В одном месте собрались представители более 40 брендов наушников и каждый чуть ли не с полным каталогом. Разнообразие поначалу сбивает с толку: как из пары сотен предложений выбрать себе подходящую модель? Надо сказать спасибо организаторам Loudhead — идея отличная и очень-очень практичная. Пришел, изучил, подумал... и уже не только понимаешь, какие наушники тебе нужны, но и можешь объяснить почему. Получился огромный сравнительный тест для всех, кто захочет его провести. И мы предлагаем вашему вниманию поход по выставке двух наших редакторов: Алина Кротова выбирала недорогие наушники себе на замену прежних, а Максим Наумов прошелся по топам и оценил, за что сегодня просят немного или много денег.
Баса было мало, баса стало много: недорогие наушники нагнетают низы
На выставке я пыталась совместить приятное с полезным: рассматривала наушники, предназначенные для портативных источников звука, прежде всего — смартфонов, и фактически подбирала модель для себя. Прослушанные мной наушники в основном были ориентированы на работу в самом нестационарном режиме, закрытой конструкции. Рассматривала я как проводные, так и беспроводные модели, главное, чтобы они не страдали High-End-гигантизмом (во всех опробованных мной «ушах» стояли 40-мм динамические драйверы), и в ходе прослушиваний отметила одну интересную вещь.
В течение последних десяти лет я практически все время пользовалась одними и теми же наушниками — древними и очень бюджетными Audio-Technica, с редкими вкраплениями Sennheiser HD380 и еще более древних Technics. Из-за своего консерватизма я благополучно упустила современный низкочастотный тренд, о котором недавно рассказывали, поэтому процентов 70 наушников, до которых я добралась на выставке, удивили меня заметно форсированным басом.

Первой такой моделью стали Pioneer SE-MHR5 (19 999 рублей). Симпатичные накладные наушники с заявленным частотным диапазоном в 7 — 50 000 Гц, и эти семь герц они, судя по всему, отыгрывали сполна (шутка, но в ней намек). Складные, крепкие, но излишне басовитые: «Unforgiven» даже на прилагавшемся плеере XDP-100R превращалась в гудящую кашу. Однако в тандеме с тем же плеером наушники играли очень масштабно — «Money For Nothing» начиналась действительно откуда-то издалека. С мобильным источником в виде простого смартфона Pioneer вполне себе сыгрались (имея импеданс в 45 Ом), замечательно и четко воспроизвели переливчатые мелодии, не упирающие на басы.

Продолжили низкочастотный тренд Audio-Technica ATH-MSR7NC (24 990 рублей). Версия GM приглянулась мне еще в апреле на Hi-Fi & High End Show своим комфортом, а эта модель, в отличие от апрельской, еще и оснащена активным шумоподавлением. И то ли дополнительные 15 граммов веса так повлияли, то ли конкретно этот экземпляр был недостаточно разработан, но никакой «обнимательности» в ощущениях не возникло. Эти наушники тоже следовали моде на басовитость, но не в гулком ее варианте, как в случае с Pioneer, а в глуховатом, по крайней мере, с отключенным шумодавом. Из-за этого современные композиции звучали на них непривычно, хотя что-то из прошлого века, те же Led Zeppelin, весьма органично. А переключить рычажок шумоподавления я, к сожалению, забыла.

А от JVC Sigma HA-SS01 (29 990 рублей) мне просто не хотелось отходить. Модель выглядела неброско — простые черные пластиковые накладные наушники среднего размера — но звучала очень ровно. Бас в них был мягкий, даже немного олдскульный, но все же выпуклый, а середина с высокими — по-хорошему звонкими. Эти наушники чудесно отыгрывали и хип-хоп 90-х, и красивые вокально-электронные композиции Imogen Heap, и фортепианное вступление в «Aren't We All Running» 65daysofstatic с последующим гитарным «бумом». Импеданс, правда, не самый мобильный — 56 Ом, но мой смартфон вполне себе справился. И с указанным частотным диапазоном в 8 — 52 000 Гц я склонна согласиться.

