Изыскания среди CD-проигрывателей разных лет утвердили меня в мысли, что самый первый TDA1540D был подлинной удачей Philips. Это был момент (к несчастью, короткий), когда цифровые записи звучали наиболее близко к аналоговым носителям. Но как интегрировать TDA1540D в домашнюю систему? Я уже более 10 лет обхожусь внешними конверторами, и совершенно не хотелось замыкаться на CD-проигрывателе и ассортименте компакт-дисков.
Проблема заключалась не просто в отсутствии внешних конвертеров с установленным TDA1540. Cхема ЦАПа разрабатывалась Philips в 70-х задолго до протоколов передачи SPDIF и I2S. И потому TDA1540 имеет нестандартные с современной точки зрения входы. Добавьте сюда еще и учет сдвигов регистра, и 14-битную структуру матрицы, куда следует готовить сигнал так, как это делается в цифровом фильтре SAA7030.
К счастью, этой задачей озаботился не один я, но и энтузиасты, которые любят TDA1540 и умеют программировать логические ПЛИС. С ее помощью можно преобразовать внешний SPDIF или I2S-протокол Two complement в форму LAT Offset binary, которую TDA1540 распознает как родную.
Уже несколько лет в сети возникают обсуждения проектов внешних ЦАПов на базе TDA1540. Один из них, в городе Сучжоу (провинция Цзянсу), предлагается под маркой Create-Dream.
На сайте имеется плата в сборе с TDA1540P, к которой еще надо придумывать питание и все остальное. Но более привлекательной показалось идея установки чисто цифрового конвертера в собственный CD-проигрыватель, где все остальные потроха уже готовы.
Вариант такой платы с одним лишь цифровым приемником и ПЛИС тоже имелся у C-Dream. Осталось найти экземпляр плеера с мертвым транспортом, поскольку плата C-Dream не предназначена для совместного использования со штатным CD-приводом. Она навсегда подменяет его.
Убитых транспортов Philips CDM первых поколений найти не довелось, а курочить исправный CD-проигрыватель тоже было жалко. К счастью, устройства с TDA1540D внутри выпускали и японские производители. Вот именно на этих аппаратах — в частности, Kyocera DA-01 и его клонах установлен вертикальный привод Toshiba OPH-31, который к нашим временам гарантированно врезал дуба и восстановлению не подлежит.
Мой экземпляр Micro-Seiki CD-M1, должно быть, парализует своим видом местных фанатов японского аудиовинтажа. Но, к счастью или несчастью, я не из их числа и могу судить о CD-M1 достаточно отрешенно.
Это тот случай, когда в жизни аппарат производит более скромное впечатление, чем в каталогах. Кстати, а вот у первых Philips все было ровно наоборот. А здесь — тонкий стальной кожух, дурацкий откидывающийся карман с щелевым приемником на соленоиде, будто в кассетнике. Да еще и бронзовые клавиши на черной панели. В общем, духовное единство с могилами цыганских баронов и плеерами Hifiman HM-801 и Lotoo PAW Gold.
Внутреннее убранство CD-M1 свидетельствует о крайней спешке, в которой готовился этот проект, чтобы появиться к 1983 году. Какой-то не лазерный плеер с вечным звуком, а швейная машинка: жгуты кабелей, тросики, пружинки... И совершенно нерациональное использование пространства.
При высоте корпуса в два раза большей, чем у того же Philips CD303, в Micro-Seiki CD-M1 (точнее, в компоновке Kyocera DA-01) помимо трех плат осталось довольно много свободного места. Вот этим и воспользуемся, установив «лекарство» над основной аудиоплатой.
Небольшая двухуровневая плата Create-Dream содержит SPDIF-приемник CS8412, импульсный трансформатор Pulse PE-65612NL, и собственно ПЛИС Xlinx XC9572XL с необходимой программой перековки SPDIF в LAT. В поставку также включен фильтр Philips SAA7030. Уж не знаю, где их берут — клепают новые или изымают со старых аппаратов, как божился в переписке представитель Create-Dream. На торговых онлайн-площадках уже полно новодельных TDA1540 и SAA7030, сделанных понятно где.
Плата Create-Dream подключается к выводам на плате CD-проигрывателя вместо штатного фильтра SAA7030, который в нашем случае имел еще старую маркировку Philips M4551.
Далее на задней панели Micro-Seiki CD-M1 устанавливается коаксиальный разъем — и можно измерять и слушать.
