В предыдущей части исторического обзора CD-проигрывателей на TDA1541 мы рассмотрели первые два аппарата. Изучаем оставшиеся три, немного грустим и делаем выводы.
Пять CD-проигрывателей на ЦАПе Philips TDA1541 (часть 1)
Philips CD584 и Sony CDP-750: младшая лига
Микросхема TDA1541 устанавливалась в технику самого разного класса и уровня. Для примера рассмотрим бюджетные варианты плееров Philips и Sony, продававшиеся в 1986–87 годах. Вторая половина 80-х была периодом, когда лазерные проигрыватели из экзотики становились обычным делом в доме, а количество выпущенных компакт-дисков сравнялось с тиражами пластинок.
В Японии Sony CDP-750 в 1987 году стоил 39 800 иен. То есть примерно в два раза дешевле, чем старшая модель CDP-337ESD (89 800 иен) и Marantz CD650 (79 800 иен). Точную цену на Philips CD584 найти не удалось, но она была наверняка сопоставима с CDP-750.
![](https://img.stereo.ru/v2/46/61060e2-45a4-4291-b797-85cfa094a88b.jpg)
Голландский дизайн CD584, отмеченный минимализмом и двумя большими клавишами Play и Stop, больше напоминает тюнер с крупными символами частоты радиостанциями на дисплее. Впрочем, даже в нем имеется перфорация-пылесборник на верхней панели, как и у всех старших Philips.
Разумеется, от них нашему младшенькому достался чахлый кабель питания с разъемом формата С8. Имидж CDP-750 равняется на топовые плееры Sony ES, поэтому кнопки прямого доступа делают его силуэт выше.
Оба плеера комплектуются пультами ДУ и используют пластиковый фасад, фактуру которого пытаются имитировать под металл: сероватый алюминий у Philips и темную сталь у Sony. По коммутации CDP-750 дополнен цифровым коаксиальным выходом. Музыкальный календарь на дисплее CDP-750 настраивает на солидный лад.
Приемный лоток у него выдвигается мягко и не так фамильярно, как у Philips. Забавно, что шасси бюджетного Sony несет в себе больше настоящего металла, чем у Philips CD650. Соответственно, и CD584 тоже исполнен в пластиковом коробе. Со снижением цены появляется больше свободного места в корпусе.
Внутри CDP-750 несет в себе часть элементов старших товарищей. Питание обеспечено трансформатором Tamura, а электролиты вокруг него весьма неплохи для бюджетного плеера: ELNA RE2 и Nippon SME. Сервосистема уже была обкатана на дорогих CDP-337ESD, CDP-227ESD и CDP-R1, хотя здесь и стоит довольно простой транспорт KSS-210A. Yamaha не постеснялась выпускать клон CDP-750 под маркой CDX-630E.
![](https://img.stereo.ru/v2/c6/6dfcf6e-6670-4007-9254-9ac28420b492.jpg)
Вместо цифрового фильтра SAA7020 японцы использовали свой чип CXD1088 с 4-кратной передискретизацией, который применялся в CDP-227ESD и CDP-333ESD (ну не нравились Sony эти фильтры Philips), а также аналоговый 1-го порядка. Линейный выход обслуживают операционные усилители Mitsubishi M5218.
На наушники работает NEC μPC4570C. В целом, аудиочасть на зеленой плате выглядит достаточно простой, без украшательств, а вот трансформатор можно было сместить подальше к тыльной части транспорта, как у Philips. Все равно же место пустует.
Внутренняя плата Philips CD584 традиционного цвета глины засыпана пылью в той части, где находится перфорация на верхней крышке. Но конденсаторы в этом устройстве тоже вполне хороши. Возле трансформатора стоит большой Nichicon на 6 800 мкФ и группа из «ничиконов» поменьше калибром — в том числе пара зеленых Muse BP. Очень даже неплохо.
