На этой выставке представляют свои продукты более 50 участников из более 40 стран. И каждый из них создает аудиотехнику, которая отвечает его идеям об идеальном звуке. Настоящий High End, красивые дизайнерские решения, возрождение и большие перемены — во второй части репортажа.
VPI
VPI в этом году выступила только с одной новинкой, но очень важной. К своему 40-летию компания выпустила проигрыватель VPI HW-40. Надо сказать, что прямоприводный аппарат и раньше был в каталоге бренда — это Classic Direct, который, собственно, и стал основой для юбилейной модели. В этом случае прямой привод существенно переработали и поставили 12-дюймовый тонарм Fatboy Anniversary со внутренней проводкой кабелем Nordost и обновленной системой регулировки по высоте.
Кстати, VPI весьма строго ассоциируется с одноопорными тонармами, однако эта модель имеет карданный поворотный угол. А также трубку, отпечатанную на 3D-принтере (с этим методом производства компания начала экспериментировать уже давно).
VPI HW-40 был на выставке в двух системах. Играл достойно — так VPI раньше не звучал. Остались масштаб и обстоятельность звука, но такой точности и аккуратности я от их проигрывателей не слышал, разве что от старших моделей (но все-таки и там несколько другой звук).
Еще одна мелочь, которую сложно было ожидать: пылезащитная крышка у VPI HW-40 — съемная, на петлях и входит в базовую поставку.
Lumin
Lumin показывали полную систему, разумеется, кроме акустики. У нас компания известна больше как производитель цифровых стриминговых источников, но кроме того у компании есть свой усилитель мощности с простым названием — Lumin Amp.
Необычно, что компания, специализирующаяся на цифровых источниках, выбрала для своего усилителя классические схемы: транзисторный аппарат, работающий в классе AB, с нормальным тороидальным трансформатором в блоке питания.
Тем не менее, демонстрируемая система была заточена исключительно под цифровой звук. Предусилитель и источник — сетевой плеер X1, а к нему в мостовом режиме подключены пара усилителей. И акустика Vimberg Mino. Звук, хоть и шел с цифровых источников, получился промыто-чистый с хорошо слышимой спецификой разных записей, но в то же время — без резкости или колкости. И явно скоростное усиление.
Silbatone Acoustics
Система Mirrophonic M2 на винтажных Western Electric, плюс современная, в том числе ламповая, техника Silbatone Acoustics и необычная сдвоенная вертушка с тонармами Thomas Schik. Тонармы мне были знакомы и раньше, но вот все вместе и в целом — нет. Размеры системы, которой потребовался большой зал, впечатляют.
Очень интересно звучащая середина, динамика на уровне, достойная подача старых записей, но в целом — винтаж в квадрате. Края диапазона далеко не идеальны, есть окраска, и масштаб — не менее эффектен, чем размеры системы. Вот только, когда вдруг в воздухе перед слушателем начинает летать солирующая скрипка длиной метра в два — и именно летать, перемещаться челночком в пространстве — становится уже сложновато воспринимать музыку, а не отдельные звуки.
Cabasse
У Cabasse тоже заметно явное развитие по пути активного-беспроводного-цифрового аудио. С цифрой, встроенным усилением и разными DSP производитель экспериментирует уже несколько лет, но сейчас это направление предполагает не только активную акустику, но и интегрированную функцию источника: мультирум и управление. Классическая корпусная акустика у производителя никуда не исчезла, культовые «шары» типа La Sphere тоже, но в первую очередь на выставке показывали The Pearl.
Симпатичные внешне шарики, которые могут работать самостоятельно, парой, в стереорежиме или интегрироваться в мультирумную систему. Внутри три полосы, фирменные коаксиал и басовик, мощное цифровое усиление, всевозможные беспроводные возможности и, что отдельно заинтересовало — более широкая поддержка стриминговых сервисов, чем у многих хайэндных стримеров.
Заявлены Spotify, Qobuz, Napster, Deezer, Tidal. А кроме того — аналоговые и цифровые входы и даже работа с USB и сетевыми хранилищами, а также разными типами файлов до 24/192. Только про поддержку DSD я ничего не нашел, остальное есть.
Играет The Pearl очень энергично. Ярко, сочно, напористо и исключительно эмоционально.
Bowers & Wilkins
Самостоятельно в этой выставке Bowers & Wilkins не участвовали, но во время проведения устроили отдельную презентацию своей самой главной новинки — линейки Formation. Надо сказать, что это очень амбициозный и яркий проект. Только сейчас сподобиться выйти на уже плотно заполненный рынок активной и беспроводной акустики — для этого нужна определенная смелость.
