Хоть аудиопродукты в этом году неожиданно составили довольно большую часть берлинской выставки и встречались в самых разных местах (без наушников и умных колонок нынче ни одна приличная компания не обойдется), однако по-прежнему телевизоры — это главный драйвер, который ведет за собой остальной отряд домашней электроники. Именно они занимали центральные позиции и огромные площади павильонов. И небезосновательно, скажу я вам.

Samsung: все только начинается

Так как само приглашение на выставку мне вручила Samsung (более того — пригласила на ряд презентаций, куда не попасть простому смертному), то начну я повествование с новинок, представленных этим брендом. К тому же Samsung не первый год удерживает первое место по продажам телевизоров в мире, благодаря агрессивному внедрению всяческих инноваций — они успевают стать первыми практически во всех «телетехнологиях» — и не менее агрессивной маркетинговой политике.

По итогам последней мы все прекрасно знаем о QLED-телевизорах, которые показывают лучше, чем просто LED. Не многие догадываются, почему, но вот вам наша статья еще 2014 года, которая объясняет принцип работы этой технологии (вкратце: это тип фильтра подсветки, который позволяет получить широкий и точный спектр, а значит — расширенный цветовой охват, насыщенные и корректные цвета).

Однако в этом году компания не стала делать упор на квантовые точки, а решила показать себя лидером 8К-революции и заодно отметиться достижениями новых процессоров.

Итак, Samsung на IFA показала 55-дюймовый 8К-телевизор. До этого минимальная диагональ для этого разрешения составляла 65 дюймов, а это значит, в новинке пришлось уменьшить размер пикселя — фактически, матрица стала ближе к ретина-дисплеям.

Казалось бы, человеческий глаз не различит столь мелкий пиксель с обычного для просмотра расстояния и не увидит разницы между 4К и 8К. Однако тут весь вопрос в том, что называть «обычным расстоянием». Вдруг вы хотите смотреть 55 дюймов в метре от экрана? Теперь это станет возможным и должно быть приятным (только приглушите яркость). Для игр и работы на компьютере это тоже довольно любопытный вариант.

Однако, что получилось в итоге, я сказать не могу, потому что некими дизайнерскими силами 55-дюймовый телевизор был поставлен на «вершину горы» композиции на стенде, и тут я бы HD от Full HD не отличил (см. на фото). Так что надеемся на возможность протестировать новинку по мере поступления ее в продажу.

О том, почему 8К так необходимо, и его видно без учета «физики и максимального разрешения человеческого зрения», компания сделала любопытную презентацию, где на двух телевизорах (4К и 8К) запустили тестовые статичные и динамичные паттерны. Самый наглядный пример — тонкая диагональная линия движется по кругу, как часовая стрелка. Тестовый исходник — 4К, т.е. 8К-телевизор работал с апскейлингом.

Тут-то мы и узнали, что для расчета места и движения следующей точки приходится опираться на существующую «матрицу», и если она мелкая, то дискретность движения выше, а значит выше и плавность его отображения — больше переходных ступеней. Грубо говоря, линия на 4К-телевизоре скачет и как бы немного ломается по ходу движения, а на 8К — плавно передвигается и сохраняет форму. Тест, хоть он и синтетический, очень наглядно демонстрирует, что динамичные изображения с выраженными контурами на 8К выглядят заметно четче.

Там же показали еще несколько любопытных паттернов с разными фигурами и решетками, и все они вели к одной простой идее, что любое перемещение диагональных линий (а это и все круглые объекты) как в случае апскейлинга (масштабирования), так и при воспроизведении родного разрешения легче и естественнее выглядит на 8К-телевизоре. И совсем не нужен орлиный глаз, чтобы это увидеть.

От себя замечу, что на тестовых телевизорах были выключены технологии обработки динамического изображения — по словам представителя, они могут вести к побочным эффектам и для чистого эксперимента не пригодны. Зато рядом показывали как раз эти самые алгоритмы, призванные улучшить динамичные сцены (фотографировать запретили, потому что там присутствовали модели конкурентных компаний).

Лично я себя не отношу к любителям этого безобразия, и мы не раз писали, что лучше выключить эту штуку вообще, а на нынешней выставке несколько производителей (Samsung пока не в их числе) даже заявили о поддержке «кинематографического режима», где подобные технологии будут выключены по умолчанию (правда, голливудские режиссеры хотели, чтобы этот режим был включен по умолчанию, но этого нам не дождаться, потому что на витрине магазина телевизор с регулировкой под кино выглядит бледно).

