Работу над этим репортажем мне пришлось на некоторое время приостановить, потому что нужно было ехать на мюнхенскую выставку. Выставка прошла достаточно давно, все новости написаны, премьеры состоялись, и перечислять сухие факты кажется не очень интересным занятием. Вместо этого я решил поделиться своими наблюдениями, в том числе и непосредственно по результатам прослушиваний. А так как у меня все зафиксировано и записано — ничего не мешает сделать именно так.

При любом раскладе московская выставка Hi-Fi & High End Show — ключевое событие для нашей российской High End-отрасли: по ней можно буквально «измерять пульс» происходящего, наблюдать изменения и делать выводы. Как мне показалось, выставка 2019 года стала самой позитивной и наполненной года так с 2014. Попробую объяснить, почему у меня сложилось такое впечатление.

Конечно, можно посчитать статистику по комнатам и количеству участников, и тут обнаружится некий прирост в динамике. Но это в нашем случае — не самый показательный критерий. У всех участников с выставкой свои особые отношения, сложившиеся за годы, и не все случаи неучастия нужно записывать в минус, как и не все участия — в плюс. В конце концов, кто-то просто выставляется не каждый год, кто-то все время пробует различные варианты, как распорядиться бюджетом и так далее. Мне проще анализировать происходящее сразу по множеству факторов, начиная от статистики и заканчивая составом систем, количеством новинок, содержанию презентаций и мероприятий.

Живое разнообразие

Пожалуй, я бы счел худшим показателем уныло набитые техникой комнаты с вялыми представителями компаний, буквально засыпающими на своих стендах (нужно признать — и такое бывало). Конечно, когда все отлично продается, можно не напрягаться (точнее, некоторым кажется, что можно), но ведь мы знаем, что на протяжении нескольких лет с продажами как раз-таки не очень. И, кажется, начавшееся некоторое время назад «пробуждение» становится массовым.

В целом, за прошедший год самых разных публичных мероприятий по аудиотематике стало намного больше. Я говорю именно про открытые мероприятия, которые организуются, активно анонсируются и, что давно напрашивалось, проводятся не только в Москве. За одну только эту весну таких событий — от мастер-классов по настройкам до презентаций не только техники, но и кабелей с наглядным сравнительным прослушиванием — прошло больше, чем за несколько предыдущих лет. Сейчас это реальная возможность расширить свой кругозор и найти единомышленников. Эта тенденция мне очень нравится, ведь живые встречи никогда не получится заменить общением в сети.

И прошедшая выставка Hi-Fi & High End Show получилась очень живой. Были и демонстрации конкретной техники, и теоретические выкладки, и показательные сравнения. Технику на стендах часто ротировали, чтобы можно было послушать разные варианты систем, и это тоже хорошо — намного лучше, чем отсутствие всякого движения. Я надеюсь, что практика выставочных активных презентаций будет иметь продолжение. А участникам стоило бы взять на заметку следующее — программе лучше не быть спонтанной, ее стоит анонсировать заранее вплоть до того, в какие дни и в какое время будет включаться та или иная техника, и кто будет ее представлять. И нужно обязательно вешать эту программу на дверь комнаты — для тех, кто дошел до выставки, но не успел заранее изучить все эти подробности.

Еще один интересный момент. Организаторы выставки в этом году иначе проводили информационную подготовку, и похоже, что стратегия была выбрана верно. Статистику по посетителям я не видел, но меньше их, видимо, не стало. А вот праздношатающихся точно стало меньше. Проведя на выставке все дни с утра до вечера, я почти не видел людей, которые ходили бы с округленными глазами и спрашивали: «А это что, колонки? А это винил, его еще делают?» — и тому подобные вещи, которые сразу выдают, что человек попал сюда случайно.

Зато посетителей, пришедших с конкретными запросами — послушать, сравнить и изучить — и практично-деловым подходом, явно выдающим человека, выбирающего технику для себя, я видел больше. Много было молодых людей, но, опять же, не праздных студентов, а тех, кто, уже успев заработать, увлеченно присматриваются к технике. А по разговорам немало было и тех, кто искал приличные апгрейды с чего-то умеренно-бюджетного на варианты посерьезней. И иногда слушать выставочные беседы и споры было поинтереснее, чем технику.

