Wharfedale долго держались: среди производителей бюджетной акустики они, кажется, дольше всех не поддавались тренду на яркие высокие частоты. Но тренды на то и тренды: в какой-то момент им начинают следовать все.
Последние выпуски бюджетных и средних линеек от Wharfedale можно было назвать какими угодно, но только не яркими: уютные олдскульные Denton и Linton, заводные трехсотые «даймонды», темные Evo, мягкие активные A2. Что же изменилось в новом поколении Diamond?
Изменился человек, ответственный за разработку: серия Diamond 12 создавалась под чутким руководством Карла-Хайнца Финка — эксперта, в некоторой степени формирующего звучание индустрии. Он приложил руку к созданию тонн самых разных устройств — из недавнего, например, помог Rotel донастроить ишиватовские версии усилителя и плеера из 11-й линейки.
И отличия новых Diamond от предыдущих — колоссальные. Но обо всем по порядку.
Дылда!
Первое, чем поражают Diamond 12.4 — так это габаритами. Мне кажется, это чуть ли не самые высокие напольники из этой категории — аж 115 см с учетом комплектных шипов. Обычно бюджетные напольные колонки едва достигают метра. И, как мне кажется, большая высота — это плюс. Намного проще будет разместить акустику с учетом высоты места для прослушивания (я недавно экспериментально подтвердила, что это очень даже важно).
К этой акустике как никогда применима фраза «высокая и стройная»: плюсом к немалому росту идет достаточно узкая фронтальная панель, на которой 6,5-дюймовые СЧ/НЧ-динамики смотрятся заметно мельче, чем они есть на самом деле. А вот в глубину новые Diamond почти в два раза больше, чем в ширину. Так что в плане пропорций модель получилась интересной.
Ножки вынесены по бокам от корпуса на двух направляющих. Шипы достаточно массивные, и узкая колонка стоит на них устойчиво — я пыталась ее опрокинуть, и для этого потребовалось немало усилий. Конструкция вышла сбалансированная.
Корпус с фазоинвертором, причем порт вынесен в верхнюю часть задней панели. Фирменную схему с выведенным в пол портом оставили для более солидных линеек. И это уже, наоборот, усложняет расстановку акустики в помещении — ей нужно минимум 50–70 сантиметров до стены. Клеммы для подключения акустики разместились внизу. Их две пары, установлены они под углом крест-накрест — часто встречающийся вариант у Wharfedale.
Конструкция корпуса — сэндвичная, причем, если верить компании, в ней учтены даже резонансные свойства клея, соединяющего слои. Все ради того, чтобы сделать сам корпус максимально бесшумным и не влияющим на аудиосигнал.
Жесткости добавляют внутренние распорки, а задняя панель и вовсе переменной толщины — в итоге весит одна колонка 22 кг, что, опять же, для этого класса акустики очень даже немало. Внутренний объем тщательно просчитан, чтобы воздух работал «в гармонии» с динамиками.
«K» is for Klarity
А какие динамики, о-о-о! В этой серии вместо уже ставшего привычным кевлара дебютируют СЧ/НЧ-излучатели с диффузорами из материала Klarity. Искаженное английское слово «разборчивость» (есть еще варианты перевода «чистота» и «прозрачность») в названии композита прямо говорит о том, чего хотели добиться инженеры компании.
В основе Klarity лежат полипропилен и слюда, за счет чего диффузор получился легким, но при этом жестким. Жесткости добавляют и небольшие ребра, расходящиеся кластерами лучиков от пылезащитного колпачка (и формирующие значок радиационной опасности).
В достаточно глубоких динамиках, дополненных демпфирующими кольцами, постарались достичь двух целей: малой окраски и хорошей динамики. Причем серьезное демпфирование не потребовалось — как раз за счет долгих экспериментов с формой диффузора и ребрами жесткости удалось добиться оптимальных свойств.
В магнитной системе динамиков магию творит алюминиевое компенсационное кольцо, которое минимизирует эффект изменения индукции при движении катушки. Если верить компании, за счет этого динамики избавились от искажений, в том числе и интермодуляционных.
Акустика построена по 2,5-полосной схеме. Кроме двух СЧ/НЧ-динамиков кроссовер LKR со спадом в 24 дБ на октаву работает еще и с 25-мм твитером с мягким куполом из полиэстера. Твитер чуть утоплен в звуковод и окружен демпфирующим кольцом переменной высоты — для контроля дисперсии и отражений.
Защитные решетки у Diamond 12.4 магнитные и очень утилитарные. Они закрывают всего лишь половину колонки, заканчиваясь сразу за динамиками, на них нет ни логотипа, ни чего-либо еще. Получается такая вариация на тему «черный верх, белый низ».