Однако отмечу, что показанная Samsung функция Auto Motion действительно оказывается полезной для просмотра спортивных передач, и, что важно, практически ушли в прошлое проблемы с неравномерностью динамической отрисовки промежуточных кадров. Теперь мяч, например, летит плавно, ноги футболистов не пропадают, а контуры не двоятся.

А вот с апскейлингом компания расстаралась по полной. Всем понятно, что 8К-контента мы можем и не дождаться вообще, поэтому качество масштабирования с более низкого разрешения выходит на первый план — ведь в итоге именно по работе таких алгоритмов большинство пользователей будет оценивать качество работы телевизора.

На фото вы видите пример демонстрации возможностей: один и тот же сигнал с разрешением от SD до 8К выводится на два 4К- и 8К-телевизора. Эксперимент хоть и немного синтетический (контент — качественная съемка природы, а такое видео всегда выглядят чуть лучше того, что зритель будет смотреть 99% времени), тем не менее, очень интересно было понажимать на эти кнопки. С расстояния в пару метров различия FHD, 4K и 8К не так велики, но все равно заметны. Мне показалось любопытным, что 8К-контент на 4К-телевизоре выглядел лучше, чем на нем же 4К.

Отмечу, что теперь Samsung, как и другие производители, заявляет использование искусственного интеллекта в алгоритмах апскейлинга, который «обучили на более чем 10 млн контентных единиц». Другими словами, он понимает, что вот это — дерево, посему рисовать дополнительные пиксели нужно с учетом, например, строения коры. Насколько это в действительности работает, сказать сложно, но как факт — претензий к технологии масштабирования у меня не возникло даже при дотошном просмотре.

Следующая очень интригующая презентация — работа с HDR-видео. На фото выше вы видите пример работы софта по яркостному мэппингу и мастерингу. Обратите внимание на черно-белое окно на правом мониторе — это карта яркости, которая и поступает на телевизор в виде метаинформации в рамках протокола HDR10+. Монтажер может довольно гибко ее менять, управлять как общим яркостным диапазоном, так и отдельными сегментами (таблица-матрица справа на мониторе). Изображение при этом меняется драматически.

Лично для себя я стал лучше понимать, что HDR в видео отличается от фотоверсии в первую очередь тем, что это управление диапазонами яркостей в определенных фрагментах картинки. Монтажер может менять «границы», за которые не выйдет конкретный элемент изображения, сужать их или, наоборот, расширять, но главное — перемещать и устанавливать его медианную яркость. В общем, все довольно сложно, но если потрудиться, эффект получится впечатляющий.

И еще одна встреча с отделом разработки линейки дизайнерских телевизоров Samsung Serif и The Frame. Первые обладают оригинальным корпусом (сбоку напоминает заглавную букву «I» в шрифте с засечками, т.н. Sans Serif). Явно полюбится кошкам — есть, где полежать. Ну и вообще можно телефон положить или кактус поставить — оформить в стиле советского интерьера.

Оказывается, столь необычный внешний вид придумали известные дизайнеры братья Буруллеки (фирма Bouroullec), которые два года ездили в головную штаб-квартиру и обсуждали разные варианты, пока их не осенило. Оба пропагандируют нейтральный минималистичный дизайн.

На выставке компания показала дополнительные цветовые отделки телевизоров Serif, но из пятерки новых в продажу добавят только два — которые посчитают самыми востребованными.

Наконец, эта новинка меня интересовала больше других — панели The Wall. Та самая MicroLED-технология, которая по прогнозам перевернет мир в ближайшее десятилетие (подробнее о технологии читайте здесь). Она придет как в малые экраны (Apple планирует заменить ими OLED-дисплеи телефонов), так и в большие. Точнее — в огромные.

Сама по себе такая панель составная, но бесшовная. Хочешь 100 дюймов, а хочешь — 500. И в любом соотношении сторон. Только одна проблема: золотой слон и то дешевле обойдется — цены начинаются где-то от полумиллиона долларов за экземпляр. Но все говорят, что пройдет несколько лет и они станут более доступными.

