali Opticon 6 — знакомо, узнаваемо, хорошая сцена, детальность хорошая. Нравится, пока не дошли до сложных композиций. Усилитель не смог, от слова совсем — блекло, не интересно, не на все деньги.
Cambridge Audio Azur 851N + Cambridge Audio Azur 851A + Dali Opticon 6 — сцена стала шире и поглубже, звук красивый, не очень выразительно на композициях Evanescence и совсем плохо, грязно
отработана Themes from Pirates of the Caribbean в исполнении The Piano Guys.
Cambridge Audio Azur 851N + Roksan K3 + Dali Opticon 6 — данный сетап кардинально отличался от прежних. Джазовые композиции звучали интереснее и выразительнее. Композиции в которых предполагалась атака и быстрый подъем отрабатывались ожидаемо и правильно, с четким басом. Если в предыдущих сетапах можно было говорить о сцене широкой и глубокой в разной степени, то тут я бы применил слово — масштаб. Откровением для меня стало исполнение Themes from Pirates of the Caribbean — масштабно, превосходные переходы, четкое разделение инструментария, никаких захлебов. Просто грандиозно отыграно.
С усилителем определился — Roksan K3 и АС Dali Opticon 6. Так как сетевой проигрыватель мне не требовался, решил что повременю с хорошим ЦАП и послушаю недорогой Pro-Ject DAC Box S2+,
а там определимся куда двигаться дальше. И да, все сетапы слушались с кабелями, которые у меня уже подключены были на ресивер, кроме межблочников.
Дома расставил оборудование, АС в соответствии с рекомендацией производителя. В комнате 6,5*4*4,5H АС ставились по длинной стене во второй половине комнаты. Диван напротив у стены.
Результат. Явно лучше, чем сетап для кино с полочниками, но кардинально, нет, не так — КАРДИНАЛЬНО хуже чем в салоне.
В общем, полетела мебель к чертям в двор. Благо ее быстро растащили. Освободил по максимуму. Диван и АС расставил примерно как в салоне. И... играет сетап примерно на 80% от эталонного.
Определился с ЦАП. Так как мне очень импонирует звук чипов АК (ESS по мне слишком много воздуха), взял TEAC UD-505 с двумя чипами.
По итогу получил на мой взгляд очень работоспособную систему с мощным, энергичным и в тоже время мягким звучанием. Знаю как может звучать, и пока приходится довольствоваться тем, что есть, ибо слабое место акустическая подготовка комнаты.
Какой вывод для себя делаю. Без прослушивания в идеальных условиях, можно бесконечно менять, подбирать оборудование и потом хаять на форумах отличные экземпляры инженерной мысли; можно бесконечно менять провода и не получить результата. Если собираетесь потратить внушительную сумму на оборудование и условные 10% на провода будут стоить как билет до города с салоном, лучше потратьте на путешествие на один день, послушайте. Это сэкономит не только деньги и нервы, но и разочарование от ожидания вас не постигнет.
Также хочется сказать о качестве записей, — хорошее качество порой приходится потрудится поискать. Не все фирменное звучит правильно и хорошо с технической точки зрения.
И да, вечером и ночью звук лучше и чище! — под окном оживленная улица и шумовой фон днем дает о себе знать.
Надеюсь мой опус даст немного пищи для размышлений, тем кто приходит в мир хорошего звука любимой музыки впервые или как я возвращается спустя 20 лет.
Всем добра и не болеть! Берегите себя!