Побывать на берлинской выставке IFA полезно хотя бы тем, что через некоторое время ты замечаешь, как увиденное тобой здесь появляется в магазинах и домах друзей. С одной стороны, это выставка достижений и прототипов, а с другой — конкретная техника, которую оцениваешь и прицениваешься. К тому же, вот уже не первый год на этой выставке делают громкие анонсы High-End-техники. Пару лет назад здесь стартовал Technics, а в этом сентябре — линейка Sony Signature. С нее и начнем.

Sony Signatures Series: от авторов пользователям

Главным хай-эндным анонсом выставки стала линейка компонентов и наушников Signatures Series от Sony. Сразу хочется грустно пошутить, что креатив в команде японских маркетологов закончился, и они выбрали для серии название, которое использовал чуть ли не каждый High-End-производитель в своем каталоге — так называют линейки за подписью мастера (Signature — подпись, характерная черта пер. с англ.). У Sony немало мастеров, и их имена большинству из нас ничего не скажут, что не делает их плохими разработчиками, даже наоборот, показывает, что это не маркетинговые амбассадоры, а реальные опытные инженеры. Отмечу, что в русском переводе линейку назвали «авторской серией».

Компания провела отдельную презентацию для журналистов за день до официальной конференции на выставке IFA. Мероприятие было камерное, поэтому получилось более-менее спокойно послушать новинки в разных вариациях. В новой линейке четыре устройства: портативные плееры (волкмены) NW-WM1Z и NW-WM1A, усилитель для наушников TA-ZH1ES и сами наушники MDR-Z1R. Начну с плееров.

Портативные проигрыватели Sony NW-WM1Z и NW-WM1A

Первый в современной цифровой истории хай-эндный плеер Sony показала два года назад. NW-ZX1 поддерживал Hi-Res-аудио, имел небольшие габариты и стоил около 900 долларов США. Годом позже вышел NW-ZX2 за 1100 долларов, а теперь линейку венчают две модели — NW-WM1Z и NW-WM1A — по цене 1200 и 3200 долларов соответственно. Цена, как видим, растет, а с ней и хайэндность. И что любопытно, две тысячи долларов разницы приходятся на корпус. У плеера NW-WM1Z он выточен из цельного куска бескислородной меди, после покрытого позолотой. И еще у него 256 Гб памяти, вместо 128 Гб у NW-WM1A, но не думаю, что это хоть как-то повлияло на конечную цену.

Портативный проигрыватель Sony NW-WM1Z

В обеих новинках стоит фирменный цифровой усилитель S-Master HX. Его, по словам компании, отличает минимальный уровень шума, который еще и выведен за пределы слышимого спектра. Отмечу, что ЦАП работает с DSD-форматом до 11,2 МГц и PCM до 32 бит/384 кГц. Блок питания и ЦАП разведены на схеме, а балансный разъем соединен с платой проводами от Kimber Kable. Помимо миниджека, плеер оснащен балансным TRRS (XLR4) джеком с диаметром 4,4 мм (0,17 дюйма).

На эти плееры Sony не установила Android: как и в предыдущих цифровых волкменах была заявлена собственная операционная система. Никаких дополнительных приложений к ней нет и не будет, это простой интерфейс доступа к фонотеке. Дизайн приятный, управляется кнопками или пальцами на сенсорном экране. Работает быстро, показывает обложки и лирику.

Портативный проигрыватель Sony NW-WM1Z с усилителем Sony TA-ZH1ES и наушниками Sony MDR-Z1R

Сам по себе плеер (и первый, и второй) — увесистый, когда берешь его в руки, понимаешь, что вещь дорогая, серьезная и не очень-то портативная. В моем представлении, такой не будешь носить с собой в кармане: он должен ждать тебя в машине/яхте/самолете вместе с наушниками. Или даже дома — владелец не будет ограничивать себя пространством комнаты, где установлена система.

Конечно же, я хотел услышать разницу между моделями NW-WM1Z и NW-WM1A. Слушал я в наушниках MDR-Z1R с балансным подключением и, может быть, к вечеру уже устал (да и на попытки у меня было десять минут), но разницы я не услышал вообще. Зато золотой вариант выглядит дороже и красивее, вещь получилась определенно статусная.

В ходе прослушивания я заметил еще кое-что: этот плеер не тянет наушники MDR-Z1R, мне показалось, что им не хватает его мощности. Вывод подтвердился, когда я подключил наушники к усилителю TA-ZH1ES. Вот эта связка уже произвела на меня впечатление.