Звание «самого мускулистого шумодава» на выставке я готова отдать беспроводным Sennheiser PXC 550 (28 600 рублей). В момент, когда я их надела, мне показалось, что у них очень хорошая пассивная шумоизоляция: никакого присущего включенному шумодаву «шуршания» или писка просто не было, а окружающий мир тем не менее куда-то исчез. Да и на звучание самих композиций эта функция тоже практически не влияла, разве что чуть приглушая бас. По звуку наушники оказались достаточно сбалансированными, с предрасположенностью к звонкой электронике, но в таком забитом Bluetooth-девайсами помещении пару раз заикались в процессе работы. В приложении Sennheiser, установленном на смартфон-источник, можно настроить наушники, выбрав из существующих пресетов понравившийся. Шумодав, к счастью, отключается физическим рычажком, а не программно.

С помощью программы для смартфона эта функция управляется в других беспроводных наушниках — JBL Everest 700 (16 490 рублей). По умолчанию шумоподавление в этих внушительных головных мониторах включено, наушники запоминают последние настройки вне зависимости от того, на каком устройстве они были выбраны. То есть до меня, к примеру, наушниками пользовался человек, который несколько пошаманил с балансом право-лево, и чтобы вернуть его в исходное состояние, мне пришлось установить приложение JBL. Качество шумоподавления, кстати, после Sennheiser казалось невысоким: окружающий мир вообще никуда не исчезал. Сигнал они тоже, как и PXC 550, теряли. Звучали вполне в духе времени: с настолько форсированным басом, что даже акустические гитарные переливы слушать было сложно. Канье Уэст одобрил бы.

Одной из главных находок выставки я могу назвать румынские Meze 99 Classics (29 990 рублей). Они симпатичнее и аккуратнее всех отыграли скрипучее, звонкое начало «King James» Buckethead’a, на котором большинство наушников обычно начинало нехорошо или даже противно хрустеть. В плане баса Meze больше всего походили на JVC (хоть разработчики и заявили вдвое меньший диапазон воспроизводимых частот, ограниченный 15 Гц снизу и 25 кГц — сверху), а запас громкости у них был самым высоким среди прослушанных мной наушников (сказался, видимо, вполне мобильный импеданс в 32 Ом), как и детальность. Поэтому, наверное, они оказались наиболее универсальными, хорошо справляясь и с пресловутым гитарным авангардом, и с электроникой, и с нежным (и не очень) женским вокалом, и с понурым канадским саксофоном. Полностью разборная конструкция с деревянными чашками, крепящимися на болтах, тоже добавила этим наушникам незабываемости.

Неподалеку от Meze расположился стенд датских модульных наушников Aiaiai. Эта компания предлагала конструктор TMA-2, где каждый мог собрать из набора компонентов наиболее подходящие наушники. Всего доступны четыре варианта динамиков (в том числе и полуоткрытой конструкции), три оголовья, семь типов амбушюр и 9 — проводов. На официальном сайте компании можно пощелкать конфигуратором, подбирая идеальный комплект, но меня устроил набор на основе динамиков S02 (чувствительность 117 дБ, импеданс 32 Ом, титановые диафрагмы), амбушюр E04 и большого мягкого оголовья с плоским проводом с пультом. На вопрос: «А есть ли что-нибудь менее басовитое?» — мне ответили, что нет, но предложили именно этот пресет, который звучал более сбалансированно за счет приподнятой вместе с басом середины.

На стенде Tonino Lamborghini наушники Spectrum One (11 990 рублей) показывали в двух вариантах: серийную модель и прототип с максимально ровной, «студийной» настройкой звучания. Оба варианта подключили к компьютерам через девайсы Schiit — ЦАПы Modi 2 и один из усилителей, Magni 2 или Vali 2. И мне с этой связкой не повезло. На компьютерах была представлена обширная фонотека, в которой нашлись знакомые мне композиции, и поэтому я сильно удивилась, когда в «Why’d You're Only Call Me When You High» британцев Arctic Monkeys вместо мягкого ритма в начале я услышала нечто скрипучее — «студийная» версия Spectrum One, подключенная к компьютеру через транзисторный Schiit Magni 2, отыгрывала песню именно так. В то же время с моим телефоном наушники вполне сыгрались: никаких артефактов такого плана в знакомой мелодии не было и в помине. Серийная модель удивила и даже обрадовала тем, что очень органично воспроизводила Канье Уэста и Бейонсе — низких частот было по-современному много, но это «много» было к месту и звучало правильно. Честные наушники — для любителей баса и глянцевого пластика.

Следующими после итальянцев были китайские Soundmagic Vento P55 (200 долларов), обратившие на себя внимание холодом металла. И напрасно: звучали глухо, неглубоко, пусто и некрасиво. Но зато шарниры металлические, массивные, возможно, даже крепкие.

