Тест сетевого плеера Naim ND5 XS 2: всё для новичка

Тест сетевого плеера Naim ND5 XS 2: всё для новичка

Обычно новое поколение того или иного устройства превосходит предыдущее. Прежде всего, в функциональности, то есть поддерживает вдвое больше форматов, имеет больший дисплей, большее число разъемов и больше вариантов подключения. С новым сетевым плеером Naim все наоборот. Ну, почти все.

На Stereo.ru уже не раз выходили тесты Naim, их новое поколение в частности. Подробно изучался и предшественник данного аппарата. Посмотрев эти обзоры и взглянув на Naim ND5 XS 2, его модернизация на первый взгляд может показаться странной и нелогичной. Судите сами: в то время как другие модели фирмы получают большие и красочные дисплеи вслед за аппаратами серии Unity, этот плеер не только лишается дисплея вовсе, но и кнопок управления, пульта, а также возможности апгрейда по питанию. Теперь к нему не подключить фирменный внешний источник, как к модели предыдущего поколения. Что навевает мысль о тотальной экономии при разработке, понижении статуса аппарата, попытке углубления разницы между моделями и других теориях заговора маркетологов. Однако на деле все обстоит совсем не так, а намного проще — этот плеер адресован новым фанатам марки, которые только собираются приобрести себе сетевой аудиоплеер.

Почему именно новым? Условно старым, опытным пользователям бренда новая версия плеера понравится наверняка ничуть не меньше, потому что все в ней сделано в полном соответствии с философией Naim. Но купят его лишь те из них, у которых сетевого плеера еще нет, а таких немного, ибо подобные аппараты компания производит уже давно и весьма успешно — поклонники марки их уже успели приобрести. Поэтому если и будут покупать новый, то, скорее всего, круче, благо выбор есть: Uniti Nova, Uniti Star, NDX 2 и наконец ND 555.

Молодым любителям качественного звука дисплей на передней панели плеера, установленного в стойке с другой аппаратурой, не нужен вовсе. Они «на ты» с гаджетами, у всех есть смартфоны, к тому же не самые дешевые. И если им покажутся маленькими их экраны, они без проблем докупят себе iPad, потому что с ним несравнимо удобнее управлять своей аудиотекой. И дело тут даже не в самом принципе такого управления. То, что выбирать альбом или композицию по тегам с большого экрана перед глазами, сидя в удобном кресле, намного удобнее, чем наклоняясь с маленького экрана на передней панели — понятно и так. Дело в том, что сам интерфейс управления у Naim не в пример удобнее, чем у большинства плееров вообще. Почему так?

Интерфейс для людей

Начнем с того, что компания сама разрабатывает как платформы своих плееров, так и приложение для управления ими. Не берет готовые решения и дорабатывает, используя стандартный SDK, а сама делает. Причем с самого первого аппарата. Для этого десять лет назад она ввела в штат целый отдел программистов, который с годами еще и вырос. Да, это не столь выгодно в сравнении с аутсорсингом, но зато каков результат!

Во-первых, интерфейс выглядит и работает по-человечески: все логично, никаких атавизмов, оставшихся от универсальных платформ, и все заточено исключительно под музыку, а не вообще под некие файлы. Главное, нет даже намека на web-интерфейс или Windows-стиль, сравнение с которыми невольно возникает при работе с приложениями других плееров из когорты производителей «истинного High End».

У Naim такое положение вещей было с самого начала, а сейчас интерфейс после обновления стал вообще образцовым. Например, приложение само подкачивает подробнейшую информацию об исполнителе и альбоме из Интернета, используя теги, эдакие мини-статьи, что делает прослушивание еще интереснее. И чтобы это все активировать, пользователю не нужно прилагать решительно никаких усилий. Единственная сложность — поиск экзотических интернет-радиостанций. Их вообще очень много, далеко не все ищутся по странам и жанрам, и чтобы закрепить какую-нибудь нестандартную, приходится повозиться. Впрочем, такому аппарату это простительно. Это не компьютер, а плеер, в философии которого главное — звук.

Процессор для ЦАПа

А в этом плане плеер при модернизации только выиграл. Цифровые сигналы между блоками в нем, как и в старших моделях, передаются по фирменной схеме LVDS (Low Voltage Differential Signalling). В ней логическая единица отсчитывается не от нулевого потенциала, а от 1,2 В. Тем самым разработчики повысили соотношение сигнал/шум и кардинально уменьшили количество помех в сигнале на начальном этапе.

