Выставка Hi-Fi & High End Show — поистине важнейшее событие для мира российского аудио и требует соответственного внимательного к себе отношения. Перед вами вторая и заключительная часть репортажа, в рамках которого у меня была возможность обстоятельно и, что называется, с холодной головой вновь пройтись по наиболее интересным экспонатам и выделить их основные достоинства и недостатки.

Впрочем, и на этом мы окончательно не прощаемся с выставкой — в скором времени ждите детальных и подробных тестов нового оборудования, представленного этим апрелем в отеле «Аквариум». Но это будет уже совсем другая история, а сейчас — о том, как вся эта техника звучала именно в рамках выставки Hi-Fi & High End Show 2019.

Reezoldini

У компании в этом году была большая экспозиция — две комнаты и две совершенно разные концепции. В одном случае показывали модель Jericho S4 — внешне небольшие полочные колонки, но с необычным по масштабу и характеру звуком.

Играло с усилением Tarim Audio, вертушкой и корректором VPI и цифровым плеером Aesthetix. Пожалуй, по соотношению параметров и масштабу эти полочники — самая эффектная премьера выставки. Но подробнее о них я расскажу в рамках отдельного теста. Их будет даже два: в один войдут две пары полочников — Jericho S4 и Master M4, а во второй мы включили еще одну новинка бренда — модель Odeon L4.

Это самая крупная акустика производителя и, вероятно, самая необычная. Коаксиал в сложном рупоре и два басовика, оригинальный корпус и конструкция. О дизайне можно и нужно спорить, но слушали на выставке эту новинку с большим интересом, даже несмотря на то, что комната, где показывали Odeon L4 открылась с опозданием. Не получалось сразу настроить акустику в помещении, потому что ей нужны большие площадь и объем. Но это уже специфика выставки — что есть, то есть.

Играли Reezoldini Odeon L4 тоже с усилением и фонокорректором Tarim Audio, цифрой Naim, винилом VPI и катушечником Studer. Было здорово. Но подробности отложим до выхода теста.

Naim и Neat

Новинок в этот раз не было — просто показывали прагматично подобранные и неплохо звучащие системы. Все-таки это удачное сочетание техники и акустики, давно и много раз проверенное самыми разными владельцами со всего мира. Тут и добавить особенно нечего — или нравится, или нет.

С практической же точки зрения любопытно было услышать, как небольшие модели Neat играют по масштабу — а он здесь больше, чем ожидаешь от акустики таких размеров, и это давно уже стало фирменной чертой производителя.

DALI

Конечно, показывали в первую очередь линейку Oberon. Как всегда неплохо. В том числе и потому, что с правильно подобранным, пусть даже более дорогим, усилением Densen. Зато все получилось паритетно — если не по цене, то по звуку уж точно. Хорошо продемонстрировали, что акустике подходит умеренно мягкое, не яркое усиление. Уже позже, на мюнхенской выставке, слушал DALI с NAD — было хуже, не так сбалансированно.

PBN

В системе Гонг-АВ можно было много чего посмотреть и послушать: и оптический картридж DS Audio на вертушке Thales с тонармом с изменяемой геометрией, и аналог с ленты, но я сюда ходил расслушивать акустику PBN Audio M2!5, которую уже показывали на «Виниловом Джеме», но там я ее понять не смог — не было подходящих условий.

Все-таки это совсем иная акустика, чем классические PBN. Для себя отметил, что целиком и полностью выступаю за привычные модели, которые, к счастью, никуда не делись и все так же выпускаются. Но эта околовинтажная линейка обладает отдельным шармом. Не вся музыка на ней звучит идеально, но акустика и не нарочито-винтажная по подаче — скорее нечто среднее. Это как сравнивать классику би-бопа и современный пост-джаз: есть много общего, но все же это совсем разные вещи.

Формально тут есть и рупор, и классика в две полосы с большими бумажными басовиками, но играет акустика не как JBL, и не как Altec, а по-своему. Больше всего понравилось слушать какой-нибудь корневой рок, пусть даже криво и грязно записанный. И хотя это точно не мой любимый жанр, все же подача была интересной. Детальность акустика вытягивала прилично, но настроение оставляла то самое, старорежимное. Само по себе наличие стиля и своего голоса — всегда хорошо. Все остальное — вопрос личных предпочтений.

