Сегодня на Яндекс.зен увидел интересную статью. Решил поделиться с коллегами
Оригинал: https://zen.yandex.ru/media/id...
10 ложных принципов, в которые верят аудиофилы
Статья по материалам иностранной печати.
Не полагайтесь на «золотые уши» аудиофилов при покупке высококачественной аудиоаппаратуры.
Авраам Линкольн некогда изрек, что нельзя постоянно дурачить всех людей, но этот мем не применим к главенствующим в области высококачественного звуковоспроизведения принципам. Ниже кратко описаны 10 самых частых и упорных заблуждений в сфере высококачественного воспроизведения, на которые попадаются самые доверчивые слушатели.
1. Ложь о соединительном кабеле
Исходя из логики повествования, начинать следовало не с кабелей, поскольку они относятся не к первичным аудиокомпонентам, а к аксессуарам. Но ложь о кабелях самая циничная, наиболее прибыльная и оскорбляющая здравый смысл, оттого начать придется с нее.
Ложь заключается в том, что дорогущие звуковые кабели и соединители обеспечивают лучшее звучание, чем стандартные массово производимые кабели и разъемы. Истина заключается в том, что сопротивление, индуктивность и емкость – это единственные параметры, влияющие на воспроизведение звука. Сигнал не знает, транслируется он по дорогому или дешевому кабелю, для него важен набор RLC. Да, при длинном соединении придется следить за сопротивлением линии, но пара нормальных проводников с зачищенными концами ничуть не хуже чудодейственного кабеля ценой 2000 долларов.
2. Ложь об электронных лампах
Данная ложь также лежит на периферии вопроса, поскольку в век полупроводников вакуумные трубки уже находятся на магистральном пути развития электроники. Но на рынке High End техники эта ложь прижилась.
Электронные лампы хороши в мощных радиопередатчиках и микроволновых печах, но не в усилителях, предварительных усилителях или цифровой технике наподобие CD и DVD плееров.
Что же не так с электронными лампами? По сути, с ними все нормально, но то, с чем электронныt лампы справляются в аудиооборудовании, полупроводниковые устройства могут сделать лучше, дешевле, и с большей надежностью. Даже самые лучшие ламповые усилители дают большее искажение сигнала, чем хорошо спроектированный транзисторный усилитель, при этом они более сложны в обслуживании.
Что же касается «лампового звука», то здесь существуют 2 возможности: (1) Это вымысел введенного в заблуждение аудиофила, либо (2) Результат умышленного окрашивания звука производителем с расчетом на извращенный вкус, при этом подобное окрашивание могло бы быть присуще и транзисторному усилителю, если бы проектировщик задался подобной целью.
Разумеется, существуют особые случаи, когда проектировщик хай-фай электроники может высказаться в пользу электронной лампы (например, для радиочастотного каскада FM-тюнера), но эти редкие необходимости не могут подкрепить ложь маркетологов, желающих продать вам устаревшую технологию.
3. Анти-цифровая ложь
Эту ложь вы слышали нередко, в той или иной форме. Если кратко, то «цифровой звук существенно уступает аналоговому». Оцифрованное аудио – это нечеткая газетная фотография, составленная из точек. Теорема Найквиста-Шеннона-Котельникова о дискретном представлении ошибочна. Частота дискретизации 44,1 кГц записи на компакт-диск не может обеспечить регистрацию самых высоких частот аудиосигнала, со всего 2 или 3 точками отсчета. Цифровой звук, даже в лучших своих образцах, чересчур резкий и жесткий. И так далее и тому подобное.
Самое нелепое заблуждение – это предпочтение виниловых долгоиграющих пластинок компакт-дискам. Шипенье, щелчки и треск в паузах считаются предпочтительней абсолютной тишины цифровой музыки.
Научные факты, доступные любому второкурснику, свидетельствуют, что 0 и 1 цифрового сигнала не могут быть искажены, в отличие от формы аналогового сигнала. И даже наименьшая из применяемых в современных хай-энд устройствах частота дискретизации 44,1 кГц позволяет полностью восстановить исходный аудиосигнал. Сомнения типа «как могут 2 точки отсчета разрешить сигнал 20 кГц» – результат необразованности и ложного понимания теоремы Найквиста-Шеннона.
