Мы уже не раз писали об HDR-видео — почему это хорошо, пусть пока и доступно только в последних моделях телевизоров, а русскоязычный контент так вообще по пальцам можно пересчитать. Однако сложностей с переходом на HDR может стать еще больше, ведь в борьбе за новый рынок решили поучаствовать несколько компаний, разработавших свои форматы. В этом материале мы рассмотрим пятерку существующих стандартов и попытаемся понять, на какой же из них делать ставку.

HDR10

Самый первый HDR-формат видео — HDR10. Практически все модели телевизоров с HDR поддерживают его. Контента тоже достаточно, ведь это базовый формат для UHD Blu-Ray и стриминговых сервисов, внедривших HDR-трансляции (в их число входят Netflix, Amazon Video и Vudu). Также с HDR10 работают игровые консоли Sony PlayStation 4 Slim/Pro и Microsoft Xbox One S/X.

Dolby Vision

В свою очередь, Dolby Vision не имеет такой базовой поддержки. Среди тех, кто не работает с этим форматом, следует отметить Samsung и Panasonic, а также студию 20th Century Fox. О причинах мы расскажем ниже, в описании HDR10+. При этом Dolby Vision укрепился в качестве премиального HDR-формата. Ни один 4K-телевизор премиум-класса не может без него обойтись, и это может создать определенные затруднения Samsung и Panasonic.

Отметим, что у Samsung есть и другая проблема — отсутствие OLED-телевизоров в каталоге. Сейчас OLED уже стал синонимом продукта высшей категории, по крайней мере, с точки зрения контрастности изображения. Буквально за пару лет произошли глобальные изменения: в 2015 году OLED-панели во флагманские модели устанавливала только LG, сейчас же в топовых телевизорах их используют LG, Sony, Panasonic, Philips, B&O и Loewe, тогда как Samsung практически в одиночестве продолжает выпускать флагманские модели с ЖК-матрицами.

Сдастся ли Samsung под натиском OLED? Сложно сказать. В настоящее время Samsung пытается очернить эту технологию, что странно, особенно учитывая то, что Samsung — один из крупнейших производителей OLЕD-матриц малого размера для смартфонов и планшетов. Однако компания не в состоянии создать крупные панели, в то время как у LG ситуация полностью противоположная. В итоге топовые смартфоны Samsung и телевизоры LG используют OLED-матрицы, а топовые телевизоры Samsung и смартфоны LG живут с ЖК-экранами. В какой-то момент у Samsung был свой OLED-телевизор (не 4K), но, как Sony и Panasonic, компания отказалась от этой затеи — скорее всего по причине того, что не смогла добиться высоких результатов в производстве панелей.

Сейчас все выглядит так, будто Samsung пытается обдурить покупателей. Пока в мире не появились настоящие QLED-дисплеи (где каждый пиксель светит сам по себе без общей подсветки, которые должны увидеть свет в 2019 году), Samsung решила использовать аббревиатуру QLED для своих ЖК-экранов на квантовых точках, но заметьте, как упорно компания избегает аббревиатуры «ЖК» в промо-кампаниях. Многих журналистов удалось обмануть, и только некоторые рассказывают об этой технологии объективно.

Иногда, однако, обман бывает и непреднамеренным. Например, департамент маркетинга самой Samsung путает между собой HDR10+ (собственный HDR-формат с динамическими метаданными) и HDR+ (алгоритм конвертации SDR-контента в HDR).

Но мы отвлеклись. Итак, Samsung — крупнейший производитель телевизоров в мире, но удержать позиции в премиум-сегменте без OLED и Dolby Vision ему будет непросто.

С точки зрения контента, Dolby Vision набирает обороты: есть и диски UHD Blu-ray с поддержкой этого формата, доступные с середины 2017 года [пока не в России], да и крупные стриминговые сервисы с ним работают — те же Netflix, Amazon Video и Vudu. К тому же, Dolby Vision получил неплохую поддержку за счет Apple TV/iTunes. Надо сказать, что появление Apple в целом положительно сказалось на HDR и 4K-контенте — теперь он стал мейнстримом, и причин называть HDR и 4K нишевым продуктом не осталось.

