Изыскания среди CD-проигрывателей разных лет утвердили меня в мысли, что самый первый TDA1540D был подлинной удачей Philips. Это был момент (к несчастью, короткий), когда цифровые записи звучали наиболее близко к аналоговым носителям. Но как интегрировать TDA1540D в домашнюю систему? Я уже более 10 лет обхожусь внешними конверторами, и совершенно не хотелось замыкаться на CD-проигрывателе и ассортименте компакт-дисков.
Проблема заключалась не просто в отсутствии внешних конвертеров с установленным TDA1540. Cхема ЦАПа разрабатывалась Philips в 70-х задолго до протоколов передачи SPDIF и I2S. И потому TDA1540 имеет нестандартные с современной точки зрения входы. Добавьте сюда еще и учет сдвигов регистра, и 14-битную структуру матрицы, куда следует готовить сигнал так, как это делается в цифровом фильтре SAA7030.
К счастью, этой задачей озаботился не один я, но и энтузиасты, которые любят TDA1540 и умеют программировать логические ПЛИС. С ее помощью можно преобразовать внешний SPDIF или I2S-протокол Two complement в форму LAT Offset binary, которую TDA1540 распознает как родную.
Уже несколько лет в сети возникают обсуждения проектов внешних ЦАПов на базе TDA1540. Один из них, в городе Сучжоу (провинция Цзянсу), предлагается под маркой Create-Dream.
На сайте имеется плата в сборе с TDA1540P, к которой еще надо придумывать питание и все остальное. Но более привлекательной показалось идея установки чисто цифрового конвертера в собственный CD-проигрыватель, где все остальные потроха уже готовы.
Вариант такой платы с одним лишь цифровым приемником и ПЛИС тоже имелся у C-Dream. Осталось найти экземпляр плеера с мертвым транспортом, поскольку плата C-Dream не предназначена для совместного использования со штатным CD-приводом. Она навсегда подменяет его.
Убитых транспортов Philips CDM первых поколений найти не довелось, а курочить исправный CD-проигрыватель тоже было жалко. К счастью, устройства с TDA1540D внутри выпускали и японские производители. Вот именно на этих аппаратах — в частности, Kyocera DA-01 и его клонах установлен вертикальный привод Toshiba OPH-31, который к нашим временам гарантированно врезал дуба и восстановлению не подлежит.
![](https://img.stereo.ru/v2/c7/7fd621a-330c-481a-bdf2-9a8178363e55.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v2/4e/e43f14c-357c-4b35-a367-5bbe023962d6.jpg)
Мой экземпляр Micro-Seiki CD-M1, должно быть, парализует своим видом местных фанатов японского аудиовинтажа. Но, к счастью или несчастью, я не из их числа и могу судить о CD-M1 достаточно отрешенно.
Это тот случай, когда в жизни аппарат производит более скромное впечатление, чем в каталогах. Кстати, а вот у первых Philips все было ровно наоборот. А здесь — тонкий стальной кожух, дурацкий откидывающийся карман с щелевым приемником на соленоиде, будто в кассетнике. Да еще и бронзовые клавиши на черной панели. В общем, духовное единство с могилами цыганских баронов и плеерами Hifiman HM-801 и Lotoo PAW Gold.
![](https://img.stereo.ru/v2/2d/d377e49-ccfb-4bff-ad0f-8b7cb24c9d39.jpg)
Внутреннее убранство CD-M1 свидетельствует о крайней спешке, в которой готовился этот проект, чтобы появиться к 1983 году. Какой-то не лазерный плеер с вечным звуком, а швейная машинка: жгуты кабелей, тросики, пружинки... И совершенно нерациональное использование пространства.
При высоте корпуса в два раза большей, чем у того же Philips CD303, в Micro-Seiki CD-M1 (точнее, в компоновке Kyocera DA-01) помимо трех плат осталось довольно много свободного места. Вот этим и воспользуемся, установив «лекарство» над основной аудиоплатой.
![](https://img.stereo.ru/v2/3f/f6b4915-3f78-4168-baac-d03aad4c6b83.jpg)
Небольшая двухуровневая плата Create-Dream содержит SPDIF-приемник CS8412, импульсный трансформатор Pulse PE-65612NL, и собственно ПЛИС Xlinx XC9572XL с необходимой программой перековки SPDIF в LAT. В поставку также включен фильтр Philips SAA7030. Уж не знаю, где их берут — клепают новые или изымают со старых аппаратов, как божился в переписке представитель Create-Dream. На торговых онлайн-площадках уже полно новодельных TDA1540 и SAA7030, сделанных понятно где.
![](https://img.stereo.ru/v2/a3/367261d-f759-46ae-9c2b-53e3fe7fa6f4.jpg)
Плата Create-Dream подключается к выводам на плате CD-проигрывателя вместо штатного фильтра SAA7030, который в нашем случае имел еще старую маркировку Philips M4551.