Piega и Auralic

Акустику Piega Master Line Source 3 показывали впервые, но так уж получилось, что послушал я ее и в Москве, и в Мюнхене. Сразу скажу — у нас играло интереснее. Сначала систему поставили с полным набором техники Accustic Arts, и все срослось вполне гармонично, детально, но сдержано — в музыке ощущалась некоторая психологическая граница. К последнему же дню привезли застрявшие на таможне и не подоспевшие к выставке стример, ЦАП и мастер-клок Auralic. И вот это было в самом деле показательно.

Вроде бы звук изменился несильно: тональный баланс ровный, разрешение хорошее, но первое впечатление от новой системы — будто бы источник растворился вовсе, и осталась только акустика с усилением и музыка. Никаких броских черт, окраски, специфического характера не прибавилось, но система в целом стала другой.

Интересные коробочки у Auralic, но по ним, как я уже говорил, будет отдельный подробный тест, так что разбирать здесь их функционал я не стану, ограничившись только первым впечатлением. А в его рамках можно только отметить способность построенной для выставки системы показывать свойства составляющих компонентов наглядно и подробно. Ну и по подаче верхнечастотного диапазона и воздуха Piega очень хороши.

Franco Serblin и Marten

Система с цифрой и усилением Vitus audio и вертушкой Vertere MG-1 Magic Groove. Однако в первую очередь здесь показывали акустику Franco Serblin — все три выпущенные на тот момент модели. А также каким-то образом попавшую в систему акустику Marten.

Старшие напольники Franco Serblin Ktema я заходил слушать несколько раз — больше, чем любую другую акустику на выставке. Прекрасная подача средне-верхнего диапазона, естественная динамика и отменная детальность. По басу были некоторые нестыковки, но, опять же, из-за особенностей помещения. В таком объеме было бы комфортно разве что полочникам Accordo, да и то не факт.

А вот Marten не очень понравились — вроде бы технологичная дорогая акустика, и раньше разные их модели я слушал с неплохим результатом, а тут, особенно на контрасте, играло невыразительно — сильно, но пластиково. Как дорогой бумбокс или музыкальный центр Bose.

Fyne Audio

Насколько я понял, сначала в планах было включить в системе акустику из старшей линейки F1, но ее совсем не удалось подружить с комнатой, и было решено оставить только для просмотра и внешнего знакомства. Выглядит, кстати, вживую неплохо — несколько необычный дизайн, но сделано хорошо и очень аккуратно.

Слушать же можно было напольники из 700-й серии. Сложный корпус, коаксиал плюс низкочастотный динамик — вот конструкция акустики в двух словах. Играло с лампой и цифровым плеером Cary Audio.

В свое время у меня на тесте были младшенькие Fyne Audio из 300-й серии, но характер я узнал. Задорный музыкальный и басовитый звук, слегка светлый и дружелюбно не скучный. Уже можно говорить, что, хоть Fyne Audio компания и молодая, но люди туда пришли с опытом и свежими идеями и сразу смогли создать свой звук — без неудачных попыток, как нередко бывает.

PMC и Chord Electronics

А вот эта система отличилась в равной мере и техникой, и музыкой. Даже в первую очередь музыкой. Здесь постоянно ставили всякую сложную скоростную электронику. И акустика PMC twenty 5.26 ее отлично отрабатывала. Пожалуй, тех, кто слушает подобную музыку, эта система должна была притягивать более всех остальных.

Играло хорошо, в том числе по басам и по динамике. С акустикой работали компоненты Chord Electronics: миниатюрный, но не цифровой усилитель TToby, ЦАП-пред Hugo TT 2 и из недавних новинок прибавили апскейлер Hugo M Scaler.

Получилась миниатюрная, но очень способная система. И горячая в разных смыслах, а что до усилителя — то в самом прямом. Сложно было ожидать от такой небольшой коробочки, к тому же с транзисторным усилением в AB, такой динамики и проработки в паре с тугой акустикой.