В сбалансированности и всеядности Meze практически не уступали Bowers&Wilkins P7 (28 790 рублей), проводная версия которых была выставлена на Loudhead. Бас у них более упругий, отчего занятнее всего они отыгрывали ритмичную электронику и психоделику, но я не смогла с ними подружиться эргономически: та самая ритмичная электроника побуждает чуток трясти головой, а в моем случае при каждом таком движении P7 норовили сползти на лоб. Отрегулировать их правильным образом почему-то не вышло. Возможно, дело в не самой стандартной форме чашек.

Но с другой стороны, у Denon AH-MM400 (29 990 рублей) чашки тоже прямоугольные с закругленными уголками, и они никуда не уползали. Здесь эргономика преподнесла другой сюрприз: чашки наушников касались моей шеи, и из-за этого низкие частоты, которых было вот в самый раз, отдавались прямиком в горле, как в случае с хорошей полноразмерной акустикой. Очень странный, но приятный эффект. Вдобавок к такой «эмуляции» AH-MM400 оказались очень звонкими и детальными, отчего женские голоса с негромким аккомпанементом на них слушать было приятнее всего. Внешним видом тоже порадовали: деревянные чашки, металлические шарниры — конструкция выглядит крепкой и солидной.

А вот беспроводная модель, Denon AH-GC20 (19 990 рублей), разочаровала. К тому моменту, как я до нее добралась, батарея у нее уже была разряжена, поэтому подключаться пришлось с помощью провода. Наушники оказались очень тихими и со слабым шумоподавлением. С отключенным шумодавом AH-GC20 звучали излишне гулко, со включенным — излишне глухо. В итоге показались очень несбалансированными и неаккуратными в плане звучания, но, возможно, в этом тоже виновата севшая батарейка.
И вывод напрашивается очень консьюмеристский: найти достаточно компактные, теплые (физически теплые, чтобы хорошо ухо закрывали и грели морозными вечерами), детальные и сбалансированные (без выпирающего баса) накладные наушники, способные сыграться с портативным источником, можно без проблем — я встретила целых четыре порадовавших меня модели. Вот только стоит каждая из них около 30 000 рублей — примерно как половина современного смартфона. Так что на портативе сэкономить не получится.
Мы за ценой не постоим: миниатюрный и гигантский High End
Выставка Loudhead — без сомнения главное событие года для всех ценителей портативного аудио. Где еще можно напрямую сравнить наушники за 100 и за 5000 долларов? Или оценить как с вашим смартфоном прозвучат наушники класса High End? Эти и любые другие безумные эксперименты можно было проделать на Loudhead 2016. Чем я и занялся.

Новинка сезона, внутриканальные наушники от шотландской компании RHA , отличаются от прочих принципиальным игнорированием арматурных излучателей — все модели используют динамические драйверы. CL750 оснащены классическим динамиком, который отличается от прочих лишь высокой точностью изготовления.

CL1 Ceramic имеет более интересную конструкцию: помимо динамического драйвера (играет до 8 кГц) стоит керамический (предположу, что все-таки пьезокерамический) излучатель, воспроизводящий верхние частоты. Прослушивание показало, что и та, и другая модель способны конкурировать с арматурными наушниками и по детализации, и по быстроте реакции. Что характерно, даже без фирменного усилителя Dacamp L1 и высококачественного источника, со вполне обычным смартфоном, наушники RHA демонстрировали тот же самый, дорогой и породистый звук.

Дизайн, равно как и посадка с обязательным забрасыванием провода за ухо через верх — это, конечно, на любителя. Но зато кабели витые, весьма практичные для ежедневной эксплуатации. Металлические корпуса, без сомнения, выглядят дорого, но в свете наступивших холодов не вызвали у меня особенного энтузиазма. В остальном же я считаю RHA одним из наиболее удачных дебютов выставки.

Новые наушники AKG N40 (21 880 рублей) стали своеобразной квинтэссенцией всего хорошего, что бывает во внутриканальных моделях. Считайте: съемный кабель — это раз, гибридная конструкция с арматурным и динамическим излучателями — это два, сменные акустические фильтры для коррекции АЧХ — это три, полный набор аксессуаров, включая сумочку, переходник для самолета и инструмент для очистки наушников — это четыре. Ну и звук, конечно же, хорош — все-таки AKG.