![](https://img.stereo.ru/v2/c9/9127595-9b50-4af3-99c4-7a5af04c072a.jpg)
В этом плеере установлена свежая ревизия 1988 года TDA1541А, к которой полагается другая версия фильтра — SAA7020P/B с более высокой точностью вычислений. В бюджетных аппаратах Philips меняет ОУ с NE5532 на LM833N. От чипа JRC8671 ведет длинный кабель на разъем наушников без регулировки уровня.
Пластиковая рама транспорта CDM4/19 демонстрирует еще больший дрейф от железных стандартов CDM0/CDM1. Здесь уже нет двигателя Холла, хотя шпиндель все еще остается металлическим. Но вообще-то CDM4 нормально себя чувствует и по сей день, спокойно переваривая разные диски. А экономию инженеров второй половины 80-х тоже можно понять.
В 1982 году никто не знал, как поведут себя первые CD-проигрыватели в быту. Чтобы не отвадить отказами покупателя от нового формата, во всех узлах закладывался повышенный запас прочности. Фактически их строили на уровне профессионального оборудования. Сыграли свою роль и слабые вычислительные способности первых процессоров и сервосистем.
Малые объемы буферизации данных не позволяли исправлять длинные цепочки ошибок. Эта ситуация предопределила высокие требования к механизмам транспортов CDM0 и CDM1, которым в таких условиях надлежало быть предельно точными и надежными. Я не знаю себестоимости первых CD-проигрывателей — скорее всего, Philips торговала ими себе в убыток.
А вот начиная со второй половины 80-х уже можно было немного расслабиться. Длинные ошибки научились маскировать на этапе декодирования и передачи данных на ЦАП. Теперь и на транспорте можно было сэкономить. А если звук в чем-то и портился, то на бюджетной технике это не играло большой роли и слушателем не замечалось. Итак, послушаем и заметим!
По сравнению с первыми Philips, модель CD584 звучит суше. Если говорить о CD650, то длительное прослушивание на малой громкости не давало «мэджика» на обоих аппаратах. Хотя старшая модель порой чуть лучше наполняла и оживляла звуки из области формальностей, но в целом почерк очень схож, что делает оба аппарата неплохими источниками в своем бюджете (достаточно гуманном на вторичном рынке). Но не более того.
При этом Philips CD584 звучит более живо относительно Sony CDP-750, который просто играет и играет себе с придушенным на середине вокалом. От музыкального дыхания остались рожки да ножки. Не противно, но как-то уж совсем без сполохов и откровений. Нормальный такой недорогой Hi-Fi — и ничего уже не поделаешь. Для такого звука и TDA1541 не понадобится.
Вот вам и хорошие детали. При этом по измерениям Sony CDP-750 выглядит очень даже прилично, за исключением слегка повышенного джиттера.
![](https://img.stereo.ru/v2/44/44cfe62-28cf-41ad-8563-dea5b2bf99cd.png)
Philips CD880: лебединая песня Philips
Прежде чем окончательно передать Marantz эстафету высокого аудио, во второй половине 80-х Philips отметилась двумя топовыми моделями: CD960 (1987 год) и CD880 (1988 год). Они и сегодня не дают покоя коллекционерам.
Модель Philips CD960 разрабатывалась и собиралась уже в Японии как Marantz CD-94. А вот CD880 оказался последним дерзновением голландцев сделать приличный CD-проигрыватель на TDA1541.
![](https://img.stereo.ru/v2/96/65eac15-bfbc-4e8d-b4a8-521ed2463df2.jpg)
Парадокс, но внешность CD880 кажется самой «азиатской» среди многочисленных плееров Philips. Внезапно светящиеся полоски с бирюзовой подсветкой на панели. Потом так сияла вся 800-я серия. Куча кнопок прямого доступа к трекам, как у Sony. Даже внутренняя плата делалась с зеленой маской, как у Sony, и больше не пахла гетинаксом при нагреве.
Впрочем, при всей своей тяжести в 10 кг и железном фасаде, у CD880 тоненький и несъемный кабель питания, а кнопки перемотки трека такие мелкие и бестолково организованные, что мы вспоминаем, что имеем дело с европейским производителем.