В комплекте с боковинами, оформленными под светлое дерево, выглядит странновато. Без грилей же акустика смотрится очень хорошо: нарочито неровные демпферы вокруг динамиков, ребристые диффузоры, крупные пылезащитные колпачки — в этом есть свой особенный стиль.
Вот только он несколько меркнет перед предыдущим поколением Diamond. Нет этих округлых, пухлых боков, нет россыпи динамиков на фронтальной панели, нет направленного в пол фазоинвертора и серебрящегося металла в отделке. Зато есть что-то... стандартизированно-хайфайное. Более классическое. И ни демпферы, ни пропорции от этого ощущения классики не спасают. Нельзя сказать, что это плохо — но 11-е Diamond, как мне кажется, смотрелись интереснее.
Отличаются колонки не только снаружи, но и внутри. Разница между поколениями такая, что Diamond 11 и Diamond 12 сложно назвать родственниками. В том числе и в плане звука. Правда, все же есть фамильные особенности, которые мой коллега отметил в своем тесте Diamond 11.4.
Быстрее, ярче, сочнее
Роль усилителя и источника взял на себя Quad Artera Solus Play. Музыку я слушала из Tidal и по UPnP с ноутбука с Windows через Foobar. Акустика стояла свободно, чуть ли не в центре комнаты. Между правым и левым каналами было метра 2,5, примерно столько же — до меня, и этого оказалось мало.
Акустика явно рассчитана на крупные помещения и готова играть далеко — так что ставить ее следует лучше метрах в трех или даже в трех с половиной от места прослушивания. За счет того, что твитер расположен высоко, слушать колонки можно и со стандартного стула, и с более низкого уютного дивана.
Первое, что поражает в звуке — это его яркость. Настолько яркими Wharfedale в последнее время не были. А если верить старожилам, характер этой фирмы в принципе не склонен к яркости. Да что уж там, у них даже лента не ярчит в старших линейках.
А Diamond 12.4 — именно что яркие и светлые. Эту особенность звучания, если она не устраивает, можно немного укротить расстановкой — поставить акустику параллельно, а не с разворотом на слушателя, и подальше (эта акустика вообще очень чутко отзывается на смену расположения). Еще можно вместо воздушного и светлого Tidal воспользоваться более темным UPnP (и, возможно, потерять в качестве). Или взять усилитель помягче.
А можно слушать так, как есть. И это интересно, потому что непривычно. Характерный верх очень живо, сочно звенит там, где ему позволяют: резвится с верхним регистром фортепиано, тонкими гитарными струнами и едва осязаемыми сэмплами.
Иногда, на мой взгляд, перебарщивает, и тогда перкуссия вместо сочного звона и трехмерного стрекота скатывается в искусственную сухость и излишнюю резкость — но такое происходит нечасто.
При этом такая подача для меня вылилась в жанровость: жуткий шустрый металл и даже альтернатива играли слишком светло, что не очень им подходило. Со скоростью и четкостью проблем не было никаких, но характер не соответствовал, потому что нужно было мясо, а его не хватало.
Энтузиазм твитера поразителен: он вытаскивал на свет такие звуки, которые раньше едва угадывались на фоне. Например, в треке «And I Will Kiss» от Underworld в самом начале после первой порции барабанов в сочетании с воплями есть звук, напоминающий падающий на асфальт лом. Чаще всего он чуть-чуть различим где-то справа, но Diamond 12.4 сделали звон лома более осязаемым, чем я привыкла — и после этого теста я намного тщательнее отслеживаю его в другой технике.
С самими барабанами в этом треке, кстати, акустика тоже справилась: может, не хватило массивности, но, как мне показалось, она скорее пыталась передать объем и грандиозность, а не мощь этих самых барабанов. И с этой задачей у нее не возникло проблем.
Твитеру нравилось копаться в ворохе грохота, он с упоением выдирал из самых шумных мест в треках Nine Inch Nails и A Perfect Circle то, что обычно таится где-то в глубине — и не выводил на передний план, а просто делал более заметным. Но у этих исполнителей намного поразительнее звучал голос.
Зита и Гита
Подача вокала, особенно мужского, чем-то напомнила Denton. В нем есть лоск, жизнь, эмоциональность и история. Ей-богу, Трента Резнора хотелось укутать в плед и вручить ему какао, чтобы не слишком печалился.