Миниатюрный внутриканальный High End — именно так можно охарактеризовать наушники Final Audio F7200 (35 000 рублей). Качественный арматурный излучатель разработчики разместили в небольшом цилиндрическом корпусе. Если снять насадки-амбушюры и отключить съемный кабель, сами наушники по размерам оказываются едва ли не меньше, чем разъем, которым они подключаются к плееру. На фоне больших накладных моделей компании такая новинка теряется в буквальном смысле этого слова. Звук у малышей получился основательный в басовом регистре, прежде всего из-за смещения эффективного диапазона работы излучателя в НЧ-область, а также из-за достаточно глубокой посадки наушника в слуховом канале. Как известно — чем ближе динамик к барабанной перепонке, тем меньше нужно энергии, чтобы хорошо ее раскачать.

Bluetooth наушники-вставки с большим внешним блоком, покоящимся на шее я всегда считал как минимум нелепыми, а по сути — бессмысленными. Ведь вокруг предлагается столько моделей, в которых производители смогли разместить электронику и аккумуляторы куда более аккуратно и компактно. Но Bose Quietcontrol 30 (цена в США $300) не простые беспроводные наушники, они также имеют систему активного шумоподавления, а это уже совсем другая история.
Одним словом, я решил примерить на себя эту модель, и на удивление мне понравилось практически все. Вкладывающиеся амбушюры с силиконовым язычком хорошо сели в ухо и обеспечили неплохую пассивную изоляцию шумов. Блок с аккумуляторами и электроникой не давил и не ощущался чужеродным хомутом на шее. И самое главное — активное шумоподавление работает превосходно, а звук как минимум неплох, учитывая специфику конструкции.

Stereopravda SPearphone SB-7A ($2500) — самые экзотические внутриканальные наушники или, как их именует сам производитель, — «ушные мониторы». Наушники имеют вытянутую форму, и на каждое ухо в них приходится по семь арматурных излучателей. Главный секрет компании — согласование их путем подбора самих излучателей и правильного их расположения в ушном канале без каких-либо кроссоверов. Последнее определило весьма экзотический формфактор и выбор термоусадочной трубки в роли корпуса. Сказать, что модель на любителя — значит не сказать ничего о данных наушниках, ведь удобство использования в этой конструкции явно принесено в жертву фирменным принципам получения качественного звука, которых бессменный руководитель и главный разработчик Stereopravda Михаил Кучеренко придерживается не один десяток лет. Ради исключительного звука придется терпеть даже кабель подключения толщиной с приличный межблоковый. Посетители были явно заинтересованы и рассказом Михаила о его видении высококачественного персонального аудио, и самой конструкцией наушников.

Наушники Sony MDR 1А (19 990 рублей) уже успели получить достаточно внимания прессы, а в этом году вышла их специальная версия 1A Limited. Новинка дороже оригинальной модели на 6000 рублей. За эти деньги пользователь получит улучшенный звук без форсированного баса с выравненной АЧХ, сдержанный дизайн, построенный на сочетании различных фактур черного цвета, а также отделку перфорированной кожей. Последнее обеспечивает большую степень комфортности при длительном прослушивании и может рассматриваться как дополнительный элемент дизайна, ведь перфорированы абсолютно все кожаные элементы, включая оголовье.

Sound Warrior SW-HP10 (от $100) — настоящие японские наушники, предназначенные для студийного использования. Для европейского глаза дизайн наушников, прямо скажем, странноват, а материалы отделки вполне соответствуют ценнику 100-200 долларов, за которые их можно купить на просторах интернета. Но сказать по правде ни внешний вид, ни цена, ни страна происхождения никак не соответствовали тому, что я услышал. На удивление сбалансированный и ровный звук, без форсирования баса, без резких верхних, без каких-либо выраженных акцентов в середине. Все очень ровно, с отличной детализацией, от чего любая музыка звучала достоверно и комфортно. Ближайшие ассоциации — легендарные Sony MDR-7506 и что-нибудь из старших моделей Sennheiser.

Новый флагман от компании Pioneer — открытые накладные наушники SE-Master 1 (239 999 рублей) выглядят впечатляюще. Обилие алюминиевых деталей и хитрый механизм регулировки оголовья с тонкой дугой для дополнительной фиксации делают их владельца похожим на инопланетянина или космонавта из фантастических фильмов середины прошлого века. Но нам-то куда интереснее звук и технологии. Главная технологическая инновация — первый в мире излучатель для наушников со сверхтонкой алюминиевой диафрагмой, имеющей металлокерамическое покрытие. Звук получился свободный, открытый, по-студийному ровный, но прохладный, временами даже колючий.