Из больших моделей производства Chord Electronics показывали моноблоки и пред Ultima — новые топовые модели. После выставки по ним была отдельная презентация, и там точно такой же системе было получше, а тут, хоть комнату и подготовили и обработали по мелочам, было кое-что не так — по воздуху и по сцене.

Крупной акустике сложно в гостиничных номерах, и акустика самих номеров данного конкретного отеля не идеальна. На низкочастотном регистре комната не могла не сказаться. Однако и ровный тембральный баланс, и хороший контроль тугих и сложных колонок PMC MB2 SE очевидно присутствовали. Я помню, как на некоторых выставках большие PMC играли проблемно, но не в этот раз.

Мощность у усилителей запредельная — не так уж много существует акустики, которой она бы потребовалась, но и у владельцев такой акустики весьма не велик выбор подходящих усилителей. А Chord Electronics исправно поддерживает репутацию усилителей, способных работать со сложной нагрузкой.

Penaudio

Самые большие и самые маленькие колонки бренда. Юбилейные крошки 6.6 CX Anniversary 20, выпущенные в синем и красном цвете — в первом случае выглядят очень здорово. Играет же акустика, построенная на совсем небольших коаксиальных динамиках, на удивление по-взрослому. Правда, и стоит она соответственно.

Самые большие и дорогие Sonata Signature в рамках выставки не очень приглянулись. Большие, красивые, качественно сделанные, но играли обыкновенно, немного теряясь на общем фоне. На удивление, не казалось, что им тесновато в комнате, а по идее должно было бы.

Впрочем, весьма вероятно, что тут дело в системе. Акустику ротировали, и, зная средний характер Penaudio, предположу, что большим Сонатам в пару нужно что-то более подходящее. Впрочем, по этой акустике тоже планируется отдельный тест — тогда и разберемся подробнее, что там и как.

Tannoy и Wharfedale

Здесь можно было послушать самые маленькие Tannoy из линейки Legacy — модель Eaton. Все-таки эта новая линейка у Tannoy удалась: лично у меня по подаче ВЧ к ней меньше вопросов, чем к винтажным оригиналам, на которые ориентировались при создании линейки.

Правда, к общей специфике подачи Tannoy это не относится — она никуда не делась. Высокая направленность, неплохой заполняющий звук, но идеал — только в точке прослушивания. И звук не мягкий. Условия для прослушивания в виде кресла и регулярно закрываемой двери были предоставлены — все можно было услышать и решить, нравится такой Tannoy или нет. Обычно эта акустика порождает противоположные мнения.

А вот на прослушивание Wharfedale Denton 85 я так и не попал — пришлось потом слушать в другом месте и в другой системе. Хорошо знаю 80-е юбилейки, выпущенные пять лет назад — отличная акустика в своем классе. Новые показались чуть побольше по звуку и чуть помягче по ВЧ, хотя остроты там не было изначально. Хороший кабинетный вариант и пример того, что удачные полочники могут больше, чем от них ожидают в своем сегменте. И еще это пример того, что к таким удачным полочникам можно прикрутить усиление втрое дороже, а усилителю не будет тесно — он раскроется.

KEF и ATI

KEF показывали много — разные модели и концепции. И классическую корпусную акустику, и активные модели, и беспроводные. Больше всего понравились полочники R3. Конструктивные отличия сходу здесь найти сложно: вроде бы фирменный коаксиал Uni-Q и вполне привычный низкочастотник, но звучит иначе. Можно услышать чуть светлый почерк KEF, но звук очень цельный и промытый, с высоким разрешением.

Кстати, очень удачно, что на усиление поставили мощник ATI — может, внешне они и невзрачные, но как-то незаслуженно у нас забыты, а ведь играть-то могут очень здорово.

Что еще показалось очень необычным: ATI обычно ассоциируется с классическим транзисторным усилением, но серия AT500nc — это аппараты в классе D на доработанных модулях Hypex NCore. Но в звуке и почерке цифровое усиление не было заметным.

