«Винил Джем» в этом году получился интересным, можно даже сказать, сладким, терпким и насыщенным разными аудиофильскими вкусностями. Показывали много нового, уровень подготовки — не хуже, чем в прошлые разы, даже учитывая сложные условия площадки, было что посмотреть и что послушать. И наверное, можно уже начинать говорить о том, что эта выставка в миниатюре, проводимая несколько лет подряд в салоне «Нота Плюс», становится хорошей традицией.

Система принимающей стороны, салона «Нота Плюс», тоже стала традицией — вы обязательно увидите проигрыватель виниловых дисков производства Michell Engineering (в этот раз была модель Gyro SE с ММ головкой звукоснимателя Nagaoka MP-300) и полный комплект техники AudioValve: фонокорректор, предусилитель, усилители мощности и отдельный усилитель для наушников. А завершит комплект акустика ProAc, в этом году — Carbon Pro 8. Все было добротно собрано и настроено, ровно так, как нужно для хорошего знакомства.

Michell Engineering Gyro SE

Даже кабельную обвязку в некотором смысле я угадал заранее, не изучая программу Living Athmos верхней линейки Ultimate Line. Замечу, что в этом году многие участники уделили внимание всем составляющим, включая кабели, а Living Athmos можно было найти не только в системе «Ноты», но и в системе компании Armada Sound.

У самой Armada Sound, конечно же, в системе были акустика Sonus Faber Serafino, усилитель и фонокорректор Audio Research, и долгожданная премьера — буквально накануне привезенный в Россию проигрыватель Thorens TD 907. Три модели 9-й линейки Thorens были анонсированы еще пару лет назад, но выпуск в серию затягивался по разным причинам. И вот, наконец, можно увидеть не выставочный прототип, а вполне серийный аппарат. Представлять новинку на «Винил Джем» приехал Хайнц Рорер, владелец компании Thorens.

Thorens TD 907

По первому впечатлению это и Thorens в его классических традициях, и нечто совершенно новое, не похожее ни на что ранее выпускавшееся компанией за свою рекордно долгую историю. Внешне мне аппарат очень понравился, а в комплекте с тонармом SME 309 и MC-головкой EMT JSD 5 звук получился с претензией. Но больше о проигрывателе я пока рассказывать не буду, потому как, с одной стороны, он заслуживает более подробного внимания, а с другой — это внимание я рассчитываю уделить ему в процессе отдельного теста.

МС-картридж EMT JSD 5
Презентацию проигрывателя Thorens TD 907 проводит Хайнц Рорер, владелец компании Thorens
Интереснейший артефакт из частной коллекции — полностью отреставрированный проигрыватель Thorens TD 124
Transrotor Tourbillon FMD

Один из интереснейших экспонатов выставки, проигрыватель Transrotor Tourbillon FMD, в своей системе представила компания Alef. Этот аппарат в своем роде — ветеран в классе самых старших вертушек как таковых. Многие вертушки других производителей появились на свет намного позже, да что аппараты, производителей виниловых проигрывателей за это время прибыло заметно, а Transrotor Tourbillon как выпускался, так и выпускается.

Примечателен проигрыватель в первую очередь конструкцией привода, в которой реализованы две очень значимых идеи. Первая — использование нескольких синхронизированных моторов, в данном случае — трех. Даже двухмоторная пассиковая схема при правильной реализации существенно отличается от схемы обычной, одномоторной, и эта разница в поведении привода явно определяется на слух. Вторая идея — бесконтактная передача вращения при помощи магнитной сцепки. На практике получается, что моторы вращают один диск, а он уже вращает диск другой, без механического сопряжения. А привод для любого проигрывателя — одна из основополагающих составляющих.

Впрочем, более подробный рассказ про Tourbillon я оставлю до соответствующего теста. Здесь же пока мне хватило и очередной короткой встречи, чтобы освежить впечатления об этом аппарате. Ну а тем, кто раньше с ним знаком не был, представилась интересная возможность для знакомства.

Transrotor Tourbillon FMD был представлен в связке с «родным» тонармом, который по сути одно и то же, что и SME IV. Головка по форме тоже Transrotor, ну а по сути — Goldring (сделанный в давнем партнерстве двух производителей). Для выставочного формата этот уровень вполне достаточен, чтобы понять, чем интересен проигрыватель сам по себе.