Для цифро-аналогового преобразования Naim по традиции использует решение от Burr-Brown. В этом аппарате стоит чип РСМ1791А. Он мультибитный, способен конвертировать сигналы до 768 кГц при глубине до 32 бит, но не работает с DSD. Более того, здесь он не занимается и апсемплингом, хотя изначально может. Его, как и декодирование DSD через преобразование в РСМ, осуществляет центральный процессор SHARC ADSP21849.

Такое решение в компании выбрали намеренно. Прежде всего, из-за особой музыкальности чипов Burr-Brown. Это, конечно, главная причина, но не последняя. Вторая — универсальность и возможность софтверного апгрейда под стандарты будущего. Это не просто фигура речи. Предыдущее поколение, например, за время выпуска увеличило число поддерживаемых форматов почти на четверть. Данный же плеер уже сегодня легко воспроизводит и DSD128, и FLAC 384/32 бит, недоступные многим другим проигрывателям.

Не воспринимает он лишь образы дисков и CUE-файлы, что также сделано специально. Потому что и в образах, и в CUE-файлах, выложенных в сети, часто встречаются ошибки из-за неправильного рипования дисков. Кроме того, их декодирование отнимает полезную мощность центрального процессора, что тоже влияет на звук. Так что за совместимостью с ними — к компьютерам.

Но компьютерам и отдельным ЦАПам не доступен такой выбор для коммутации в современную систему, как этому Naim. Несмотря на статус младшей модели в линейке, и у него (помимо стандартных RCA-разъемов) есть 5DIN-коннекторы. Они нужны не для разнообразия или поддержки устаревших устройств, а для звука — с ними он действительно лучше, причем даже со штатными кабелями. Дело в том, что через 5DIN идет и сигнал, и питание, и одна общая «земля», то есть не образуется петли, которая может повлиять на звук.

Музыка для интеллигента

Все это удалось проверить, включив данный плеер с другими компонентами Naim с 5DIN-разъемами. Был использован предусилитель Naim NAC 202, усилитель мощности NAP 300DR с блоком питания 300PS и акустика Totem Acoustic Tribe Tower, к которым подключали еще пару стримеров других марок.

Про особое «чувство ритма» и музыкальность компонентов Naim на портале Stereo.ru писали неоднократно, поэтому повторяться не буду. Лучше расскажу о главном своем впечатлении от прослушивания. Если попытаться выразить его парой слов, я бы сказал — интеллигентный звук. Он не поражает с первых секунд, не сносит с кресла, но удивительным образом раскрывает интересные подробности записи, не выпячивая их. Причем делает это с любыми жанрами.

У Naim отменная, даже образцовая микродинамика в звуке. Расхожие фразы «композиции зазвучали по-новому, раскрылись с другой стороны» в отношении этого плеера не кажутся банальными и не имеют даже намека на отрицательную коннотацию, потому что Naim ND5 XS 2 еще более удивительным образом не стремится раскрыть перед слушателем недостатки записи. Казалось бы, чем выше класс аппарата, тем более требователен он к качеству треков, но в данном случае я этого не услышал. Аппарат будто обладает собственным чувством такта и передает слушателю положительные моменты музыки, скрывая неприглядные.

Прослушанный десятки раз и записанный вроде бы просто альбом «Mezzanine» от Massive Attack вдруг заиграл послезвучиями, богатством семплов и какой-то ласкающей душу теплотой тембров женских голосов. Джаз от GoGo Penguin в Hi-Res из откровенно хулиганского и новаторского стал по уровню исполнения прямо-таки камерным. Даже казавшийся уже немного простоватым по нынешним временам сборник Kraftwerk зазвучал как великое искусство: с первых аккордов стало слышно, что это не просто набор до боли знакомых пассажей, а огромная работа по сохранению великого наследия группы, которая звучит так же современно, как и 40 лет назад.

Похожими терминами можно описать и роковые композиции. Однако в исполнении Naim почти все они звучали даже слишком интеллигентно, то есть с драйвом, веселым или мрачным, но без агрессии вообще, без грязи и эдакой первобытности саунда. В общем, казалось, что Metallica в исполнении Naim понравится даже бабушкам. Хорошо ли это? На мой взгляд, да. От такого звука не устаешь — наоборот, его хочется слушать снова и снова. И искать новую музыку, а не новый плеер.

