За последние 5 лет индустрия успела несколько раз «похоронить» и «воскресить» рок-музыку и гитару. Было разное. Нам объясняли, что рок-н-ролл давно ушел в прошлое, потом выяснялось, что до забвения еще далеко. Исследователи узнали, что рок-музыканты живут меньше остальных, но при этом доказали, что самые брутальные стили музыки безвредны. Статисты сообщили нам, что среди винильщиков рок все еще остается на пике популярности, а китайские ученые определили, что рок-музыка опасна для водителей...

В общем, несмотря на некоторые смелые заявления, жанр все еще интересен, обсуждаем и вполне жив. Чего ждать от рок-индустрии в 2020 году и в целом в ближайшие годы? Попробуем заглянуть в будущее.

Ривайвлы и реюнионы

Не секрет, что последнее десятилетие порадовало многих меломанов интересными проектами, философией которых было «возвращением к корням». Одним из самых громких событий стала группа Greta Van Fleet, которую все сравнивают с легендарными Led Zeppelin. И подобных, восхваляющих хард-рок и блюз, команд появилось достаточно много. Из менее известных можно отметить ирландцев The Answer и, например, трио Jared James Nichols. Таким образом, уже довольно продолжительное время мы наблюдаем возрождение стилей, которые были популярны в 70-е годы. Это касается, кстати, и хэви-метала. Взять, например, группу Ghost — в свое время такому проекту позавидовали бы продюсеры Black Sabbath, Blue Öyster Cult и Mercyful Fate вместе взятых.

Если говорить о группах прошлого, то выясняется, что многие их музыканты все еще полны сил и рвутся в бой. Совсем недавно стало известно, что Джон Фрушанте вернулся в Red Hot Chili Peppers, уже упомянутые Blue Öyster Cult анонсировали новый альбом, а Dokken собираются в тур вместе с Джорджем Линчем. Что тут говорить, если такие мастодонты как Оззи и Кит Ричардс продолжают творить, обещая вскоре порадовать поклонников новыми альбомами.

Популярные рок-группы, разумеется, понимают, что небольшой (или большой) перерыв и возвращение на сцену помогают поднять интерес слушателя и заработать. В любом случае, большинству меломанов нравятся реюнионы, даже если все сделано в первую очередь из-за денег.

Большое будущее для молодых рокеров

Такие команды как Greta Van Fleet только начали набирать обороты — следующие несколько лет станут для них самыми интересными и сложными. Молодые, но уже опытные рокеры будут востребованы на крупных музыкальных фестивалях, что приведет к рождению новых рок-идолов. Такое уже происходило и раньше, поэтому сомневаться не стоит. King Gizzard & The Lizard Wizard, Royal Blood, Badflower, The Blue Stones, Bad Wolves — вот несколько разноплановых примеров рок-групп, которых может ждать большое будущее.

Если учесть, что большие фестивали и всеми любимые молодые музыканты с невероятной скоростью притягивают новых юных фанатов, то можно рассчитывать на скорое появление очередной волны молодежной «моды» на рок и гитару. История циклична.

Смешение жанров

Не всем фанатам нравится такой ход событий, однако деваться некуда — понятие «современный рок» предполагает невероятную смесь всех стилей: рок, фолк, джаз, рэп, спид-метал… В будущем этот тренд будет только развиваться. Знаете, почему это хорошо? Потому что такая свобода дает возможность экспериментировать без опаски выйти за рамки своего жанра. Эксперименты со звуком, как показала история рок-музыки, часто приводят к прорывам.

Если посмотреть с другой стороны, то многие нынешние «рокеры», будучи полностью свободными, становятся все больше похожими на поп-исполнителей. Много лет назад именно за это роллинги ругали битлов. Возьмем, к примеру, группу Imagine Dragons. У этой команды с поп-артистами больше общего, чем с рокерами: структура песен, исполнение, внешний вид. Какому настоящему рокеру понравится, когда о его любимом жанре говорят с утра до ночи по радио и телевизору? Более того, поп называют роком, а исполнителям такой музыки дают национальные премии.

Многонациональность и гендерное равенство

В наши дни все больше никому неизвестных ранее групп становятся востребованными. Речь идет о сотнях молодых музыкантов по всему миру. Интернет, социальные сети и потоковые сервисы сделают всех равными в своих творческих правах. «Молодой белый парень с гитарой» — именно таким нам представлялся образ типичного рок-музыканта несколько лет назад. Теперь рок-звездой может стать любой. Девушка-азиатка, пожилой индус, подросток из глубинки — любой человек, вне зависимости от его возраста, пола и национальности, может изменить историю рока.

Индустрия понимает положение дел, совершая правильные для себя шаги. Компания Fender, например, анонсировала большую линейку подписных гитар от музыкантов женского пола. Насколько успешной окажется идея покажет время, но высока вероятность, что Fender попали в точку.

Стриминг

Одним из самых противоречивых явлений современной музыкальной индустрии стал стриминг. Онлайн-сервисы, с одной стороны, дают невиданные возможности многим молодым исполнителям, но с другой делают жизнь музыкантов сложнее.

Проблема вот в чем. За счет сервисов вроде Spotify, YouTube и SoundCloud многие новички протаптывают себе дорогу, что было бы практически невозможным в золотую эру звукозаписывающих студий. Все это замечательно, но как быть профессиональным музыкантам, которым не нужна известность, туры и толпы фанатов? Такие «анонимные» творцы раньше могли написать пару хитов и спокойно жить на отчисления, не задумываясь о гастролях. Примерно к тому же порядку вещей привыкли и многие матерые рокеры. В 2017 году Джин Симмонс из Kiss высказался против стриминга. По его мнению, потоковые платформы «убивают будущих The Beatles». Джин имел в виду, что в мире онлайн-сервисов музыканты получают ничтожные деньги и они не могут так продолжать работать.

В общем и целом, стриминг все еще может и должен оказывать позитивное влияние на рок-музыку. Вряд ли музыканты смогут зарабатывать огромные деньги, но зато рассказать о своих музыкальных идеях стало проще, чем когда-либо.