В этом году мне посчастливилось побывать на мюнхенской выставке Munich High End, давно ставшей самым крупным мероприятием в мире качественной аудиотехники. В результате мной был подготовлен репортаж в трех частях, где случайным образом перемешались самые интересные новинки и стенды выставки. В первой части практически идеальный ЦАП, младшая акустика за 100 000 Евро, усилители и их стрелки, недорогая прямоприводная вертушка и колонки, возглавившие личный топ выставки.
Выставка High End в Мюнхене прошла в этом году уже в 38-й раз, и она объективно стала самой большой тематической выставкой в мире аудиохайэнда. При этом нужно понимать важную особенность мюнхенской выставки и ее отличие от привычных нам подобных мероприятий.
Все отечественные выставки — дистрибьюторские. То есть компании строят системы, исходя из своих портфелей брендов и своих новинок. Тогда как в Мюнхене выставляются сами производители. Конечно, там тоже существуют союзы и давние приятельские отношения, однако все равно в этом случае гораздо проще увидеть и услышать то, как сами разработчики понимают и демонстрируют свой звук.
Чтобы читателю было проще представить масштаб выставки, а это сотни комнат и мест в павильонах, приведу короткую выдержку из официальной итоговой статистики:
Количество участников: 551 (+3,8% по сравнением с прошлым годом)
География участников: 42 страны
Количество посетителей: 21 180 (+6,5%)
Количество посетителей, представлявших дистрибьюторские и прочие торговые компании: 8 208 (+8,6%)
Географический охват бизнес-посетителей: 72 страны
Таким образом, ясно, что эта выставка — не столько пользовательская, сколько площадка для производителей, где они ищут себе бизнес-партнеров и представляют свою технику. При этом для пользователей это событие также является крайне любопытным, так как многие новинки производители впервые показывают именно на Munich High End.
Auralic
Одно свое устройство компания Auralic обновила, а еще одно добавила в каталог. ЦАП-стример Altair в версии G1 получил новый корпус — такой же черный, но чуть меньше в сравнении с прежней версией. Внутри стоит чип ESS 9038Q2M, который позволяет работать с сигналами до 32/384 и DSD 512. Усовершенствован процессор (собственная платформа Tesla обновлена до версии G2, добавлено 2 Гб оперативной памяти) и появилась возможность установки внутреннего SATA-диска. Есть поддержка Roon, Tidal, Qobuz, Spotify Connect, Bluetooth, Airplay, и SongCast. Аппарат имеет аналоговые балансные и небалансные выходы и может одновременно использоваться в качестве предусилителя.
Апсемплер Sirius G2 — самостоятельный новый продукт. Это исключительно цифровой процессор, рассчитанный как на работу в паре со своими ЦАПами, так и с ЦАПами сторонних производителей.
У аппарата предусмотрен полный набор входов и выходов, включая USB, I2S и AES/EBU, двойная гальваническая развязка для USB и собственная процессорная платформа Proteus G2 с FPGA с 512 Мб оперативной памяти. Интересно, что апсемплеры с некоторых пор стали все чаще появляться среди бытовых аппаратов.
Первые впечатления и по московской, и по мюнхенской выставке показали, что Auralic играет очень уверенно. Слушал несколько систем (не только на стенде производителя), и нигде к источникам не возникло вопросов. Некоторые компоненты скоро привезут мне на тест, и получится проверить все это на практике — попробую разобраться, какой именно характер у Auralic.
На стенде Auralic также стояли акустика Spendor, усилители Nagra и полный комплект собственных компонентов в качестве источника и предварительного усилителя.
Esoteric
Esoteric в этом году показывал топовый цифровой источник — четырехблочную систему Grandioso, состоящую из двух блоков SACD-транспорта P1X и пары моно-ЦАПов Grandioso D1X. В транспорте использован собственный новый механизм VRDS в версии Atlas.
ЦАПы могут работать с сигналами вплоть до 48 бит/768 кГц при работе по фирменной шине ES-Link5, а также поддерживают DSD 512 и нативно понимают MQA. По USB аппарат может принять 32 бит/768 кГц и те же DSD 512. По реализации и работе — очень непростые аппараты, и уж точно самые сложные и дорогие из всего, что когда-либо выпускала компания Esoteric.
Еще к четырехблочному «проигрывателю» можно добавить клок Grandioso G1 или G-01X, что и было проделано в данном случае.
В системе можно было послушать SACD, которые издаются на лейбле Esoteric, а в паре с ЦАПом работал двублочный предусилитель Grandioso C1 и моноблоки-усилители мощности Grandioso M1. Плюс к этому — фонокорректор Esoteric E-02, чтобы послушать аналоговое звучание. Внушительная система, ничего не скажешь. Очень детальная и с узнаваемым характером.