Впрочем, это же Bowers & Wilkins, а не кто-то еще. Крупная компания, могут себе позволить. Однако ведь нужно показать нечто необычное. Очередным саундбаром сейчас сложно кого-то удивить.
Formation — это не только саундбар или активная акустика, это новое семейство, и начинается оно не с отдельных моделей, а с технологий. В первую очередь, это исключительно быстрая передача данных между устройствами, не привязанная к домашнему Wi-Fi — фирменная технология.
То есть аппараты общаются между собой в своей собственной цифровой беспроводной среде. И делают это быстро, что особенно важно при синхронизации стереосистемы. Временную задержку в одну микросекунду на старте синхронизации и воспроизведения заметить крайне сложно.
Второй момент — хайрез. Все устройства рассчитаны на данные в виде 24 бит/96 кГц. Плюс полная мультирумная совместимость всего со всем внутри семейства, управление из удобного приложения как для iOS, так и для Android, поддержка Roon, Airplay, Spotify и Bluetooth aptX HD. С точки зрения технологического наполнения выглядит все очень здорово.
Внешне продукты выглядит просто отлично. Вот чего я не мог ожидать от Bowers & Wilkins, так это линейку с отменным, несколько даже скандинавским дизайном. Конечно, в сети фотографий уже хватает, и на сайте производителя есть отличные презентации, но вживую все это выглядит еще интереснее. Общий вид, качество материалов, фактуры, обработка деталей — очень хороши. Все-таки для этого класса устройств дизайн и исполнение крайне значимы.
В линейке представлена активная двухполосная акустика Formation Duo — внешне она как раз ближе всего к классическому хайэнду в целом и к привычным Bowers & Wilkins в частности. Двухполосные полочники, увесистые, с узнаваемо вынесенным наверх и традиционно мягко развязанным с кабинетом твитером.
Твитер от 700-й серии, СЧ/НЧ-динамик — из Continuum, отлично показавшего себя в новых линейках классической акустики. Плюс активное и беспроводное наполнение. Пополосное цифровое усиление мощностью по 125 Вт на полосу.
Formation Bar — по сути своей, саундбар, и в отличие от акустики у него даже предусмотрен оптический вход. Но в остальном ему присущи все свойства семейства Formation — активный, беспроводной, с такой же быстрой синхронизацией по собственному беспроводному интерфейсу и поддержкой хайреза и сетевых сервисов. Внутри — девять динамиков и шесть усилительных модулей по 40 Вт.
Formation Wedge — музыкальная система заполняющего звука. Нечто, похожее то ли на раковину, то ли на художественно выполненный многогранник, который можно установить или на стол, или полку, или на собственные изящные ножки. Красивая вещь. Внутри — три полосы, два твитера, два среднечастотника и басовик. А также пополосное усиление.
Formation Bass, как можно сразу догадаться, — это сабвуфер. Тоже активный, тоже беспроводной и отлично вписанный в линейку по стилистике. Два динамика, направленные вбок, усиление по 125 Вт на каждый и диапазон от 20 до 150 Гц.
И в качестве завершающего дополнения к линейке выпущен беспроводной хаб Formation Audio. Небольшая аккуратная коробочка, снабженная ЦАПом и АЦП, аналоговыми входом и выходом, цифровым оптическим входом и коаксиальным цифровым выходом. Задача хаба — объединять систему Formation с обычным аудио и обычное аудио с Formation.
Все в целом получилось очень интересным, а главное — система и семейство устройств выстроены так, что вообще сложно к чему-либо придраться. И это обязательно нужно слушать. Предположу, что даже на ортодоксальных аудиофилов система может произвести изрядное впечатление.
Kronos Audio
Проигрыватели Kronos Audio были одними из массово представленных среди аналогичного сегмента. Три аппарата в разных системах. Точнее, даже три комплекта — во всех трех случаях кроме старшей модели Kronos Pro с собственными тонармами были представлены и родные фонокорректоры.
Производитель пока не дает подробной информации о корректорах, но видно, что это уже готовый продукт, а не некий прототип. Системы — самые разные, но все самого серьезного уровня. В одном случае это акустика Göbel, в другом Kronos работал в качестве аналогового источника в комнате Magico, в третьем — с акустикой Lawrence Audio. Все системы достойные, и везде активно включали винил. Играло во всех случаях на подобающем уровне, вполне созвучно с классом самих систем.
Grimm Audio
Кажется, кто-то у нас привозил этого производителя , но дальше одного выставочного показа дело не пошло, а компания, между тем, развивается. Нужно понимать, что это фирма, выпускающая не только бытовое аудио, но и профессиональное, включая студийные АЦП. Концепция этой презентации — фактически замкнутая экосистема из активной акустики и головного устройства к ней.
