И у юного падавана, и у ветерана-джедая есть несколько путей войти в тему катушечных магнитофонов впервые или вновь: винтаж, реконструкция или «новое строительство».
Сначала мы предполагаем, что ваша главная цель — слушать музыку на уже профессионально записанных лентах и, возможно, иногда делать домашнюю запись, а не профессиональную студийную. В этом случае есть две ключевые вещи, на которых нужно сосредоточиться.
Во-первых, диапазон характеристик и возможности R2R-машины: какие размеры, скорости и форматы ленты она может воспроизводить. И во-вторых, если вы покупаете винтаж — его состояние и что вы можете предпринять, чтобы привести ее в рабочее состояние.
Если ваши возможности ограничены различными причинами, но все же вы хотите сделать первый шаг — попробуйте найти отечественный вариант в приличном состоянии. Это дешевле всего, но играть будет, правда кроме официальных мастер-копий. Множество студий сегодня предлагают коммерческие релизы на 2-4 дорожки на 19-й скорости, и на интернет-площадках можно найти старые официальные издания такого формата. Клоны с Revox A-700 в лице «Электроники» и «Олимпа» найти не очень сложно. А если нужна 38-я скорость — ищите полупрофессиональный «Олимп - 701 - 702».
Кстати, и наши «кулибины» предлагают переделать бытовые аппараты на 38-ю скорость, но здесь я это не комментирую. Хотя иногда «Электроника 004» комплектовалась двумя видами ведущих двигателей. Один отечественный имел тонкий тонвал примерно 7 мм и второй импортный (толстый тонвал примерно 9 мм). На плате управления двигателем импортного производства была возможность переключения скорости, и плата позволяла настроить и использовать три скорости: 9-19-38 см/сек. Есть еще вариант от знатоков.
Технически можно адаптировать этот аппарат и под AEG pancake 27 под километровый рулон SM 900. А если еще Revudur родной от Revox на две дорожки приладить.. долларов так на 500 инвестиций. Но и в те давние годы я не понимал глубокого смысла «адаптации» профессионального аналога под бытовой 4-дорожечник и сейчас тоже.
Vindemia domus vulgaris (винтаж бытовой, обыкновенный)
Когда в 1955 году в продаже впервые появились коммерческие записи на катушках, магнитофоны для домашнего пользования были в «дошкольном» возрасте.
Несмотря на то, что качество звука альбомов, записанных на пленке, превосходило как таковое у виниловых аналогов, что я отмечал неоднократно, важную роль сыграла цена. Катушки стоили дороже пластинок, поэтому продажи были невысоки.
Но после появления широчайшего разнообразия бытовых катушечников «ленточный» бум набирал ход. Пика своей популярности и качества катушечники достигли в 70-х годах, когда на рынке появились такие знаменитые и популярные аппараты, как Revox A77 и Pioneer RT-909. Были и иные весьма достойные модели.
Коммерческие релизы записанных на студии альбомов выпускались для воспроизведения на скоростях 3,75 ips и 7,5 ips.
Если ограничить круг рекомендаций для интересующихся темой, приводя пример гарантированного и профессионального восстановления подобных магнитофонов, то это без сомнения компания J-Corder из США.
Цена у аппаратов 2000–3000 долларов, в зависимости от опций. Катушки размером до 7 дюймов. После реконструкции Пионеры получают Frequency response: 20 Гц — 28 кГц (7 1⁄2 ips — 19 см/сек), чего не было у оригиналов.
Ну а если вам необходима 38-я скорость и две дорожки на километровых лентах, то здесь без сомнения Technics от 1500 до 1700 моделей.
Наиболее гибкий для всех форматов вариант, но уже от 7 000 до 18 000 долларов — и пусть простят меня «техниксоводы», но я пошел с такими деньгами за новым Ballfinger или официально восстановленным Studer. Да и на Авито можно найти «коробочный» Technics сильно дешевле и с ним уже идти в частную мастерскую. Да и у них всех стандарт эквализации — NAB.