TEAC
Кроме самого серьезного хайэнда под брендом Esoteric TEAC Corporation выпускает и куда более доступное аудио. TEAC развивает свою успешную 500-ю серию компонентов — теперь ее дополнили усилителем мощности TEAC AP-505. Форм-фактор модели тот же, и корпус немногим шире, чем половинка стандартного аудиокомпонента. Усиление в классе D, но внешний вид совершенно аналоговый.
Аналоговых источников у TEAC тоже стало больше — линейка проигрывателей винила пополнилась моделью TEAC TN-4D. Аппарат вполне бюджетный, но не простой. Во первых, он прямоприводный. Во вторых — тонарм с ножевыми подшипниками, совершенно четко отсылающий к конструкции тонармов SAEC. И предустановленная головка Sumiko Oyster. Очень неплохо для бюджетного аппарата. Из современных деталей, характерных для этого сегмента — встроенный отключаемый ММ-корректор и наличие АЦП.
Mission
У Mission новая линейка акустики — ZX. Внешне она немного похожа на QX — в том числе и специфическими решетками, закрывающими подвесы динамиков — но линейка ZX позиционируется выше.
Из отличий, помимо решеток: новые динамики с алюминиевыми диффузорами и новые твитеры, которые, впрочем, внешне и конструктивно весьма похожи на те, что использовались в QX-серии.
Предназначена линейка как для использования в стерео, так и для кино — из нескольких вариантов напольников (три модели) и полочников (две модели) можно собрать различные многоканальные схемы, прибавить на выбор один из двух центральных каналов, а также, при желании, модули для объемного звука. Были представлены две версии отделки — черный и белый рояльный лак.
Dynaudio
У Dynaudio очень значимая премьера — линейка Confidence, которая уже прошла стадию демо-образца и перешла к серийному производству. Расхваливать ее конструктивную сложность и продвинутые материалы я не буду — про это уже многое написали. Мне же интереснее всего было просто ее послушать.
И она оказалась замечательной! Причем на выставке это можно было оценить еще и в сравнении — акустики стоимостью в сотни тысяч евро там хватало. И новые Confidence на их фоне выглядят пусть и дорогими, но куда более приближенными к реальности.
А играли они лучше многого. Основные фирменные черты, такие как аккуратность и точность, полностью сохранены. Детальность прекрасна, динамика тоже. Есть доля кажущейся мягкости, но это не мягкость в прямом смысле, — это прекрасная фактурность, когда звук складывается не только из основных тонов, но и из огромного количества деталей и послезвучий.
Слушаешь — и узнаешь хорошо знакомый звук, который разработчики довели почти до идеала. Правда, я не знаю, что тут можно еще улучшить. К тому же, акустика красивая и сделана очень качественно.
Но есть и еще одно не менее важное наблюдение. Можно посмотреть, с чем играли новые Конфиденсы. Зная характер прежних серий, точнее их требовательность к усилению, сразу бросается в глаза, что новым не обязательно ставить в пару «сварочные аппараты». И недостатков по звуку не слышно.
Еще один значимый показатель для только что выпущенной акустики — другие производители выбрали ее для того, чтобы показать свою технику. С новыми Confidence на выставке показывали, например, Moon и Audionet. В общем, на мой вкус, новые Confidence точно попали в топ личных предпочтений по итогам всей выставки.
Naim
У Naim всего одна новинка, но громкая во всех смыслах. Производитель показал новый «музыкальный центр» Mu-so 2. Внешне аппарат легко узнаваем, но по характеристикам существенно изменился, и по заверениям производителя — аж на 95%.
Казалось бы, аппарат должен был стать либо побольше, либо потяжелее. Но размер изменился только по глубине — стал на 8 мм крупнее. А вес — даже наоборот, немного ниже. Как утверждается, чтобы изменить отдачу по басу, потребовалось увеличить внутренний объем и переработать скелет аппарата.
Паспортная мощность осталась прежней, однако усиление обещано новое, хотя по-прежнему используется класс D. Что понравилось в плане материалов и внешнего исполнения — аппарат ни на каплю не стал хуже, проще или дешевле. И, к счастью, никому не пришло в голову перекроить изначально удачный дизайн.
Кроме «корпуса» и усилителя, внутри — новые динамики (впрочем, похожие), разработанные с помощью инженеров Focal, а главное — новые «мозги» и функционал. Стриминговая платформа позаимствована у Uniti, есть поддержка стриминговых сервисов Google Chromecast и Roon, современный Wi-Fi и, что особо порадовало, — HDMI Arc.
