Выставка, проходящая каждую весну в салоне «Нота Плюс», стала хорошей традицией. Уже не приходит на ум спрашивать: «а будет ли в этом году? а кто участвует?» Конечно же, будет, приедут все, кто сможет — как я понял, в этот раз не осталось ни одного свободного места, буквально каждый квадратный метр был занят участниками — но некоторая теснота выставки уже никого не смущает. Кроме того, в этом году в число тех, кто показывал непосредственно аналоговый звук, «просочились» и другие — не совсем профильные, но интересные участники.

Operly

Лично мне приятно видеть на выставках и мероприятиях больше российских разработчиков с самыми разными концепциями. Здесь Operly показали почти систему, потому как к появлявшейся раньше акустике прибавился однотактный ламповый усилитель. Информации о нем пока немного, но сам аппарат присутствовал и работал.

Из винилового тут проигрыватель Rega P6 и ламповый фонокорректор Next Sound (тоже известный российский проект) — отдельные и самостоятельные величины, а у Operly по виниловой тематике есть необычный демпфер, который и был здесь использован.

Отыграла система неплохо, но на фоне общего шума и суеты — не так, как могла бы. Я пару раз был потом в «Ноте», и в тишине звук оказался интереснее. Впрочем, любители широкополосников в самых разных исполнениях, вероятно, согласятся со мной в том, что подобная акустика больше подходит для спокойного уединенного прослушивания. Плюс расстановка и выбор точки прослушивания здесь играют существенную роль. И конечно же, все это только в том случае, если вы любите рупора и широкополосники.

Т-АРТ

Аккуратная и лаконичная система: небольшие напольники Audio Physic Classic 12, интегрированный усилитель Audia Flight Three S и ожидаемая новинка — недавно выпущенный фонокорректор VPI Voyager. Не уверен, что в VPI читали именно мои рекомендации, но похоже одна деталь в корректорах стала встречаться чаще, а именно — два независимых равноконфигурируемых входа.

Так ведь намного удобнее, и владельцы двух проигрывателей (или проигрывателя с двумя тонармами) не ущемляются в выборе, как это часто бывает, когда у корректора по одному входу для MC и для MM. И если владелец захочет две MM или две MC, ему приходится либо покупать два корректора, либо постоянно перетыкать провода. К счастью, как видно, производители стали чаще с пониманием относиться к таким запросам.

В паре с VPI Voyager работала вертушка VPI Prime Scout с головкой Grado. Система понравилась. Аккуратный, но наполненный звук, в котором есть и цельность, но можно услышать и частный вклад компонентов, неплохо сработавшихся друг с другом.

Да и подготовка системы на уровне — подобраны стойки-развязки, кабельная обвязка Purist Audio Design, может, и несколько дороговата для системы, зато точно не работает узким местом. А еще, нужно отметить, что участвовать на «Джеме» все-таки лучше с полочной или такой вот небольшой напольной акустикой.

Armada Sound

В принципе, тут все прогнозируемо: усилители Mcintosh, акустика Sonus Faber, вертушка Thorens TD 905, головка Sumiko. Однако интересного было много. В первую очередь, конечно, акустика. Только что выпущенные Sonus Faber Electa Amator III — необычные, совсем недешевые полочники, конструкцией и стилем отсылающие к традиционным Electa Amator. Самое интересное, что звук понравился даже мне.

Я часто критикую современные Sonus Faber, но эта модель получилась весьма цельной. И идея, и преемственность, и некое новое прочтение. Возможно, звук слишком радостно-воздушный, но все равно цельный и с характером. Действительно, некое связующее звено между прошлым и настоящим.

Вертушка с головкой тоже не менее интересны. Sumiko долго были в потерянно-отсутствующем состоянии на нашем рынке, при том что головки достойны внимания и играть могут очень даже хорошо. А проигрыватель Thorens TD 905, похоже, скоро станет ископаемым артефактом.

По моей информации, 900-ю линейку в будущем снимут с производства по причине сложности и дороговизны, а что придет на смену — пока неясно. На мой взгляд, хоть 900-я линейка не сильно засветилась на рынке и не пробыла на нем долго, конструктивно это не только самобытные аппараты, но и Thorens до мозга костей, даже если они и не похожи на многое другое, что делала эта компания.

Phant Audio

И снова российские разработки. Акустику Phant Audio Model ONE я уже слушал на РосХайЭнде вместе с родным ламповым усилителем Model A28. Тогда очень понравилось, и здесь тоже прозвучало отлично. Участникам более или менее повезло с местом, и можно было расслышать вот это большое и рупорное.

Конечно, рупор немного дает о себе знать, но в целом — отличный сбалансированный звук. Пожалуй, уже того уровня, который можно не то что на «Джеме» показать, но даже и свозить на какую-нибудь международную выставку.

