Совсем не много времени прошло с момента анонса нового флагмана в 700-й линейке Bowers & Wilkins версии Signature, но нам уже удалось раздобыть их для подробного и вдумчивого тестирования. Более того, в рамки теста получилось уместить небольшое сравнение с предыдущим флагманом этой же линейки — B&W 702 S2, а также расслушать еще одну новинку в серии 700 — полочники 705 Signature. Так что устраивайтесь поудобнее — будет интересно!

Уникальный узор

Создается впечатление, что дизайнерам B&W удалось добиться максимума элегантности от столь привычного формфактора для напольных акустических систем. Возможно, немалую роль здесь сыграл твитер, который, согласно концепции «tweeter-on-top», разместился в изолированном корпусе на верхней панели АС. В цветовой тон с ним попадает среднечастотник, размещенный уже на самом корпусе — на лицевой панели.

Ниже — три низкочастотных излучателя в темном цвете. Заканчивается композиция фронтальной панели небольшой надписью Bowers & Wilkins — почти в самом низу. Касаемо отделки корпуса 702 Signature — она не пестрит разнообразием цветов, а имеет лишь один вид расцветки. Но какой!

Отделка выполнена из глянцевого шпона черного дерева Datuk, которое поставляется из Италии и имеет характерный текстурный узор. Также стоит отметить, что комбинация текстуры дерева всегда уникальна, и каждая из АС будет иметь свой неповторимый вид. Черное дерево Datuk, кстати, не совсем черное, а имеет светлые участки, что избавило дизайн 702 Signature от монотонности в гамме.

Поверх шпона нанесено еще девять слоев дополнительной обработки, которая включает в себя, в частности, базовый слой, грунт и лак. В результате таких доработок шпон действительно приобретает визуальную глубину.

На тыльной панели, в нижней ее части, находится относительно небольшой фазоинвертор с перфорированной структурой (Flowport) и две пары терминалов для подключения акустических кабелей. Чуть выше фазоинвертора разместилась полированная металлическая пластина, на которую нанесено название модели.

В комплекте есть черные грили, которые полностью скрывают излучатели (за исключением твитера) и крепятся с помощью магнитов.

В целом, когда остаешься с B&W 702 Signature тет-а-тет, то желания визуально раскладывать их на отдельные дизайнерские решения не возникает. Конструкция выглядит завершенной и самодостаточной.

Карбон, полимер и композит

Техническая сторона флагманов 700-й серии показывает многие сходства с верхней линейкой — 800 Diamond. И некоторые узнаваемые технологии теперь можно встретить у 702 Signature.

В первую очередь, рассмотрим твиттер. Корпус для него изготавливается фрезерованием из цельного куска алюминия — и весит он более килограмма. Такое решение позволило одним махом решить несколько задач: оберегая излучатель от резонансов, монолитный корпус одновременно служит для его охлаждения. В дополнение ко всему, он развязан от корпуса АС с помощью демпфирующего крепления.

Сам излучатель тоже довольно непрост. В его основе лежит алюминиевая мембрана диаметром 25 мм и толщиной всего 30 микрон, на которую методом осаждения из парообразного состояния нанесен карбон (технология PVD — Physical Vapour Deposition). И это только внешняя часть твитера! Внутренняя часть мембраны опирается на кольцо из углерода толщиной 300 микрон, которое повторяет форму купола.

Инженеры Bowers & Wilkins говорят, что, благодаря таким ухищрениям, первый резонанс твитера был смещен в область 47 кГц, а механическая развязка от основного корпуса АС дала возможность получить максимально точное и ясное воспроизведение высоких частот.

Излучатель, который отвечает за средние частоты, также имеет общие черты с линейкой 800 Diamond. В первую очередь — это материал под названием Continuum, из которого изготавливается мембрана для FST-динамика. Этот тканый композит визуально имеет схожую с карбоном структуру и позволяет добиться контролируемого затухания 150-мм диффузора, чтобы избежать резкого перехода от поршневого режима к режиму первого резонанса.

Литая корзина среднечастотника несет не менее интересные инженерные решения. Уделим внимание механической виброразвязке корзины с задней стенкой кабинета 702 Signature. Реализована она с помощью металлического штока с пружиной в основании — и не оставляет паразитным резонансам ни единого шанса. Но если вдруг какой-то из резонансов смог избежать встречи с подпружиненным штоком — его ожидает неизбежная встреча с дополнительным слоем демпфирующего материала, который нанесен на переднюю часть корзины.