А также поддержка мультирумного функционала — Google Home и Apple Homekit — и новое приложение для полного комплекта. Из минусов, вероятно, можно упомянуть только уже обсуждавшуюся высокую цену устройства. Что же касается звука, он стал другим — действительно более басовитым и силовым.
У «большого» Naim премьер в этом году не было, но не только в собственных сборках, а и в сторонних системах аппаратов хватало. Пожалуй, с акустикой Kudos понравилось больше, чем с Focal. Понятно, что в плане бизнеса и производства Naim и Focal идут рука об руку, но звучать им зачастую лучше самостоятельно и с другими парами.
Dan D'Agostino
В системе с усилителями Dan D'Agostino была возможность оценить, как работают топовые моноблоки Relentless Monoblock в паре с Momentum HD Preamplifier. Моноблоки просто чудовищного веса — по 258 кг каждый. И заявленная мощность составляет 1 500 Вт на 8 Ом. Формально, это нечто запредельное.
А в системе еще и поработали с питанием, и акустику выбрали совсем непростую — Sonus Faber Lilium. Впрочем, мне сложно представить акустику, с которой эти усилители не справились бы. Вопрос тут в другом.
Очень и очень дорого. С другой стороны, такие вещи можно оценивать не только по функционалу, но и как произведения технического искусства. Сходил послушать, как в музей, а покупать вовсе не обязательно. Впрочем, ведь кто-то может себе и такое позволить.
На деле же меня больше впечатлила работа другого усилителя Dan D'Agostino — Momentum S250. Эта модель куда более близка к реальной жизни. Но в системе, где показывали источники dCs, этот усилитель работал в паре с акустикой Wilson Audio.
Непростая ведь акустика, а играло очень хорошо. Стройно, чисто, без холодности и излишней резкости. Приятно было слушать. Тогда как я был свидетелем ситуаций, когда усилители куда внушительнее по габаритам и сопоставимые по цене, не справлялись с Wilson Audio.
Кроме этого, показан был Dan D’Agostino Progression Integrated — новый интегрированный усилитель со встроенным фонокорректором и опциональным ЦАПом. Не знаю, кто назвал его компактным, но таким он является разве что в сравнении с моноблоками Relentless. Жаль, правда, в системах этот аппарат не включали.
Piega
Piega представила свою первую линейку беспроводной акустики. Три модели Premium Wireless, двое напольников и полочники сделаны на основе уже существующей и выпускающейся акустики Premium 301, 501 и 701.
К ним добавили встроенные усилители и беспроводной хаб Piega Connect с поддержкой актуальных версий Wi-Fi и работой с цифрой в формате до 24/96. И, конечно, с aptX и возможностью интеграции в мультирумную схему из трех зон. Сейчас подобный набор функций уже становится неким стандартом. Про усиление информации нет, но, с учетом функций и заложенной некой коррекции звука под помещение, скорее всего речь идет о классе D.
ESD Acoustic
ESD Acoustic — американо-китайская компания, выпускающая и акустику, и электронику. А кроме того — карбоновые рупора. Именно с использованием таких рупоров построена старшая в каталоге акустика Dragon.
Пять полос, значительные размеры и достаточно чистый, как ни странно, звук. Слышно некую рупорность, много верхов, и в комнате системе было тесно. Но по картинке вопросов возникает меньше, чем при реальном прослушивании.
Обращает на себя внимание обилие компонентов в системе — и все свое. Компания выпускает и свой дисковый транспорт, и ЦАП, и различные усилители, и активные кроссоверы. Все очень крупное, многоблочное. Не скажу, что в сумме понравился звук с поправкой на масштаб проекта, но именно масштаб впечатляет. И с внешней стороны все сделано весьма аккуратно.
Estelon
Estelon презентовали одну единственную модель — Forza. Впрочем, ждать от этого производителя сразу нескольких моделей смысла нет — Estelon не разбрасывается по пустякам и новинки выпускает редко.
Forza — младшие колонки в старшей линейке. Старше только Extreme и Extreme Limited Edition. Впрочем, что значит младшие — европейский предварительный ценник слегка уходит за 100 000 евро. Ничего бюджетного компания никогда не выпускала и не выпускает. По форме принадлежность Forza к семейству Estelon узнается сразу и безошибочно. Больше акустику такой формы и такой конструкции не делает никто.
Технические параметры на «младшесть» тоже ну никак не указывают. Четыре полосы, кастомные динамики Accuton, корпуса из композита, больше похожего на искусственный мрамор, и 150 кг — вес одной колонки. Звучат они отлично: очень детально, объемно, с хорошей проработкой пространства и отменной динамикой.
За что я отношусь к акустике Estelon с уважением, так это за прекрасное сочетание внешности и звука. Вообще, я весьма консервативен в плане дизайна, и мало какие необычные колонки буду искренне считать красивыми. Эти же, на мой вкус, именно таковы.