Любопытно, что на этой связке изменился характер фильтрации — форма единичного импульса указывает на минимально-фазовый FIR. А ультразвуковой спектр после 24 кГц был подавлен очень глубоко и практически не реагировал на интерсемпловые искажения — что я даже засомневался, что это дело рук винтажных компонентов Micro-Seiki CD-M1.
В японских вертикальных плеерах с TDA1540D в роли выходных операционных усилителей работают не NE5532N, как у всех Philips, а NJM4556 или TL072, как в нашем экземпляре. Но скорее всего, львиная часть работы обработки сигнала была выполнена еще на этапе ПЛИС. Сравнить результат с штатной работой CD-проигрывателя было невозможно по известным причинам.
По цифрам RMAA наша Micro-Seiki CD-M1 мало отличается от остальных проигрывателей Philips на TDA1540 — такой же волнообразный характер АЧХ из-за работы SAA7030 и характер искажений, укладывающийся в заявленные 0,005%. Теоретически плату можно было перевести в режим NOS, но я пока этой партизанщиной не занимался, исследуя устройство в состоянии, максимально приближенном к заводским установкам.
По джиттеру вообще никаких претензий — все ровно.
Звук TDA1540D тоже узнаваемый (а значит, чудесный), несмотря на другие операционные усилители TL072, которые здесь показались даже более «прозрачными», чем NE5532N. Итак, проект можно считать завершенным со счастливым концом — за исключением проверки поддержки хайрезов.
В принципе, в NOS-режиме (как все и делают) на TDA1540 можно отправлять большие числа. В конце концов, работал же с ним на частоте 176,4 кГц и SAA7030 в штатном режиме. Но что он будет делать, если такой сигнал уже поступает на SAA7030?
Micro-Seiki CD-M1 с платой С-Dream работала вплоть до 24 бит/48 кГц, а свыше начинала страшно шипеть в звуковой тракт, т.е. 96 кГц уже не поддерживались. Проверка показала, что, судя по возрастающим помехам и джиттеру, SAA7030 все-таки обрабатывает 24-битный сигнал как 16-битный компакт-диска, отбрасывая 8 младших бит и лишь только потом увеличивая дискретность и добавляя нойзшейпинг.
Теоретически, этот момент можно было эмулировать в ПЛИС, убрав старый фильтр Philips вообще, и предусмотреть корректное понижение битности как для входящего 16-битного, так и для 24-битного сигнала.
Но на самом деле хайрезы 24/44,1 и 24/48, несмотря на транкейт, звучали на Micro-Seiki CD-M1 превосходно и безо всяких увяданий, отмечаемых на Sony TA-E1000ESD. Во всяком случае, убедительнее, чем они же на референсном RME ADI-2 FS с полной хайрезной поддержкой.
Что касается сравнения DSD-материала и файлов в 24 бит/192 кГц на RME ADI-2 FS с аналогичным контентом в 16 бит/44,1 кГц на Micro-Seiki CD-M1, то баллы распределились следующим образом.
Если это был добросовестный Hi-Res-трансфер против посредственного издания на CD, то даже чудесный TDA1540D не мог преодолеть эту проблему. Что ж поделать, если издатели уже потеряли половину мелких переходов и сделали звучание тарелок сухим и тощим?
В других случаях результат сравнения мог быть самым разным и больше зависел от конкретной реализации фонограммы. Выходило и так, что появление Micro-Seiki CD-M1 попросту обессмыслило ряд SACD-альбомов в моей коллекции.
Не устаю повторять, что в рамках «обычного» 16-битного формата проигрывателям первого поколения на TDA1540D сложно что-то противопоставить. Причем этот факт очевиден не только на толковых изданиях вроде MFSL CD. Но и на обычных альбомах с грубоватым мастерингом можно с удивлением услышать что-то новое. И даже МР3! Почему я вспомнил МР3? Потому что часть уникальных записей существует только в этом формате и никакого другого не предвидится. И вот очень кстати появилась возможность послушать такие файлы без отвращения.
Благодаря уникальной DEM-архитектуре TDA1540D легко дается расшифровка самых ценных моментов цифровой фонограммы: разделение и баланс передних и задних планов. Музыка оживает и распускается как цветок. Раньше это была вотчина исключительно горстки винтажных CD-проигрывателей. Теперь сюда, наконец, добавилась опция внешнего конвертера.