Усилитель для наушников Sony TA-ZH1ES со снятой крышкой

Внутри стационарного усилителя для наушников Sony TA-ZH1ES стоит ЦАП в два раза более быстрый, чем у портатива: DSD — 22.4 МГц, PCM — 32 бит/768 кГц. Его корпус сделан из трехслойного шасси с некой специальной акустически настроенной панелью. Усилительный каскад — гибридный (D.A. Hybrid Amplifier Circuit), и в нем используется ПЛИС-микросхема, до этого я встречался с ПЛИС только в продукции Chord. Оснащен усилитель несколькими выходами на наушники разных размеров и типов, есть цифровые входы, USB и аналоговый небалансный. Играет этот усилитель хорошо, как цифру, так и аналог — была возможность послушать его в паре с проигрывателем виниловых пластинок. Мягкий, но быстрый звук — ты буквально чувствуешь мощь этого устройства.

Конструкция драйвера наушников Sony MDR-Z1R

И наконец, наушники Sony MDR-Z1R. Тяжелые, большие, дорогие материалы, берешь их в руки и осознаешь — вот она японская дотошность на всех этапах сборки. Поистине ювелирный продукт! Внутри тоже все интересное: 70-мм мембрана с магниевым куполом толщиной 35 микрон (говорят, что это больше уха среднего человека), гриль в форме фрактала, который рассчитан по числам Фибоначчи и якобы помогает устранить шумы в диапазоне до 120 Гц (не верю, но смотрится красиво и легенда живописная), и акустический фильтр позади драйвера. То есть наушники эти — закрытые, но корпус, где установлен динамик, каплевидной формы, а перед внешней решеткой расположен акустический фильтр — некая заглушающая прокладка.

Звучат наушники открыто и действительно хороши в высокочастотном спектре. Я, например, вспомнил, что микродинамика от слова микро — потому что детальность у них запредельная. Но вот большой и мощный усилитель TA-ZH1ES им, как мне кажется, просто необходим — остальным их просто не потянуть.

Наушники Sony MDR-1000X, подключение по Bluetooth

Помимо «авторской» хаэйндной серии, на IFA 2016 компания привезла еще одни наушники — беспроводные MDR-1000X. Цена у них по нынешним российским меркам недемократичная — 400 долларов, но в рамках этого сегмента конкурентная, и я бы даже посоветовал их тем, кто озабочен хорошим шумоподавлением. Потому что шумоподавление, которое не портит звук, — первая сильная сторона этой модели. Причем там заявлена технология, оптимизирующая звучание и шумоподавление под строение вашего уха. Второе позитивное качество — приличное качество звука, не хуже, а в чем-то и лучше конкурентов в этой ценовой категории.

Наушники Sony MDR-1000X. Меня в этой ситуации смущает одно: а не посмотрят ли на вас как на идиота, когда вы будете, как этот мужчина, держать руку у наушника и говорить? Люди-то и не догадываются о подобных функциях

И третье преимущество — уникальное сенсорное управление. Закрываешь рукой правый наушник — приглушается музыка, включается режим Ambisound, и ты слышишь окружающие звуки. Если провести по чашке наушника вверх или вниз — изменишь громкость, вправо-влево — переключишь трек.

Немного Hi-Fi — середина пути

Система Technics из сетевого усилителя SU-G30, музыкального сервера ST-G30 и вертушки SL-1200G. Проигрыватель винила, понятно дело, легендарный, впервые его показали на выставке CES в начале года, и к новости мне добавить нечего.

Система Technics из сетевого усилителя SU-G30, музыкального сервера ST-G30 и вертушки SL-1200G. Увы, не включенная

Внутри Technics SU-G30 усилитель по 50 Вт на канал и целый список технологий, призванных улучшить цифровой сигнал (JENO Engine, GaN-FET Driver, High-Speed Silent Hybrid Power Supply, Battery-Driven Clock Generator и другие). Рядом стоящий музыкальный сервер ST-G30 умеет бит-в-бит грабить диски на встроенный SSD-накопитель (бесшумный), выдает по USB-подключению PCM до 32 бит/384 кГц и DSD до 11.2 МГц.

Полочные колонки Yamaha NS-5000

Yamaha добавила немного ретро в свой каталог: колонки NS-5000 — как бы наследники выпускавшихся в 70-80-хх годах профессиональных мониторов NS-1000 (внешне похожих на АС90). Компания утверждает, что инженеры не просто взяли разработки тех лет, но добавили новые технологии: сложной формы камеры для СЧ- и НЧ-драйров, мембрана твитера из полимера Zylon и корпус, внутри которого нет параллельных стенок. Несмотря на размер, колонки полочные. Непонятно в этой истории одно: если все настолько хорошо, почему же их не включили на выставке? Европейская цена Yamaha NS-5000 — около 15 000 евро.

Также Yamaha делает ставку на беспроводной (и проводной) мультирум по собственной технологии MusicCast. Если раньше этот протокол поддерживало несколько устройств, типичных для беспроводных многокомнатных инсталляций — компактные колонки, ресиверы и саундбары — то в этом году к ним присоединились Hi-Fi-компоненты и даже пианино.