Некоторые аналоговые записи могут звучать лучше некоторых цифровых, но это лишь от того, что звукоинженеры хорошо поработали над размещением микрофонов, выставлением уровней, баланса, и коррекцией АЧХ. Ранние цифровые записи звучат жестко только оттого, что звукоинженеры мыслили аналогово, компенсируя потери, каковых не было. Современные цифровые записи – верх совершенства.
4. Ложь про тесты прослушивания
Ниже краткое описание методики двойного слепого тестирования ABX.
Пример интерактивного ABX теста по ссылке https://audiobacon.net/2019/08...
Пример интерактивного ABX теста по ссылке https://audiobacon.net/2019/08...
Для проведения тестирования на двух сравниваемых устройствах А и В выставляется с точностью ±0,1 дБ одинаковая громкость, после чего слушателю предоставляется возможность слушать устройство А или устройство В сколько ему заблагорассудится. Если слушатель заявляет после прослушивания, что устройства звучат с отличием, ему предлагается идентифицировать устройство Х, которое случайного выбора может быть как устройством А, так и В.
Слушателю позволяется сравнивать А/Х или В/Х в любое время, столько раз, сколько захочет, чтобы ы итоге вынести суждение, что Х=А или Х=В. Поскольку простое угадывание даст результат 50%, проводится 12 испытаний (для статистической достоверности лучше 16 испытаний, а еще лучше 20). Это самый лучший научно обоснованный метод определить, являетесь ли вы в самом деле экспертом или лишь претендуете на это.
Ложные адепты аудиофильства начнут уверять вас, что тесты АВХ ложные. Ведь каждый слушатель знает, что продукция компании Krell звучит лучше, чем компании Pioneer, т.ч. если тест АВХ свидетельствует о равноценности их звучания, тест неправильный. Примерно как если все считают, что Вася выше Коли, а сертифицированный ростомер показывает равный рост, то ростомер неправильный.
5. Ложь об обратной связи
Отрицательная обратная связь, в оконечном или предварительном усилителе – это плохо. Лучше всего обойтись безо всякой ОС. И подобная мысль широко распространена.
Истина в том, что ООС – один из самых полезных и доступных схемотехнику инструментов. В результате применения ООС уменьшаются искажения и возрастает стабильность. Лишь на заре конструирования полупроводниковых усилителей ОС применялась отдельными практиками настолько безответственно и без разбора, что приводила к проблемам. Но в начале 80-х было окончательно доказано, что ООС не приводит ни к каким осложнениям при соблюдении определенных правил.
6. Ложь о приработке
Широко распространяемое утверждение, что аудиоэлектроника, и даже кабели, «лучше звучат» после некоторого периода приработки, исчисляемого днями, неделями или месяцами (да, даже месяцами). Абсолютный бред. Конденсаторы «формуются» за несколько секунд после подачи напряжения. Асимметрия стабилизируется за несколько минут (а в хорошо спроектированной аппаратуре она не так критична). CD-плеер работает абсолютно одинаково как в первые часы эксплуатации, так и через 1000 часов. Что же касается кабелей – тут мы имеем дело уже с аудиофильским шаманством, а не наукой.
Однако, громкоговорители требуют периода обкатки в несколько часов, возможно даже, дня или двух, прежде чем достигают своих оптимальных характеристик. Это оттого, что они являются механическими устройствами с движущимися частями, и необходимо время, чтобы снять в них внутренние напряжения. Сказанное касается и поршневых двигателей и огнестрельного оружия. Что не означает, что распакованный из коробки новый громкоговоритель не будет хорошо воспроизводить звук.
7. Ложь о биваринге
Даже теоретически подкованные аудиофилы попадаются на эту уловку. Мало того, производители акустических систем участвуют в подлоге, когда уверяют вас, что пара коннекторов на обратной стороне АС – для одновременно биваринга и биампинга. Даже очень уважаемые производители принимают участие в этом лицемерии, вынужденные следовать реалиям рынка.
Истина в том, что биампинг имеет смысл в отдельных случаях, даже с пассивным кроссовером, но биваринг абсолютное шаманство. Если вы подключаете пару проводов от громкоговорителя к тем же контактам, куда уже подключена пара проводов от другого громкоговорителя, ничего не меняется с точки зрения электротехники, ток в общей цепи будет равняться сумме токов в каждой из параллельных цепей. Но, с другой стороны, биваринг совершенно безобиден и не нанесет вреда.