На IFA получилось поизучать их поближе, и скажу честно — какого-то особого восторга я не испытал. Дисплеи и вправду огромные, а никаких пикселей не видно, даже если подойти вплотную. Яркость очень высокая, контрастность — тоже запредельная. Но на выставке панели были настроены, я бы сказал, посредственно. Видно, что из самой технологии можно выжать больше, но в рамках демонстрации компания сделала, чтобы поярче — как в магазине. Тем не менее, будущее больших панелей от 100 дюймов, можно сказать, предопределено. И все только начинается.

Про контрастность и размеры

Вот за что я люблю людей, так это за то, что они всегда найдут еще один хитрый способ достичь желаемого. Я думал, что ЖК-телевизоры уже на исходе, лучшей картинки от них не добиться, а тут раз — и найдись человек, который сказал: «А давайте поставим две матрицы подряд, первая будет черно-белой и перекрывать подсветку». В итоге мы получаем дополнительный диммирующий фильтр и возможность гораздо эффективнее заблокировать «просвет» ячейки. Гениально!

Когда я подошел к прототипу Panasonic Megacon, честно признаюсь, я подумал, что компания представила тот самый плазменный телевизор, который когда-то назывался Pioneer Kuro. Сочная, контрастная и очень, я бы сказал, аналоговая картинка. И яркая, реально яркая. Все то, за что мы любили плазму.

Если для OLED яркость — это проблема, то тут подсветка работает на полную. Добавим к этому любовь инженеров японской компании к «киношной» картинке, и получается замечательный телевизор, за который хочется отдать деньги вот прямо сейчас. Увы, прототип. Но цена обещает быть менее кусачей, чем OLED.

Об этом я узнал на стенде компании Hisense, также показавшей ULED-телевизоры, сделанные по принципу Dual LCD. И это коммерческие модели, которые можно будет купить в скором будущем. Даже на фото видно, насколько чернее фон на дисплее справа. Однако инженеры Panasonic в компании Hisense не водятся, поэтому картинка хоть и поражала своей контрастностью, но была куда более «витринной», а значит в холодных тонах и звенящими контурами.

Зато на вопрос о вероятной стоимости представитель компании ответил, что по затратам панель становится дороже примерно на 20%, и это та разница в цене с обычным ЖК, к которой они стремятся и со временем (конечно, не в первый год продаж) надеются достичь. Т.е. скоро мы сможем купить телевизор с крутой контрастной картинкой по цене близкой к обычной модели.

Один нюанс: если вы думаете, что задняя черно-белая ЖК-панель такого же разрешения, как и наружная с цветовыми фильтрами — то вы ошибаетесь. Hisense заявляет более 1 млн «точек подсветки» для 4К-телевизора, у которого 3840х2160 ≈ 8 млн пикселей. Тогда как Panasonic пишет, что они поставили монохромную 4К-панель и решили проблему смещения и засветки соседних пикселей. Как видите, технология одна, а модели уже начинают делиться на «покруче» и «попроще». Тем не менее, запомните термин Dual LCD. Эта технология вернула мою веру в будущее ЖК-телевизоров.

OLED хоронить, конечно, рано, и вот почему. Новый 88-дюймовый 8К-телевизор от LG. Телеэкранов лучше этого я до сих пор попросту не видел. Контрастность, цвета — запредельная роскошь. По «непроверенным сведениям из надежного источника» это все потому, что LG произвела эту панель на линии нового поколения (до этого матрицы шли одни и те же несколько лет подряд), и технология доведена до ума. Надеюсь, что совершенству нет предела, однако OLED-дисплеи, похоже, установили новый рекорд.

Если не телевизор, то вот, например — DLP-проектор JVC LX-NZ3. Лазерный источник света — 3 000 люмен, псевдо-4К (физическое разрешение матрицы — Full HD), бесконечная динамическая контрастность (лазер, как вы понимаете, не проблема выключить), хороший диапазон сдвига объектива, компактный корпус, и главное — цена в России будет менее 300 000 рублей.

Конечно, это не топовые модели D-ILA, однако для этого класса проекторов он показывает хорошую картинку (даже при засветке на выставке она была достаточно сочной) с грамотной (все-таки JVC) обработкой и правильным подходом к настройке.

