Просьба не писать о ламповых усилителях вообще , типа вот у меня 10 Вт мощности качает .... Не надо .
Если вы только начинаете создавать свою Hi-Fi-систему, то наверняка уже задались вопросом: как подобрать колонки и усилитель так, чтобы они работали максимально согласовано? Давайте попробуем разобраться в этом деле без лишнего эзотерического тумана.
Музыка порой так устроена, что за тихим гитарным перебором или скрипичным соло может последовать мощный удар в большой барабан или фортепианный аккорд. О таких произведениях говорят, что у них большой размах динамики – то есть разница между самыми тихим и громким фрагментами весьма велика. Для того чтобы точно и без искажений передать столь резкие перепады громкости, усилителю нужен значительный запас по выходной мощности.
Существует общее правило: выбирать усилитель, выходная мощность которого равна рекомендованной для колонок – она указывается в их спецификациях. А еще лучше подыскать модель, у которой она раза в два превышает ту, на которую рассчитаны АС. Почему? Дело в том, что указанные в списках характеристик усилителя и колонок ватты мощности – не совсем то, что мы привыкли видеть в спецификациях обычного электрооборудования.
Усилитель имеет дело с АС как нагрузкой, характеризующейся сопротивлением, и это тоже важный параметр, который указывается в спецификациях. Проблема в том, что в данном случае это не так называемое постоянное сопротивление, а импеданс – более сложная электротехническая величина, имеющая активную составляющую и фазу. Более того, в действительности обе они меняются в зависимости от частоты музыкального сигнала. Так, например, на басах сопротивление колонки может упасть в два раза относительно номинального, а на ВЧ, напротив, заметно вырасти. И со всеми этими перепадами импеданса должен уметь справляться усилитель, для чего ему и необходим запас по выходной мощности.
Вторым важным моментом, на который следует обратить внимание при выборе акустики и усилителя, является чувствительность колонок. Эта характеристика, измеряемая в децибелах, показывает, насколько эффективно акустическая система превращает энергию, которая приходит к ней от усилителя, в звук. Если понравившийся вам усилитель имеет невысокую выходную мощность, подберите в пару к нему чувствительные колонки (например, с этим показателем выше 90 дБ).
Кстати, испортить колонки слабым усилителем порой даже проще, чем более мощным. На первый взгляд, это представляется странным, однако в режиме, близком к перегрузке, на выходе такого усилителя начинают появляться специфические искажения, очень опасные для твитера колонки, который является ее самым склонным к выходу из строя элементом. Если же усилитель еще далек от перегрузок, а дискомфорт от превышения допустимого порога мощности почувствуют колонки, то в звуке появятся искажения, которые заставят вас снизить уровень громкости для их устранения