А вот в A Perfect Circle, а также в Stone Sour я заметила одну особенность, которой славились еще 11-е Diamond: мужской вокал иногда как-то отрывается от основного микса и парит отдельно от него. Он остается полным чувств и живым, но будто бы находится на расстоянии от всей остальной музыки. И понять, отчего так происходит, я не смогла: один и тот же Кори Тейлор в балладах Slipknot звучал вровень с инструментами, а в Stone Sour — нет.
В каких-то мелодиях эта особенность, как мне кажется, наоборот, играет на руку — в чем-нибудь психоделично-роковом вроде Talk Talk, Kyuss или спокойных мелодий Black Rebel Motorcycle Club. С треком «Fire Walker» от последних я почти поймала гипнотический эффект со всеми нуарными переливами и густыми гитарами, в которые вплетается тягучий вокал, но мне чуть не хватило трехмерности.
Сцену акустика в параллельной расстановке строит скорее плоскую и широкую, нежели глубокую. Эффект немного меняется при развороте на себя: ширины становится меньше, а глубины побольше.
Детальность в среднечастотном диапазоне отличная: в треках 1/2 Orchestra можно проследить за всеми духовыми инструментами, между ними достаточно пространства и места, на виртуальной сцене они расставлены свободно. И динамика при этом тоже не страдает — есть хвостики послезвучий, но они скорее добавляют трехмерности, будто бы округляя звук, а не загрязняют его.
Такой же эффект — скругления за счет затуханий — чувствовался и на низах. Особенно ярко он себя проявил на Noisia: басовики хорошо справлялись с жуткой долбежкой, не надрываясь на самых раскатистых сэмплах, лишь немного смазывая их границы и добавляя четкому биту небольшие хвосты. Вот только в некоторых треках ощущалась легкая сухость баса: будто бы объем есть, а того, что должно быть внутри этого объема, не доложили.
И еще колонки могут играть шустро. Что подперченную электронщиной альтернативу вроде Pendulum и Celldweller, что проговые переборы Тосина Абаси — каждый бит, каждое касание струны различимы и не идут непрерывным потоком. Правда, в моих заметках написано, что Infected Mushroom «красиво жужжит, но недостает адского кутежа» — и теперь я не вполне уверена, что же имелось в виду. Вполне возможно, это тоже отсылка к периодически скатывающемуся в сухость басу.
Курс на мейнстрим
Но в общем и целом колонки интересно слушать. Это оказался один из самых долгих тестов за последнее время, потому что мне хотелось понять природу характера этой акустики. Как минимум час, например, я двигала Diamond 12.4 по комнате, отслеживая, как они реагируют на изменение расположения.
Главные козыри новинки — это эмоции, живость и динамика. Колонки очень красиво воспроизводят голоса, хоть иногда и выделяют их слишком сильно (причем только мужские). И им нравится, когда в мелодии творится много всего одновременно — будь то безбашенный брасс-бэнд, шумный индастриал или раскатистая электронщина.
С чем-нибудь камерным, вроде простых песен Уиллоу Смит под переборы акустики, проблем тоже нет, но копаться в шуме им интереснее. И слушать их интереснее: вдруг найдут что-нибудь?
Эта акустика дает море пространства для экспериментов — и с расстановкой, и с усилением, и с источниками. Если взять какую-нибудь технику помягче и поставить поближе к стене, можно добиться более насыщенного баса и менее яркого верха.
Ну и то, что они высокие — это прекрасно. Мало того, что за счет пропорций они необычно выглядят, так еще и слушать их с комфортом можно в большом диапазоне высоты.
Можно было бы такой вывод завершить на контрасте и сказать, что в итоге у Wharfedale получились не Wharfedale — но от фамильных особенностей Diamond 12.4 убежать не удалось. Это все еще «даймонды», просто более... мейнстримные.
Уникальный для серии Wharfedale звуковой почерк с некоторыми породистыми особенностями; высоко расположенный твитер; четкая динамика; масштабная сцена; изумительные голоса.
Могут показаться слишком яркими; потеряли округлые бока; иногда бас пустоват при сохранении масштаба и динамики, а мужской вокал, бывает, парит отдельно от общего микса; не очень подходят для мясистого металла.
84 990
Акустическое оформление: фазоинвертор на тыльной стене
Количество полос: 2,5
ВЧ-динамик: 25 мм, тканевый купол
СЧ/НЧ-динамики: 2x15 см, диффузор из материала Klarity
Диапазон частот: 40–20 000 Гц
Чувствительность: 89 дБ
Импеданс: 8 Ом (просадки до 5 Ом)
Рекомендуемая мощность усилителя: 30–200 Вт
Пиковое звуковое давление: 102 дБ
Габариты: 200 x 1100 (+50 на шипы) x 350 мм
Масса: 22,4 кг