При этом дизайн CD880 все-таки получился интересным и запоминающимся. Чего стоит только толстая прозрачная панель, за которой находится огромный дисплей со схемой программирования, как на космолете. И это после крохотных циферок, как в наручных электронных часах у CD104 — спустя всего три года!
![](https://img.stereo.ru/v2/5c/c895b11-3c99-4f6f-832d-4f9243a7e6bb.jpg)
К тому же, цена. Marantz CD94, который стоил в Японии 150 000 иен, а в США — в два раза дороже, при всей своей добросовестной накачке детальками сногсшибательного впечатления на рецензентов не произвел. Во всяком случае, за эти деньги. В Англии Philips CD960 продавался по 700 фунтов.
А вот CD880 стоил на 200 фунтов дешевле, но при этом ни в чем не уступал предшественнику: тяжелая литая рама с шестью стойками, анодированный алюминий на передней панели. А кое в чем он и превосходил соперника, поэтому сегодня на вторичном рынке обе модели котируются примерно одинаково.
![](https://img.stereo.ru/v2/b6/66d4184-77eb-46e8-99c5-144801de2ac7.jpg)
В CD880 стоял отобранный чип TDA1541A S1 с «короной», которых к 1986 году еще не было в CD960. Эти и другие богатые внутренности плеера красиво подсвечиваются отражением от медного покрытия на задней стенке.
Можно сказать, Philips CD880 преподал урок, какими должны быть внутренности грамотно спроектированного лазерного проигрывателя.
![](https://img.stereo.ru/v2/81/14fecb3-4b67-4ce1-9fea-acba276bd1a3.jpg)
Сама плата по компоновке совсем непохожа на предыдущие поколения Philips из гетинакса — это определенно что-то новенькое и больше не пахнет старой изолентой. Вторичные обмотки мощного трансформатора на отдельной плате питают три секции: серво, цифровую и аналоговую.
На плате — полная благодать: куча красных конденсаторов Cerafine и других электролитов ELNA различного калибра. Обычно твикеры любят побурчать в адрес экономии на штатной рассыпухе, но в адрес Philips CD880 я подобных претензий не слышал.
![](https://img.stereo.ru/v2/86/632f412-e8c9-474c-8ff8-416c14443bff.jpg)
Помимо регулируемого выхода, на задней панели проигрывателя присутствует рычажок-выключатель цифровых выходов — во избежание лишних напрягов в схеме, негативно влияющих на звук. Радиатор охлаждения теперь заботливо прикрыт кожухом, чтобы не оцарапать руки.
Но в мелких странностях Philips остался верен себе. Огни ночного Бангкока на дисплее CD880 унять совершенно невозможно. Да и механический рычажок режима пауз для записи на кассету на месте тоже перекочевал из прошлых моделей. Ладно, пусть будет.
![](https://img.stereo.ru/v2/da/a5cfe14-90fc-4942-a933-644067d9368c.jpg)
В качестве транспорта Philips перестал придуряться, мол, «новое — значит лучшее» — и вернул транспорт CDM1 в модификации MKII. Хотя существует мнение, что на самом деле это версия CDM4/26 — только с двигателем Холла и рамой из цинкового сплава. В любом случае, считывание диска просто мгновенное — как только он оказался внутри аппарата. Есть и другие хорошие новости — кнопки треков уже не надо подтверждать через Play.
На базе проигрывателя CD960 Philips предлагал конвертер DAC960. То есть такой же аппарат минус транспорт. В случае с расщеплением CD880 была сделана рокировка в другую сторону. Внешний ЦАП делать не стали, зато появился отдельный транспорт CD882, внешне мало чем отличавшийся от проигрывателя.