«Голова» MU1 с цифровыми входами, поддержкой Roon и даже с DAB-радио. Никакого аналога. Звук — наверное, один из самых силовых и хлестких на всей выставке. Сложно поверить, что небольшая по сути акустика может такое выдать. Получается очень эффектно, но лично я долго слушать не смог.
Atlas Cables
Развитие линейки кабельной продукции у Atlas Cables оказалось неожиданным. Активно внедряется собственная топология заземления Grun — это понятно, но само пополнение необычно. Представили много даже не просто цифровых, а, как их назвали, «стриминговых» кабелей.
Это LAN-кабели Equator CAT6, Hyper CAT7, Mavros CAT7 и спецверсия Atlas Mavros Luxe — последние две модели имеют выведенные разъемы для подключения к системе Grun. Плюс ко всему — новый USB-кабель Atlas Mavros USB Luxe, тоже с отдельным заземлением.
Версии Luxe — относительно недавняя идея производителя — представляют из себя кабели в кожаных внешних оплетках. Очень необычно видеть LAN или USB в таком исполнении.
А вот фонокабели линейки Atlas Mavros лично я ждал давно, и было странно, что их не выпустили раньше. Теперь же доступны три самых ходовых варианта — RCA-RCA, DIN-RCA и версия с угловым DIN для тонармов SME и случаев, когда именно такой угловой разъем предпочтительнее. Разделка у фонокабелей — традиционная для Atlas — методом обжима, без пайки. Возможность использовать Grun-заземление, разумеется, у этих моделей тоже присутствует.
Ну и для полноты картины — новые бюджетные сетевики Atlas Eos dd. Может быть, не такие необычные, как USB в коже, но на практике они, вероятно, будут неплохо смотреться.
Davis Acoustics
У производителя не было новинок в прямом смысле `— старшие полочники Nikita 3.0 из линейки Dream презентовали в прошлом году. Но для меня это было первое знакомство — и на удивление приятное. Лаконичные крупные мониторы в черном лаке, две полосы, фирменный кевларовый 13-сантиметровый СЧ/НЧ-драйвер и купольный твитер.
Внешне — ничего особенного. Система была собрана из болгарской электроники APL Hifi, а в качестве усилителя поставили интегрированный Pass Labs. На мой вкус — сыграло очень здорово. Как-то раньше я не особенно выделял Davis Acoustics среди других производителей, а некоторые модели в прошлом оставляли вопросы. Эта же пара просто понравилась.
Может быть, звук чуть светлый и воздушный, но нет зажатой эмоциональности, также хороший ненавязчивый, но правильный ритм. Одни из самых приятных полочников на всей выставке. Недешевые, тем более по меркам производителя, но за скромной внешностью можно обнаружить необычные музыкальные способности.
SME
SME и Garrard теперь вместе. Кто бы мог подумать? После недавней смены владельцев у SME наметилось некоторое укрупнение. С ними теперь и Spendor, и похоже, у компаний большие планы. А на выставке показали новый Garrard 301.
Выглядит аппарат так же, как одноименный проигрыватель из далекого прошлого. Звучит тоже предсказуемо. Привод — как и раньше, роликовый. Есть некоторые изменения в технологиях изготовления деталей, но в целом это современный новый роликовый аппарат, изготовленный заново. Плинт сделали там же, где делают корпуса для акустики Spendor, ну а тонарм, что логично, поставили SME M2-12R.
Выпущено таких проигрывателей будет совсем немного (количество точно не объявили), цена будет весьма существенной, правда, и эти цифры не были озвучены. Но интереснее, что же будет дальше с Garrard, и что будет выпускать компания, которую явно приобрели не только в качестве исторического артефакта.
У самой SME тоже есть новая модель — проигрыватель Model 12. Внешне аппарат похож на Synergy, но аппарат не имеет корректора (для Synergy корректор сделала Nagra) и штатной головки. Это просто проигрыватель под один 9-дюймовый тонарм (в комплекте идет SME 309), и все — дальше пользователь может сам выбирать, что ему ставить в своей системе. Формально проигрыватель относят к младшим моделям, но это по меркам SME, а по сути многим такого аппарата хватит на всю жизнь даже при солидной системе. Получилось послушать, и что можно сказать: это SME — точно, честно, сдержанно и без окраски.
Audio Physic
Audio Physic показали пару новых акустических систем. В первую очередь, интересны Midex — акустика из линейки Reference, расположившаяся ближе к верху модельного ряда. Внешне все узнаваемо: наклоненные назад корпуса, расположенные на боковых поверхностях низкочастотные динамики, сложная и привлекательная отделка корпусов. Технологически здесь многое позаимствовали у старших моделей.