Bryston, Paradigm и Anthem

Небольшие трехполосные полочники Bryston. В первую очередь, эта канадская компания известна как производитель усилителей, но вообще-то акустика у них тоже есть. И тут чувствуется профессиональный уклон. Акустика рассчитана на внешнее пополосное усиление, а также к схеме прилагаются активные цифровые кроссоверы.

Интересно, что звук, пусть и сухой и мониторный (а кто бы тут ждал другого?), но в нем не слышно процессинга и цифры. Просто звук: честный, быстрый, несколько педантичный. Динамики хватит для любой записи. И масштаб, особенно в небольшой комнате, эта некрупная акустика рисует отлично.

Paradigm Persona в виде стерео и, одновременно, многоканальной системы с Anthem в качестве усиления. Узнаваемый парадигмовский почерк, в старшей линейке акустики доведенный до некоего предела. Хорошо, когда производитель понимает свой стиль и его выдерживает.

Даже если понравится не всем — на мой взгляд, лучше акустика с характером и лицом, чем вовсе без таковых. И жаль, что у Anthem не было старших усилителей мощности серии STR — вот их бы и было интересно послушать вместе с Persona.

Aleks Audio

Здесь целиком все свое. Меня заинтересовал новый проигрыватель с магнитной развязкой и новый тонарм. Тонарм чем-то похож по механизму на тонарм Шредера — тоже сочетание подвеса и магнита, только магнитов больше и нет хвостовика. По результатам осмотра — мудреная конструкция, внешне выглядящая неровно. Вроде бы сделано аккуратно — карбоновая трубка, массивный деревянный шелл — но конструкция, в целом, кажется недоработанной и капризной.

И играло невыразительно. Какой-то звук есть, но явных плюсов не слышно, да и по поводу настройки и стабильности конструкция тонарма оставила массу вопросов. Как минимум, были слышны огрехи по азимуту. Возможно, их не было в первый день выставки, и что-то пошло не так в процессе, однако в любом случае это не лучшая характеристика для тонарма.

Периодически то один, то другой производитель пробуют что-то придумать в тонармостроении, но действительно хорошо получается далеко не у всех. У Aleks Audio неплохие ламповые усилители, особенно среди мощных однотактников, но очень заметен разброс по качеству техники в зависимости от типа. Посмотрим, получит ли история с проигрывателями и тонармами продолжение. Потому что даже то, что показали, все равно намного лучше прежних попыток вроде непонятных изделий с собственной станиной и диском и при этом с деталями от одного из самых бюджетных Pro-Ject.

Тут же у проигрывателя позаимствованных элементов почти не видно. Почти — на заднем плане второй тонарм, и мы хорошо знаем, что это как раз бюджетнейший Pro-Ject. И на деле в проигрывателе можно что угодно развязать магнитами во сколько угодно уровней, но это не единственная составляющая хорошего стола. Так что пока остается пожелать дальнейших удачных экспериментов и изысканий. Ну а может быть, все же стоит сосредоточиться на том, что точно хорошо получается.

NAD

Разные Mission, PSB и NAD. Основной интерес здесь был к новому «кубику» от NAD — M10, в котором собрали и стример, и цифровой усилитель, и все остальное. Небольшая коробочка с красивым дисплеем во всю переднюю панель. Сделано дорого, но в миниатюре.

Стоит тоже прилично: более 200 000 для NAD такого размера — серьезная заявка. Формально, среди акустики пары со схожей ценой или схожего класса не было, но, как я понял позже, этой коробочке противопоказана яркая акустика, однако других ограничений заметно не было.

Класс D здесь не очень слышен — можно догадаться по косвенным признакам, но цифровая природа не бросается в глаза, как у многих других аппаратов. По крайней мере, не больше, чем у тех же TEAC, которые в D-классе работают много и успешно. Зато силовой звук и способность качать у NAD присутствуют в полной мере.

Кроме того, здесь вовсе нет часто упоминаемого в контексте аппаратов бренда темного звука. Скорее, он в меру светлый, острый, динамичный — подойдет под разножанровую музыку, особенно современную. И электронику с металлом, если надо, сыграет. Хотя, учитывая цену, не буду прогнозировать, как примут аппарат на рынке — интересно будет за этим понаблюдать.