Хоть эти решения и несколько упрощены по сравнению с их же реализацией в линейке 800 Diamond, но, по словам конструкторов Bowers & Wilkins, в кабинете 702 Signature они полностью справляются с возложенными на них обязанностями.

Низкочастотное звено представлено тремя динамиками диаметром 165 мм. Материал диффузоров динамиков также имеет общие черты с линейкой Diamond, так как содержит в своем основании два исходных слоя материала из композита, пространство между которыми заполнено вспененным полимером EPS. Готовый диффузор имеет переменную толщину и в поперечном сечении напоминает крыло самолета, из-за чего, собственно, эта технология и получила название Aerofoil.

Визуально материал диффузоров басовиков очень напоминает бумагу, но наощупь он гораздо прочнее. Кроссовер флагмана Bowers & Wilkins 702 Signature тоже был обновлен. Чтобы эффективнее охлаждать схему с новыми конденсаторами Mundorf в кроссовер пришлось установить радиаторы большего размера.

Ламповый романтизм

Внушительный багаж инноваций в колонках Bowers & Wilkins 702 Signature дает право считать их одними из самых технологически продвинутых систем на рынке. Поэтому и к тестированию музыкальных способностей новинок я решил подойти со всей строгостью аудиофильских мерил.

На первом этапе прослушивания царила ламповая атмосфера, которую весьма удачно получилось создать у интегральника PrimaLuna Evo 300 — и цифровой источник сигнала Rotel RCD-1572 нисколько в этом не помешал. Для интересующихся кабельными обвязками — использовались акустические и межблочные провода Transparent Plus.

Из общего обилия прослушанных треков выделю лишь те, которые прочно закрепили то или иное впечатление о способностях 702 Signature и, по итогам, сыграли ключевую роль в формировании общего мнения.

Hanne Boel «Broken Angel». Такого релиза нет в моей медиатеке, но он непременно там появится — звукорежиссер филигранно работал с вокалом, обрамив его глубоким эхо и затуханиями. 702 Signature передали масштаб происходящего, избежав при этом упрощения вокальных данных Ханны, и сохранили позицию вокала в пучине ревербераций.

Под романтичные ритмы этой композиции сложно было соблюдать обещанную серьезность, но все же бдительность не была потеряна: акустическое сопровождение в этой аранжировке создало хорошую основу вокалу, не стремясь подавить его в моменты слияния с переборами гитары либо пением скрипки.

Carl Orff «Carmina Burana: O Fortuna». Здесь в деталях поговорим о масштабе. Стоит обратить внимание, как B&W 702 Signature отработали перепады и динамические всплески, когда масштабные литавры и могучие тарелки своевременно отдают диапазон хору, который записан на гораздо более низком уровне.

В то же время, сохраняя масштаб происходящего, звук, исходящий от тарелок, показывает хорошо очерченную структуру с продолжительностью во времени. Имея желание и возможность, слушатель не упустит момента оценить мощность и текстуру высокочастотной составляющей трека — 702 Signature справляются с ней прекрасно.

Касаемо той части композиции, где начинает звучать хор — она оказалась наполнена и другими оркестровыми инструментами, которые не всякий раз получалось внятно структурировать на фоне хора.

Thomas Siffling «Just A Little Song From St. Lucia». Ритмика, легкость трубы и нюансы отработаны в мелочах, каждая из которых уместно нашла свою позицию в звуковой картине. Опасения, что труба вот-вот может сорваться в навязчивость, вскоре были забыты, так как она, по ощущениям, оказалась вполне естественной — и никак не хотела отдавать эту позицию.

Сравнения

Эта же композиция была выбрана в качестве референсной для небольшого сравнения Bowers & Wilkins 702 Signature с предыдущим флагманом 700-й линейки — Bowers & Wilkins 702 S2.

Разница очевидна с первых аккордов. Если охарактеризовать это сравнение, не особо вдаваясь в подробности, то можно сказать, что эти АС значительно разнятся в подаче музыкального материала. При этом предыдущий флагман достойно держит планку, предоставляя более плотную звуковую картину, у которой не так выражена воздушность, но ее явственность и детали остаются на достаточно высоком уровне. Звучание можно также описать как более спокойное.