Большинство медиа говорят только о HDR10 и Dolby Vision, и очень редко упоминаются один или два формата из оставшихся трех.

HLG

Hybrid Log Gamma — формат, разработанный в инженерных отделах телекомпаний NHK и BBC, в настоящее время применяется только японскими вещателями, например, SkyPerfectTV. В Европе его не использует даже сама BBC в Великобритании. Некоторые модели Panasonic участвовали в недолгом тестировании: в стриминговом сервисе BBC iPlayer был доступен фрагмент документального фильма BBC Planet Earth II в 4K и, если верить описанию на сайте, в HLG. В других странах HLG распространен еще меньше. Каналы TravelXP 4K и Insight TV, доступные в США и Европе по кабелю или через IPTV, стали первыми вещать в 4K HDR с использованием HLG.

Многие производители поддерживают HLG. Судя по всему, даже Samsung, хотя официального подтверждения нигде нет. Также с HLG работает профессиональное оборудование — например, камеры и мониторы Sony. На выставке IFA 2016 бренды наперебой демонстрировали ролики в формате HLG, однако через год, на IFA 2017, их было гораздо меньше.

Похоже, BBC и NHK сконцентрировались на внедрении HLG в стандарты — например, в UHD Phase A spec и BT.2100. На данный момент HLG считается лучшим форматом для трансляций. Это быстрое и практичное решение, совместимое с существующей инфраструктурой. Правда, Dolby Vision тоже готов к трансляциям и в долгосрочной перспективе может стать лучшим вариантом.

Philips/Technicolor SL-HDR1

HDR-формат SL-HDR1 (ранее известный как Prime Single), разработанный совместными усилиями Philips и Technicolor, может страдать от тех же проблем — разработчики, кажется, слишком увлечены процессом внедрения формата в стандарты. Так, SL-HDR1 — основной кандидат для стандарта ATSC 3.0 на пару с Dolby Vision. Philips HDR стал одним из двух опциональных форматов для UHD Blu-ray дисков: вторым является Dolby Vision, а базовым — HDR10. У Dolby ушло некоторое время на то, чтобы с Vision начали работать издатели, но теперь в числе партнеров формата есть Scenarist, Sony DADC и Deluxe, и фильмы в этом формате выходят на дисках. Philips HDR релизами пока похвастать не может.

Ситуация напоминает расцвет DVD. Dolby Digital (AC-3) был обязательным форматом для NTSC-дисков, но Philips умудрилась сделать так, что их MPEG2 Multichannel стал стандартом для PAL-дисков. Однако Philips не занималась поддержкой контента так же активно, как Dolby (или же не так успешно). В итоге вышло около пяти фильмов в MPEG2, и рынок перешел на Dolby Digital.

Заметьте, что ни один телевизор Philips не поддерживает HDR-формат, разработанный Philips и Technicolor — ни те, которые для Европы производит TP Vision, ни те, которые в США делает Funai. Единственная компания, которая его поддерживает — LG.

HDR10+

HDR10+ — это надстройка над форматом HDR10 с динамическими метаданными, разработкой которой долгое время занимался Samsung. Впервые его упомянули в документе SMPTE 2015 года. На NAB 2016 компания продемонстрировала разницу между HDR со статическими и динамическими метаданными, используя свой проприетарный формат. В марте 2017 года Samsung сообщила, что формат будет открытым и не потребует лицензирования. Чуть позже Amazon объявил, что станет первым поставщиком контента в HDR10+. На IFA 2017 Samsung анонсировала создание некоего альянса HDR10+ с Panasonic и 20th Century Fox. В этот момент и началось продвижение формата, хотя и вялое: всем заинтересованным сказали «дождаться CES 2018», плюс появилась неофициальная информация о том, что TP Vision (производит Philips в Европе) предпочтет HDR10+, а не Dolby Vision.

Возможно, у Samsung ушло меньше времени на разработку формата, чем у Dolby (которая затратила восемь лет, начиная с покупки Brightside Technologies), но очевидно, что HDR10+ плетется позади.