![](https://img.stereo.ru/v2/ca/a26db8a-03c3-4c5b-a9af-f364225a9364.jpg)
Кнопка извлечения диска CD880 находится прямо на лотке. На панели ДУ эта позиция по-прежнему отсутствовала. Закрывать лоток можно через любую операцию воспроизведения на пульте либо толкать его рукой, к чему я так и не привык, стесняясь как-то повредить приемный механизм. Лоток в этом плеере сделан из синтетического материала и забирает диск со звуком втягивающейся карточки в банкомат, с мягким финальным клацаньем.
Philips CD880 обладает почерком дорогого оружия. Звук скользит как механизм в масле, но именно без погружения в псевдоаналоговость и умолчание деталей. Но и без холодной машинерии в стиле альбома Майкла Джексона «Bad». Динамические контрасты, хоры — все это передается на CD880 очень зримо, с большим пространством.
И в то же время это детальность иного порядка, чем Sony CDP-337ESD, который еще чуть-чуть и упрется клювом в клиническое перечисление деталей фонограммы. Впрочем, все относительно. Среди современной аудиотехники до или в районе 1 000 долларов/евро бесполезно искать звук уровня Sony CDP-337ESD или Philips CD880. Сегодня это будет стоить гораздо дороже.
Некоторые продавцы нахально указывают модели Marantz CD-80 и CD-85 в качестве клонов Philips CD880, что не вполне соответствует действительности. Транспорт CDM1 MKII, TDA1541 с «короной» и омедненная стенка еще ничего не гарантируют — достаточно сравнить внутренности аппаратов. Другая плата и компоновка, нет такого скопления красных электролитов Cerafine.
![](https://img.stereo.ru/v2/7f/fad7725-f975-474f-a3a0-7c358b26ee8f.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v2/be/e3fadba-744c-49fa-96b6-6d6dd686f7b5.jpg)
Marantz CD-85 внутри чуть более похож на Philips CD880 за счет раздельных секций, но на платах все устроено иначе. Японским аналогом нашей модели можно считать лишь Marantz CD880J с деревянными щечками, который продавался по цене в 99 000 иен.
А вот Marantz CD-80 был выпущен в следующем 1989 году как чисто японский аппарат и мало того, что выглядел иначе, но за счет некоторого упрощения стоил на 9 000 иен дешевле. Да и звучал похуже, чем 880-я платформа, что неудивительно. Одна радость: корпуса у всех плееров Marantz сделались глухими, а сетевые кабели — толстыми.
![](https://img.stereo.ru/v2/5d/d436200-5952-46fe-93b7-7527a3777920.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v2/85/55c695b-c0c2-4b37-aa27-d29c27fb0206.jpg)
Также отмечу, что мои комплименты CD880 адресованы исключительно линейному выходу проигрывателя Philips. Измерения Variable Out вроде бы не сулили ничего криминального, но как я ни надеялся на удачное подключение к усилителю мощности напрямую, внутренняя схема CD880 проявила себя хуже, чем просто внешний пассивный резистор после линейного выхода.
Звук как будто берут в обручи, становятся заметнее сибилянты, не так свободны и выразительны вокалы. Кстати, в отличие от стандартных 2 В на линейных, уровень напряжения на Variable Out можно выдуть до 3,74 В. Ума не приложу, какому тугому входящему каскаду столько нужно.
Поэтому я рекомендую использовать у CD880 только линейные выходы и не забывать отключать цифровые. Но в роли самостоятельного транспорта аппарат тоже будет весьма хорош, когда вы надумаете подключить какой-нибудь внешний ЦАП более высокого класса. Разумеется, если таковой найдется — это задача с неочевидным результатом. Я нашел, но это уже был не TDA1541 — и об этой истории будет рассказано в одном из будущих материалов.
За кем правда?
Возвращаясь к итогам обзора пяти образцов техники на TDA1541, нужно отметить, что в самых удачных пассажах я все-таки не забывал, что передо мной не аналоговый источник. Даже в случае с Philips CD880, который приглянулся более прочих. Конечно, у него текучий, тембрально щедрый саунд. Но все-таки слишком организованный, чтобы его можно было принять за спонтанное аналоговое порхание крыльев бабочки.