Слушая новинку в комплекте с фирменным плеером Pioneer XDP-100R и с фирменным же усилителем Pioneer U05,я ощутил довольно специфическое форсирование нижнего баса, похожее на то, что демонстрируют модели Pioneer для диджеев, когда при абсолютно ровной АЧХ в середине и наверху основной бит или бас-бочка неожиданно начинают доминировать. Думаю, есть смысл поискать для Pioneer SE-Master 1 альтернативный комплект электроники — возможно, результат получится иным.

Всю прелесть супернаушников Sony MDR Z1R (149 990 рублей) можно оценить исключительно с помощью фирменного усилителя Sony TA-ZH1ES (2 990 долларов) и никак иначе. К такому выводу я пришел вполне практическим путем, пытаясь использовать другие усилители и наушники из актуальной линейки Sony. Как ни крути — именно эта парочка идеально создана друг для друга.
Наушники оснащены динамиками гигантского размера — 70 мм. Для лучшего воспроизведения верхних частот их диффузоры имеют алюминиевое напыление. Как положено High-End-модели, в конструкции учтено множество мелочей и присутствуют решения, кажущиеся на первый взгляд чисто эзотерическими. В данном случае речь идет о решетке, находящейся перед излучателем, геометрия которой рассчитана с применением последовательности Фибоначчи, а также о странных выпуклостях чашек, форма которых призвана гасить внутренние резонансы и максимально естественно демпфировать излучатели.

Усилитель Sony TA-ZH1ES в первую очередь впечатлил набором выходов для наушников. Такого количества различных балансных и небалансных выходов на одной панели я еще не встречал. Если не любите переходники или ищете удобный тестовый стенд — это уже идеальный вариант. В плане технологий, разработчики Sony стремились к вершинам High End, поэтому (помимо фирменного усилителя S-Master HX в гибридном исполнении и поддержки всевозможных версий DSD) мы получаем еще и акустически нейтральный на 100% антирезонансный корпус. Хотя я, признаться, не понял в чем его смысл — ведь прослушивание музыки в наушниках не подразумевает возникновения сильных вибраций, передающихся на корпуса и платы электронных компонентов. Это же вам не стереосистема 2х200 Вт.

Думаю, каждый любитель качественного аудио в той или иной степени согласен с тем, что McIntosh — это настоящая икона стиля в индустрии High End. Фирменные стрелочные индикаторы с синей подсветкой и подсвеченный зеленым логотип знает каждый. Но мало у кого McIntosh ассоциируется с персональным аудио. Мне вот наушники McIntosh MHP1000 раньше на глаза не попадались, и, как выяснилось, зря.

С фирменным усилителем McIntosh MHA100 (стоимость комплекта 483 000 рублей) они играют богато и детально, с первых же звуков было ясно — это самый настоящий High End как он есть. Одним словом, эффектно и убедительно. Причем звук явно настроен на сочетание детальности и высоких характеристик с максимальной комфортностью. Для того чтобы сделать звук более естественным в усилителе MHA100 есть специальная функция HXD, имитирующая в наушниках эффект, который мы получаем при прослушивании стереосистемы. Самое главное — усилитель выдает до 50 Вт мощности! Наушники, впрочем, не уступают по своим характеристикам. Импеданс 200 Ом, 40 мм трехслойная диафрагма и магнит мощностью 1 тесла.

До выставки мне уже приходилось тестировать наушники Focal Utopia (299 990 рублей) с различным усилением и я пришел к выводу, что именно этот компонент во многом определит, услышите ли вы по-настоящему качественный звук или разочаруетесь.

На выставку пару подобрали удачно. Сияющий черным лаком и золочеными рукоятками Audio Valve Luminare (310 250 рублей) смог раскрыть потенциал наушников, что неудивительно, ведь он имеет патентованную ламповую схемотехнику с бестрансформаторным выходом, обеспечивающим демпинг-фактор 600 единиц. И в обычном, и в бестрансформаторном режиме выходная мощность составляет 8 Вт на канал, а этого достаточно даже для работы с небольшими полочными колонками, не говоря уже о наушниках.
И напоследок несколько общих фотографий с выставки Loudhead:







Организатор выставки Loudhead — специализированный магазин наушников Doctorhead.ru.