Профессиональная реставрация профессиональных магнитофонов
Теперь пройдемся по наиболее профессиональным и гарантированным представителям этого направления.
Вне рейтинга стоит основатель современного ленточного дела — The Tape Project, США.
Наши герои из The Tape Project начали работать над тщательной реконструкцией ранее выпускавшихся катушечных аппаратов. Наиболее подходящим для серийной реконструкции The Tape Project сочли вполне доступного японца — Technics RS-1500US (скорости 7,5–15-ips, 2-track, ¼-inch playback). Такой прибор стоил в начале выпуска и до 1986 года около 1 600 долларов. Bottlehead Electronics принимала участие в подготовке комплектующих и аналогичных по спецификациям запасных деталей.
1. Oak Tree Vintage — Колорадо, США
Сегодня компания предлагает R2R Fostex E-2 за весьма доступную по меркам отрасли сумму в 1 750 долларов и обещает (после полного восстановления) идеальное состояние мастер-машины с 38-й скоростью — профессионального катушечника.
2. Revox-Online — Германия.
Revox-Online — детище Томаса Шредера (Thomas Schröder), который до сих пор работает в официальном сервисе Revox-Studer. Магазин предлагает официально восстановленные с оригинальными компонентами аппараты компании с полной гарантией. Revox A-700 обойдется в 2 190 евро — и это одно из лучших предложений на рынке. А если вам дальше в лес — Studer A-810 на тележке по цене 8 990 евро.
Но для настоящих пацанов есть и индпошив от 4 000 евро.
3. SEPEA Audio — Словакия.
В команде этой компании присутствует широко известный в узких кругах Петер Седлак. Реновированный на оригинальных деталях Studer B 67 Mk.II предлагается за 1 950 евро. Если сравнить с его младшим братом Revox A-700 от Revox Online, я бы выбрал безусловно В 67. Настройка на ленту RTM SM 911 и три скорости. Головки-«бабочки» и цифровой счетчик ленты.
Их же Studer A807 MK.II VU уже 5 000 евро. Но здесь уже и использование толстых рулонов 1 100 метров, и возможность студийной работы. Головки-«бабочки».
Эта известная американская компания Mara Machines предлагает ассортимент профессиональных катушечных магнитофонов от 5 000 долларов, самым известным из которых является Mara Machines JH-110 – 1/4" — двухдорожечный аппарат, который оформлен в огромном напольном корпусе.
Отметим, что производитель допускает апгрейд системы до форматов 1/2" на две дорожки или 1/2" на четыре дорожки. Еще за 500 долларов вы получаете активизированную 76-ю скорость воспроизведения. И их активно поддерживает выпускающий ленты Analog Production.
Правда, выполненный в кабинетной версии транспорт-репродюсер MARA Machine Transport (Playback Only) MCI JH110 HiFi 1/4" 2 Track обойдется уже в 10 000 долларов.
Но что важно — они не прерывали процесс.
5. Uha-HQ
Компания Uha-HQ из Мериленда, США предлагает линейку восстановленных и глубоко модернизированных моделей катушечных магнитофонов Tascam с разной функциональностью. Для каждого предусмотрен солидный список опций, способный существенно изменить стоимость и улучшить звучание. Базовый вариант Phase 10 за 12 500 долларов, а гордостью фирмы является предварительный усилитель, работающий в чистом классе A и спроектированный с кратчайшими путями прохождения сигнала.
Их дизайнерские изыски меня, как архитектора, вводят в состояние когнитивного диссонанса, но художника каждый может обидеть.
Самая продвинутая ULTIMA4 Audiophile Tape Deck стоит уже 24 500 долларов, но я снова пошел с такими деньгами за новым Ballfinger или официально восстановленным Studer.
Правда, там у Ultima A4 одна система питания 6 500 стоит.
И чтобы недалеко от Америки солнечной отлетать, посмотрим вот на что:
6. Sonorus Audio — США.
Ничего картинка выше не напоминает? Правильно — Revox PR99!!!