Сложносоставные сандвичи корпуса, использование необычных материалов, типа вспененной керамики, фирменные магниторазвязанные ножки-опоры. Впрочем, эта акустика была включена на выставке, и по звуку сразу можно было узнать, что это Audio Physic.
Открытая, эмоционально-прозрачная подача, не похожая на фирменный звук многих немецких производителей. Правда, в этой конкретной системе несколько была заметна и работа электроники Lyngdorf — конечно, вопрос вкуса, но мне больше нравятся Audio Physic с хорошей лампой.
Вторая представленная новинка, точнее даже две — напольники серии Classic. Послушать эту акустику было нельзя, но посмотреть на новые 35-е — можно. Аккуратные по стилю трехполосники, в отделке много стекла, что разработчики Audio Physic практикуют давно. Некоторый налет явно дизайнерской акустики, но все же предназначенной, в первую очередь, чтобы играть музыку, а не только красоваться в интерьере.
Classic 32 — тоже трехполосники, тоже не без стекла в отделке, но их позиционируют как новое прочтение выпускавшихся ранее и весьма успешных колонок Audio Physic Classic 30.
Chord Electronics
Здесь сразу несколько аппаратов. Разумеется, основная система была собрана на совсем недавно выпущенных топовых моноблоках и предусилителе Ultima и, конечно же, с ЦАПом Dave. И, как ни странно, с акустикой Raidho. Кстати, это был не единственный на прошедшей выставке дуэт этих производителей.
Основное пополнение — два новых моноусилителя линейки Ultima, помладше, чем уже выпущенные топовые моноблоки. Ultima 2 и Ultima 3 скромнее по габаритам и обладают меньшей мощностью, но все же это далеко не миниатюрные коробочки.
Ultima 2 лишь чуть-чуть уступает по мощности старшей модели, но конструктивно немного проще и, естественно, подешевле. А Ultima 3 — просто моноблоки, уже вполне «человеческих» размеров, но все равно с заявленной мощностью в 480 Вт на канал и способностью работать с тугой и низкоомной акустикой, чем всегда славились аппараты Chord.
Последняя новинка — фонокорректор Huei. Давайте просто договоримся, что он «Хьюи». Достаточно миниатюрный аппарат относится к линейке Qutest. Работать фонокорректор может и с ММ-, и с MC-головками, имеет необходимый минимум настроек и даже немного больше, а вот что необычно — оснащен полноценным балансным выходом. Основная заявленная особенность — малошумные схемы усиления.
IsoAcoustics
О назначении этой системы не каждый догадается сразу. Здесь показывают, как играют вместе Focal и Naim? И почему две пары одинаковой акустики? Не разные же отделки демонстрировать. Конечно же, нет. Это вовсе не стенд Naim или Focal — это система, которую использовала компания IsoAcoustics для демонстрации своих систем виброразвязки.
В каталоге появились виброразвязывающие платформы для компонентов. Рассчитаны платформы на не очень большой вес, но для большинства вертушек и дисковых транспортов вполне подойдут. Доступные на данный момент цвета — клен и орех. Вариантов по размеру два — 508х432 мм и 610х457 мм.
Для самой крупной акустики разработаны ножки-опоры Gaia-Titan. Три типоразмера делятся по допустимой нагрузке — от 145 до 280 кг (линейка покомпактнее, Gaia, рассчитана на вес от 32 до 100 кг). Для облегчения инсталляции опор IsoAcoustics предлагает специальный инструмент.
Aqua Acoustic Quality
У Aqua Acoustic Quality неожиданное пополнение в модельном ряду. Компания известна своими ЦАПами, но тут вдруг представила сетевой интерфейс. В качестве возможностей заявлены поддержка Roon, RAAT, UPnP и DLNA. А также родной интерфейс Qlink PRO для вывода данных по I2S. В плане матчасти устройство разработано согласно хорошо известному подходу производителя, предполагающему модульную конструкцию и максимальную готовность к апгрейду.
Внутри обещаны дискретные схемы, два питающих трансформатора и привычное для компании применение FPGA. Собран аппарат точно в таком же корпусе, как и все остальные устройства в модельном ряду. Интересное развитие событий. Все-таки чаще производители сосредотачиваются или на стримерах, или на ЦАПах, но «мостики» в виде отдельных интерфейсов предлагают немногие.
Система — акустика Blumenhofer, ламповое усиление KR Audio, транспорт, ЦАП и новый сетевой интерфейс Aqua Acoustic Quality. А транспорт Aqua La Diva в рамках выставки еще нашелся в системе с итальянскими усилителями Riviera Audio.
Остальные части репортажа Munich High End 2019:
Репортаж с выставки Munich High End 2019: золотые рупора, прямой привод и эпилог (часть 3)