На фото мультирумный комплект Yamaha MusicCast Chorus, состоящий из трех устройств: саундбара YAS-306 (шесть драйверов, виртуальный звук 7.1), сетевой колонки WX-010 (двухполосная, мощность 25 Вт) и микросистемы Restio ISX-18D с дисплеем по центру, показывающим время. В рамках мультирума устройства играют с сетевых хранилищ (DLNA), есть AirPlay и USB (до 24 бит/192 кГц).

Активная беспроводная акустика BeoSound 1

На стенде Bang&Olufsen главный акцент был сделан на колонках BeoSound 1 и BeoSound 2. Нетипичная акустика: всенаправленная (полуконтрапертура) — ВЧ/СЧ-динамик смотрит вниз на акустический конус-отражатель, нижняя часть отдана под сабвуфер. Тот факт, что за большую часть спектра отвечает один драйвер, сказывается — высоких немного, но такой звук, наоборот, может и понравится за счет мягкости.

Активная беспроводная акустика BeoSound 2

Я бы сказал, что BeoSound 1 и 2 — отличные системы для фоновой озвучки со встроенным источником: есть поддержка сервисов Spotify, Deezer, TuneIn, файлы играет до 24 бит/192 кГц, Google Cast, AirPlay, DLNA, Spotify Connect.

High-End-акустика Heco Dreiklang

Акустика Heco Dreiklang стояла прямо в проходе рядом с открытыми воротами здания — а это как в открытом поле, не считая разве что стенку позади. И когда я подошел к ней в первый раз, местный аудиофил оценивал ее возможности. Меня удивило то, что колонки играли адски громко, но при этом ни единого хрипа: они с легкостью справлялись даже со скоростными дробями бочек неизвестной мне металлической группы.

«Все-в-одном»-система SonoroHiFi (стереоколонка, радио, CD, сетевой функционал)

Очень немецкий продукт — SonoroHiFi (со стойкой 1 700 евро). Это система уровня и типа T+A Caruso, когда в одном корпусе разместили приличную акустику, сетевой плеер, радио и CD-проигрыватель. Играет для однокорпусника хорошо, а выглядит — еще лучше. Однако она крупная — ширина чуть более 50 см. Насколько я понял из разговора на стенде, сама компания Sonoro ранее выпускала только сетевые колонки для установки в номера отелей, а теперь вышла и на массовый рынок вот с такой Hi-Fi-системой.

Портативная беспроводная акустика со встроенным аккумулятором Dali Katch

На стенде Dali царствовала портативная колонка Katch. Эта беспроводная акустика оснащена двумя твитерами и парой СЧ/НЧ-динамиков диагональю 3,5 дюйма: один драйвер смотрит вперед, другой — назад. Мы писали об этой колонке новость, но я не думал, что в реальности она настолько крупная (ширина — 27 см, высота — 14 см) и увесистая — 1,1 кг.

Алюминиевый корпус, кожаная ручка — система получилась брутальной. На месте российских дистрибьюторов я бы продвигал такую вещь в модном ныне милитари-стиле: для мужиков на охоту или рыбалку. К тому же, и звук у нее мощный — она способна играть громко и басовито (для портатива).

Большие телевизоры и очень большие телевизоры

Традиционно на IFA приезжают производители телевизоров и показывают последние новинки и концепты. В этом году главный тренд — HDR, во всех проявлениях. А самой необычной и яркой инсталляцией стал проход, стены и потолок которого закрыты OLED-панелями на входе в павильон LG.

Вход в павильон LG на выставке IFA 2016 оформлен OLED-панелями
Так выглядит россыпь звезд на OLED-панелях

Не думайте, будто компания сделала это только под выставку. В этом году LG продвигает целое OLED-направление в сегменте Digital Signage (профессиональные дисплеи), и часть из них — масштабные инсталляции с изогнутыми панелями. Ранее компания сделала подобный демо-туннель в Сеульской телебашне (N Seoul Tower), и тут не разовый выставочный показ, а демонстрация коммерческого продукта. Не в дома, но — в дворцы.

Дизайнерский телевизор Samsung Serif

Начнем с маленького — дизайнерский телевизор Samsung Serif. Его внешний вид выполнен в стиле serif-шрифта (с засечками) — ровно такого типа, который вы сейчас читаете. Вблизи выглядит опрятно и необычно. Мы привыкли, что сейчас все избавляются от рамки, а тут наоборот, как бы коробка, еще и поставить что-нибудь на телевизор можно — все уже забыли об этой полезной функции старых ЭЛТ-моделей. Компания предлагает три варианта: 40, 32 и 24 дюйма (4К, Full HD и HD Ready соответственно).

Samsung построила на стенде отдельный угол, где показала преимущества телевизоров с квантовыми точками (подобнее о технологии). Чтобы увидеть всю мощь пропаганды, посмотрите ролик, снятый их PR-службой — словно в интерактивный музей попадаешь.