Музыкально выставка тоже стала однозначно разнообразнее. Концентрация Pink Floyd и Diana Krall пока еще слишком высока, но, кажется, многие начали понимать, что люди слушают не только такую музыку, а уставший немолодой бизнесмен или чиновник — не обязательно основной покупатель.

И еще, как человек, занимающийся в том числе и аналоговым звуком, не могу не поделиться парой наблюдений. После выставки я видел в сети комментарии, что, мол, «винила мало, опять цифра, винил уходит». Опровергаю. Статистику можно банально составить по фотографиям — у кого и сколько было винила. Меньше его не стало точно, ставили тоже достаточно. Просто не было выпячивания по принципу «ух ты, винил!» — ни у участников, ни у посетителей. Хипстерский угар ушел, и это хорошо.

Кроме того, надо помнить, что у всех дистрибьюторов свои портфели брендов и особая специализация: не все одинаково хорошо справляются с виниловой темой и не у всех в принципе в каталоге присутствуют проигрыватели. А по мне так лучше уж пусть на стенде не будет никакого проигрывателя, чем аппарат, стоящий в качестве мебели или работающий, но не звучащий.

И в плане источников статистика похожа на мюнхенскую выставку: в системах чаще встречается винил плюс цифровой хайрез, файлы и стриминг, а CD — не всегда и не у всех. А по лентам и катушечникам выставка оказалась и вовсе выдающейся.

Вот такой московская Hi-Fi & High End Show 2019 запомнилась мне в общих чертах. Теперь пора переходить к конкретике и экспозиции, а выводы и наблюдения будет интересно в дальнейшем обсудить — возможно у кого-то найдется свой интересный взгляд.

Odeon и Plinius

В первую очередь, здесь мне была интересна акустика Odeon №33 и новые старшие модели Plinius — усилитель мощности RA-300 и предусилитель Plinius RM-10. И того, и другого производителя у нас стали подзабывать. А акустика интересная: хоть и рупорная, но без заметных рупорных огрех в подаче, не крикливая и весьма деликатная по характеру.

Ну и не стоит забывать про внешний вид — выглядит она по-своему изящно. Plinius, в первую очередь, заработала себе репутацию на усилителях мощности, а потом уже на всем остальном. Новый мощник в хорошем смысле наследует традиции модели Reference — с возможностью переключения между классами A и AB и внушительной мощностью в целом. Аппарат стал побольше, потяжелее и немного прибавил в мощности.

Предусилитель же меня впечатлил больше. Потому как в прошлом именно с предами у производителя было не все однозначно. Я помню период, когда к компании и ее усилителям был подъем интереса, но почти у всех владельцев мощники сочетались с различными чужими предварительными усилителями. Сейчас же мне кажется, что у Plinius наконец-то получился действительно приличный пред — под стать своему же верхнему мощнику. И звучание у усилителей чуть другое. Деликатность осталась, как и отличная детальность и микродинамика, но подача стала будто бы немного острее, пронзительнее что ли.

Новый фонокорректор Plinius, похоже, тоже весьма неплох: в сочетании с вертушкой SME и головкой Van Den Hul он не выпадал из общей картины, хотя на этом фоне и в выставочных условиях оценивать его сложно. Очень хорошо, что не было слышно негатива. А система в целом — в комнате ей было тесновато, впрочем, не только ей одной.

Cambridge Audio и Penaudio

Еще одна система — и здесь был интересен недавно выпущенный Cambridge Audio Edge NQ, который сочетает в себе функции стримера, ЦАПа и предварительного усилителя. Аппарат достаточно плотно набит по функционалу — вплоть до наличия HDMI-входа вдобавок ко всем остальным цифровым возможностям. Работал он, правда, именно как цифровой источник с предварительным усилителем Plinius в паре.

Вроде бы узнаваемый фирменный звук Cambridge Audio, но более детально-разнообразный. Неплохо для первого впечатления. Но этот аппарат, как и вся новая линейка Cambridge Audio, заслуживает более подробного знакомства. Потому что при неких положительных первых впечатлениях лично я пока не уверен в итоговом результате, и вопросов осталась масса. Все-таки так бывает: компания уверенно работает в одном сегменте (старшем или младшем — не важно), а в противоположном все получается не столь удачно.

