Походить, посмотреть и подсчитать (!) участников — все для того, чтобы увидеть последние тенденции. Сколько аналога и сколько цифры? А что с бобинниками? Каково среднее качество звука? Постараюсь ответить на эти вопросы в третьей части репортажа с выставки Munich High End. А еще расскажу про демократичные новинки, прямоприводный тренд и неожиданную акустику.
Ayon
Новинка от Ayon — сетевой плеер S-5 Junior. По «легенде», это более доступная версия S-5 — двухкорпусный аппарат с ламповым питанием и ламповым аналоговым выходом построен на восьми чипах BB1704. Максимальное поддерживаемое разрешение — 24 бит/194 кГц, DSD не предусмотрено. Кроме того, аппарат имеет функции предусилителя и ЦАПа. Впрочем, в этом плане все соотносится с обычным S-5. Только обещают, что будет дешевле.
Из усилителей показали новый интегрированный Spirit V на KT150 — пуш-пульный, без ООС, выдающий 65 Вт в пентодном режиме и 45 в триодном. И второй усилитель — тоже интегрированный Crossfire Evo, однотактный, на редких, но использующихся у Ayon лампах AA62B, выдающий 30 Вт на канал.
Послушать новинки возможности не было — система у Ayon была собрана на старших компонентах. Мне же было особенно интересно познакомиться с акустикой Ayon, потому как у нас пока не было возможности ее услышать.
В некоторые из дней включали собственные Ayon Black Eagle, в другие — похожую по идеологии и использованным в конструкции динамикам Lumen White Light. Звук, кстати, получился схожим — в целом, можно отметить нехарактерную для драйверов Accuton «не-остроту», сочетавшуюся с хорошей динамикой и воздушностью. А отсутствие явной ламповой окраски несомненно порадовало.
J.Sikora
Акустика с говорящим названием hORNS, родом из Польши, и оттуда же проигрыватель винила J.Sikora. Очень складная получилась система — и по акустике, и по подаче. Насколько я понял, усиление периодически меняли, но звучало все хорошо — просто приятно было зайти и послушать.
Кстати, проигрыватели J.Sikora выпускает давно, а собственный тонарм KV12 — 12-дюймовый одноопорник — представили недавно. Но у нас эта техника не встречается, и изучать приходилось только по фотографиям. А проигрыватели хорошие, по крайней мере, в рамках выставочного формата — не придраться.
Отдельно удивила топовая головка Audio Technica AT-ART1000. Я слушал эту модель в разных условиях, но всегда было что-то не так, не совсем идеально. А здесь получилось просто здорово.
Definitive Technology
У Definitive Technology на выставке было два самостоятельных направления: стерео и кино. Хотя у этого производителя многое пересекается. Полочники линейки Demand могут использоваться и для того, и для другого. Напольники BP9080x, старшие в 9000й серии, имеют и активный бас, и направленные вверх под углом динамики для Dolby Atmos и других подобных форматов.
А у модели помладше, BP9040, активная басовая секция есть, а вот модули для Dolby Atmos — отдельные, они легко и быстро устанавливаются на акустику сверху. И так же легко снимаются. Центральные каналы и саундбары тоже присутствуют.
Marantz
Совсем рядом с Definitive Technology (почти что вместе, что логично по причине одного холдинга Sound United) показывали новые модели Marantz. Разделение на полноразмерные компоненты и маленькие CD-ресиверы не ново, а вот разделение самих маленьких ресиверов по функционалу интересно. Здесь или минимализм, или современные технологии.
Например, в модели Marantz M-CR412 есть только привод для CD, радио и усиление — и ничего больше. А у M-CR612 — и USB-вход, и Wi-Fi, а также Bluetooth, Airplay 2, поддержка Tidal, Deezer, Spotify и даже голосовых ассистентов Alexa и Siri. Плюс мультирум HEOS. Вот такое разделение труда.
Похожий функционал, но уже в полноразмерном исполнении, и у сетевого ресивера NR1200, плюс ко всему — пять HDMI-входов и один HDMI-выход. Только построен аппарат в абсолютно узнаваемом «маранцевском» корпусе, имеет привычный функционал типа темброблока, усилителя для наушников или фонокорректора, но при этом — он беспроводной, поддерживает сетевые сервисы и оснащен HDMI-входами.
Onkyo
В целом, как мне кажется, стереоресиверы становятся более популярными и востребованными. Когда-то давно я писал, что во многих случаях, когда хочется объединить кино и стерео, но возможности помещения или бюджет ограничены, лучше не плодить сущности, а поставить на весь бюджет стереопару с нормальным усилителем. Кажется, некоторые производители и покупатели начали размышлять примерно так же.