Далее на задней панели Micro-Seiki CD-M1 устанавливается коаксиальный разъем — и можно измерять и слушать.
![](https://img.stereo.ru/v2/a8/87b2707-ed7b-4e93-8587-8497136acec5.png)
Любопытно, что на этой связке изменился характер фильтрации — форма единичного импульса указывает на минимально-фазовый FIR. А ультразвуковой спектр после 24 кГц был подавлен очень глубоко и практически не реагировал на интерсемпловые искажения — что я даже засомневался, что это дело рук винтажных компонентов Micro-Seiki CD-M1.
В японских вертикальных плеерах с TDA1540D в роли выходных операционных усилителей работают не NE5532N, как у всех Philips, а NJM4556 или TL072, как в нашем экземпляре. Но скорее всего, львиная часть работы обработки сигнала была выполнена еще на этапе ПЛИС. Сравнить результат с штатной работой CD-проигрывателя было невозможно по известным причинам.
![](https://img.stereo.ru/v2/50/0e4c298-a5a1-4f36-a8e9-71fe98de2bf3.png)
По цифрам RMAA наша Micro-Seiki CD-M1 мало отличается от остальных проигрывателей Philips на TDA1540 — такой же волнообразный характер АЧХ из-за работы SAA7030 и характер искажений, укладывающийся в заявленные 0,005%. Теоретически плату можно было перевести в режим NOS, но я пока этой партизанщиной не занимался, исследуя устройство в состоянии, максимально приближенном к заводским установкам.
![](https://img.stereo.ru/v2/74/4718ecd-c9cb-4b50-ae69-bc7bb7a8d154.png)
По джиттеру вообще никаких претензий — все ровно.
![](https://img.stereo.ru/v2/24/4c86e95-1716-4017-a9a7-3b84ae3ede7b.png)
Звук TDA1540D тоже узнаваемый (а значит, чудесный), несмотря на другие операционные усилители TL072, которые здесь показались даже более «прозрачными», чем NE5532N. Итак, проект можно считать завершенным со счастливым концом — за исключением проверки поддержки хайрезов.
В принципе, в NOS-режиме (как все и делают) на TDA1540 можно отправлять большие числа. В конце концов, работал же с ним на частоте 176,4 кГц и SAA7030 в штатном режиме. Но что он будет делать, если такой сигнал уже поступает на SAA7030?
Micro-Seiki CD-M1 с платой С-Dream работала вплоть до 24 бит/48 кГц, а свыше начинала страшно шипеть в звуковой тракт, т.е. 96 кГц уже не поддерживались. Проверка показала, что, судя по возрастающим помехам и джиттеру, SAA7030 все-таки обрабатывает 24-битный сигнал как 16-битный компакт-диска, отбрасывая 8 младших бит и лишь только потом увеличивая дискретность и добавляя нойзшейпинг.
Теоретически, этот момент можно было эмулировать в ПЛИС, убрав старый фильтр Philips вообще, и предусмотреть корректное понижение битности как для входящего 16-битного, так и для 24-битного сигнала.
Но на самом деле хайрезы 24/44,1 и 24/48, несмотря на транкейт, звучали на Micro-Seiki CD-M1 превосходно и безо всяких увяданий, отмечаемых на Sony TA-E1000ESD. Во всяком случае, убедительнее, чем они же на референсном RME ADI-2 FS с полной хайрезной поддержкой.
Что касается сравнения DSD-материала и файлов в 24 бит/192 кГц на RME ADI-2 FS с аналогичным контентом в 16 бит/44,1 кГц на Micro-Seiki CD-M1, то баллы распределились следующим образом.
Если это был добросовестный Hi-Res-трансфер против посредственного издания на CD, то даже чудесный TDA1540D не мог преодолеть эту проблему. Что ж поделать, если издатели уже потеряли половину мелких переходов и сделали звучание тарелок сухим и тощим?
В других случаях результат сравнения мог быть самым разным и больше зависел от конкретной реализации фонограммы. Выходило и так, что появление Micro-Seiki CD-M1 попросту обессмыслило ряд SACD-альбомов в моей коллекции.
Не устаю повторять, что в рамках «обычного» 16-битного формата проигрывателям первого поколения на TDA1540D сложно что-то противопоставить. Причем этот факт очевиден не только на толковых изданиях вроде MFSL CD. Но и на обычных альбомах с грубоватым мастерингом можно с удивлением услышать что-то новое. И даже МР3! Почему я вспомнил МР3? Потому что часть уникальных записей существует только в этом формате и никакого другого не предвидится. И вот очень кстати появилась возможность послушать такие файлы без отвращения.
Благодаря уникальной DEM-архитектуре TDA1540D легко дается расшифровка самых ценных моментов цифровой фонограммы: разделение и баланс передних и задних планов. Музыка оживает и распускается как цветок. Раньше это была вотчина исключительно горстки винтажных CD-проигрывателей. Теперь сюда, наконец, добавилась опция внешнего конвертера.