Конечно, все настройки панелей были сделаны таким образом, чтобы показать выгоды QD-подстветки. Но разница мне показалась не настолько убедительной, чтобы захотеть сменить обычный ТВ на «квантовый».

8К-телевизор Sharp LV85001

85-дюймовый 8K-телевизор Sharp LV85001 c IGZO-матрицей. Невероятная четкость картинки и живые, как на проекторе, цвета. Напомню, что в IGZO-матрицах стандартная RGB-структура пикселя дополнена желтым субпикселем. Отчего проработка цветов выходит на новый уровень, особенно желтых тонов — поэтому на таких моделях любят ставить видеоролики с осенними пейзажами. И правильно делают, потому что зрелище получается достойное. Что важно — это не прототип, и поступит он в японскую розницу в октябре по цене около 130 000 долларов.

OLED-телевизоры LG E6 со специальной прошивкой, которая поддерживает HLG

На картинке OLED-телевизоры LG E6 со специальной прошивкой (в продажу они не поступят) c поддержкой стандарта HLG. Это открытый стандарт для телетрансляции HDR-контента, разработанный BBC и NHK — он дает возможность вещать сигнал, в котором содержится как SDR-версия, так и HDR, а телевизор показывает то, на что способен. Смотреть тут особо не на что, обычная HDR-картинка. Что это — HLG, HDR10 или Dolby Vision, я пока не различаю.

Прототипы OLED-телевизоров LG с поддержкой HLG и HFR

А вот теперь самая запомнившаяся мне вещь на IFA. Пара OLED-телевизоров LG (прототипы), которые играют HLG и HFR-видео — снятое и воспроизведенное со скоростью 100 Гц и глубиной цвета 10 бит. Я большой противник технологий, которые делают промежуточные кадры и повышают частоту сигнала, и однажды получил отрицательный опыт похода в HFR-кинозал: вместо кино я два часа разглядывал грим и неестественно гладкие движения героев. Но на этих ТВ трижды посмотрел пятиминутный деморолик. Нет никаких микровременных сдвигов или киношного мерцания 24 кадров — все движения как в жизни. Может быть, деморолик такой удачный, я не знаю, но если технологию доведут до магазинов и производителей контента, то для меня это будет куда более убедительный аргумент в пользу смены телевизора, чем HDR.

Профессиональный двухсторонний OLED-дисплей LG Digital Signage 55EH5C

LG Digital Signage 55EH5C — профессиональный двухсторонний OLED-дисплей. Нова не идея, а воплощение. Толщина этого дисплея — 7,6 мм по всей панели, а не так, как считают в рекламных проспектах — вверху, где ничего нет, телевизор тонкий, а стоит его повесить на стену, как он отъест не меньше 10 сантиметров из-за блока управления. Здесь же панель состоит из двух матриц (спереди и сзади), металлической окаемки и стойки, куда и спрятана электроника. Глядя на это устройство не понимаешь, что им мешает сделать тонкий телевизор, который можно было бы повесить на стене как картину?

4К-телевизор Sony KD-65ZD9

Вот это уже вполне бытовой телевизор — Sony KD-65ZD9. В этом сезоне компания делает на него ставку — 4К-модель с HDR, локальной подсветкой, квантовыми точками, в общем, топовый телевизор для киноманов (в России уже продается по цене 349 990 рублей). В этой модели телевизора Sony представила новую систему локальной (прямой) подсветки Focused Light Beam с увеличенным числом светодиодов (Flatpanelshd насчитали 35x18 зон). Это должно привести к большей контрастности (меньше одна зона — выше контрастность в одном кадре), но полностью от гало-эффекта избавиться не получится.

Сравнение ЖК-телевизора Sony KD-65ZD9 (справа) и OLED-телевизора LG E6 (слева)

Тем не менее, компания в специальной комнате для журналистов провела показ вместе с OLED —первый на моей памяти производитель, рискнувший сравнить ЖК с конкурентным OLED-телевизором. Понятно, что на видах звездного неба OLED легко выигрывал, однако ЖК-телевизор вырывался вперед на светлых сценах: выше яркость — лучше отображаются светлые объекты, а белый тон выглядит чище. Но главное, что хотела показать компания — разница не настолько и велика: если оба телевизора настроены правильно, спутать их будет довольно легко.

Телевизор Sony KD-65ZD, задняя крышка, под которую прячутся кабели

Работает телевизор Sony KD-65ZD на обновленной системе Android 6.0 (и это хорошо), а также у него необычный дизайн задней стенки, и там есть закрывающиеся ниши, куда прячутся провода.

100-дюймовый телевизор Sony ZD9

Огромный телевизор Sony ZD9 с диагональю 100 дюймов. Очень массивный. Я не представляю его даже в большом доме: это скорее арт-объект для конференц-зала в офисе. Показывает он, понятное дело, хорошо — 4К, UHD, прямая подсветка.