Модель Onkyo TX-8390 — это именно стереоресивер. Но так же, как в вышеописанном случае, к классическому стереоусилителю, работающему в классе AB, со стандартным функционалом типа фонокорректора, темброблока, ушного усилителя и возможности подключения двух пар акустики добавлен сетевой и беспроводной функционал и пять HDMI-входов. Вот по какому пути пошло развитие. Само собой, многоканальные ресиверы с производства не снимаются — они будут представлены во всех сегментах.
Thorens
После смены владельца и стратегии, у Thorens появилась масса всего нового. Даже планируется к выпуску (и уже сконструирован) серийный катушечный магнитофон Thorens TM 1600. На мой взгляд, самая большая новость — «римейк» Thorens TD124, культового в прошлом аппарата. Предсерийный экземпляр можно было посмотреть и потрогать руками.
Главная разница в том, что вместо сочетания пассика и ролика, как это было раньше, новая версия будет прямоприводной. Внешность же характерная и узнаваемая: рама, в нынешнем варианте выточенная из алюминия, внешне практически полностью соответствует оригиналу, как и классический штатный корпус со скругленными краями.
Органы управления расположены схоже, даже стробоскоп присутствует, правда, сейчас в нем нет прежней необходимости — привод-то кварцованный. Тонарм пусть и похож, например, на TP-25, но это заново сделанный тонарм — из современных материалов и не по старым чертежам. Интересно, что тонарм разработали динамически сбалансированным, как и подразумевалось в прошлом.
Из относительно недорогих проигрывателей также интересен Thorens TD 402 DD, получивший новый тонарм с карбоновой трубкой, встроенный корректор (надеюсь, отключаемый) и главное — прямой привод.
Из аппаратов постарше показали две модели новой 1600-й серии — это классические пассиковые аппараты с традиционным для Thorens субшасси, которое разделяет крепления тонарма и основного диска. TD 1600 — проигрыватель с ручным управлением, а TD 1601 имеет немного автоматики, о которой так часто спрашивали некоторые наши читатели.
Полного автомата здесь, к счастью, нет, но есть оптический датчик, считывающий положение тонарма, поднимающий лифт и отключающий мотор по завершении проигрывания стороны пластинки. Пожалуй, это тот объем автоматики, который может упросить жизнь некоторым владельцам, но никак не влияющий на качество звука. Аппараты 1600-й штатно комплектуются родным тонармом TP-92.
Thorens планирует и дальше присутствовать во всех своих сегментах, от старшего, до младшего (младшего, по своим меркам, разумеется). Последние были представлены обновленным TD 171-1, куда по традиции сегмента добавили отключаемый ММ-фонокорректор и отделку под орех. Кроме того, будет и еще одна новая модель, Thorens TD 148A, и это несколько отдельная сущность. Трехскоростной аппарат с 78-й скоростью и с полным механическим автоматом. Привод пассиковый, а конструкция стола развязана фирменным субшасси. Также у аппарата новый тонарм, частью позаимствовавший детали от TP 92, но с другим поворотным узлом — все таки аппарат снабжен автоматом. Корректора у него на борту нет.
Audioquest
У Audioquest новая старшая линейка акустических кабелей — Mythical Creature. Очень дорогих (таких дорогих у производителя еще не было), сложных, собравших в себе все имеющиеся наработки инженеров компании и кое-что новое, о чем, впрочем, подробно никто не расскажет — технологии здесь не раскрывают настолько, чтобы их можно было понять и повторить.
Деление внутри линейки необычное, есть три серии: младшая Thunderbird, средняя Firebird и старшая Dragon. И все три делятся на подвиды — Zero и Bass. То есть присутствуют разные варианты кабеля для обычного применения и разделения, когда, например, используется биампинг для НЧ- и СЧ/ВЧ-секций акустики. Бивайринговые версии не предусмотрены — только самостоятельное использование или сочетание двух вариантов кабеля при наличии биампинга или двойного комплекта клемм у усилителя.
Проводники выполнены из сверхчистого полированного серебра, а также используется система подмагничивания диэлектрика DBS. Карбоновое экранирование в виде фирменной технологии NDS, направленной на экранирование в широком диапазоне частот, тоже присутствует.