Отдельным интересом для меня оказался ламповый фонокорректор Aesthetix Rhea в самой верхней своей комплектации. Этот экземпляр тоже заслуживает персонального знакомства. А по связке усилителя Ayon и акустики Tannoy — ну какие тут могут быть вопросы? Просто эта связка — неплохой вариант раскрытия сущности Tannoy в сочетании с ламповым, а не с более привычным мне, транзисторным усилением. Хотя и здесь есть чем поинтересоваться — других усилителей на лампе АА62B я что-то и вспомнить не могу.

Систему с проигрывателем Linn LP12 в младшей модификации в этом году разбавили акустикой ProAc. Соответственно, можно было послушать, что же из этого получилось, и насколько такая не монобрендовая связка оправдана. Пожалуй, мне звук понравился больше, чем в прошлом году. Тогда было слишком много фирменного «линновского» звука, не совсем стыкующегося в его нынешнем виде с понятием аналоговой классики, к которой, несомненно, принадлежит проигрыватель — наиболее старый из ныне выпускающихся.

Linn LP12
Pro-Ject The Classic

Проигрыватели Pro-Ject были представлены в разных вариантах, но больше с упором на средний и младший сегменты своего модельного ряда. Послушать можно было и The Classic — аппарат, появившийся в каталоге относительно недавно, но уже заслуживший признание как удачный и сбалансированный по своим свойствам и качествам. Из технических составляющих здесь можно найти и десятилетиями используемое разными производителями подпружиненное шасси, но в современной реализации, и совершенно классическую внешность с отделкой шпоном. Показывали проигрыватель с головкой Ortofon 2M Blue, но потенциально этот несложный и не очень дорогой аппарат можно комплектовать в том числе и приличной МС-головкой — здесь есть где раскрыться ее возможностям.

Pro-Ject Essential. Этот аппарат вообще был подключен необычно — звук был выведен только на наушники, а в качестве связующего звена подключен ASUS Essence III
Pro-Ject Juke Box
Акустика Klipsch и «все-в-одном» Pro-Ject Juke Box. В данном случае это весь состав системы

Кроме The Classic, был и Essential из младшей линейки, и совсем новинка Juke Box – простенький и недорогой аппарат, который только по внешности проигрыватель, а на самом деле «комбайн», оснащенный всем — от возможности аналогового воспроизведения до Bluetooth, да еще и со встроенным усилителем. Конечно, усиление в классе D, но в данном сегменте и в данной концепции это практически единственный возможный вариант. А как неплохой бюджетный и универсальный «все-в-одном» аппарат Juke Box очень даже можно рассматривать. В отличие от многих пластиковых «ящиков» тут все и сделано получше, и нещадно запиливать пластинки этот аппарат не станет.

В системе, представленной Simple Distribution, основой можно счесть акустику Magnat Signature 1105 с необычной схемой из двух купольных твитеров у каждой колонки и проигрыватель виниловых дисков Music Hall MMF-7.3, а вот в качестве связующих звеньев между источником и акустикой выступало несколько аппаратов на выбор: или гибридник Magnat RV 4 со встроенным фонокорректором, или пара из преда и мощника Parasound (у преда Parasound P5 есть фонокорректор).

Music hall mmf-7.3

И был еще третий вариант — недавно привезенные к нам в страну усилители Emotiva: предварительный Emotiva PT-100 и оконечный A-150. И здесь тоже предварительный усилитель оснащен встроенным корректором. Таким образом, в системе было что сравнить и слушать — как в одинаковых условиях показывают себя столь разные аппараты разных производителей. И на мой слух, явного проигравшего в этой системе не нашлось — в каждом случае получился уверенный для своего сегмента результат.

В комплекте от дистрибьютора «Т-Арт» стоял младший VPI — бюджетный проигрыватель с непривычным для VPI карданным (а не одноопорным тонармом) и встроенными не только фонокорректором, но и усилителем для наушников. Еще одна разновидность «комбайна», только в реализации производителя весьма дорогих проигрывателей. Что интересно — аппарат мне показался не только неплохим в общих чертах, но и схожим по стилю и характеру звучания со старшими моделями производителя. И это при явной разнице в некоторых элементах конструкции.

VPI Player

Работал VPI Player в связке с интегрированным ламповым усилителем Trafomatic Audio Evolution Elegance и акустикой Audio Physic Classic 5. Тут можно отметить, что в большинстве своем, в формате выставки, в наиболее выигрышном положении оказывалась или полочная акустика, или небольшие напольники. Да, может быть, о масштабе звука в соотношении с большим объемом помещений говорить не приходится, но вот понять, как же звук локализуется и складывается в цельную картинку проще было именно в случае использования полочной или компактной напольной акустики. И кстати, масштаб у Audio Physic Classic 5 получился неплохой.