Из нового и интересного в этой системе — ламповый ММ-фонокорректор, который очень приятно не окрашивал звук и играл весьма ровно и чисто. Но самое основное — проигрыватель ABV. Это очень глубоко переработанный винтажный роликовый Elac Miracord, у которого убрали корпус, автоматику, тонарм и многое другое.

Иначе говоря, это не столько переработка, сколько построенный заново аппарат, использующий некоторое количество оригинальных деталей, включая диск, подшипник и систему привода с мотором. Получилось очень неплохо. Хотя я и не очень люблю роликовые проигрыватели, как таковые, однако здесь, похоже, сделали все возможное, чтобы аппарат играл чисто, а не красил. Интересный подход и внешне вполне промышленное исполнение.

Simple Distribution

Почти всю систему собрали из компонентов Magnat. Очень крупная олдскульная акустика Magnat Transpuls 1500. Настолько крупная для такого размещения, что ее пришлось приподнять и наклонить назад, чтобы хоть как-то адаптировать к месту прослушивания. Гибридный ресивер Magnat MR 780 и прямоприводная вертушка Magnat MTT 990.

Не Magnat здесь только фонокорректор Parasound да ММ-головка Sumiko. Звук получился ярким, насыщенным, может, чуть грубоватым, но все равно — со своей идеей и стилистикой. А еще меньше здесь хотелось придираться к деталям, прикинув, что все это весьма бюджетное — стоимость системы меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Gong AV

Вот уж где было полно редкостей и хайэндной экзотики! Огромных размеров ламповый усилитель Aries Cerat Genus, проигрыватель Thales с родным тонармом с изменяемой геометрией, оптический картридж DS Audio, еще один пристроившийся рядом на отдельно стоящей ноге (кто угадает, от какого проигрывателя донорская нога — тот молодец) 14-дюймовый тонарм Supreme Analog Tangenta с головкой EMT. И акустика PBN Audio M2!5.

С этой системой как-то все получилось непросто и неоднозначно. Конечно, столь крупной акустике очень неуютно в ближнем поле, и слушателю тоже приходится выхватывать звук частями. Но кроме того, я думаю, что дело в самой акустике. Она совсем другая, не похожая на то, что обычно можно услышать от изделий PBN Audio.

Обычно это большой, стройный и строгий звук, в котором можно легко представить себе любой жанр — от голосовых напевов до металла и симфонического оркестра. А тут звук получился с какой-то совсем другой идеей, некий большой разухабистый винтаж.

Уверен, что кому-то понравится, но я бы предпочел совершенно любую, но другую акустику этого производителя. Остальные компоненты системы интересны и сами по себе, и вместе, но основной тон очень сильно задавала акустика, а все остальное отошло на второй план.

Overton

Бодренько и весело, а к тому же не очень дорого — вот как можно охарактеризовать эту систему. Акустика Klipsch RP-8000F, которой можно кошмарить соседей, а можно и просто тихонько слушать, бюджетный ламповик Taga Harmony, корректор и проигрыватель Pro-Ject.

Все неплохо сложилось в систему, а вертушку с головкой Ortofon Quintet Black S можно было бы смело помещать в систему и более высокого уровня. Мне здесь был интересен тонарм Pro-Ject S-Shape — все-таки тонармы у производителя, в первую очередь, ассоциируются с карбоном, а тут S-образная классическая конструкция на хороших подшипниках, и это действительно неплохо работало.

Отдельным экспонатом стал проигрыватель Mag Lev — немножко безумный аппарат с реально левитирующим диском. Идея, которая появилась на Кикстартере, и мало кто верил, что она станет серийным аппаратом. Однако стала — можно потрогать, послушать и купить.

Я с этим проигрывателем уже общался, но не настолько плотно, чтобы у меня не оставалось вопросов. Но тут его можно было посмотреть и послушать, что само по себе занимательно. Кроме того здесь, уже традиционно, мыли и чистили пластинки, а а также рассказывали, что к чему, почему и зачем.

Alef Hi-Fi

Средняя, из недавней линейки, акустика Tannoy Legacy Cheviot, которую, кстати, тоже пришлось немного приподнять под комнату, ламповое классическое усиление парой моноблоков Quad QII 80. Плюс очень интересный проигрыватель SME Model 15 (впрочем, я все проигрыватели SME считаю интересными и высоко их ценю) с тонармом SME и головкой Van Den Hul MC 10 Special.

По описанию в анонсе у меня было некоторое предубеждение, что хорошее разрешение, динамика и детальность, которые может выдать проигрыватель, здесь будут несколько нивелированы почерком системы.