Что интересно: о кабелях не столько рассказывали, сколько показывали в самом прямом смысле — демонстрировали их работу в системе, поочередно меняя кабели, начиная с обычной инсталляционной нарезки и заканчивая старшими акустическими кабелями из старой линейки и модели Audioquest Dragon. Давали возможность послушать одни и те же фрагменты записей. В таких условиях все было очевидно, хотя мне, конечно же, был бы интересен тест в привычных условиях и с достаточным количеством времени.
TuneAudio
Необычные рупоры из Греции — TuneAudio Avation. Весьма монументальные конструкции, учитывая, что акустика трехполосная, и на заднем плане можно увидеть неброские на первый взгляд, но внушительные низкочастотные модули.
Играли с лампой Trafomatiс Audio. Но тут не было аналоговых источников — включали хорошую современную цифру. Надо сказать получился, пожалуй, самый «нерупорный» звук. Бодро и с хорошей разборчивостью играл всякий рок. Для меня эта система стала на выставке показательной в том смысле, что подобные конструкции и системы совсем не обязаны красить, а могут просто здорово звучать на самой разной музыке.
AVM
В массовом сознании эта компания зарекомендовала себя усилителями, а во вторую очередь — цифровыми источниками. Однако некоторое время назад AVM выпустила виниловый проигрыватель — сначала один, потом и второй. Сейчас модели R 2.3 и R 5.3 выглядят более чем завершенными вариантами.
Оба проигрывателя — с фирменной синей подсветкой акрилового диска. Когда я впервые увидел фотографии — показалось вульгарно. Но вживую выглядит скорее необычно, тон и яркость выбраны так, что отторжения не вызывает. В остальном — вполне достойные проигрыватели.
И следом за винилом и аналоговым звуком у производителя анонсирован новый фонокорректор. Раньше уже были варианты — или встроенные, или в виде небольшого блока, но AVM PH 8.3 — уже полноразмерный аппарат, относящийся к старшему сегменту моделей производителя. Жаль, но пока более подробной информации о нем получить не удалось.
Еще одно неожиданное пополнение — активная акустика. В прошлом году показывали сырой прототип, а сейчас уже готовую к продажам модель — Audition AM 6.4. Алюминиевые корпуса, закрытые сеткой динамики, приличный вес конструкций и киловаттная заявленная мощность.
Коммутация с предусилителем предусмотрена балансная, класс работы не указан, но, судя по мощности и по тому, что на корпусе есть сервисный USB-разъем, — скорее всего, это класс D и DSP-процессинг. Хотя, вероятно, и не на все полосы, потому как AVM славится своим хорошим транзисторным усилением и мощными усилителями. К примеру, представленные моноблоки AVM Ovation MA 8.3 и стереомощник Ovation SA 8.3. Моноблоки обещают 1 250 Вт на 8 Ом, стереомощник — по 450 Вт на канал.
DALI
DALI в этом году без новинок (новая встраиваемая акустика не в счет — не тот масштаб), поэтому показывали самое свежее что есть — новые Oberon. В целом, экспозиция несколько выбивалась из формата и явно была ориентирована в том числе и на конечного потребителя. По присутствующей публике было видно, что сюда приходили, в основном, не деловые дистрибьюторы из разных стран, а просто интересующиеся звуком.
Конечно, на эту выставку съезжаются со всего мира и просто интересующиеся, но все-таки чтобы пройтись по самому старшему хайэнду, а тут показывали вещи более приближенные к реальной жизни. С Оберонами все понятно — я их слушал и на производстве, и в Москве — добавить нечего.
Саундбар Katch One, вытянувшийся из обычного Katch, в Москве тоже показывали — не новость. Но вещь явно притягивала внимание — ее ходили слушать, как и акустику. Вот только с новым «кубиком» NAD M10 (цифровой усилитель со стримером на базе BluOS) Oberon показались ярковаты. M10 — интересный кубик, но пару из одного и другого, на мой взгляд, делать не стоит.
Sonus Faber
Sonus Faber в этом году только с одной свежей новинкой — акустикой Sonus Faber Minima Amator II. Как мне показалось, на мюнхенской выставке хоть и показывали эти симпатичные небольшие полочники, акцент все же сделали на старших моделях: Lilium (стояли в паре со старшими моноблоками Dan D'Agostino) и пару лет назад обновленной до второй версии Aida (работала с усилением Audio Research и их же источниками на стенде, где формально представляли просто неприлично дорогие кабели кабели ZenSati) — и это было интересно.
Я помню, что не только на меня первая версия Sonus Faber Aida произвела странное впечатление. А вот обновленная — не просто работа над ошибками, а хорошо проделанная работа. Теперь и некая общность идеи современных Sonus Faber прослеживается, и звук, в целом, на уровне. Правда, по подбору усиления к этой акустике ходило много разной информации — здесь все не так просто.
