Это самая свежая модель в недавно представленной серии Vela. Колонки заняли промежуточную позицию среди трех пар напольников, и, как выяснилось, их подача полностью отвечает фирменным требования для топовых линеек.

Акустику ELAC мне приходилось слушать достаточно часто и основной чертой характера колонок этого бренда я бы назвал… отсутствие этого самого характера — в самом хорошем смысле. То есть, начиная уже с линейки Debut Reference, звучание можно охарактеризовать как нейтральное, прозрачное и естественное — причем натуральность растет вместе с классом и ценой моделей.

Тут надо оговориться, что здесь исключение я бы сделал лишь для линейки активной акустики ELAC Navis, которая столь же универсальна, но ее густая «акварельная» подача все-таки больше подойдет любителям рока и электроники.

Колонкам FS 408 выпала нелегкая рыночная доля «золотой середины» в напольной линейке Vela — от них требуют всего и сразу: быть относительно компактными, но мощными, сочетать изысканность дизайна и звука, широкий диапазон с напором и так далее. И все это при «разумной» для премиального класса цене (хотя и кусачей в абсолютных цифрах).

Ходят шутки, что в любой отрасли у немцев за красотой всегда кроется холодный инженерный расчет, но конструкторы из города Киль как будто и впрямь постарались использовать во благо каждый квадратный миллиметр корпуса.

В конструкции ELAC Vela FS 408, как и во всей серии, разработчики удачно скомбинировали уже знакомые нам технические решения. Изящные линии корпуса с зауженными и скругленными к тылу боковыми стенками — не прихоть дизайнера, а средство борьбы с резонансами и стоячими волнами.

Равно как и эффектная наклонная передняя панель, на самом деле, призвана выровнять акустические задержки от динамиков. Литое алюминиевое основание скрывает выходящий в пол фазоинвертор, что дает возможность менее критично подходить к расстановке колонок у стен. Модель FS 408, в отличие от остальной линейки Vela, предлагается только в двух вариантах отделки: черный и белый глянец.

Берегите чистоту (звука)

Динамики, задействованные в 2,5-полосной схеме, нам тоже хорошо знакомы. Прежде всего, это пятое поколение фирменного ленточного твитера ELAC JET, который представляет собой собственную интерпретацию AMT (Air Motion Transformer) технологии. Она также известна как излучатель Хейла и представляет собой гофрированную мембрану с электродами — сжатие и растяжение этой «гармошки» и создает акустические колебания.

Версия JET V от ELAC предполагает не радикальные новшества, а доработку материала излучателя, расположения электродов и распределения акустических волн. Твитер работает в расширенном диапазоне 400 – 50 000 Гц.

За средне- и низкочастотный диапазон отвечают 180-мм динамики Crystal AS-XR. Напомним, что поверхность их диффузоров напоминает огранку драгоценного камня — и сделано это не ради эффектного дизайна (снова вспомним про рациональную красоту), а для собранности и жесткости конструкции.

Сам излучатель двуслойный — алюминиевая фольга на целлюлозной подложке. В итоге получилась быстрая, малоинерционная и плотная конструкция, которая вкупе с длинноходными подвесами и литыми корзинами способна выдавать очень точное и насыщенное звучание с минимумом резонансов.

Проверочная комиссия

Для оценки звучания мы постарались подобрать близкие по цене компоненты и задействовали топовый интегральный усилитель Yamaha A-S3200, а также новозеландский интегральник Plinius Hautonga. Источником послужил сетевой/CD/SACD проигрыватель Technics SL-G700.

Предыдущие прослушивания показали, что сам по себе японский плеер на двух чипах AK4497 весьма хорош и предлагает чистое детальное звучание. Но если забежать вперед, то тест выявил, что колонки ELAC Vela FS 408 с каждым из усилителей заслуживают более утонченного источника, в том числе, подчеркнуто качественного проигрывателя винила.

В паре с флагманским интегральником Yamaha напольники, кажется, способны сыграть все — заставить их споткнуться у меня так и не получилось. Хотите безукоризненно отчетливую бас-бочку у DragonForce — извольте. Желаете величественный рояль на фоне масштабного оркестра в «Концерте для фортепиано с оркестром № 1» Чайковского — получите в лучшем виде.