Если нужен большой экран в гостиную, то вот аж 120-дюймовый ЖК-телевизор от Sharp. Помимо размеров, отличается трепетным отношением к желтому цвету и умению его воспроизводить так, будто это OLED. В остальном, правда, это традиционный ЖК-телевизор. Просто уж очень большой.

Полагаю, можно говорить о новом тренде — появлении китайских производителей телевизоров на мировом рынке. Причем они уже производят качественные телевизоры, не уступающие корейским, японским и даже европейским «оригиналам».

Вот фирма Konka. В ее каталоге модели в алюминиевых корпусах, матрицы вписанные в изогнутое стекло, 8К- и OLED-телевизоры, Android повсюду и вполне себе приличное качество картинки.

8К ЖК-телевизор Metz (он же нынче Skyworth). В отличие от вышеописанного Sharp компания не кичится, что это первый в мире 120-дюймовый 8К LCD-телевизор. Если вы посмотрите внимательно на фото и найдете между ними отличия — поздравляю. Я не смог (лейбл не в счет).

Аудиовсячина

Большую часть аудиотехники описал в своем репортаже @JZar: часть 1 и часть 2, — я же хотел поделиться еще несколькими находками.

Вертушка Dual Primus Maximus. Ограниченный тираж — 100 штук. Тяжелый стол из МДФ, алюминиевая пластина в основании, прямой привод, новый тонарм и цена в 7 000 евро.

Британский бренд GPO Retro нацелился покорить потребителя, жаждущего открутить время назад. Тут целая стена разноцветных кассетных бумбоксов, кассетный портативный плеер и даже дисковый портатив.

Магнитола Crosley CT200. Я даже смог ее включить и немного послушать радио. Как играет, мне не понравилось. То ли я слишком молодой для таких вещей, то ли слишком старый.

Мини-проигрыватель Crosley RSD3 вживую выглядит еще более мило, чем на фото. Прекрасный, я считаю, подарок меломану, особенно если добавить туда пару пластинок.

И если продолжить тему подарков — миниатюрная рупорная колонка Neon MS125. Удивила она меня не столько своей ретровнешностью (подобного, как вы понимаете, на выставке было очень много), а тем, что удивительно приятно и мягко играла. Ни баса, ни высоких там нет, однако серединка довольно чистая. Не знаю, как им это удалось.

Скучаете по 90-м? Вот вам CD-башня от компании Muse (модель M-1325 BTC).

Наушники для спорта — коллаборация Adidas и Urbanears. Выглядят очень стильно, играют очень уж просто.

Очки Huawei X Gentle Monster со встроенными динамиками с костной проводимостью. Полное разочарование. На шумной выставке не слышно практически ничего. Сам по себе звук чистый и даже есть немного высоких (баса нет вообще), но вялый и лишенный энергетики. Как гарнитура для телефонного разговора может быть и сойдет, но для музыки даже «белые наушники» в сравнении с этими очками покажутся хэйэндом.

К вопросу о «белых наушниках». Пусть лучше они остаются белыми.

Прелестные колонки-светильники от китайской компании Mooni. Довольно неплохой окружающий звук и приятный дизайн.

Удивление года. Настольная хайэндная акустика Sony SA-Z1. Оказывается можно сделать колонки, которые с полуметра (или даже ближе) будут играть так, будто бы за ними стоит масштабная и очень серьезная по всем компонентам аудиосистема. Звук очень четкий, прозрачный — будто бы в наушниках, но не как у магнито-планарных систем, а с полноценной динамикой. Стоят, увы, недешево, но если будет возможность — обязательно послушайте, получились действительно интересные колонки. Аж с тремя твитерами.

Полной неожиданностью было встретить на выставке стенд немецкой таможенной службы, выставившей разные подделки — видимо, найденные и конфискованные при пересечении границы.

И напоследок, Yamaha на своем стенде организовала чисто аудиофильское представление. Вместо того, чтобы записывать музыкантов, потом обрабатывать звук и пытаться его донести в первозданном виде, можно ведь просто взять, записать в нотах, что играют музыканты, а потом механический робот воспроизведет все ноты ноль в ноль.

Компания поставила автоиграющий рояль и барабанную установку. Вместе они играли энергичный джаз (позади на дисплее показывалось видео музыкантов, которые изначально исполняли эту композицию), уровень музыкантов — высочайший, и это было хорошо слышно. Если закрыть глаза, то даже мысли не закрадется, что это запись. Все вживую. Все честно.