Были примеры, когда люди ставили в пару что-то формально правильное, мощное, дорогое, а результата не добивались. Тут же пара ламповых моноблоков Audio Research REF160M вместе с родным предусилителем и новым старшим CD-проигрывателем Reference CD9SE сделали все, что нужно. Большой звук в большом помещении — никакой скуки, хорошая эмоциональность и правильный контроль акустики. Можно сказать, что система превзошла мои ожидания.
Wharfedale
Здесь одна премьера и один предпремьерный показ. Первая новинка — Wharfedale Linton — новые трехполосные мониторы в линейке Heritage. Те же полюбившиеся многим формы со скошенной передней кромкой, отделка натуральным ореховым шпоном.
Только если раньше в серии были небольшие полочники, выпущенные к юбилеям компании, то Linton не привязана к какой-либо дате — это реинкарнация модели, имевшей такое же название и выпущенной в 1965 году. Тогда это была очень удачная акустика.
В разработке новой модели поучаствовал Петер Комо (Peter Comeau), главный инженер-акустик компании Wharfedale, который также участвовал в разработке предыдущих моделей Heritage, и модели получились отличными. Лично мне они понравились больше, чем весь остальной современный каталог производителя.
Linton, похоже, окажутся не менее удачными. Стиль выдержан идеально, характеристики выглядят не проблемно для подбора усилителя, конструкция аккуратная. Мелочи типа опциональных стоек, в которых можно что-то хранить, в том числе и виниловые пластинки, тут, конечно, вторична, хотя хорошо проработанные и рассчитанные по параметрам родные стойки весьма важны.
Еще одна новинка — пока что предпремьера. Самая старшая линейка Wharfedale — Elysian. Акустика с крупными ленточными твитерами выглядит и симпатично, и дорого, но первая мысль — «понятно, с кем собрались конкурировать». Что ж, посмотрим, послушаем. Пока подробный состав линейки и прочие детали не известны, но ждать осталось буквально несколько месяцев.
Эпилог: наблюдения и обобщения
В конце описательной части можно попробовать обобщить увиденное и сделать некоторые выводы. Написать про всех или даже про большую часть участников одному человеку совершенно нереально, однако я успел посмотреть 99% выставки, а послушать — все, что мне показалось интересным.
Что заметил по источникам: в массе своей в системах обнаруживаются сочетания типа аналог + цифровой хайрез. Аналог может быть представлен винилом или лентой. Ни одной кассетной деки я на выставке не заметил. Может, где-то и были, но особо эта тема не поднималась.
Поскольку у меня оказалась отснята почти вся выставка, можно сесть и посчитать статистику «покадрово». Если считать по работавшим системам, которые так или иначе можно было послушать, а не только посмотреть, то соотношение между системами, где был аналог, и теми, где его не было, — примерно 2 к 1. То есть на 120 с лишним систем, где слушали винил, приходилось около 70, где аналоговых источников не было.
Просто стоящие вертушки я не считал, как и любую другую отдельно стоявшую и не работавшую технику. Так что с винилом все хорошо. Метаний у производителей, в большинстве своем, стало меньше, и модели часто выглядят более цельными. Все вынуждены друг на друга оглядываться и предпосылок для того, чтобы выдать нечто непонятное, теперь намного меньше. Да и покупатель стал разборчивее — что попало брать не будет.
Основной же тенденцией этого года в виниловом сегменте можно с уверенностью назвать уже случившееся возвращение в массы прямого привода. Я пока не делаю общих оценочных суждений, потому как реализация важнее, чем тип привода сам по себе, но факт нужно отметить. Какое-то время назад еще были дискуссии, однако теперь тренд оформился окончательно — от бюджетного и до самого верхнего сегмента.
Свести статистику по конкретным производителям сложнее, но все-таки с существенным отрывом самыми массовыми проигрывателями на стендах были Transrotor, а самыми встречающимися головками — Ortofon старших линеек. Дальше уже — детали и частности.
А катушечников было, по моим подсчетам, 10 штук, включая прототип Thorens, который не включали, и Studer, который привезли с собой участники от Zavalinka Records (кстати, здесь же была акустика Reezoldini и железо Tarim Audio).
Все остальное — старые Studer и Nagra. Есть вероятность, что какой то аппарат я пропустил, но погрешность тут будет в одну-две единицы максимум. Конечно, еще были аппараты участников, занимавшихся винтажной техникой или продажей лент, но эти экспозиции не входят в основную статистику.