8. Ложь о стабилизаторах напряжения
Хорошо спроектированный усилитель может быть включен непосредственно в электрическую розетку. Если вы можете себе позволить стабилизатор напряжения, то сможете позволить себе и хороший усилитель, не требующий стабилизатора.
Самая же откровенная и глупая ложь – это то, что хороший звук требует особого дорогущего сетевого шнура. С подачей питания справится любой сетевой шнур, рассчитанный на требуемые напряжение и ток. Ваща аудиосхема не может знать, что присутствует на стороне сетевого напряжения силового трансформатора блока питания, как вашему автомобилю безразлично, каким шлангом вы его заправляете. Аудиосхеме достаточно штатного напряжения постоянного тока.
9. Ложь об обращении с компакт-дисками
Корни данной лжи восходят к временам, когда обработка поверхности виниловых пластинок разнообразными магическими жидкостями и спреями иногда (но не всегда) приводила к улучшению воспроизведения, особенно тогда, когда особенности прессования пластинок приводили к некоторой засоренности звуковых канавок. Коммерческий образ мысли привел к появлению в 80-х и 90-х годах аналогичных магических продуктов для обработки компакт-дисков.
Проблема в том, что единственное общее у компакт-диска с винилом то, что у них есть поверхности, которые могут быть загрязнены. Но поверхность компакт-диска отличается от поверхности виниловой пластинки радикально. Крошечные отпечатки на компакт-диске не имеют ничего общего с аналоговыми отпечатками на виниле, а являются скорей материальным образами «единиц» и «нулей». Эти 1 и 0 не могут стать лучше (или хуже), в то время как обработка канавок на виниле может иногда сделать их более доступными для проигрывания. С компакт-диска же могут считываться лишь 1 или 0, в обработке его поверхности смысла не больше, чем в полировке монеты в 10 рублей, чтобы кассир не принял ее за 50 копеек.
CD-диск, как и DVD-диск, не нуждается ни в каких спреях или протирках. Аудиофилы, уверяющие, что слышат улучшение звучания после обработки диска, не смогут достоверно доказать подобное в слепом эксперименте.
10. Ложь о «золотых» ушах
Ложь о «золотых» ушах следовало бы поместить в данный перечень под № 1, но я завершу ею перечень. Люди, претендующие на исключительный слух, будут уверять вас, что их слух настолько совершенен, что улавливает тончайшие нюансы воспроизводимого звука, неуловимые для прочих. Любой человек без дефектов слуха в состоянии слышать то, что слушает, но лишь люди с тренированным слухом в состоянии интерпретировать услышанное.
Так, если на АЧХ громкоговорителя глубокий провал на частоте 3 кГц, он будет звучать иначе, чем громкоговоритель с ровной АЧХ, для любого уха, но лишь натренированное ухо быстро распознает проблему. Это схоже с тем, как автомеханик по звуку двигателя мгновенно распознает вид неисправности, при этом его слух не острее вашего, он просто знает, во что следует вслушиваться. Вы бы тоже так смогли бы, если бы прослушали столько же двигателей, что и он.
А теперь – о самом неловком. Самозваные обладатели «золотых ушей» - рецензенты, продавцы салонов аудиотехники, закоперщики в клубах любителей хорошего звука, и прочие, зачастую пользуются своим мнимым преимуществом для введения вас в заблуждение. «Разве вы не слышите разницы?», спрашивают они при сравнении работы двух усилителей, и вы уверены, что улавливаете огромную разницу в звучании, хотя по факту она отсутствует.
«Эксперт», на самом деле, также не улавливает разницы, но он полагается на то, что вы будете подавлены его авторитетом и согласитесь с ним. Картина маслом.
Лучшей защитой от золотых ушей явится проведение двойного слепого тестирования ABX, описанного под № 4 выше. Тест позволяет отделить претендующих на исключительный слух от реально обладающих им. Результат подобного теста оказывается обескураживающим – большинство «экспертов» проверки не выдерживают.
Во всем виноват культ потребления
Разумеется, типов попыток ввести вас в заблуждение в сфере аудио гораздо больше, чем перечисленный здесь десяток их, но о прочих можно поговорить в другой раз. И, само собой, винить в происходящем следует не столько аудиопромышленность, сколько нашу безумную потребительскую культуру, сочетающуюся с широко распространенным научным шаманством.
Аудиопромышленность, особенно сектор производства высококачественной аудиотехники, лишь реагирует на преобладающий климат. В конечном итоге, каждая культура получает то, чего заслуживает.