Однако получилось все недурно — можно было услышать особенности каждого компонента, да и в целом система получилась сыгранной. Хотя это еще один случай, когда вертушку можно легко переместить в систему намного дороже, и она там не потерялась бы. Ну а Tannoy куда ни поставь — они везде будут задавать тон и показывать характер.

CTC Capital

Компания показала неординарную технику с неожиданным результатом. Акустика в системе — мониторы TAD-CE1, плюс усиление Musical Fidelity Nu Vista 800. Фонокорректор Nu Vista Vinyl, к сожалению, по каким-то причинам оказался незадействованным, а ведь мне его давно хотелось послушать.

Проигрыватель Avid Acutus с тонармом SME 309 и младшей головкой Ortofon из линейки Cadenza работал в паре с младшим корректором Avid Pellar. Пожалуй, использованная головка заслуживала чего-то большего. Но и это не столь существенно на фоне общего результата.

Я уже сказал, что результат оказался неожиданным. Прекрасные мониторы, одни из лучших «полочников» вообще, отменный проигрыватель, тонарм, приличная головка и... ужасный звук. Синтетические нервные верхние частоты, средняя детальность, пластиковый звук в целом. Очень меня все это расстроило.

И кроме как на усилитель, здесь грешить не на что. Корректор, конечно, простенький, но он достаточно честный и такого со звуком сделать не смог бы. А вот с Musical Fidelity после недавней смены собственника, надеюсь, случится что-нибудь хорошее, потому что это уже очень давняя необходимость.

Нота+

Фактически ставшая классикой для «Джема» подборка компонентов от самих организаторов — акустика ProAc Carbon Pro 8, ламповое усиление и фонокорректор AudioValve, проигрыватель Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME-IV и головка Ortofon Cadenza Black. Плюс кабельная обвязка Living Athmos.

Хорошая система получилась, и, хоть тут нет новинок или чего-то откровенно экзотического, играло все вместе по-взрослому. После выставки мне довелось поучаствовать в тесте серьезных головок звукоснимателя, который проводился именно в этой системе (только с другим проигрывателем и тонармом), и все было очевидно, а разница в каждом случае хорошо слышна. Тут, пожалуй, и добавить нечего.

SA Lab

Система с усилителями SA Lab Samson. Очень внушительные по размерам ламповые моноблоки и новый предварительный усилитель. У SA Lab были компоненты и покрупнее, так что скорее что-то небольшое по габаритам здесь стало бы редкостью.

Однако, эти новые аппараты заслуживают внимания. Послушать их можно было в сочетании с проигрывателем Michell Engineering, ММ-головкой Nagaoka MP300 и собственным фонокорректором SA Lab. Не ламповым, как ни странно, а построенном на германиевых транзисторах.

Акустика Rosso Fiorentino Certaldo удачно вписалась в систему. Намного лучше, чем прошлогодний вариант сочетания SA Lab с Wilson Audio. Впрочем, дело тут не в размерах, хотя повторюсь — на мой взгляд, небольшие напольники или полочники на «Джеме» чувствуют себя лучше, — но тут еще и сочетание по характеру звука получилось удачным.

Хорошая детальность, динамика, приличная фактурность звука, что меня несколько удивило, потому как Rosso Fiorentino — куда как более острая и яркая акустика, чем Wilson Audio. Впрочем, система ведь в этом году была другой.

NewArtVinyl и Eridan Audio

Эти две компании второй год выступают вместе. От первых — проигрыватель KingDeck с парой родных длинных тонармов и парой фонокорректоров, от вторых — усиление Universe и акустика Capella. Eridan Audio в этом году и на РосХайЭнде мне понравились — отыграли лучше, чем годом раньше. Здесь же, в целом, можно констатировать — спелись. Во всех смыслах.

С помещением справились так или иначе расстановкой акустики, так что можно было хоть немного отойти подальше и послушать не «пополосно». А в остальном — одно с другим звучит сообразно. Большой звук, на мой вкус, слишком разухабистый, но уже не фамильярный, как это было раньше. В системе нет попыток набить всего побольше, да и головки подобраны приличные — Shelter и EMT.

М-Стерео

В этом году у компании подобралась система из весьма редких и необычных компонентов. В первую очередь, интересно было посмотреть и послушать электронику Thöress, а тут были и фонокорректор со сложной системой настроек, и предусилитель, и ламповые моноблоки — однотакты на 845-х лампах.

Вообще, это очень самобытный производитель, начиная с дизайна и заканчивая схемами и звуком. А акустику Thöress, скорее всего, большинство видели только на фотографиях. Да и электронику тоже — у нас она мало известна.