Система, в которой можно было послушать акустику: электроника CH Precision — от усилителей до ЦАПа — и вертушка Kronos Pro с родным тонармом и головкой ZYX.
PMC
В комнату PMC было сложно пробраться, там сеансами с перерывами развлекали посетителей многоканальным звуком с фронтами и центром на акустике PMC Fenestria. Но кроме этого показывали и новые модели — fact 8 и fact 12 в версии Signature.
Построены они, как можно догадаться, на основе прежних «обычных» fact 8 и fact 12 с заимствованиями от недавно выпущенных старших PMC Fenestria. По имеющейся информации у колонок переработаны кроссоверы с использованием других комплектующих и плат.
Конфигурации динамиков остались прежними, как и пополосная раскладка. Двухполосные fact 8, трехполосные fact 12. Возможность подстройки звука по ВЧ и НЧ тоже оставили, как и две (или три — в зависимости от модели) пары коммутационных клемм и, конечно же, фирменное оформление в виде трансмиссионной линии. Заявленные на данный момент варианты отделки: белый «White silk» и темно-серый «Metallic graphite».
Mulidine Harmonie
Французская акустика Mulidine Harmonie V3. Компания у нас практически не известна, да и вообще представлена, кроме как во Франции, только в нескольких странах. Хотя производителю не один десяток лет.
Внешне неброские напольники, которые, однако, играли весьма заметно на общем фоне. Детально, открыто, с хорошей эмоциональностью. И играли, между прочим, с не старшими компонентами YBA. Но даже при общем высоком уровне звука система, в хорошем смысле, выделялась.
Classé
Компания Classé, которую недавно уже собирались хоронить, сменила владельца и быстренько представила обновленную серию Delta. С прежней Дельтой различия существенные. Внешность узнаваемая, но, на мой вкус, усилители стали намного симпатичнее. И, конечно, стрелочки. Это модно, с точки зрения функционала не обязательно, но здесь спроектированы, пожалуй, одни из самых изящных стрелочных индикаторов.
В общем, очень гармонично и аккуратно смотрится. Пока представили предварительный усилитель Delta PRE и моноблоки Delta MONO, в ближайшем будущем появится еще стереомощник. Аппараты, само собой, транзисторные, моноблоки до 35 Вт работают в классе А, потом переходят в АВ. В основе конструкции — тоннельный радиатор с активным охлаждением. Предусилитель с цифрой на борту, так что аппарат может выполнять функции ЦАПа и стримера.
Но одной только внешностью дело не ограничилось. Прежнюю Дельту от Classe я, честно говоря, не очень ценил, поругивая за некоторую холодность и отстраненность. Новые аппараты звучат иначе. Звук, как мне показалось, детальнее, прозрачнее, но без холодности — просто нейтральный. Система состояла из моноблоков, предусилителя, катушечника Studer и акустики Fink Team WM-4. Да, еще один интересный момент — усилители теперь будут выпускать в Японии, на мощностях Shirakawa Audio Works.
Technics
Technics показывала полные системы на своих компонентах, но мне было интересно послушать, в первую очередь, проигрыватели. В целом, по исполнению никаких вопросов даже к младшим моделям.
Проигрыватели сделаны хорошо, а с нюансами нужно разбираться индивидуально. Но вот послушать их хочется в других условиях — персональная подача и характер остальной техники в системах, на мой слух, слишком резка и механистична.
Audio Research
У Audio Research и так весьма обширный модельный ряд, но все равно и в этот раз нашлось что добавить. Начинать можно с любой новинки — актуальны все. Ламповый стереоусилитель мощности REF160S — логичное развитие, ведь до этого в каталоге появились похожие моноблоки REF160M.
Аппарат на лампах KT150, заявленная мощность — 140 Вт на канал. Кстати, очень приятный дизайн, изначально разработанный для линейки Foundation, стал постепенно распространяться и на другие модели. Выглядит он очень интересно.
Следующая пара новых аппаратов — CD проигрыватели CD6SE и Reference CD9SE. Это классические проигрыватели компакт-дисков, построенные на отличном транспорте Philips Pro2 — безо всяких лотков, с верхней загрузкой диска.
Конечно, у аппаратов есть цифровые входы, и даже USB с FPGA, но по цифровым входам верхняя поддерживаемая граница — 24/192. Не спешат в Audio Research гнаться за DSD или отказываться от возможности воспроизведения обычных дисков. Как, впрочем, и от ламповых схем, в том числе в блоках питания аппаратов.
Остальные части репортажа Munich High End 2019:
Репортаж с выставки Munich High End 2019: золотые рупора, прямой привод и эпилог (часть 3)