Здесь же можно было предметно услышать акустическую схему из пары небольших напольников Penaudio, дополненных парой далеко не старших сабвуферов REL. В целом, хоть я и недолюбливаю сабвуферы, получилось хорошо. Сразу понятно, что сама по себе акустика физически не способна на такой бас, но «шов» между сабами и акустикой услышать было сложно — все стыковалось на достойном уровне. Подача по верхам была несколько резковатой, но в той степени, в которой все корректируется подбором компонентов и кабельной обвязки.

Nordost

Система, посвященная, в первую очередь, кабелям Nordost и дополнительным системам, выпускаемым этим производителем. Параллельное заземление Quantum, гармонизаторы и разветвители серии QRT, виброразвязка Sort Kone. В принципе, большинство вещей уже засветились на рынке, но для многих остаются совершенно непонятными.

Самостоятельно со всем этим экспериментировать — не дешево, а понять, нужно или нет, по картинкам — невозможно. Здесь же на пользу пошли практические демонстрации, когда можно было познакомиться с продуктами хотя бы в первом приближении — все-таки выставочный формат сложен для подобных материй, однако все равно это намного лучше, чем ничего. Вот вам один из примеров того, что на выставках важны не только новинки и хорошо настроенные системы, но и мероприятия прикладного свойства.

С более привычной практической точки зрения можно было послушать технику Hegel и пару моделей акустики System Audio серии Legend — 5-е полочники и 60-е напольники. Я больше внимания уделил полочникам — понравились. Фирменная аккуратность и очень неплохое разрешение, а также заметные проработка деталей и нюансов. Nordost выступали в качестве обвязки — не скажу, что было в чем-то плохо, это уже вопрос личных вкусов.

Gryphon

Система из компонентов датской компании Gryphon — все свое, включая стойку и кабели. Чужим был только виниловый проигрыватель VPI с головкой Ortofon. Ясно, что упор в системе был сделан на аналог: новинки у Gryphon случаются редко, а тут — совсем недавно выпущенный фонокорректор Sonnet.

Очень приятный, кстати, фонокорректор. Я не старался его внимательно слушать на выставке, потому что раньше уже слышал не только на презентациях, но и дома у одного из владельцев. Весьма музыкальный аппарат с хорошим разрешением. Подойдет для приличного винилового тракта и воспроизведения классической музыки.

В характере есть чуть-чуть теплоты, фирменная фактурность, деликатность, но в то же время — способнось играть очень скоростные вещи без запинок. Кстати, классику ставили много. Мне всегда нравится, когда технику и системы не боятся демонстрировать на сложном материале.

Все записи сильно различались по звуку, везде были слышны свои особенности, что хорошо характеризует систему с точки зрения общего разрешения. У самой системы, в целом, были некоторые нестыковки с комнатой — все-таки крупная акустика. Но характер и стиль звука производителя понять было совсем не сложно.

Monitor Audio и Roksan

Monitor Audio Gold в необычной связке со старшими компонентами Roksan. С недавнего времени Roksan — на дистрибьюции в компании Barnsly, так что теперь у нас такое сочетание можно встретить не только у владельцев, но и на выставке.

Сразу понятно, ваш это звук или нет. У Monitor Audio свой узнаваемый голос проявляется всегда, а сочетание с Roksan мне очень давно не встречалось, а сочетание старших моделей не встречалось вовсе. Неплохо, ярко, бодро, с приличной детальностью. Пожалуй, не так ярко, как я ожидал, а «мониторная» подача знакома — но ее одни любят, другие же нет.

Martin Logan и Schiit

Электростаты Martin Logan у нас на рынке долгое время были в общем-то ничьи, сейчас же их забрала компания Digital Fruits. Кстати, ЦАПы Mytek тоже теперь у них. Показывали все вместе с Schiit, том числе с новыми мощниками Aegir — внешне это почти Vidar, но работающий в классе А. Усилитель, в принципе, может работать в стереорежиме, но может и использоваться как моноблок в случае балансной коммутации.