Если перейти к конкретным примерам, то я бы остановился в выборе на новоиспеченных 702 Signature. Однако, хорошо зная вкусы одного из моих товарищей, с уверенностью могу сказать, что его выбор пал бы на B&W 702 S2. Но определенный «level up» у нового флагмана все-таки присутствует.

На протяжении всего прослушивания, чуть в стороне, на стойках, ожидали своего часа B&W 705 Signature — полочники из этой же линейки, при проектировании которых были использованы многие из технологий, перечисленных выше.

Характер их звучания весьма схож с 702 Signature, общий вектор был сохранен и прослеживается без труда. Конечно, прямых линий сравнения между полочниками и напольными АС провести нельзя. Добавлю лишь, что, учитывая сравнительно компактный формфактор, звучание 705 Signature оставило положительные впечатления и осталось в памяти как ясное и сбалансированное, с выдержанным ритмом.

Транзисторный драйв

Прекрасная возможность во время тестирования — замена компонентов в сетапе. На смену лампе пришел транзисторный усилитель мощности Audiolab 8300 XP, попутно прихватив с собой Audiolab 8300 CDQ, который был использован и в качестве источника сигнала, и в роли предусилителя. Кабельная обвязка — без изменений.

Ну и жанровая нагрузка изменилась кардинально — на сцену вышли яркие представители тяжелых стилей с релизами на CD.

Exhorder «My Time». Судя по скоростному ритму в этой композиции, барабанщик явно куда-то торопился, а остальным участникам группы не оставалось другого выбора, кроме как подстроиться под такой ритм. В том числе и 702 Signature должны были подстроиться, чтобы не рассеять позитивные впечатления, которые остались после ламповых посиделок.

Диапазоны представлены разборчиво, но без разрушения монолитности общей картины, что, как мне кажется, только нарушило бы гармоничность музыки. Гитарные партии — злые и мускулистые — оставляют достаточно пространства для торопящегося барабанщика.

Касаемо высокочастотного диапазона — здесь, как всегда, были предварительные опасения по поводу качества их записи у подобных коллективов. Опасения, к сожалению, оправдались. B&W 702 Signature ничего не утаили — огрехи записи высоких частот были так же явственно различимы, как и текстура больших оркестровых тарелок ранее. Но такой результат был вполне предсказуем, и, если сбросить со счетов качество записи, то в остатке будем иметь ощутимый уровень агрессии и напора, за которыми охотятся поклонники подобных жанров.

Атака и скоростные характеристики низких частот показали в этом случае альтернативную сторону: если с лампой можно было говорить о мягкости и тембральных наслаждениях, то с транзистором в сочетании с быстрыми жанрами все это уступило место упругому панчу и скорости.

Вывод

По общим впечатлениям, Bowers & Wilkins 702 Signature получили некую универсальную настройку звука, которая позволяет слушателю окунуться в характер прослушиваемой композиции, а не в характер звучания акустической системы.

702 Signature меняются вместе с композицией или жанром, но в то же время грамотно организовывают пространство воображаемой сцены и выстраивают ее многопланово и масштабно, если того требует сама композиция.

Думаю, что такая универсальность — последствие точной балансировки слышимых диапазонов, без явных акцентов или навязчивости какого-либо из них.

Bowers & Wilkins 702 Signature позиционируются, как флагманская акустическая система в 700-й линейке. И занимает она эту позицию вполне заслуженно.

жанровая универсальность; ровный тональный баланс; достоверность звучания; высокотехнологичные компоненты

не выявлено

Bowers & Wilkins 702 Signature

397 000 рублей

Тип: пассивная трехполосная акустическая система

Акустическое оформление: фазоинвертор

НЧ-излучатель: 3 шт., 165 мм, басовый драйвер с диффузором Aerofoil

СЧ-излучатель: 150 мм, динамик с диффузором Continuum и FST-подвесом

ВЧ-излучатель: 25 мм, карбоновый купол и механическая развязка

Частотный диапазон: 28 Гц — 33 кГц (±6 дБ), 46 Гц — 28 кГц (±3 дБ)

Чувствительность: 90 дБ SPL (2,83 Vrms, 1 м)

Импеданс: 8 Ом (мин. 3,1 Ом)

Размеры (ШхВхГ): 1 087х366х414 мм

Вес: 29,5 кг

Цвета отделки: Datuk Gloss, грили черного цвета.