Более того, что-то мне подсказывает, что так вполне могли сыграть своими HDAM-каскадами топовые плееры Marantz, которые появились в начале 90-х из-под крыла Кена Ишивата. Уже на других микросхемах, безо всякого мультибита TDA1541, но с определенной нацеленностью на этот удачный архетип. Так что в этой пятерке CD880 признан лучшим, но если бы мне пришлось оставить какой-то один CD-проигрыватель, то — прости, TDA1541 — это был бы аппарат из первого поколения Philips.
Те угловатые алюминиевые боксы в истории цифрового аудио стоят особняком и звучат совсем не так, как все последующие CD-проигрыватели — и конкуренты, да и сами Philips, как видим. Феномен «аналоговой» природы TDA1540 можно сравнить с разными подходами в области визуального искусства.
![](https://img.stereo.ru/v2/a3/3349d87-2dc5-4cba-8e8d-5086d2157c22.jpg)
В графике существует прием, когда одна сторона объекта остается как бы «незаконченной» в месте, где на нее по сюжету падает свет. Технически это выглядит как не доведенная линия контура либо не заштрихованная область. При этом мы продолжаем воспринимать целостность изображаемой фигуры — она не расплылась, но!
Границы объекта оказываются разомкнутыми, и за счет этой связи с окружающим светом композиция смотрится более выразительно, даже в черно-белом исполнении вызывая в памяти «узнавание» бликов полуденного солнца. Музыкальные консервы-фонограммы — по сути, это такой же ограниченный, как черно-белая графика, набор средств, обращенный к нашему воображению.
В звучании CD-проигрывателей и более современных цифровых источников все контуры и штриховку стремятся любой ценой довести до конца. «Технически» это правильно, как АЧХ в линейку.
Как уже говорилось, излишняя перегруженность деталировкой в цифровой фотографии вынуждает затем тратить уйму времени на удаление дефектов кожи, которые вообще не бросались в глаза человеческого зрения. Для дуры-матрицы перечень прыщей и сосудов на лице оказываются важнее выражения на лице и магии момента.
Пример с графикой выше показывает, что решение творческой задачи вовсе не предполагает старательной отрисовки объекта — подобно подмастерью, линейно, равными долями. В зрительном восприятии, как и со слухом, также существует своя эквализационная «кривая».
В первом поколении CD-проигрывателей Philips удалось выдержать баланс и раскрыть художественную выразительность фонограммы, закодированной в PCM. Но как же сложно формализовать эту разницу, не вдаваясь в литературные метафоры!
Технический комментарий
Технические измерения по схеме RMAA всех пяти CD-проигрывателей на TDA1541 сведены в таблицу. Сюда для наглядности дополнительно внесен первенец Philips CD100 из предыдущего материала о TDA1540. Если верить только абсолютным цифрам, может сложиться превратное впечатление. Возьмем, например, строку гармонических искажений THD.
![](https://img.stereo.ru/v2/71/14c84e7-382a-48af-8de1-04f7787d7075.png)
Из таблицы вроде бы следует, что по этому параметру CD100 выступил хуже всех. Уровень его искажений не очень велик, но все же он более чем в два раза выше, чем у бюджетного аппарата CD584, разделившего первенство с топовым Philips CD880. Ну что, победа современной техники? Скорее всего, вот так и работали рекламные буклеты для техно-озабоченных.
Но если мы до всякой аудиофильской риторики просто посмотрим на картину и характер гармоник вокруг тестового тона 1 кГц, то мы увидим, что в тракте CD584 присутствует наводка частоты питания 50 Гц, которая не учитывается при подсчете гармоник от сигнала 1 кГц. Идем дальше.