Дальше по составу системы — уже показывавшийся раньше проигрыватель Audio Exklusiv Die Referenz с тонармом SME. Головка Charisma Audio MC-2 (кстати, большая редкость). Серьезная MC с рубиновым иглодержателем. И акустика Blumenhofer Genuin FS 2, которую тоже редко показывают. Вот только расслышать все это было сложно — крупная акустика с рупорной секцией.

Ее рассмотреть-то получалось только вблизи, а чтобы нормально послушать или сфотографировать, нужно было зависнуть в воздухе. Хотя звук мне показался достаточно прозрачным, но не ламповым в обычном смысле, без теплоты, с умеренной мягкостью. Пожалуй, все это хорошо бы послушать отдельно и в спокойных условиях.

Blade

Компания уже по традиции представила аналогово-цифровую систему с добавлением портатива и наушников. Акустики здесь не было вообще, но можно было послушать винил с вертушки Audio-Technica AT-LP5 с корректором Pro-Ject, усилителем для наушников Fostex HPA-8 MK2 и разными наушниками на свой выбор, в том числе и со своими. А также можно было услышать и цифру, воспользовавшись плеером Astell&Kern A&Ultima SP1000.

Мне же здесь больше всего понравился чемоданчик с набором многократно увеличенных моделей иголок разных типов, используемых в головках Audio-Technica. Прекрасное наглядное пособие, которое многим может объяснить азы лучше, чем сложные теоретические выкладки.

Инфорком

Система, в которой все компоненты — производства компании Rega, кроме тех, что производства Stax, конечно. Можно было послушать Регу, попробовать понять концепцию производителя. Очень здорово, что поставили в систему вертушку Rega P8 в комплектации с MC головкой Rega Apheta 2. Так-то это все звучит заметно поинтереснее, но полностью в рамках идеологии компании.

Ну а Stax, тем более верхние модели, — это всегда интересно. Мало кто из производителей наушников смог занять такое положение в индустрии: сколько бы самых разных наушников других фирм не появлялось на рынке — Stax остается самостоятельной величиной.

CI Group

Компания показала, пожалуй, самую антиаудиофильскую систему на выставке. Простенькая вертушка NAD с головкой Ortofon 2M Red, фонокорректор тоже NAD, цифровой усилитель (он же — цифровой проигрыватель) Bluesound Powernode 2i и миниатюрная полочная акустика PSB Alpha P5, расположившаяся почти что в буквальном смысле на полках, точнее — на большой напольной акустике, послужившей подставками.

Все совсем не дорогое, но функциональное, с бодрым молодежным звуком для тех, кому нужно и в бюджет уложиться, и еще увязать в одной системе винил с цифрой и стримингом. Действительно, антиаудиофильская концепция, но имеющая право на существование.

Ruckus Wireless

Эти ребята «просочились» на выставку совсем не с винилом, а с серьезными Wi-Fi решениями и штатом «врачей-похметологов». Ну а что, кому-то может и понадобилось привести себя в чувства между прослушиванием и заливкой картиночек в соцсети. А тут и то, и другое предлагалось. Впрочем, без шуток, сетевые решения у Ruckus и вправду очень неплохие.

Art Audio Lab

Система, в которой можно было найти совсем необычные сочетания. По всем правилам, тугую акустику ProAc раскачивал ламповый интегрированный усилитель Art Audio Lab. Фонокорректор — тоже Art Audio Lab, ламповый ММ. Вертушка — Michell Engineering Orbe с пока еще мало известным японским тонармом Sorane SA 1.2 и японской же высоковыходной MC-головкой звукоснимателя Hana EL.

Вещи совсем мало известные на нашем рынке. Тонарм даже просто рассматривать приятно — конструкция у него не совсем обычная, но продуманная. А в остальном — необычное сочетание компонентов, которое маловероятно где-то еще встретится и редкости, которые всегда полезно увидеть и услышать.

Zavalinka Records

Аналог в виде ленты и катушечного магнитофона тоже на выставке был. На нем крутили ленты Zavalinka Records, в том числе только что выпущенный на бобине альбом Евгения Маргулиса «7+1». Тут вроде бы и комментировать нечего — просто интересно.

Slonov Sound Design

У Алексея Слонова пополнение в каталоге. Теперь кроме известной уже многим активной акустики и систем питания появилась собственная линейка кабелей, пока что межблочных и силовых.

Логично же, что производитель активных акустических систем доберется до акустических кабелей, не нужных ему самому, только в последнюю очередь. Но Алексей пообещал, что кабели будут. Возможности оценить на слух в рамках «Джема» не было — только посмотреть-потрогать. Очень аккуратные внешне изделия, только крайне жесткие, потому как сделаны они на основе моножилы.

В общем, все прошло совсем не скучно! Хорошо бы повторить!