Экспозиция «М-Стерео», оказалась, пожалуй, в самых сложных условиях, и не только из-за особенностей формата мероприятия. Крупная акустика Blumenhofer Genuin не помещалась здесь ни в каком виде, это нужно признать. А жаль, эта крупная двухполоска, построенная на основе двухкорпусной схемы, с использованием больших низкочастотников и драйверов в рупоре, в должных условиях могла бы показать себя в намного более выгодном свете. А так — по большей части оставалось разглядывать красивые элементы конструкции и прекрасную отделку.

Audio Exklusiv Die Reference

Среди остальных составляющих системы можно было найти малоизвестную у нас технику Audio Exklusiv — проигрыватель Die Reference, полноразмерные предусилитель Audio Exklusiv P7S и фонокорректор P2, и усилители мощности P14.

Что можно сказать о проигрывателе? Массивный каменный стол-основание, внушительный диск, в котором совершенно точно можно узнать продукцию Scheu Analog, комплектация тонармом SME IV. По конструкции и исполнению проигрыватель выглядит основательно. Про звук ничего плохого не скажу точно, ну а чтобы сказать хорошее — нужны были бы другие условия для озвучивавшей систему акустики, или просто другая акустика.

Да, еще не очень понятной здесь оказалась ситуация с мощниками Audio Exklusiv P14 — быть-то они были, но не работали, а в качестве усилителя в системе использовался ламповик Air Tight, из младших, скромно спрятавшийся сзади за стойкой.

NewArtVinyl в этом году участвовали совместно с другими российскими разработчиками Eridan Audio. От NewArtVinyl в системе стоял старший в модельном ряду проигрыватель BlackCrystal с парой собственных 12-дюймовых тонармов Black Bird, плюс по одному двухблочному фонокорректору на каждый тонарм. Таким образом, виниловый тракт приобрел более-менее законченный вид — так, как его понимают разработчики. Что понравилось — использование двух разных головок на одинаковых тонармах и с одинаковыми корректорами. Это полезно, чтобы иметь возможность даже в условиях выставки попробовать понять разницу и то, способен ли тракт эту разницу явно продемонстрировать.

NewArtVinyl Black Crystal

Вклад Eridan Audio в систему — гибридный усилитель Universe, сетевой кондиционер и, конечно же, акустика Capella.

Что в сумме? Мощный большой звук. Мощный, но не крикливый, без заметных перекосов. А вот детальности и тембрального разнообразия, нюансировки звуку немного не хватило.

Презентация проигрывателей Rega

Проигрыватели Rega — давно классика, как и вся техника этого производителя. К тому же это техника, неплохо существующая в виде монобрендовых систем (в рамках своей идеи и концепции). Вот ее-то и показывали на выставке, в смысле, идею и концепцию, а потом уже технику. В качестве основного источника трудился проигрыватель Planar 6, и, что интересно, в связке с фирменной МС-головкой Rega Ania MC (кстати, интересная новинка), а не с привычными и многим знакомыми головками ММ, и с корректором Rega Fono MC. Кроме того, Регу презентовали активно, подробно, с разбором на детали и с конкурсами по скоростной сборке и настройке.

Дистрибьютор En Trade с завидным постоянством показывает проигрыватель Kronos Audio в виде верхней модели, но тут нет ничего удивительного — интереснейший аппарат, как конструктивно, так и по звуку. Плюс фонокорректор Ayre P-5xe и, из-за долгого отсутствия поставок, почти забытое у нас в стране усиление Perreaux. Но в системе в целом самым интересным я бы счел новую акустику Estelon YB — самую младшую модель производителя.

Kronos Audio

Очень достойный звук — и по разрешению, и по пространственной подаче. Надо понимать, что Estelon — это обычно не просто дорого, а очень дорого, и младшая модель не исключение. Но часто ведь как бывает у производителей: в дорогом сегменте младшие версии стоят все равно недешево, а по звуку сильно уступают. Тут же модель пусть и младшая, но планка качества звучания никуда не провалилась.

В экспозиции компании «Гонг-АВ» было не все так, как заявлялось в программе, но не менее интересно. Костяк системы — не очень крупная акустика Joseph Audio Perspective (подтвердившая то, что в рамках этой выставки небольшим напольникам живется лучше, чем более крупной акустике), усилитель darTZeel LHC-208 и замечательный фонокорректор EMT JPA 66. Ну а дальше все не по предварительному плану...