Magnat

Акустику Magnat Transpuls 1500 после выставки периодически ругали, но, как мне видится, очень зря. Крупная олдскульная конструкция за совсем умеренную цену — уже хорошо. И кроме того, нужно ведь понимать, что ее не делали так, чтобы она играла, как старшие старые JBL или TAD.

Здесь совсем другая концепция и иной звук. Силовой, в меру разухабистый, мускулисто-эмоциональный. Нередко именно так играет крупная винтажная акустика, и не надо путать серьезные студийные мониторы дальнего поля с вполне домашней акустикой, и тут Транспульс как раз может подойти тем, кому нужно, чтобы играло задорно, с огоньком и с большим масштабом. А в рамках такой концепции и идеи все получилось вполне цельно. И совсем не требовательно по усилению.

Sonus Faber

Одна из систем Armada Sound с акустикой Sonus Faber. Здесь показывали, в первую очередь, новые Electa Amator III — небольшие полочники, выполненные в традициях старой школы компании. Вместе с чуть позже выпущенными Minima Amator II они уже не только самостоятельная величина, но и часть линейки Heritage. Кстати, интересно, каковым будет продолжение. Но пока что нужно было сосредоточиться на Electa Amator III.

Действительно, они играют созвучно со старыми одноименными колонками. Есть доля теплоты, хорошая фактурность и неплохая детальность. На Sonus Faber из прошлых лет эта акустика похожа больше, чем на современные модели. В целом — получилось интересно.

Причем небольшие полочники поставили с очень серьезным усилением — с парой ламповых 160-х моноблоков Audio Research. Формально, может быть, и избыточно, ведь эти моноблоки способны прокачать и приличные напольники, однако сочетание было интересным, а главное — наглядно-показательным.

Emotiva

На стенде — Magnat, Emotiva, Jamo и шарики Elipson, комплект из проигрывателя и усилителя Lyngdorg и вертушка Music hall. Недешевый Lyngdorg, как показалось, здесь мог бы просто постоять, а приходить на стенд стоило за Эмотивой. Эти аппараты стали так быстро приживаться на нашем рынке, и после нескольких тестов и выставочных знакомств уже могу сказать, что это в полной мере логично.

Потому что, в целом, недорого, но звук прагматичный и с дружелюбным характером. К тому же, в чем-то менее окрашенный и специфический, чем у ряда конкурентов по ценовому сегменту. Сам сегмент меня не слишком интересует, однако нужно признать: это железо играет неплохо и на выставках не выглядит потерявшимся.

T+A

T+A со старшими компонентами серии HV и с новой акустикой из линейки Criterion. Сам факт выпуска новых моделей и развития, в том числе в старшей линейке, привлекал внимание — все-таки хайэндные компании нечасто выдают новинки. Мне же в первую очередь был интересен общий вектор развития — не столько технический, сколько звуковой.

Кое-какие изменения у этого производителя я заметил еще несколько лет назад, но это были единичные наблюдения, еще не говорящие о системном сдвиге. Однако, когда наблюдений, тестов и выставочных прослушиваний стало больше, можно было уже собирать статистику и делать выводы. Некоторые черты фирменного звука T+A остались — это все та же очень динамичная техника, выдающая хорошую детальность с некоторой силовой подачей и анти-мягкостью.

Однако, стиль (заданный, возможно, цифровыми 90-ми годами и музыкой вроде синти-попа), просматривавшийся тогда у ряда производителей, в особенности немецких, претерпел изменения. Потихоньку эта техника заиграла джаз, вокал, акустическую музыку. Оговорюсь: раньше все это она тоже могла, но сейчас другой почерк. Не столько силовой, сколько такой же уверенный, но деликатнее, аккуратнее, с тяготением к естественности, а не к сверхскоростным ритмам.

Динамика и детальность при этом совершенно не пострадали, и звук узнаваем, просто он стал что ли более человечным. Подробнее про само железо расскажу позже — я съездил на производство T+A и в контексте увиденного попробую свести наблюдения общего свойства с наблюдениями чисто практическими.