Может, HDR10+ разработали для того, чтобы не платить лицензионные отчисления Dolby? Официальные представители Samsung заявляют, что причина более философская: не отбирать контроль за изображением у производителей телевизоров и пользователей. Может, и так. В любом случае, складывается ощущение, что технология была в большей степени подстегнута разработками, чем маркетингом. У формата даже логотипа нет.

Контент тоже отсутствует, но, возможно, скоро он появится у Amazon Video. Добавим, что Amazon Video не является членом альянса HDR10+, скорее всего, потому, что к HDR-форматам сервис относится агностически и поддерживает также HDR10 и Dolby Vision.

На дисках UHD Blu-ray видео в этом формате тоже нет, но процедура внесения HDR10+ в список дополнительных форматов, если верить заявлениям разработчиков, идет. Сначала формат должна одобрить BDA (Blu-ray Disc Association). У Samsung и Panasonic там неплохие позиции, а Sony, возможно, не так сильно интересуется проблемой.

Когда формат станет доступен на дисках, его может начать использовать Fox. Но сперва фильмы в этом формате могут появиться на платформах цифровой дистрибуции. Заметьте, как студия ведет себя по отношению к Dolby Vision и Dolby Atmos: использует оба стандарта в кинотеатральных версиях, однако для домашнего просмотра не использует ни одного — вместо этого на дисках записаны видео в формате HDR10 со звуком DTS-HD Master Audio 7.1. Последуют ли другие студии примеру Fox? Сложно сказать — пока ни одна другая студия не заявила о намерении использовать HDR10+. Еще и Disney обсуждает покупку Fox ради развлекательного подразделения 20th Century Fox. Если сделка состоится, то Fox, возможно, придется забыть о соглашении и вести себя в соответствии с правилами компании-владельца — то есть сменить курс с HDR10+ на Dolby Vision. На момент написания оригинальной статьи сделка еще не произошла, однако Disney действительно купила Fox (прим. ред.).

Важно помнить, что HDR10+ — по сути, надстройка над HDR10 с обратной совместимостью: если оборудование не поддерживает HDR10+, то получит сигнал в HDR10, с которым справится. Это удобно для зрителя, но может снизить потребность в покупке устройства, способного декодировать полноценный сигнал.

Есть ли война форматов?

Идет ли между HDR-форматами война? Ранее считалось, что нет, однако сейчас обстановка накаляется. Форматов стало больше, и внезапно в диаграмме Венна появилось пустое место, а покупателям теперь приходится выбирать. Предпочтет ли кто-то HDR10+ формату Dolby Vision? Возможно, только ярые фанаты Samsung, остальные — вряд ли, особенно в нынешнем состоянии при отсутствии контента.

На практике очень малое число пользователей знают о плюсах и минусах. Универсальная поддержка HDR — это серьезное преимущество. В конце концов, потребитель не знает, что случится в будущем. Меня беспокоило, что производители телевизоров, внедряющие поддержку VS10 [так называют технологию, в которой Dolby Vision поддерживает HDR10], не смогут ничего кастомизировать, например, добавить поддержку и HDR10+, чего Dolby самостоятельно никогда не сделает. Но как минимум один из вендоров Semiconductor уже разработал такой чип и соответствующее ПО, так что теперь вопрос заключается в том, кто же из производителей его поставит.

Пока что LG — король HDR-мультиформатности. Не факт, конечно, что они внедрят поддержку HDR10+, особенно с учетом вечной конкуренции с Samsung. Может, Sony внедрит, может, премиальные бренды вроде B&O и Loewe. Они могут себе егопозволить и не играют в игры с выбором сторон. Возможно, и Philips поставит HDR10+, но сейчас TP Vision в Европе не поддерживает Dolby Vision, а Funai в США не работает с HLG, так что на самом деле бренд находится дальше от универсальной поддержки HDR, чем показано на диаграмме Венна. Бренды TCL и Hisense могут быть важны, но ориентированы на США, и поэтому не работают с HLG.

Оригинал: HDR video formats - the prospects