![](https://img.stereo.ru/v2/a0/000964c-17ff-4cbf-b182-40f537d416b5.png)
![](https://img.stereo.ru/v2/4c/c4f3915-72cf-42d3-89e7-c91bfa82d2fa.png)
Наводок 50 Гц практически нет у плееров Sony, включая CDP-750. Напомним, самого невыразительного по звуку аппарата в этой подборке. И цифра процентов искажений этой модели оказалась даже ниже, чем у старшей модели CDP-337 ESD с двумя ЦАПами!
О чем это говорит? О том, что аппараты с более высокими цифрами THD искажениями «интереснее звучат»? Да нет же! Еще раз смотрим на графики.
![](https://img.stereo.ru/v2/c0/0e34ebd-7854-4811-8b78-eeb0633e5fcd.png)
У Philips CD100 доминирует четная 2-я гармоника. У Sony CDP-337 ESD — тоже. Правда, потом выделяется 10-я. А у CDP-750 3-я и 6-я почти равны.
![](https://img.stereo.ru/v2/3e/eb7fa6e-5c10-4f6a-9c85-e5d9acd52dfd.png)
![](https://img.stereo.ru/v2/42/29a123d-9523-4bd1-9d22-b01a2c7d2bb6.png)
А кроме того, у CDP-337 ESD гармоники высоких порядков чистенькие, без мусора между пиками. Все благодаря мощной 8-кратной передискретизации цифрового фильтра, в отличие от 4-кратной, как у всех остальных участников теста. В Sony любили высокие обороты.
Итак, четные гармоники низших порядков предпочтительнее и чтобы не было помех квантования? Ох, это было бы слишком просто, потому что такую же картину можно наблюдать даже у Topping E30, который играет музыку в диапазоне от «пресно» до «паршиво». Аппараты даже на одном чипе и выходных ОУ могут исполнять музыку совсем по-разному.
Как мы видим, данные THD весьма отдаленно коррелируют со слушательским опытом. Отчасти с этим и связано падение интереса к измерениям во многих аудиожурналах. Ты его (т.е. оборудование) сначала купи, человека возле него посади, потом учись измерять, потом учись интерпретировать.
А затем выясняется, что два аппарата разной весовой лиги при схожих измерениях могут кардинально отличаться по звучанию. Проблема тупиковости лексикона Hi-Fi-рекламы 80-х никуда не делась. И заявлять из раза в раз в новостях о поддержке каких-то бесполезных 768 кГц на ЦАПе так же стыдно, как и начертать ту самую линеечку 20 Гц — 20 кГц на спинке Philips CD101.
Неужели все совсем просто? Формальные показатели цифровой техники настолько высоки, что какие-то там измерения вообще не нужны, все равно от них никакого проку. Опять же — нет!
Как минимум, измерения нужны для оценки фактической исправности устройства и отсутствия в топологии явных косяков. За этим тоже надо следить — как производителю, так и приемке со стороны фронтира потребителей в лице обзорщиков. Ну и, параллельно с измерениями, подключать и свой субъективный опыт оценки. Ведь пока еще не разработана математическая модель слуха. Да и будет ли?
Эпилог
Жаль, что до сих пор не создан внятный протокол, который бы наглядно, без лексикона аудиофила (который не всем нравится и даже может раздражать), описывал бы слуховой опыт. Вместо этого предлагается что-то измерять и гадать: что тогда, в Hi-Fi-брошюрах 80-х, что сейчас в современных даташитах с ультравысокими частотами. Либо настраивать свой тюнер на эфиры красноречия, погружаясь в винтажный либо твикерский чад в поисках Грааля.
Моему красноречию можно не верить, но на этапе закладки формата CD разработчики из Эйденховена определенно нащупали что-то очень ценное. А почему потом все вышло так, как вышло — возможно, прояснит книжка Марселя Метзе «Short Circuit», выпущенная в 1993 году. Компания Philips в ней предстает царством, раздираемым корпоративными интригами, в котором правая рука не ведала, что творит левая.
Мы же закрываем эту страницу истории TDA 1540/1541, благодарим отцов-основателей из Philips за усилия, читателей за помощь проекту и двигаемся дальше в поисках нетривиально звучащей аудиотехники.