Но это не полноценная профи-машина, а транспорт-репродюсер — и все... Базовый «хай-спид» за 19 500 долларов, а все опции в плюс еще на четыре тыщи.
Мама! Я снова пошел с такими деньгами за новым Ballfinger или официально восстановленным Studer — даже на пару А-807 м II хватит. Но если серьезно, то кроме улучшенного тракта и лентопротяжной системы у Sonorus есть главная «изюминка» — ламповый и полностью балансный встроенный предварительный усилитель.
Подводя промежуточный итог на сегодня, выбор Revox Online и Sepea Audio — highly recommended.
Но есть самый бюджетный и неплохой вариант приобретения и восстановления профессионального аппарата — венгерский STM-310 Mechlabor.
Можно найти тысяч от 60 рублей в рабочем состоянии. Выпускался до конца 80-х, и в СССР их ввезли множество.
Но дым отечества нам сладок — и поэтому:
7. Next Sound — Москва, Россия.
Соотечественники заявляются как производство аудиокомпонентов и реставрация винтажных моделей.
37-е Штудеры — любимая тема. Кстати и комплект под пол-дюйма собственной разработки имеется. Цены — договорные, а качество — высокое.
Вот так выглядит сегодня «великолепная семерка».
Но нельзя не упомянуть Flux Magnetics из США, ибо они одни из основных производителей современных магнитофонных головок.
Это продвинутая компания, занимающаяся разработкой и производством аналоговых аудиоголовок для звукозаписывающей промышленности. Пользовательские аналоги головок для Ampex изготавливаются и испытываются в соответствии с требованиями заказчика, а индивидуальные типы головок для оборудования OEM разработаны с учетом исходных или превышают спецификации OEM.
Компания Flux Magnetics разработала серию «ME» (Mastering Extended Response) 2-канальных 1/2-дюймовых головок для 30 ips и серию «MS» (Mastering Standard) для записи и воспроизведения головок, изготовленную в соответствии со спецификациями OEM на 15 ips.
Но и это не все — есть еще разработчики кит-комплектов. «Войди в круг DYA-аудиофилов и познай, насколько лучше может играть твой тракт, если вложиться в великолепный дизайн и компоненты высшего качества», — заявляет команда The Bottleheads из Brite Star Lane, Poulsbo, WA, USA.
Ваш Technics RS или Otari может быть «твикнут» относительно недорогим кит-комплектом от The Bottleheads.
Совсем уже высшая лига — Ampex ATR Service, США.
Ampex ATR-100 и иные в серии это наверное самый совершенный по лентопротяжному механизму и звуковой электронике магнитофон в мире. И на них и тогда и сейчас столько музыки пишут.
Для вашего аппарата пакет полной реставрации ATR Services включает в себя полный демонтаж и сборку машины, восстановление блока питания, восстановление двигателей, полную проверку проводов и замену узла капстейна новой высокоточной резиновой деталью. Регулятор напряжения верхней панели и выходные транзисторы MDA также заменяются. Мы также обновляем печатные платы для повышения надежности. Далее мы окрашиваем всю сборку кабинета в соответствии со спецификацией OEM-производителя, повторно обертываем виниловым покрытием OEM и заменяем накладку блока управления.
Попробуем подвести некоторые итоги:
От 9-й до 19-й скорости вы можете ограничиться приобретением и ремонтом отечественной и зарубежной техники бытового уровня. Но и здесь я бы советовал искать что-то вроде Revox B77 MK I 4 Track 3 3/4 & 7 1/2 — 600-700 евро и делать ему профилактику у специалиста. Может, этого и довольно? Только четверть дюйма на две дорожки на 38-й скорости — это 80 000 000 магнитных частиц, пролетающих тракт в секунду. Восьмушка дюйма на четыре дорожки — две в одну сторону и 19 см/сек — в четыре раза хуже? Ну в два раза на слух точно.