Nime и Aqua Acoustic Quality

Итальянской акустики Nime раньше к нам не привозили и не показывали. А акустика любопытная. Немного фантастический дизайн сочетается с очень приличным, чистым и детальным звучанием. Не мягко — но я не представляю, как сделать совсем мягко на динамиках Accuton. А вот сделать подробно и детально можно. А, как подтверждает эта акустика, сделать не жесткий звук, а просто ровный и честный — тоже можно. По системе и усилению Ayre можно понять, сопоставив характеристики и звук, что Nime — не самая сложная на свете акустика, однако ей нравится хорошее мощное транзисторное усиление.

Кроме акустики здесь можно было послушать цифровые Aqua Acoustic Quality — действительно интересные и прилично играющие источники. Хотя протолкнуться в комнату было непросто: многих интересовали новинки, и презентационная активность в комнате была на высоком уровне — можно было на практике погрузиться в тему не всем понятных хитрых гармонизаторов. Впрочем, об этом в формате репортажа уже никак не рассказать.

Yamaha

Полная система из компонентов Yamaha. Конечно, в первую очередь, был интересен новый проигрыватель винила GT-5000. Аппарат внешне сильно похож на представителей прежней GT-серии, только с одной существенной разницой — привод в новой модели не прямой, а пассиковый. Хотя и кварцованный, и с подстройкой.

Многим необычным показался тонарм — неожиданно короткий, прямой, с отрицательным значением захода и нестандартной геометрией. Хотя, по сути, идея не столь уж нова. Похожий тонарм ранее существовал в виде опции — модель YSA-2.

Тоже короткий, прямой и с отрицательным значением захода. Такая специфическая конструкция позволяет, кроме всего прочего, обходиться без коррекции антискейтинга. Интересно, что именно сейчас выбрали такую концепцию тонарма, а не куда более привычные модели из прошлого и не тонармы стороннего производителя.

Играло, в целом, как Ямаха — то есть очень узнаваемо. Достаточно жестко, детально, с характерной фирменной подачей по верхним частотам. Необычно, но такой стиль с легкими корректировками существует у производителя очень давно и, видимо, вполне всех устраивает.

Focal

Большая Kanta и самая маленькая Sopra. Включали попеременно — с усилением и цифрой McIntosh. И кабельная обвязка Inakustik. Простенький винил не в счет. Система же, в целом, получилась исключительно сбалансированной. Немного слышно Макинтош, но заметно и все то, что хочется получить от Focal.

Проблемы с комнатой для большой акустики решены, наверное, настолько, насколько это возможно. Тут сработала не столько сама техника, сколько очень внимательная настройка системы, хорошо подобранный, не беззубый музыкальный материал и отличная презентационная работа. Из этих составляющих и результат. Казалось бы, акустику эту я знаю хорошо, а все равно было интересно послушать.

Sonus Victor и Thrax Audio

У Sonus Victor в прошлом году была совсем не маленькая акустика Luna, а в этом — GrandeLuna, которая, как можно сразу догадаться, еще покрупнее. Фундаментальная конструкция, которая даже на выставке появилась не в первый день, возможно, по причине габаритов и транспортировки. Впрочем, это догадки.

Огромная акустика — между тем, весьма звучащая. Только слушать ее хотелось не просто в большой комнате, а в каком-нибудь зале — иначе близко сидящему слушателю доставалась только часть полос диапазона. Но в остальном — впечатляющее зрелище.

Система — с усилением Dan D’Agostino, проигрывателем винила Kronos Pro и фонокорректором Thrax Audio Orpheus. Кстати, фонокорректор в такой системе показал себя очень хорошо. Аппарат дорогой, но и звук соответствует, плюс — масса возможностей и настроек. И с LCR-коррекцией, что не так часто встречается.

Пока же не подвезли GrandeLuna можно было послушать уже известные куда более доступные трехполосные полочники SV 200. Достаточно тугие, требовательные к усилению, но здорово играющие мониторы. Окраски у них в звуке совсем не много, но звук вполне живой и насыщенный, с хорошей атакой и проработкой пространства.