В работе тонарм Supreme-Analog Tangenta 14" с головкой Transfiguration Orpheus

Проигрыватель Acoustic Signature STORM MK2 с родным тонармом, головкой Acoustical Systems и только-только привезенный в Москву тонарм Supreme-Analog Tangenta 14" (подключенный в связке с Transfiguration Orpheus). Честно говоря, не думал вообще увидеть такую редкость и рассмотреть ее в подробностях. Жаль, что головку EMT JSD VM изучить в первом приближении не удалось — ее не было в составе системы.

А в целом получился интересный, подвижный и живой звук, более масштабный, чем можно было рассчитывать. Даже при некоторых необычных моментах в настройке винилового источника, которые и вовсе мало кто заметил.

Acoustical Systems The Fideles
Transfiguration Orpheus

Система дистрибьютора New Ambience в этот раз удивила своей неконсервативностью. Нет, усилитель и пара колонок (небольшой, но горячий Brinkman и полочники Gauder Akustik Arcona 40) имелись, а вот вертушка была очень редкой концепции — все в одном, но в хайэндном исполнении. Genuin Audio Drive имеет стол с проработанной системой развязки и приличным диском, но рассчитан стол под свой же собственный предустановленный тонарм. К нему прилагается МС-головка на базе глубоко переработанной Denon DL-103, а кроме того, у проигрывателя есть встроенный фонокорректор. Разве что не хватает усилителя, как у Pro-Ject, и цена разительно отличается. Но при всех этих странностях звук у проигрывателя плотный, насыщенный, с хорошей детальностью и отличной динамикой.

Genuin Audio Drive


Штатная головка Genuin Audio Drive

У российского производителя S.A.Lab на стенде все свое: усилители, фонокорректоры, повышающие трансформаторы, даже эквалайзер. Стороннего производства — проигрыватель Michell Engineering, головка Ortofon Cadenza Black и акустика Wilson Audio. Странно, что своих собственных вертушек не было — на выставках они раньше встречались, пусть и в виде предсерийных штучных экземпляров, но выглядели и звучали неплохо.

А у системы в целом (не буду приписывать это обязательно новинкам Hercules Integrated Hercules Phono) звук не задался. Я хорошо знаю, как могут звучать Wilson Audio, «кричать» они не должны. А здесь обнаруживался некий перекос — что в первый день выставки, что во второй. И я не могу списать это на неподходящие пластинки или еще на что-то.

Michell Engineering Orbe SE

Система дистрибьютора CTC Capital — акустика AudioVector SR3 Avantgarde Arrete, усилитель Musical Fidelity NU-Vista 600, проигрыватель виниловых пластинок AVID Sequel SP с тонармом SME IV, головкой Ortofon Cadenza Red и «авидовский» же фонокорректор. Про звук винила здесь сложно сказать что-то новое — все составляющие не новинки, и фирменный почерк у техники AVID очень даже есть. И здесь получилось цельное и сбалансированное сочетание. А вот по остальной системе, пожалуй, вышло самое явное соотношение небольшой в среднем акустики и большого звука. Может быть, даже слишком большого, если можно так сказать.

AVID Sequel SP

Российский разработчик, компания Operly, в прошлом году выступавшая с необычной широкополосной акустикой, в этом году показала куда меньший по размерам, но очень интересный прибор... или аксессуар — я даже пока затрудняюсь его точно определить. Это магнитный демпфер для тонармов, практически универсальный, рассчитанный на разные условия использования. Сделан демпфер внешне качественно, ну а чтобы разобраться в его функционале и непосредственной пользе — понадобится подробный тест.

Очень мне понравился этот маленький, но очень значимый завершающий штрих в виде необычного, но, вероятно, полезного и интересного аксессуара.

Мне сложно судить, насколько в этом году было больше или меньше посетителей, но мало их точно не было. Вот, например, прослушивание проигрывателя NewArtVinyl, и не в самые-самые горячие часы выставки.

Конечно, и разговоров по теме было много, и обмена опытом — на то она и выставка.

Возможно, часть «виниловодов» и ортодоксальны в своих взглядах, но и почти целиком цифровой системе, дополненной компьютером, внимания было достаточно.

Сколько-сколько там в паспорте написано?

А правильная ли это пластинка?

Да и вообще, весело было, весело и интересно. И это отлично, потому как чрезмерная серьезность в нашем увлекательном деле не всегда к месту и времени.