98-дюймовый прототип 8К-телевизора от Philips

Прототип 8К-телевизора Philips с диагональю 98 дюймов. Производители, как видим, постепенно готовятся представить 8К-панели в топовых моделях с большой диагональю (похожие прототипы на выставке показали еще Samsung и LG). К чести Philips эту модель я отметил за хороший дизайн — тонкие ножки избавляют зрителя от впечатления, что перед вами не телевизор, а памятник архитектуры типа 100-дюймового Sony выше.

Прототип будущего OLED-телевизора Panasonic

Король киноманских мечтаний — прототип OLED-телевизора Panasonic, который станет топовой моделью линейки 2017 года (полагаю, его анонсируют на выставке CES в Лас-Вегасе). Новинка олицетворяет собой несложную истину: матрица — это всего лишь матрица. Если сравнивать картинку LG и Panasonic, то второй выигрывает, хотя построен на матрице LG. Выигрывает, я бы сказал, с хорошим отрывом. Изображение этот телевизор дает чистое, быстрое и точное. Ждем выхода реальной модели.

Тяжелый вирт

Согласно последнему тренду VR на выставке был повсюду. Каждый показывал свою версию: как минимум — коробка с вставленным смартфоном, максимум — отдельные решения (шлемы).

Виртуальный сплыв по горное реке

Честно признаюсь, на каждый VR-аттракцион (где, например, люди садились в специальные подвесные кресла, в которых их мотало и переворачивало) были такие ужасающие очереди, что я отказался от попыток испытать это не себе. Удалось мне попробовать только Sony PlayStation VR, да и то лишь потому, что я оказался там в момент открытия стенда.

VR-шлем Sony PlayStation VR

Играл в игру Headmaster с незамысловатыми правилами — мячи летят тебе в голову, а ты отбиваешь… головой. Напомню, что это — VR: надеваешь шлем, видишь летящие в тебя мячи, и приходится крутить-вертеть своей головой, чтобы отбить их в нужном направлении, они отскочили и попали в цель. За пять минут качания на стуле в разные стороны я почувствовал азарт, и шлем чуть было не улетел с головы (похвалю тут крепления PlayStation VR). Вещь сногсшибательная: погрузиться в эти виртуальные миры легко, и выходить совсем не хочется.

Экран игры Headmaster. В шлеме пользователь может посмотреть в любую сторону

Однако очень не хватает хорошего качества изображения. Сама динамика игры воссоздана прекрасно: датчики чувствительны даже к малейшим движениям головы, объекты в виртуальном мире стабильны и не перемещаются случайным образом. Но картинка, как и было сказано, слабая. Прекрасно видны пиксели матрицы, настроить резкость трудно — похоже, качественный шлем нужно оборудовать и качественной оптикой с механизмом сдвига линз. Наконец, и это относится не только к Sony — они тяжелые. Голову тянет вперед, и даже наушники не помогают восстановить баланс.

Шлем виртуальной реальности Samsung Gear VR

Похожие ощущения у меня возникли и от просмотра видео в Samsung Gear VR. Напомню, что этому шлему виртуальной реальности нужен смартфон, картинку с которого он делит пополам, чтобы создать объемное изображение. Компаниям следует еще увеличить разрешение дисплеев смартфонов — минимум 4К, тогда подобные VR-шлемы смогли бы показывать лучше.

VR-очки Dlodlo V1

Увидев очки Dlodlo V1 на стенде китайской компании Dlodlo, я подумал, что вот оно правильное решение — удобное, явно легкое и не выглядящее как доспехи. Надел… Очки оказались тяжелые, при резком движении норовили сползти с носа, разрешение дисплеев низкое — 1200х1200, картинка размытая (возможно из-за некачественной оптики), и датчики движения будто притормаживали. Технические нюансы я спишу на прототип от китайского производителя, а вот тот факт, что VR-очки должны обязательно охватывать голову и крепко держаться, советую принять к сведению.

Профессионалы, аудиофилы, нарциссы

На мое мнение, наушников на IFA 2016 стало больше, чем на прошлогодней, и раз в пять больше, чем лет пять назад. Теперь они были практически в каждом павильоне — не было фирмы, у которой в линейке нет хотя бы пары моделей. Вдобавок, небольшие компании заняли отдельные стенды в проходах между зданиями. В общем, понятно, что сегодня это рынок очень живой, а потому выигрывает потребитель, получивший снижение цен и огромный выбор моделей.

Арматурные наушники Audiofly AF1120

Вот, например, наушники австралийской компании Audiofly. Специализируется фирма на профессиональных моделях, но продает их любому желающему. Как бы для всех, но с профессиональным подходом. Из того, что удалось послушать на IFA, арматурные наушники AF1120 понравились мне больше остальных. Хорошая динамика, ровная АЧХ, высокие чистые. Но цена кусачая — 700 долларов, не купил.

На стенде американской компании MEE Audio я провел десять минут, слушая одну модель, — наушники Pinnacle P1. Я долго не мог понять, хорошие это наушники или нет. С одной стороны, на них написано — аудиофильские внутриканальные наушники (динамические), а с другой — они стоят 200 долларов. Вы когда-нибудь видели подобное?


Играли они действительно на аудиофильский манер, АЧХ мне показалась ровной, никаких супербасов или звонких высоких. Мой телефон их не очень-то тянул — лучший результат они показали в паре с плеером на стенде. Хорошая комплектация: девять пар насадок, два плетеных кабеля, а корпуса наушников из литого металла. Чудес, конечно, не бывает, но из того, что я послушал на выставке, в нынешние безденежные времена — это прекрасный эрзац аудиофильских наушников. Другим бы компаниям поучиться — дешево и прилично.

Наушники Aëdle VK-1

Французская компания Aëdle (принадлежат североамериканскому дистрибьютору Rutherford Audio) не пытается предстать аудиофильской, а делает «инструменты для путешествий». В их линейке две модели наушников: накладные VK-1 и вкладыши ODS-1. Последние мне показались интересными: 10-мм драйвер, корпус из алюминиевого сплава T6063, кабель из бескислородной меди. Но главное не характеристики, а то, как они выглядят. Тут я бы сказал, что ребята оставили позади B&O и B&W. Вставка из натуральной кожи, покрытие провода и металлический пульт управления на нем — сделано премиально-премиально. А стоимость — 360 евро.

Живой концерт в наушниках Philips Flite

Концерт в наушниках Philips Flite — гитарист на сцене играет блюз, а люди вокруг сидят и слушают. Никто никому не мешает. Сами по себе наушники Philips Flite (Everlite SHL4805 — 40 евро, Aerolite SHL4600 — 30 евро; отличаются наличием микрофона) относятся к начальному классу, играют нормально, весят мало и удобно сидят на голове.


Наушники AKG N40 — новый топ среди внутриканальных моделей бренда. Внутри арматурный драйвер, а форма корпуса рассчитана таким образом, чтобы их было комфортно носить. Но самое необычное — акустические фильтры в комплекте. На трубке, куда крепится силиконовая насадка, откручивается верхняя «решетка» — это и есть фильтр. В комплекте идет три пары таких фильтров: подъем низких частот, подъем верхних частот, рефересный (что бы это ни значило). На стенде мне не удалось выпросить хотя бы один сменный фильтр, а по умолчанию стоял басовый. Баса в итоге было много, а это, как вы теперь знаете, не очень хорошо.

Сегодняшний флагман AKG — модель N90Q стоит 1500 евро. Это супертехнологичные наушники: оснащены шумоподавителем и алгоритмом, подстраивающим звук конкретно под уши слушателя. Амбушюры покрыты овечьей кожей, а внутри — некий гелевый состав с эффектом памяти, который и форму держит, и мягкий.

Наушники AKG N90Q

Как видно на фото, я оценивал наушники в паре с Pono-плеером. Работа шумоподавителя мне не понравилась: звук сильно искажался, что при таком качестве динамиков сразу же замечаешь. Зато автокалибровка, подстраивающая звук под уши пользователя — изобретение любопытное. В каждой чашке стоит по микрофону, которые замеряют сигнал, сверяют его с исходным и подстраивают АЧХ. После того, как я «замерил» уши, звук реально стал лучше. Однако отключить эту функцию нельзя — bypass не предусмотрено. Кстати, буква Q в индексе модели неспроста — это именная модель Куинси Джонса (Quincy Jones), известнейшего джазового композитора, который работал с половиной джазовых звезд. И в данном случае компания заверяет, что он лично одобрил звучание этих наушников. Невзирая на то, что мое слово не равно слову Джонса, я также одобрил эти наушники. Цена, правда, высокая.

Беспроводные наушники JBL Reflect mini BT

Спортивные беспроводные наушники JBL Reflect mini BT играют, как оказалось, неплохо для своей цены (6 тыс. рублей). Меня особо заинтересовал их крепеж — с его помощью наушники «вворачиваются» в ухо настолько плотно, что держаться там как влитые. При этом нет дискомфорта, как от внутриканальных наушников, и даже немного слышно окружающий мир.

Беспроводные наушники Sudio Vasa

Беспроводные наушники шведской компании Sudio, модель Vasa (цена около 4 500 рублей). Это определенно не про аудиофилов, но про их жен. Элегантный дизайн, хорошие материалы, разнообразные расцветки (включая розовый), управление iOS или Android. Играют мягко, на уровне начального Hi-Fi, высокие чуть подрезаны. Возможно, для такого рода продукта это и хорошо. Как я уже сказал, главное, что внешне они выглядят как приятный подарок.