Хотя, например, стенд Hemiolia Records был сразу с четырьмя катушечными аппаратами (кстати, с нашими российскими усилителями S.A. Lab), но продвижение и продажа лент все-таки стоит несколько особняком. Меня же в первую очередь интересовало, насколько производители обычной техники приобщены к ленте и используют ее на практике.
Что касается цифры, у меня сложилось впечатление, что стримеры (сетевые плееры и транспорты), а также устройства со стриминговыми функциями вырываются вперед в сравнении с обычными USB ЦАПами. И в массе своей они неплохо выглядят. Есть ряд компаний, которые подобных устройств не делают — например, у Nagra только ЦАПы. И в чем-то я пока что склонен доверять им больше: в случае потери программной поддержки, не хотелось бы наблюдать за тем, как купленный за крупную сумму аппарат превращается в кирпич.
В остальном, сетевые аппараты и решения на основе Linux явно прибавляют в количестве, часто дополняя функционал ЦАПов. Конструктивно порадовало, что стриминговый «компьютерный» мозг стали чаще делать съемно-апгрейдируемым. Интересно, разовьется ли когда-нибудь это до состояния, когда к аппарату можно будет выбирать одну из нескольких ОС от сторонних производителей и вволю экспериментировать. Впрочем, по сути, получится тот же компьютер, вшитый в тело аудиоаппарата. А мне пока что кажется, что сущности логичнее разделять.
Интересна ситуация с DSD. Вроде бы местами добрались до DSD 1024 (только зачем?) и до раздельных ЦАПов под PCM и DSD в одном корпусе, но ряд производителей, в том числе и больших, развиваться в этом направлении не спешит, совершенно сознательно ограничиваясь PCM, а иногда и вовсе планкой в 24/192. Поддержка Roon распространяется быстрее. Конечно, предположу, что сделать совместимость с Roon или MQA попроще, чем раздельные ЦАПы под PCM и DSD, но какое-то время назад думалось, что вся эта однобитная история получит большее распространение.
Также хотелось бы попробовать обрисовать некие «психологические портреты» современной техники и, в первую очередь, акустики.
Например, заметно, что хоть вся акустика и звучит по-разному, явно кривого не очень-то и много. То есть такого разброса звука, как на РосХайЭнде среди в десять раз меньшего количества участников, тут нет. Одно звучит мягче, другое острее, но даже явно вычурные рупора нередко играют со вполне умеренным окрасом. И уж тем более обходится без обязательной звуковой приправы в стилистике позднесоветской акустики.
Во всем относительно ровный диапазон, хорошие динамика и детальность, нормальная сцена. Различия — в стилистике подачи, в характере, в тех нюансах, которые и делают хайэндное железо индивидуальным, однако индивидуальность эта накладывается не на кривое-косое, а на уверенный, качественный и дорогой базовый уровень. Пожалуй, это мне нравится. Подобрать свой звук в таких условиях проще, чем вечно прорываться через непонятные чересчур авторские «а я так вижу».
Это относится и к более или менее привычной современной технике, но почти в такой же мере и к разным рупорам и лампам. Видимо, красить звук, как и морозить его до пластиково-металлического состояния — уже не в моде. Косвенно это подтверждается еще и тем, что участники в разы больше, чем на наших выставках, ставили хорошо записанную классическую музыку, не боясь последствий, а системы ее неплохо отыгрывали.
В отдельный класс можно выделить системы «все в одном». Начиная от только что представленных Bowers&Wilkins Foundation, и до совсем дорогих Lyravox или давно занявших похожую нишу Grimm Audio. Не просто активная и беспроводная акустика или мультирум, а системы, в которых и свое усиление, и процессинг, все цифровое и с DSP, зашитый стриминг и все остальное — даже радио можно найти.
Таких устройств становится больше, а есть компании, которые подобный подход и вовсе выбрали для себя единственным. По звуку же такие системы нередко похожи. Почти всегда — эффектный, силовой и очень динамичный звук. Иногда настолько, что инструментальная музыка становится не вполне похожей на таковую. Подобные функционально продвинутые устройства не оставляют места для пользовательских заморочек, но по звуку пока что, в массе своей, ближе к идеалу обычная пассивная акустика и грамотно спроектированные и собранные компонентные системы.
Наверняка хайэндный сегмент «все в одном» будет эволюционировать и уже точно никуда не исчезнет, а беспроводного станет только больше, однако более привычные системы пока тоже остаются на своих законных местах и развиваются ничуть не в меньшей степени.
Остальные части репортажа Munich High End 2019: