Погружаемся в глубины спиралей накатки на компакт-дисках и немного играем.

Мелодраматичные обзоры CD-проигрывателей раннего поколения (здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь), как в Дне Сурка, раз за разом возвращают нас к теме оптических носителей аудиозаписи, появившихся 40 лет назад. С какими обобщенными тезисами по этой теме мы вступили в 2021 год?

1. Компакт-диск был и остается основным носителем: как во многих дискографиях, так и на музыкальном рынке.

2. Оформилась процедура побитового копирования CD с сопоставлением контрольной суммы [Calculate Audio CRC] в пользовательской онлайн-базе AccurateRip.

3. Ряд слушателей по-прежнему утверждает, что при переносе данных с оригинального компакт-диска на другие носители звучание копии может измениться.

Сначала рассмотрим несколько соображений — обнадеживающих и не очень, — а затем приступим к практической части.

Оформление стандарта CD проходило в некотором отдалении от персональных компьютеров. Поэтому в этом архаичном носителе отсутствуют указания на файловую структуру диска. Нет даже, собственно, кода из этих ваших единичек и ноликов. PCM-данные генерируются лишь в самом плеере после того, как фотодетектор отмаякует нечто, отраженное от поверхности матрицы с микроямками.

Поэтому, с одной стороны, мы имеем сагу на грани сумеречного сознания, из которой выходит, что «все сложно». С другой стороны, не боги горшки обжигают. Побитовые копии тоже наловчились делать благодаря специально заточенным под это дело программным CD-рипперам: EAC, XLD, dBpoweramp и финальным благословением AccurateRip.

Разумеется, в AccurateRip на четыре с лишним миллиона дисков найдутся не все CD-издания, но по многим позициям вам будет приятно узнать о консенсусе с еще 114-ю пользователями, у которых получились такие же результаты по контрольным суммам копии.
Напомним, EAC и XLD не только могут повторно сканировать проблемные участки на дорожке, но и учитывают некоторое смещение (так называемый оффсет) нулевых секторов в ту или иную сторону, которым обладает любой оптический привод, когда выходит на стартовую зону Lead In компакт-диска.

На одних моделях драйвов эта величина может составлять, например, +6 семплов, а на других — минус 1164. К аудиоданным такие нулевые данные отношения не имеют, и с точки зрения ЦАПа представляют собой тишину — буквально несколько микросекунд. Но, как мы знаем, для маньяков архивирования принципиально важно учесть даже эти пустые места.

Забавно, что при намерении записать рип обратно на CD-R история с смещением стартовой точки лазера опять повторится, но уже в другую сторону. Поэтому, если уж вы хотите перенести точную копию на другой диск в том же приводе, коррекцию оффсета включать не надо, чтобы он взаимно компенсировался при записи.

Но это правило работает, только если копирование/запись производились на том же приводе. Если вы записываете себе чужой рип, вам нужно будет произвести дополнительную процедуру настройки оффсета на запись. Большинство мейджорских программ вроде Nero Burning Room подобные штуки делать не умеет, так что опять придется использовать партизанский софт вроде EAC. Однако давайте оставим в покое эти нулевые секторы и рассмотрим собственно музыку.

Для эксперимента был использован трек из тестового CD The Sheffield / A2TB Test Disc — композиция пианиста Адама Маковича и саксофониста Фила Вудса «Dirty Blue», записанная вживую, без редактирования.

В аннотации к CD к фонограмме прилагается следующий текст (в переводе):

«Присутствие виброфона должно быть заметно даже сквозь замысловатую игру на фортепиано. Слушайте переходы между нотами на 1:07, когда легендарный саксофонист Фил Вудс перебирает клавиши на своем инструменте. В конце трека он отступает назад и разворачивается, направляя свой саксофон сначала в глубину сцены, а затем в центр, «выводя» оркестр из композиции».

Данный диск у меня с незапамятных времен продублирован на CD-R. А сейчас сделаем еще по паре рипов: как с этой болванки, так и с оригинального CD. Пары копий будут сделаны с помощью нескольких оптических приводов различного калибра. В их числе:

1. Slimtype DVD A DS8A4S — обычная рабочая лошадка из ноутбука, DVD-R-ROM;

2. Asus DRW-1814L — обычная рабочая лошадка из PC, DVD-R-ROM;

3. TEAC CD-540E — один из лучших представителей CD-ROM, диски не записывает;

4. Philips CD880 — один из лучших CD-проигрывателей с транспортом CDM-1 MKII;

5. Dune BD Prime 3.0 — популярный в прошлом медиаплеер с Blu-ray-приводом, музыку играет паршиво.


А чтобы умножить сущности, было решено добавить пару глубинных копий. Для этого рип с CD-R еще раз записан на CD-RW с помощью привода Asus. Далее с этого CD-RW повторно снята копия на жесткий диск через Asus и Slimtype.

Весь трансфер производился в цифровом виде, без конвертации в аналог. Для передачи сигналов с плееров Philips и Dune использовался SPDIF-протокол с записью на жесткий диск в режиме реального времени.

Побитовый анализ аудиопотока в Hex-редакторе показал совпадение всех образцов, за исключением болванки на Dune BD Prime. Только в этом случае результат воспроизведения CD-R выявил несколько несоответствий с оригиналом.

Таким образом, в этих двенадцати «разворотах саксофониста Фила Вудса в глубину и центр сцены», как минимум, один несет ошибки, два других имеют самую длинную и мусорную родословную от оригинала через две болванки, одна из которых CD-RW. Указывает ли это на потенциал для деградации звука? Сможете ли вы обнаружить между ними всеми разницу, найти фаворитов дюжины и указать наихудшего? Давайте попробуем!


Рип #1

Рип #2

Рип #3

Рип #4

Рип #5

Рип #6

Рип #7

Рип #8

Рип #9

Рип #10

Рип #11

Рип #12

Ответы и впечатления оставляйте в комментариях.