Британский бренд RHA недавно официально пришел в Россию, поэтому я задержался у их стенда и послушал несколько моделей. Мне приглянулась связка из наушников CL750 (140 долларов) и усилителя Dacamp L1 (550 долларов). Наушники сделаны в корпусе из нержавеющей стали, некой патентованной формы Airphonic, якобы сохраняющей фазу звуковой волны от динамика до ушного канала. Импеданс у них 150 Ом, однако они хорошо играли и будучи включенными в iPhone напрямую.

Наушники RHA CL750 и портативный усилитель RHA Dacamp L1

Но когда я включил в тракт усилитель Dacamp L1, звук стал куда полновесным — с хорошей микродинамикой и запасом мощности. Внутри Dacamp L1 чип ЦАПа ESS Sabre ES9018K2M с поддержкой сигнала до 32 бит/384 кГц и DSD 11.2 МГц, усилитель класса AB, аккумулятор на 4000 мАч. На боковой панели, помимо регулятора громкости, есть еще две ручки темброблока: высокие и низкие частоты, казалось бы, совсем не аудиофильский вариант, но есть вероятность, что рядовым пользователям это как раз и понравится.

Концепт будущего портативного плеера от Pioneer

Концепт будущего топового портативного плеера Pioneer на стенде спрятали под стекло. Рядом стоящая табличка гласила, что новинка играет DSD и MQA (помимо прочего), оснащена двойным ЦАП, дисплеем диагональю 2,4 дюйма, 2,5-мм балансным и 3,5-мм небалансным выходами, слотом MicroSD и Bluetooth-передатчиком.

Концепт будущего портативного плеера от Onkyo

Потом я прошел чуть дальше, и увидел еще один прототип за стеклом, только уже фирмы Onkyo (напомню, что Pioneer, Onkyo и Teac входят в один холдинг). Если посмотреть на табличку, то от предыдущего он отличается встроенной памятью 128 Гб (возможно, у Pioneer забыли указать). Представитель бренда на стенде от комментариев отказался под предлогом того, что это прототипы, и никто ничего толком не знает.

Из музея на выставку

Harman на выставке заняли отдельное «бунгало», куда пускали только по предварительной записи, поэтому условия для прослушивания там оказались чуть лучше, чем на других стендах. Я, например, смог спокойно послушать их новый мультирум Harman Kardon Omni+ (колонки 10+, 20+ и 50+), в частности, старшую систему Omni 50+.

Мультирумная акустика Harman Kardon Omni 50+

Колонки поддерживают сигнал и файлы 24 бит/194 кГц и работают по Wi-Fi в диапазоне 5 Гц (помимо 2,4). К тому же было исправлено много ошибок: по заверениям представителя на стенде, он стал работать стабильнее. В модели Omni 50+ на задней стенке расположен крупный басовый пассивный драйвер, который, кажется, так и норовит выпрыгнуть из корпуса.

Мультирумная акустика Harman Kardon Omni 50+

Сам корпус сделан из прорезиненного материала, приятного на ощупь. Колонка — влагозащищенная (IPX5), удобная для переноски, оснащена аккумулятором. Получился своего рода домашне-огородно-пляжный вариант. Недешевый: европейская цена — 500 евро. Помимо колонок в мультируме в начале следующего года обещаны саундбар Omni Bar+ и сетевой усилитель Adapt+.

UHD Blu-ray-проигрыватель Sony UBP-X1000ES

UHD Blu-ray-проигрыватель Sony UBP-X1000ES, официальный анонс которого состоялся неделю спустя. Будучи на стенде поспрашивал нескольких представителей, но никто не проронил ни слова, что за модель и какие у нее характеристики. Мне сказали, что продукт «секретный», и всем им приказано молчать. Сейчас подробности уже известны, как и тот факт, что Play Station 4 Pro не играет UHD Blu-ray.

UHD BD-проигрыватель Samsung UBD-K8500

А это UHD BD-проигрыватель Samsung UBD-K8500. Как и полагается, помимо дисков играет с сетевых накопителей по DLNA и файлы через USB. На стенде представитель компании говорил, что он правильно воспроизводит 10-битный сигнал и еще поддерживает HDR. Однако крутили на нем только деморолики.

Саундбар Samsung HW-K850

Плеер подключили к саундбару Samsung HW-K850. Габаритная по современным меркам модель — 120х13х8 см. Внутри нее 11 динамиков, работающих в схеме 3.1.2. В комплекте идет беспроводной саб с 8-дюймовым драйвером. И хотя я редко могу сказать об акустике Samsung что-то хорошее, тут отмечу, что играла эта штука громко, внятно и даже нерезко. Из плюсов — поддержка Dolby Atmos, а из минусов — даже в США цена саундбара 1000 долларов.

На стенде Sony показывали экспериментальные продукты в рамках инициативы Future Lab Program, и один из них — носимая акустика N. Это маленькие динамики, которые висят на шее и передают звук в уши. Пользователь слышит окружающий мир, но при этом может еще слушать музыку, подкасты или голосовые комментарии.

Sony Future Lab Program, носимая акустика N

В теории это выглядит интересным (и мы писали о подобных проектах), но когда я надел эту акустику на шею, то понял, насколько практика далека от идеала. Это хуже чем динамики смартфонов — ты слышишь назойливый писк. Если надеть дополнительные динамики, которые подобно наушникам крепятся на ухе, но не закрывают его, то в дополнение к писку услышишь низкий бас. Вот и получается: писк и бас. Даже аудиокниги я бы не смог слушать в таком качестве.

Акустика Glass Sound Speaker LSPX-S1

Еще одна замечательная вещь среди полуконцептов от Sony (полу — потому что уже продается, вот только через Нью-йоркский музей современного искусства) в рамках коллекции Life Space UX — всенаправленная акустика Glass Sound Speaker LSPX-S1. Она стоит в центре фото и выглядит как лампа для пикника. Внутри СЧ/НЧ-драйвер смотрит на акустическую линзу (полуконтрапертура), а верхняя стеклянная часть представляет собой всенаправленный твитер — мембраной служит сама труба. Впервые эту технологию компания представила в системе Sountina в 2008 году. Колонка снабжена аккумулятором на 4 часа работы и поддерживает Bluetooth-подключение. Цена — 800 долларов.

Ультракороткофокусный компактный проектор Sony Xperia Projector

Следующая замечательная новинка — ультракороткофокусный проектор Xperia Projector. Эта штука на любую поверхность проецирует 21-дюймовую картинку (рекомендованная диагональ, можно и больше). Тут стоит пояснить, что LSPX-P1 из коллекции Life Space UX — только проектор, тогда как Xperia Projector — это еще и управление встроенной системой Android при помощи пальцев, которыми можно буквально тыкать в импровизированный дисплей. Яркость низкая, но, как видно на фото, ее достаточно для просмотра в помещении с минимальной внешней засветкой.

Мультирумная система Panasonic SC-All05

Panasonic не мог остаться в стороне от тренда на мультирумное и выпустил систему Panasonic SC-All05. По сути это — компактные беспроводные колонки с аккумулятором внутри, и что еще важно — с защитой от влаги. Поэтому компания позиционирует их прямо — для бассейна, сауны и пляжа. Водяные удовольствия в мультирумном формате.

Вибрационный спикер Panasonic SC-RB5

А вот это устройство Panasonic SC-RB5 я бы акустикой не назвал. Пусть там есть ВЧ/СЧ-динамик, но помимо него — нижняя опора, которая передает вибрации поверхности, на которой стоит. Поставишь на стол — заиграет стол. Компания называет это «вибрационный спикер».

Акустика для велосипеда Jamo DS1

Помимо серьезной акустики компания Jamo выпускает вот такие, я бы сказал, модельки системы R909 (открытая акустика, представленная 10 лет назад и до сих пор считающаяся одной из лучших в этом классе). Внутри есть усилитель и Bluetooth-приемник. Цена — 500 евро. На этом же фото по центру — Jamo DS1. Это акустика для велосипеда со встроенным фонариком.

Стереосистема Gren Media iMediaPro Touch D1-S

Инженеры из американской компании Gren Media придумали оснащать АС встроенным Android-планшетом. Отмечу, что сама колонка звучит на уровне Hi-Fi-аналогов (по паспорту динамический диапазон 90 дБ, искажения < 1%). Сверху в нее встроен планшет с Android 4.2 и 32 Гб памяти, куда записываешь фонотеку и подключаешься к сети — этакий суперуниверсальный источник. Называется это устройство iMediaPro Touch D1-S, и компания считает его революционным, потому что эти инновации им удалось сделать за цену 400 долларов.

Акустические системы Exelway

Представьте, приходите вы в аудиосалон и говорите: «Нарежь мне три метра акустики». Именно таким образом продает колонки корейская компания Exelway. Инженеры освоили производство тонкой (37 мм) и неглубокой (20 мм) акустики, которая собирается из набора ленточных динамиков. Покупателю надо лишь выбрать, какой длины у него будет система. По звуку все просто: меньше длина — меньше баса. Басовые драйверы у них самые длинные — около 20 см, играют от 80 Гц.

Концепт акустики MTX Audio с усилителем MTX iWa250

Компания MTX Audio занимается автозвуком, но на этой выставке они показали концепт из усилителя и полочных колонок для домашнего использования. Последние выглядят как ящики из дерева со вставленными в них автомобильными динамиками. Именно так они и звучат. Усилитель MTX iWa250, как мне показалось, получился чуть лучше. Представитель фирмы на стенде мне объяснил, что они позиционируют его как мультирумный инсталляционный стереоусилитель (50 Вт на канал при 4 Ом), который прячут от глаз пользователя. Но не простой, а с поддержкой AirPlay, DLNA и оптическим цифровым входом. Стоить он будет 350 евро.