Некоторые характерные черты класса А слышно, но главное — не было заметно ни теплоты, ни некоторой смягченности. И Martin Logan «приготовили» неплохо — раздельности в их игре заметно не было. Может быть чуть-чуть по сцене за счет расстановки и комнаты (стойка с техникой фонила), но между басами и остальным диапазоном сшито все было неплохо.

Здесь же были замечены необычные кабели — американские High Fidelity Cables. Конструкции немножко сумасшедшие, однако, по возможности, я бы к ним присмотрелся повнимательнее.

JBL

Здесь самое важное — конечно же, JBL L100. Не совсем реплика, но идея все же из прошлого, а вот реализация современная. Грили сделали почти как тогда, и хоть я и понимаю, что этот ребристый почти поролон выглядит сейчас немного странно, но все равно по-своему очень красиво.

Система, по сути, играла в пол-силы, акустика — хоть и не тугая, но в паре с совсем не старшими Arcam ей было неуютно. Звук получился немного колючий, суховатый и ему не хватало глубины и дыхания. И все равно многие посетители слушали и задерживались на стенде. Было в этом звуке нечто притягательное — и это не сладкий винтаж. Впрочем, у JBL такого звука не было и раньше.

Позже, в другом месте и в других условиях я слушал эту же акустику, и удостоверился для себя в том, что она, действительно, способна на большее. Тут главное — правильно подобрать концепцию и составляющие.

Arslab

Производитель еще совсем не возрастной, однако 10 лет уже набралось. По этому случаю выпустили вот такую акустику — модель Anniversary 10. Крупные напольники, консервативно, но дорого и качественно оформленные, с ленточными твитерами. Играли на удивление аккуратно по всем составляющим. С хорошим разрешением, вполне цельно, но очень аккуратно. Не робко, но и не тяжеловесно-напористо.

Если же нужно именно напористо, а тонкости тембральных оттенков оставить на втором плане, то скорее нужно смотреть на Arslab Stark. Сейчас наметилась некая тенденция делать акустику «как раньше» — большие трехполосные напольники с 12-дюймовым бумажным басовиком и большим тоже бумажным среднечастотником. Крупные колонки, не слишком требовательные в усилении, с неплохой чувствительностью, да и относительно недорогие.

Похоже, вариантов, способных заменить «тот самый звук» в современном исполнении и без нужды в реставрации становится больше. Многие производители это используют: тут не только Arslab, но и JBL со своими современными прочтениями классики, и Heco, и Magnat и другие. Пожалуй, в таком разнообразии точно нет ничего плохого.

Starlingbox

У бренда, в большинстве своем, все знакомое, и что хорошо — запоминающийся, очень аккуратный, воздушный и детальный звук. По акустике, как мне показалось, ничего особенно не изменилось — впрочем, и не надо, там все хорошо.

Еще показывали новый ламповый усилитель «Серия 301», в котором заявлены некие свои, уникальные по характеристикам моточные, в том числе и выходные, трансформаторы с минимальным уровнем искажений. Хорошо, интересно, но эти нюансы уже выходят за рамки выставочного формата. А мне хватило акустики как таковой — здорово ведь играет.

Slonov Sound Design

Система как всегда кастомная: принцип в виде активной акустики с цифровым процессором остался прежним, а акустика, которая представлена была в этом году моделью Model 240 Mk III, в очередной раз немного доработана. Алексей Слонов делает кастомные системы, которые подгоняются под условия и настраиваются под помещение и систему заказчика, поэтому полной повторяемости здесь никогда нет.

Акустику показывали в сочетании с собственными (немногим уступающими по размерам акустике) системами питания Momentum, а из новинок были опциональные басовые модули. Как отметил сам разработчик, динамики, работающие в таких режимах, совсем линейными быть не могут, однако некоторым слушателям очень нравятся.

По басу эффект был и вправду впечатляющим — звуковой массаж, как он есть. Пара коротких прослушиваний помогли мне подлечить весенний бронхит. Когда включали всю систему вместе с басовыми модулями, слушатели, любящие потяжелее, подолгу не уходили из комнаты, и свободных мест не было.

А если оценить систему без басовой составляющей, то играло вполне цельно — понравилось больше, чем в предыдущие годы. И, пожалуй, это была единственная крупная акустика на выставке, которая не испытывала явных проблем с помещением.