При этом колонки, демонстрируя фирменную нейтральность, словно растворились в пространстве оставив нас наедине с проигрывателем, усилителями и, разумеется, музыкой. В записи «J.S. Bach. Oboenwerke. Alexei Utkin. Hermitage Chamber Orchestra» можно было различить как Yamaha буквально разбирает звучание камерного оркестра на детали, а главный герой — гобой — звучит подчеркнуто резко и отчетливо.

Plunius же, не теряя тех же деталей, подал мелодию мягче, а гобой словно обрел телесность и в нем послышались призвуки деревянного корпуса (пожалуй, это я домыслил сам, но звук действительно показался более естественным).

В целом, сложилось впечатление, что непосредственно с Technics SL-G700 (и это уточнение важно) японский усилитель чуть лучше отыгрывает рок и электронику, а новозеландский аппарат — инструментальную музыку. Колонки же «подобно зеркальной глади озера» бесстрастно отражают все нюансы, поданные другими компонентами.

А еще оба усилителя словно пытаются доказать друг другу, что не бывает мутных и неразборчивых записей, а просто другие аппараты «не умеют их готовить». Вот, скажем, альбомы «Hysteria» и «Pyromania» у Def Leppard на многих сетапах кажутся мне несколько размазанными, но сейчас они обработаны очень собранно и четко, а пара ELAC деловито и аккуратно доводит выявленные нюансы до ваших ушей.

Альтернативный метал и гранж с их показной гитарной грязью Yamaha и Plinius тоже разбирают по косточкам и в столь же детальном виде отдают напольникам, которые демонстрируют, что грязь тоже может искриться нюансами.

Ремастеринг «Черного альбома» Кино от студии Maschina Records здесь приобрел почти голографичный объем и прозрачность, сохранив фирменный нуар. Столь же скульптурно-трехмерно выступили музыканты коллектива гитариста Валерия Дидюли.

Когда я забываю о самих колонках во время их прослушивания — это означает, что акустика звучит очень естественно и без явных помарок. «Вспомнил» я о них только один раз — когда большой турецкий барабан в симфоническом оркестре показался отрывистым и легковесным. Однако он играет так низко, что не каждые колонки способны в данном отрывке воспроизвести его в принципе.

Вывод

Немецкие разработчики в очередной раз постигли алгеброй гармонию и представили колонки, которые очень детально, сбалансировано и аккуратно раскроют вам музыкальные композиции практически любого музыкального жанра. И это у них семейное — схожих свойств стоит ожидать от любой акустики ELAC с твитером JET и динамиками Crystal.

Но вспомните, что мы выше говорили о характере колонок: придраться решительно не к чему, однако и эмоционально зацепиться не за что. Зато такая нейтральность помогает интересно комбинировать источники сигнала с усилителями. А если вам захочется побольше эмоций, то возьмите проигрыватель винила и ламповый усилитель, и тогда Vela FS 408 столь же добросовестно передадут вам мягкость и теплоту.

Прозрачная и детальная подача, нейтральность, выраженная жанровая универсальность. Приятный современный дизайн.

Вытекают из достоинств. Возможно, кому-то вместо нейтральной подачи, напротив, понадобится больше яркости и эмоций с акцентом на определенных музыкальных жанрах.

ELAC Vela FS 408

571 779 рублей

Акустическое оформление: фазоинвертор

Число полос: 2,5

Диапазон частот: 28 – 50000 Гц (+/- 3 дБ)

Динамики: СЧ/НЧ – 2 х 180 мм, диффузор AS-XR из алюминия и бумаги; ВЧ–ленточный твитер JET V

Импеданс: 4 Ом

Чувствительность: 88,5 дБ

Частота кроссовера: 450 Гц, 2550 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 400 Вт

Подводимая мощность: 150 Вт номинальная, 220 Вт пиковая

Вход: 2 пары винтовых клемм

Отделка корпуса: черный матовый, белый матовый, Tobacco Oak

Габариты: (Ш х В х Г)276 х 1142 х 333 мм

Вес: 27,1 кг