Вывод

Naim ND5 XS 2 — отнюдь не начальный уровень для входа в мир по-настоящему хорошего звука. По идеологии, исполнению и саунду он ближе к высшей категории Hi-Fi. Такой аппарат можно купить, раз и навсегда забыв об апгрейде. Ему нужна лишь достойная компания из других компонентов, желательно той же марки, чтобы раскрыть все его достоинства.

Достоинства: выдающаяся разрешающая способность, музыкальность звучания, образцовое удобство управления через приложение

Недостатки: некоторая жанровая предвзятость

Официальный сайт: Naim ND5 XS 2

Цена: 224 900 рублей

Паспортные данные

Форматы файлов: WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64, DSD128, AAC, MP3, OGG, WMA, M4A

Максимальное разрешение: 32 бит / 384 кГц (WAV), 24 бит / 384 кГц (FLAC, ALAC, AIFF)

Потоковые сервисы и протоколы: Chromecast, Airplay, Bluetooth (aptX HD), UPnP, Spotify Connect, Tidal, InternetRadio (vTuner Premium), Roon Ready

Входы: 2х оптических (до 24 бит / 96 кГц), коаксиальный RCA (до 24 бит / 192 кГц), коаксиальный BNC (до 24 бит / 192 кГц)

Интерфейсы: 2 х USB Тип А, Ethernet

Выходы: RCA, DIN

Потребляемая мощность: 19 Вт

Габариты: 432х87х314 мм

Масса: 10 кг

ТЕГИ:#Naim
75.31 дБ +

Комментарии

#
Для цифро-аналогового преобразования Naim по традиции использует решение от Burr-Brown. В этом аппарате стоит чип РСМ1791А. Он мультибитный, способен конвертировать сигналы до 768 кГц при глубине до 32 бит, но не работает с DSD.

Тут либо какая то неточность формулировки, либо сложности перевода. PCM1791A - типичный дельта-сигма однобитный преобразователь, с характеристиками PCM 24 бит 192 кГц. При этом сигнал DSD он понимает нативный, напрямую на входы LRCK (правый канал) и DATA (левый канал) микросхемы. Переключение в режим приема DSD производится в регистре 20, что стандартно для многих микросхем серии 179Х. Зачем SHARK переводит DSD в PCM, не совсем понятно. Наверное, это идеологически правильно. Возможно, речь идет о блоке ЦАП проигрывателя ND5 XS 2 в целом, что он способен воспринять 32 бит 768 кГц, но в этом случае неизбежен даунсэмплинг. Но при чем тут тогда невозможность работы с DSD? Потому что ниже тут же написано, что проигрыватель DSD понимает все таки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Кто-то просто смешал в кучу параметры воспроизводимых форматов данным стримером, особенности цифровой фильтрации от NAIM и способности конкретной микросхемы DAC, которая используется...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Ну да, неоднозначная формулировка вызывает путаницу.

- 50 дБ +
#

Опция выбора сигнальной земли отличная. Молодцы Naim. Обратил на это внимание после недавних изысканий на счет когерентного заземления.

Кто подскажет, эта кнопка замыкает/размыкает сигнальную и силовую земли или что-то другое?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Switch замыкает сигнальную землю со стороны выходного каскада с корпусом аппарата.

- 50 дБ +
#

Отвыкли специалисты от разъема 5DIN или вслепую подсоединяли: видно как расцарапали штырьками пластик "мамы".

- 50 дБ +
#
Дело в том, что через 5DIN идет и сигнал, и питание, и одна общая «земля», то есть не образуется петли, которая может повлиять на звук.

На RCA у NAIM точно также одна общая земля.

И какое там "питание" ч/з DIN идёт?


- 50 дБ +
#
Цифровые сигналы между блоками в нем, как и в старших моделях, передаются по фирменной схеме LVDS (Low Voltage Differential Signaling). В ней логическая единица отсчитывается не от нулевого потенциала, а от 1,2 В. Тем самым разработчики повысили соотношение сигнал/шум и кардинально уменьшили количество помех в сигнале на начальном этапе.

Из описания выпала одна маленькая деталь, без которой непонятно почему же "кардинально уменьшается количество помех".

Было небалансное соединение I2S, а стало балансное соединение LVDS (Low Voltage Differential Signalling).



- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
"кардинально уменьшается количество помех".

Помех от чего? От работающего в помещении для прослушивания токарно-фрезерного цеха?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Да-да, и "вибрации" влияют, только если бить молотком по аппарату... или по слушателю. ;-)

- 57.78 дБ +
#

Ценник тоже явно для нивичка)))))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.