Spendor

Разные модели акустики Spendor линейки A. Аккуратные консервативные, но на удивление не скучные напольники. Вообще со Спендором у меня не самые простые отношения, особенно с классической линейкой, а вот эта серия понравилась. Система — с Accuphase, Parasound, Aurender и Living Athmos.

Несколько раз заходил в эту комнату просто отдохнуть от шума. Ровный, сдержанный и чуть светлый звук, спокойная подача, и в характере не заметно тугоподвижности. На сложных фрагментах каши не было, а звук оставался спокойным и аккуратным. И ладно бы Spendor сам по себе, тут у меня и к Accuphase не было вопросов — его собственный почерк как-то неплохо улегся в общем потоке.

Хотя еще сыграл свою роль удачно подобранный музыкальный материал — именно тот, который подходит к Spendor. Все-таки акустическая музыка тут подходит больше, чем сложная электроника или метал.

Q Acoustics и MoFi

Акустика Q Acoustics Concept 500, электроника Moon, вертушка Mobile Fidelity. По характеру здесь тоже был вполне спокойный сдержанный звук, но не просто спокойный, а с некой долей аристократизма и даже чуть помпезный, однако без вычурности. Высокий стиль читался, но без перебора по эмоциям, без захлестывания.

Хотя больше всего я тут могу порадоваться за вертушки MoFi – уже когда то говорил, что не рассчитывал увидеть их на российском рынке, но они появились и по звуку показали себя очень интересными. Когда я тестировал самую младшую их модель, даже она показала заметные музыкальные способности и тяготение к живой подаче музыкального материала.

Triumph

Еще одна российская система. Акустика, усиление и тот самый, наделавший массу шума в сети, Triumph DAC. Но я не буду пытаться вычленить на фоне всего остального влияние именно ЦАПа — при прослушивании мне был интересен эффект в целом.

Сказать, что все это звучит отвратительно — не могу. Но и заявить, что звук был выдающимся — тоже нет. Когда ставили свои записи, иногда было прямо-таки неплохо. На других записях — ничего необычного, просто играло. Особых ярких впечатлений система не оставила.

А еще иногда возникали странные эффекты, когда вдруг звуки отдельных инструментов в оркестре начинали гулять в пространстве, чего по идее делать никак не должны, ведь ни оркестр, ни микрофоны во время записи не танцуют и вообще не перемещаются. Не буду пытаться прогнозировать природу явления, но что услышал, то услышал. Из плюсов, если попытаться их найти — неплохие динамика и детальность.

Reed, dCs и EgglestonWorks

Компания Reed делает очень необычные проигрыватели, в том числе используя и двухроликовый привод. Хотя по желанию тот же аппарат можно перевести и на двухмоторный пассиковый привод. О дизайне можно спорить, по мне он хоть и необычен, но никакого отторжения не вызывает.

Тонармы же Reed мне очень нравятся — точные, с массой возможностей для тонкой настройки. Даже обычные поворотные модели крайне интересны. Ну а Reed T5 с механизированной поворотной базой, созданной для изменения положения тонарма в процессе воспроизведения пластинки и, соответственно, динамической компенсации угловой ошибки, — и вовсе любопытнейшая конструкция.

Но надо сказать, в этой системе я слушал, главным образом, цифру. Ничего не могу поделать — нравится мне цифровой звук dCs, его прекрасная динамика и детальность, способность отрабатывать сложную оркестровую музыку без запинки. Пускай у dCs есть своя стилистика подачи, и не всем она нравится, но все же это хороший звук. Как и Nagra, которой представлено было много, включая старшие моно-усилители и старший предусилитель.

Но если dCs или Nagra были для меня вполне предсказуемыми, то акустика EgglestonWorks несколько удивила. Модель The Viginti — весьма крупная, однако на небольшой громкости все играло ровно, конфликтуя с комнатой меньше, чем можно было ожидать. Да и сам звук получился аккуратным даже с поправкой на мощный бас и бериллиевый твитер.

В целом, здесь сильными сторонами были динамика, детальность и ровная тембральная подача, только самую малость светлая. Из формальных минусов — новый dCs Bartok привезли, но не включали, отдав предпочтение более дорогим моделям. А лично мне именно эта новинка была бы интереснее остальных.

Продолжение следует...