Процесс усложняется, если вы решили собирать коммерческие копии мастеров и вам требуется 2 дорожки на 38-й. Фактически, в большинстве случаев вам нужен хорошо отлаженный ленточный плеер, а все студийные опции для вас не востребованы — и зачем их оплачивать?
Мой совет: ищем что-то подобное.
Приобретаем Revox B77 HS — 19-я и 38-я скорость и две дорожки — от 700 до 1 000 евро в сносном состоянии и далее — к специалисту на анамнез. Еще лучше списаться с Томасом Шредером, далее ваш Revox в багажник — и на машине по адресу: Schottjer Straße 30 Upgant-Schott 26529 Germany.
В моих оценках есть элемент субъективизма, но вот почему я за Revox B77 HS: эта машина выпускалась на Williе Studer GMBH и проектировалась самим Штудером для малых студий, и что важно — для радиостанций, то есть рассчитана на активную эксплуатацию и запас прочности — неубиваемый. Соотношение затрат и качества в результате — оптимальное. Поздние PR99 и C270 тоже хороши, но они дороже, много лишнего с точки зрения домашнего пользования, а по звуку тот же уровень. Ну а чтобы потянуть звук мастер-машин от Штудера, и уровень всей системы нужен соответствующий.
Все это в случае если рядом нет такого человека — интервью с реставратором катушечных магнитофонов Андреем Шишло.
Но если вы начали собирать коллекцию, используя ленты типа RTM SM 900-911, и вам нужно ставить на магнитофон рулоны на AEG 1 100 метров, тогда вам нужен Studer A-807 — не ниже. Далее я просто цитирую Андрея Шишло:
«Следующий момент: если это студийный аппарат, то там могут оказаться вещи, которые важны с точки зрения студийной эксплуатации, но могут оказывать отрицательное влияние на звук. Есть хороший пример — линейка Revox, B77 бытовой и 99-й, который, по сути, был сделан из 77-го. Можно посмотреть на рекомендации The Tape Project — это известная в кругах и меломанов, и аудиофилов компания, они занимались восстановлением аппаратов, давали советы тем, кто покупал у них ленты. Студийный 99-й отличается от 77-го тем, что у него появился дополнительный балансный выход, так вот их рекомендацией было просто не пользоваться этим выходом. Потому что он лишний. Да, он просто был нужен с точки зрения эксплуатации в студии — чтобы можно было подключить длинный кабель. Но если снять звук до этого балансного выхода — он реально в два раза лучше. Вот такая ситуация».
Итого
Из полноценно новых разработок сейчас можно купить только Ballfinger.
Диапазон цен, в зависимости от модульности конструкции, от 11 000 до 32 000 евро.
Подробнее читайте в статье «Катушечная битва: современный Ballfinger M063 H5 против восстановленного Studer A807».
Если не брать в расчет, что Костас Метакса наконец объявил презентацию своего Metaxas TRX в следующем году.
Правда еще, на днях и Analog Audio Design показали не прототип, а уже серийную модель.
Вместо эпилога
Соберите группу аудиофилов вместе — и не стоит сомневаться, что вскоре у вас начнется разговор о преимуществах форматов и в дебатах начнется разделение всех на «аналоговых и цифровых». Скорее всего, все перерастет в жаркий спор. Будут сделаны широкие заявления, мотивированные субъективные мнения будут приведены в качестве неоспоримых фактов и, когда все пойдут домой, весело проведя время, каждый, уходя, останется при своих, по-прежнему гордясь тем же чувством, с которым он и пришел.
Но мы говорим о том, что лента может дать вам уникальный музыкальный опыт и что нет недостатка в отличных примерах, чтобы обосновать это утверждение. Примеры, о которых идет речь, относятся именно к копиям мастер-лент, и если это для вас незнакомый язык — просто заправьте ленту в магнитофон.
И да здравствует аналог!
Часть первая — https://stereo.ru/to/9g7k8-tri...
Часть вторая — https://stereo.ru/to/xxbp2-tri...